пока не пробил колокол глава 4 часть 4-9 попутчицы

Дудко 3
 
А этот букет я поставила бы у нас в палате.
В вазе - ветки спиреи и тюльпаны. Чем-то напоминают слова из песни - "ЯБЛОКИ НА СНЕГУ"...
На следующем снимке я покажу - как цветёт спирея.

ПОКА НЕ ПРОБИЛ КОЛОКОЛ

ГЛАВА 4  РЕАНИМАЦИЯ

ЧАСТЬ 4 - 9    ПОПУТЧИЦЫ

   
  Почему-то попутчики в поездах, самолетах, или соседи в палатах санаториев, домов отдыхов и больниц, считают возможным раскрепощаться, и делиться сокровенными мыслями и историями со всем неизвестными людьми.

  И догадываюсь - почему. Иногда, груз хранимых тайн и переживаний, мучают от того, что их не на кого - "сбросить". Не с кем поделиться сокровенным. А иногда - стыдно за кого-то или за что-то.

  И вот, судьба посылает возможность - выговориться. И человек, уверенный в том, что рядом - случайный попутчик, и информация, доверенная ему - для рассказчика безопасна. И люди как бы исповедуясь, рассказывают многое из того, что переполняет душу. Не все конечно, но - большинство...

  Но это я так, к слову, потому что сама грешу этим - поговорить о многом с незнакомыми людьми. Но мне-то что? В нашей книге, мы с Виктором, итак, позволили себе устроить стриптиз души и тела... А других послушать, иногда бывает интересно и поучительно, тем более, что общаемся с этими - другими очень редко, а то и вообще не общаемся никак, живя безвыездно на даче у дочки.

  В этот раз за 14 дней моими "попутчицами " были три женщины.

  Естественно, я могу поделиться только внешними впечатлениями.

  Когда я заняла свое место в палате ? 5, там лежала - Милочка. Милочкой могу называть её только я, так как она была лет на 15 моложе меня. Меня тоже называли просто - Ирой. Так проще и короче.

  Милочка, видимо, в молодости была очень красивой женщиной. Она и сейчас эффективно выглядела. А красотой своей наградила двух своих дочерей. Одна из них прибегала к ней ежедневно. Высокая, с такими длинными ногами, что невольно думаешь - где же они начинаются, и - где кончаются? И ещё - у неё такие густые и длинные ресницы, что я не выдержала, и спросила - свои ли это ресницы, или наклеенные. Олечка с гордость сказала - "Свои"... Внешне она напоминала Зою Федорову - нашу известную советскую актрису.

  Милочка очень гордилась своими дочками. Олечка окончила МИМО и, кроме того - юридический факультет. Как я поняла из рассказов Милочки - сделала головокружительную карьеру. А сейчас работает юристом где-то около Рублевки. Замужем, растит дочку. Но, также, как и моя Стэлла, целиком взяла под свою опеку родителей. Так что, нам с Милочкой повезло с детьми.

  Я поступила в палату в ночь под пятницу, а Милочка выписалась в понедельник.

  Как говорят - "Свято место пусто не бывает"...

  Вместо Милочки в палату поступила Оксана. Она руководит группой диспетчеров оперативного управления в сети ресторанов. Раньше я с такой специализацией не встречалась. Поэтому - переспросила - не бухгалтерский ли это учет? Оказалось - нет. Они ведут оперативную работу, связанную с закупками. Я не стала вдаваться в глубину этого вопроса, так как в больнице у нас превалировали совсем другие темы.

  Оксану положили в больницу после перенесенного инфаркта. Ей всего 41 год. И поэтому, она ещё не может, как я, сказать, - "Всё-таки пожили мы уже долго, но всё равно...". Очень жалко видеть, когда болеют ещё молодые. Сорок лет, это всего половина жизни ещё впереди.

  Оксану положили по поводу диагностической операции, которая называется - коронография.

  Коронография сосудов сердца (коронарография) - это метод исследования коронарных артерий, основанный на использовании рентгеновских лучей. Его еще называют ангиографией коронарных сосудов сердца. Применяется метод для диагностики различных сердечных заболеваний. От качества выполнения этой процедуры зависит правильность назначения лечения.

