Мошенник или святой, маг или шарлатан?

Виорэль Ломов
Мошенник или святой, маг или шарлатан?


Великий маг и шарлатан (неизвестно, чего в нем было больше), граф Алессандро Калиостро (Джузеппе Бальзамо) побывал во всех уголках Европы и всюду был запечатлен в эпистолах, пьесах, доносах и протоколах судов. Прожив недолгую жизнь (1743—1795), граф наполнил ее столькими событиями и историями, что невольно веришь и ему самому и его апологетам, будто он родился еще до Ноя и по сию пору находится среди нас.

Суд инквизиции над Калиостро состоялся в Риме в 1789—1791 гг., во время Великой Французской революции, оказавшей сильнейшее влияние на исход этого процесса. Как всякая яркая личность, граф оказался в гуще событий — жалкой игрушкой в руках судьбы.

После зачтения смертного приговора граф вполне мог бы воскликнуть как Нерон: «Какой великий артист погибает!» Действительно, другого такого лицедея не было. Именно артистизм Калиостро заставил множество людей поверить во все, что он предлагал им, жаждавшим хлеба и зрелищ. Современники, от простонародья до монархов и великих поэтов — Шиллера и Гёте, верили в то, что граф «разговаривал с Александром Македонским, Юлием Цезарем, что собственными глазами видел пожар Рима при Нероне и распятие Христа», что он маг и астролог, алхимик и ясновидец, предсказатель и целитель, обладатель «эликсира бессмертия» и «философского камня», некромант и гипнотизер. И не только верили, но и были очевидцами и участниками его спектаклей; излечивались от неизлечимых болезней — хронической астмы, бесплодия и пр.; становились свидетелями синтеза золота и драгоценных камней. В Страсбурге, например, Калиостро, не раскрывая конвертов, читал запечатанные письма; для короля Франции Людовика XV убрал в крупном алмазе трещину; в России для князя Г.А Потемкина увеличил втрое груду золотых монет (треть золота кудесник получил за труды); и т.д. Сбылись и все эпохальные предсказания пророка: были созваны Генеральные штаты, произошла Великая французская революция, пала Бастилия, взошли на эшафот Людовик XVI и Мария-Антуанетта и т.д. А еще искусник читал мысли, бескорыстно лечил бедных и, как король, говорил о себе «мы»... Все дурное о графе Калиостро, что можно подытожить словом «авантюрист», вынесем за скобки. Ведь даже такие проницательные люди, как граф О.Г. Мирабо, разводили руками: «Кто он, Калиостро, мошенник или святой?» Кто бы он ни был, он дитя своего века, не станем тревожить дух почившего.

Причиной, приведшей Калиостро в застенки инквизиции, стало членство графа в масонских ложах разных стран, знакомство с розенкрейцерами и посвященными высших степеней и его безусловный авторитет в масонских кругах. На излете XVIII в. наблюдалась эпидемия масонства: в ложи вступали коронованные особы, аристократы, буржуа, политические деятели, просветители, поэты и даже кардиналы Ватикана. Калиостро также являлся основателем и великим магистром («Великим коптом») т.н. «нового египетского масонства, допускавшего применение таинственных сил природы». Разработав ритуал египетского масонства, граф учредил ложи в Англии, Франции, Италии и др. странах. И хотя в них принималась только состоятельная знать, охотников хватало. Зачислялись и богатые женщины; дамские отделения возглавляла жена графа красавица Лоренца, во всем разделявшая беспокойную жизнь супруга. Историки отмечают, что никакое другое предприятие не принесло Калиостро столько денег и славы. В этой деятельности граф развернулся во всей своей широте и проявил наивысший артистизм. Говорят, от проникновенных речей великого магистра «аудитория впадала в истерику; с криками: «Божественный! Божественный!» сиятельные дамы и господа припадали к его ногам, стремились облобызать ему руку». Есть основания предполагать, что Великий копт «стремился объединить под своим руководством все масонские группы Европы».

До 1789 г. масонство оставалось лояльным по отношению к власть предержащим. Правители в целом тоже относились к нему терпимо, даже покровительственно. Решительно настроен против масонов был лишь папский престол, квалифицировавший их не иначе, как «дьявольскую секту». (Ю.М. Каграманов). После взятия Бастилии 14 июля 1789 г. Ватикан свалил всю вину в произошедшем на масонов. Теперь каждому из них грозила смертная казнь.