  Оксане нужно было пройти эту процедуру, после которой ей вынесут вердикт: либо всё остается как есть, и она будет находиться под наблюдением врача, или же её направят в Москву для дальнейшего лечения и операции.

  Коронография дает возможность врачу увидеть на экране монитора, что происходит в кровеносных сосудах пациента, по которым кровь доставляется к сердцу. Этот метод позволяет проследить динамику кровообращения, диагностировать закупорку сосудов, либо их сужение. При этом врачу четко видно место сужения артерии.

  Коронография позволяет определить необходимость замены коронарного сосуда (шунтирования). Это то, что касается лично - Оксаны. На коронографии выявляется область для будущего оперативного вмешательства.

  Конечно, как и все больные, она надеялась, что ей сразу же сделают эту операцию, и всё будет хорошо, и - быстро выпишут.

  Но, как обычно часто бывает, всё пошло не так... Первый вопрос доктора - "А где Ваши анализы?", Оксана в ответ - "А какие?"...

  Александр Иванович объяснил: - "Поскольку коронография предполагает вмешательство в просвет сосудов, необходимо предварительно обследовать больного"...

  И пришлось ей в первые два дня сдавать все необходимые анализы:
  Обязательными являются исследования крови:
  - клинический;
  - биохимический;
  - коагулограмма;
  - определение группы и резус-фактора;
  - вирусологические исследования (ВИЧ, гепатиты В и С).
   
   Кроме этого, нужно пройти ЭКГ, ЭХО КГ, и УЗИ с допплером и дуплексным сканированием.

  Ну, что ж! Раз надо, так надо...

  Меня удивляла, как после перенесенного инфаркта она может быть такой энергичной. Казалось из неё энергия так и прёт. Она пять минут не может побыть в покое. Даже, когда она ложится в постель, пока не начнет засыпать, (а засыпать она привыкла дома поздно), он вся извертится - то на живот ляжет, то - на бок перекатится.

  И второй её особенностью было - безмерное стремление к чистоте. Она каждый день протирала надушенной тряпочкой всю свою тумбочку. Ну, чем могла тумбочка испачкаться за сутки, если, кроме самой Оксаны до неё никто не дотрагивался? Зато в комнате целый день стоял легкий запах духов.

  Лично я считаю, что в общественных местах, где приходится временно жить, не должны присутствовать посторонние запахи. Иначе будет казаться, что и каша пахнет по другому...Поэтому в больницу духи я с собой не беру. Но это - я... А Оксана - молодая женщина. А у молодых всё по-другому.
   
  Оксана, если не порхала в пространстве, то разговаривала по телефону. Она без конца отдавала сыну и сестрам какие-нибудь распоряжения. Поэтому, к ней часто приходил кто-нибудь из родных или - знакомых.

  Сын её работает барменом в ночном клубе. Домой приходит уставший. Чуть-чуть передохнув, мчится к матери. И так приятно видеть, как он её любит и ластится к неё. Он обнимет её, прижмется, заглядывая в глаза, или положит голову к ней на колени, и - замрет. Такой большой, и в то же время - такой маленький в этих своих порывах любви. С первым мужем она разошлась давно. И её сына воспитал отчим. Потом она и со вторым мужем разошлась. Она с сыном теперь живет в квартире с сестрой и племянницей. А муж продолжает жить в их общей квартире.

  Потом Оксана помирилась с мужем. И теперь они, живя поврозь, встречаются, как любовники. Он работает в Москве. В свободные дни уезжает на дачу, которая находится, кажется, под Сергиев-Посадом. Может быть, я и ошибаюсь. Но это неважно - где. Оксана туда ездит только отдыхать. Теперь многие так делают. До экономического кризиса - дешевле было купить овощи и фрукты, чем гробить на них своё здоровье. А теперь, думаю - наоборот. Именно свои огороды и сады питают многие семьи продукцией без нитратов, а главное - дешевле и вкуснее, чем в супермаркетах. Ну, а Оксане сейчас по состоянию здоровья, на даче показано, в основном - отдыхать, и наслаждаться всеми доступными прелестями, что она и делает.

  На следующий же день, по распоряжению Оксаны, сын принес в палату телевизор. До этого этот телевизор стоял у него на работе, вероятно, где-нибудь в конце стойки бара. Оксана несколько дней ворчала, оттирая его от запаха табака. Но у нас с Оксаной различались пристрастия к тематике программ, поэтому я не смотрела передачи, которые нравились ей. Она каждый вечер с интересом следила за событиями, которые протекали в ДОМЕ - 2, на канале - НТВ. Я лично такие передачи вообще не воспринимаю... Ну, что ж! Все люди - разные, и интересы у всех - разные. Как говорится - каждому - своё.

  Может быть, я ко всем таким темам отношусь без понимания из-за своего возраста? Но вот мой муж, например, ночью, когда я сижу за компьютером, спиной к телевизору, лежа в постели, щелкает пультом, выискивая что-нибудь интересное. И вдруг, слышу - тишина... Значит - выключен звук, чтобы я не поняла, что он смотрит какой-нибудь ночной канал. Чудак, именно по выключенному звуку, я и определяю круг его ночных интересов... В 81 год - чем бы "дитя" не тешилось...

  Поскольку погода выпала на пасхальные дни необычно теплая, и больным разрешалось выходить на улицу, Оксана уходила всё время гулять.
   
  Я думаю, что все дни до операции она не могла избавиться от волнения. Я бы тоже волновалась. Хотя теоретически - операция не должна вызвать никаких опасений.
   
  Проводится пункция (обычно бедренной артерии в области паха), через которую в сердце внедряется тонкий катетер из пластика. В катетер вводятся специальное контрастное вещество. Оно позволяет врачу при помощи ангиографа, транслирующего изображение на экран, увидеть, что происходит в коронарных сосудах больного.

  Накануне операции, к Оксане пришел врач, который будет её оперировать. Как-то мне кажется не подходит в этом случае слово - операция, больше подходит - слово обследование. Но, наверное, я не права. Всё-таки в основе этой процедуры лежит процесс вторжения инородного предмета в область сердца. Да, это всё-таки - операция...

  Накануне ангиографии больному нужно соблюдать ряд несложных правил:
  - Не рекомендуется кушать и пить после полуночи дня, предшествующего процедуре;
  - Следует захватить с собой в клинику все принимаемые лекарства;
  - Прежде, чем принимать ваши привычные лекарства утром в день исследования, рекомендуется проконсультироваться с врачом. В частности, это относится и к инсулину при сахарном диабете;
  - Нужно не забыть сообщить врачу об имеющейся аллергии;
  - Перед процедурой обязательно опорожнение мочевого пузыря;
  - Нужно снять кольца, цепочки, серьги, очки;
  - Стоит быть готовым к тому, что врач попросит снять контактные линзы.
  Особые требования - к питанию до операции.

  Оксане выдали специальную памятку, по которой она жила целые сутки. Покушать она любит. Каждый приходящий навещающий приносил ей какие-нибудь вкусные продукты. Холодильник был забит ими на две трети. И вся она напоминала аппетитную пышечку. Грудь - как две булочки, животик - как большой пышный пирог. Я ей говорю - "Ты такая аппетитная, что многие хотели бы от тебя откусить кусочек...". А она в ответ, улыбаясь - "И - кусают...".

  В связи с ограничениями, с утра Оксане нельзя было уже есть - никакие фрукты и овощи. И вообще ничего нельзя было есть уже после обеда. А у неё к вечеру разыгрался аппетит. Она спрашивает - "Ну, хотя бы йогурт можно?". Я начинаю рассуждать: "Почему тебя ограничивают в еде? Чтобы ты утром перед операцией освободила желудок, и не пукнула доктору в нос. Йогурт способствует перевариванию пищи. По-моему, он не повредит...".

 Оксана обрадовалась, и выпила большую порцию йогурта. А я про себя подумала, а вдруг я не права?...

  Утром ей сказали, что она полностью должна раздеться, и ждать. За ней придут в 9. Она разделась, укуталась в одеяло, и сидит на кровати - ждет... А за ней никто не приходит. Час прошел. Если бы она не была раздетой, она бы уже сто раз сбегала туда - сюда с вопросом - "А почему? И - когда?". Поскольку это поведение было ей не доступно по той причине, что она была нагая, все свои волнения и вопросы она обращала ко мне.