В это время Калиостро с женой находился в Риме, где учреждал очередную «египетскую ложу», а дома занимался сеансами и алхимическими опытами. В сентябре по доносу слуги и после тайной слежки граф и графиня за ересь и пропаганду масонства в Риме были задержаны и заключены в замок Святого Ангела. Путь арестованной четы сопровождался криками разъяренной толпы и швырянием в карету камней.

Следствие над магистром длилось 18 месяцев. За это время было проведено 43 допроса с пристрастием, некоторые в присутствие папы Пия VI. Понтифик лично назначил Калиостро козлом отпущения — «главным инициатором масонских «происков» против церкви и освященного ею порядка». И хотя убедительных обвинений для публичного осуждения великого магистра у инквизиции не хватало, ей удалось сфабриковать недостающие улики. Суд казуистически обвинил Калиостро одновременно и как черного мага, связанного с нечистой силой, и как лжемага-мошенника, присвоившего себе чужое имя и титул — в протоколах великий магистр проходил как «Бальзамо». Последнее обстоятельство давало основание обвинить графа еще и в безнравственности. Не сумев раскопать никаких сведений о годах молодости Бальзамо, следователи списали на него все грехи, какие только можно приписать юности. Главной же уликой против графа стал изъятый у него при аресте список европейских лож «египетского ритуала».

Инквизиция вменила графу набор обвинений, начиная с его почтенного возраста в несколько сот, а то и тысяч лет, и скандальных слухов, распущенных завистниками и бумагомараками о том, что он «продал душу дьяволу, оскверняет святые дары и служит черную мессу».

На обвинения в масонской деятельности и магической практике магистр возражал, что всем этим он занимался во славу Господа и что он истинный христианин. Однако это дало инквизиторам основание инкриминировать ему еще и богохульство и незнание библейских основ. «Его обрывали, требуя, чтобы он не кощунствовал, не примешивал Господа к чернокнижию и к «масонским оргиям»». Доходило до абсурда — частные предсказания Калиостро о созыве Генеральных штатов и падении Бастилии назвали революционным подстрекательством.

Большую роль в разоблачениях Калиостро сыграла его жена, в страхе перед пытками рассказавшая о магических экспериментах мужа. «Лоренцу убеждали дать показания против мужа как против простого мошенника и шарлатана, уверяя, что наказание ему в таком случае будет смягчено». (Н.А. Ионина).
Калиостро не повезло — на нем церковь продемонстрировала свою решимость бороться с любой ересью.

7 апреля 1791 г. прокурор в обвинительной речи заявил, что «обвиняемый должен быть навсегда искоренен с лица
земли». Трибунал святой инквизиции приговорил Бальзамо, как «еретика, ересеначальника, мага-обманщика и франкмасона» к «показательной смерти» — публичному сожжению. Лоренцу приговорили к пожизненному заключению, как оказалось, ненадолго — вскоре она умерла в монастыре.

После зачтения приговора в церкви Санта-Мария совершился ритуал покаяния великого магистра, а на площади перед церковью при стечении народа сожгли «все документы графа, дипломы от иностранных дворов и обществ, масонские регалии, семейные реликвии, инструменты, книги, в т.ч. его собственные труды по истории масонства».

Осужденного уже готовились передать гражданским властям для сожжения на костре, когда вдруг казнь отменили — понтифик заменил ее пожизненным заточением. Этому предшествовала встреча Пия VI с неким таинственным чужестранцем, добившимся от папы отмены смертной казни графа. Предполагают, что это был один из высокопоставленных наставников великого магистра.
Калиостро, закованного в цепи, замуровали в каменном мешке крепости Сан-Лео на вершине отвесной скалы близ г. Урбано.

В феврале 1798 г. Рим заняли войска республиканской Франции. Когда французы захотели освободить Калиостро, им сказали, что тот скончался еще 26 августа 1795 г., то ли от кровоизлияния в мозг, то ли от пневмонии. Говорят еще, что он был отравлен или задушен тюремщиками, а перед этим сошел с ума. Есть также версия, что чародей, задушив духовника и облекшись в его одежду, вообще бежал то ли в Россию, то ли в Америку — во всяком случае, могилы его до сих пор не обнаружено.


Рис. http://poryvaev.ru/images/540899_0_167c08_9370842b_orig.jpg