 Например, её очень волновало, что доктор молодой, а она перед ним будет лежать - голая. Я ей напоминаю, что разрез будет в паху, и как этот разрез будет делать доктор, если она будет в трусиках?

  Время шло, и вот, наконец, пришла старшая медсестра и сказала: - "Операция задерживается. Большой наплыв больных, доставленных скорой помощью. Пока всех в реанимацию не примут, операцию делать не будут.

  Ну, это - понятно. Если кому-нибудь из поступивших потребуется срочная операция, все плановые операции будут проводиться во вторую очередь.

  С утра приехал в больницу муж - Саша. Он всё время сидел рядом с ней, переживая не меньше, чем сама Оксана.

  Но вот всё-таки к дверям нашей палаты подвезли каталку и Оксане скомандовали - "Иди ложись!". - "Как - голая?". - "Ну, прикройся чем-нибудь!"...

  У Оксаны, как и у меня был свой плед. Но в отличие от моего - очень тоненький. Она, запахнувшись в него, залезла на каталку, и её увезли в операционную.

  Я не засекала - сколько времени длилась операция. Если её увезли в 12 часов, а вернулась она, когда "приехал" обед, значит, она отсутствовала часа два.

  Операционная находится на третьем этаже, там же, где и кардиореанимация.

  Привезли её обратно на каталке, которая по причине узкой палаты, подъехать кровати не могла. Двум санитаркам пришлось разобрать мою кровать, и прислонить её к стене, поставив на бок. Поскольку моя постель соскользнула на пол, они заменили мне бельё. Обычно белье меняют на десятый день, а мне поменяли раньше. Повезло...

  Оксана одеться не могла, так как в паху, возвышалась сверх повязки, наложенной на разрез, огромная гуля из чего-то со льдом внутри.

  Первое, что сделала Оксана, так это - пообедала. Из больничной еды она съела только второе, и многое ещё чего, чем стал кормить её муж - Саша с ложечки.

 Его Оксана, конечно, не стеснялась, и, распахнув плед, лежала во всей своей пышной красоте нагая и желанная. А Саша, присев на край кровати, держал её за руку. Это было так трогательно и откровенно, что я пошутила - "Мне выйти?".

  Стала расспрашивать её об операции, и о том, как прореагировал на неё - оголенную молодой доктор. Оксана сказала ему - "Я Вас стесняюсь", на что доктор ей ответил - "Нашла кого стесняться. Мы здесь хирурги - давно все бесполые...".

  Спрашиваю - "Было больно?". - "А я ничего и не почувствовала"... - "А что в результате доктор сказал?". - "Сказал, что всё хорошо. Никуда больше ездить не нужно. Из четырех сосудов, (не поняла - входящих в сердце или выходящих из сердца, один - не работает), поэтому будет жить с тремя"...

  Оксана очень обрадовалась. Потому что направление на дальнейшее обследование предполагает операцию шунтирования...

  Пока не сняли повязку и лед, ей приходилось лежать на спине, и пользоваться уткой. Я ей предлагала подгузник, но из-за повязки в паху этот вариант не проходил. Когда меня везли в больницу на скорой помощи, одежду мне не оставили, но по незнанию, на всякий случай (по январскому опыту) с собой захватили и подгузники и пеленки. Подгузники не пригодились. А пеленками мы с Оксаной пользовались, когда ходили в душ. Босиком вставать на мокрый кафельный пол - не хотелось...

  Следующим утром, в пятницу, к нам пришел доктор, который делал операцию. Снял повязку. Лёд убрали ещё ночью. Он принес Оксане - заключение.

  Оксана принялась читать заключение и - расстроилась. В нем было написано, что сердце (я пишу своими словами - только смысл...), не обеспечивается кровью на 70 %, и ей дается направление в Москву.

Она оделась, и помчалась выяснять смысл написанного.

 Доктора ей сказали, что они считают, что никуда ездить не обязательно, но, если она решиться на дальнейшее обследование в Москве, то - пожалуйста...".

 Она опять ко мне с вопросом - "А как же...?". Мне конечно лестно за такое доверие. Я не врач, но по логике положения, я ей посоветовала - не расстраиваться, так как в её положении стрессы не желательны. Если бы была срочная необходимость, врачи не просто бы дали направление, а отправили бы срочно в Москву. И даже с направлением сразу на прием не попадешь - поставят на очередь, и будешь ждать. А лишняя консультация никому не помешает. Поэтому я посоветовала Оксане, находясь на больничном, хорошенько отдохнуть под бочком у мужа на даче. А уже потом, не спеша, записаться на прием с этим направлением в Московскую клинику. Второй раз там коронографию делать не будут, просто проконсультируют на основании выписки, и дадут свое заключение.

  Александр Иванович, придя на обход, сказал ей практически то же самое, только - умными словами...

На выходные он опустил её домой. И пообещал выписать в понедельник, а меня - во вторник.

Таким образом, последние выходные я осталась в палате одна, наслаждаясь свободой от капельниц, которые мне больше не ставили, и созерцанием березовые вершины, затеявшие игру своими веточками с проплываемыми облаками.

  Была страстная суббота. Весь персонал больницы вышел дружно на субботник, на сквер, как раз против окон нашего отделения. Но, день был прохладный, и смотреть на них через распахнутое окно было бы холодно и не совсем прилично.

  Взглянув в раскрытое окно разочек, я видела, как они сгребали с земли в сквере мокрые грязные листья и укладывали их в мешки, которые, заглатывая в себя этот зимний мусор, раздувались, как беременные бочки. Потом, поработав половину дня, все вернулись в отделение. Услышав гомон, я выглянула в коридор, и увидела входящую в отделение гурьбу женщин, и среди них возвышающуюся фигуру Александра Ивановича. Женщины щебетали вокруг него, разрумянившиеся, веселые...

  И я вспомнила, как в мою бытность, мы также весной, перед первомайскими праздниками все дружно выходили на субботник. Мы - женщины, граблями сгребали такой же мусор. А мужчины собирали его в мешки, а палки и всякую другую габаритную ветошь уносили куда-то на носилках, складывая в кучки. А потом всё это увозилось машинами, наверное - на свалки. Обычно на наши субботники каждый приносил с собой какую-нибудь закусь, а на спиртное мы скидывались заранее. Его покупали мужчины. После субботника каждый устраивался - где как мог. Я обычно со своей лабораторией отправлялась ко мне домой. Всё-таки посидеть за столом было комфортнее. А многие другие (все зависело от компании), находили свободную лавочку, и с удовольствием заканчивали субботник - на ней...

  Наши медработники после субботника поспешили умываться, переодеваться, и вернулись к своим обязанностям. Все, кто был в субботу выходной - ушли домой. И никаких лавочек и домашних посиделок - не намечалось.

  Времена меняются, как и - нравы...

  Оксана в понедельник пришла утром и до самого обеда ждала, когда ей принесут из другого здания больничный лист.

  Мы расстались с ней, как подруги, хотя наш возраст разнился в 40 лет...

  А вечером в палату положили пожилую женщину - Марию, или просто - Машу. Я уже в мыслях отрешилась от больницы, и была дома, но оказалось - рано. Я была нужна Маше, так как у неё давление поднялось до 190...

  Дома у неё поднялось давление. Кроме мужа - пенсионера, все родственники находились на работе. Я сейчас не помню - кажется, она сама пришла в приемный покой больницы, имея направление от врачей поликлиники на плановую госпитализацию. В общем, это неважно. Важно - другое. В приемном покое ей сказали, что нужно подождать дежурного врача. Мария ждала час, потом - второй, потом - третий. Волновалась, и чувствовала, как у неё продолжает подниматься давление. Дома у неё было - 160. А когда, наконец, в приемный покой пришла дежурная врач, у Маши давление подскочило до 190. Она - диабетик. Ушла из дома - не пообедав, а в палату попала в 6 вечера. Хорошо ещё, что успела к ужину, а то из дома ей муж положил в сумку только - баранки и огурец.

  Как и я, Маша с собой захватила лекарства, которые ежедневно принимала дома. Оказалось - какие-то забыла, и именно - те, которые понижают давление. И поэтому разволновалась ещё больше. Пришлось её отвлекать от всех волнующих её мыслей. Разговорились. После того, как медсестра дала ей выпить Каринфар, давление опустилось до 160, потом - до 140.
  Сначала Маша рассказывала о своем здоровье. Потом - о своей семье. У них - две дочки. Одна - замужем. Есть - внучка, которая учится на втором курсе института. Чувствуется, что Маша - "ведущее звено" в семье. Она это и не скрывает. Муж никогда ничего дома не делал сам. Единственное, чем он занимался каждую свободную минуту, это - разгадывал кроссворды. Поскольку Маша собиралась в больницу наспех, она много чего, необходимого в больнице, с собой не взяла. Интересно было смотреть, как она все свои рассказы перемежала с телефонными звонками. Говорит-говорит, и вдруг встрепенется и набирает по телефону мужа - "Ты возьми листок бумаги и запиши - завтра принесешь мне лекарство - Фозикард. Я его забыла дома...". Через две минуты: - "Завтра купи - Каринфар. Мне дали таблетку, и быстро давление опустилось. Хорошее лекарство". Далее: - "Слушай, я забыла - мыло. Записал?". Чуть позже - "В холодильнике - сыр и колбаса. Тоже принеси...". И т. д. и т. п. ...

  Маше нужно было выговориться, чтобы вместе с рассказами о своей жизни сбросить все волнения. Говорила она обо всем, как тот казах, который ехал по степи на ослике и пел песни обо всем, что видел вокруг себя. Но вот, когда дошли до темы - "ПРОДУКТЫ", Маша говорила о них долго - долго, иногда спрашивая меня - "Вы не спите?", так как время приближалось уже к двум часам ночи. Я отвечала - "Нет", а иногда кое о чем и переспрашивала.

  Началось с огурца, который она взяла с собой из дома и начала его есть за ужином. - "Вот, видите, какой отличный огурец. Это я зашла на рынок, что около ж /д. станции. Там - по кругу стоят киоски с разными продуктами, а на воздухе, под навесом - прилавки. Подхожу к крайней продавщице. Спрашиваю - почем огурцы. А она мне - 80 рублей. И протягивает вялый огурец. Я ей говорю - Э! - нет! Так не пойдет. Это что за огурец? Я пошла дальше, а дальше-то огурцы отличные - по 60 рублей у всех. А самые отборные, те - да, по 80. Вот я и купила те, что по 60. Видите, какой крепенький?". - "А внутри семечки крупные?" - "Да - нет! Отличный огурец! Хотите попробовать?" - "Нет, спасибо. А помидоры там тоже дешевле?" - "В общем - два. От 80-и до 100 рублей. А вот я мужу велела сыр принести. Захожу в АШАН, а там - акция. Продают сыр (я не запомнила название), который стоил 600 с чем-то рублей головка, знаете такая маленькая, круглая. А по акции - 360 руб. Я взяла несколько головок, а на кассе не пробили. Сказали - можно только две штуки. Пришлось заходить в магазин несколько раз. Я его дома положила в морозилку. Вы не кладете сыр в морозилку? Такой вкусный становится... А вот у нас с нового года открылся новый магазин - КАРУСЕЛЬ. Такой хороший магазин. Захожу недавно, а там - морковка - отборная, мытая, крепенькая, красивая - приятно смотреть. И всего - 25 рублей. Все набирают по несколько пакетов. А на кассе тоже - ограничения - по 2 пакета. Но я запаслась...". - "А сколько же стоит морковь в других магазинах?". - "В других - по 29 рублей. А перед пасхой - яички по акции. Дешевле на много. Я беру 8 упаковок. А на кассе пробивают только за 4. На мое счастье, смотрю, а за мной в кассу стоит женщина, у которой в корзине всего одна упаковка яичек. Я свои перебросила к ней и потом деньги отдала..."

  Я слушала Машу, и представляла - сколько радости ей доставляла каждая покупка, приобретенная по оптимально выгодной цене. И мы порой не ценим, что, приходя в АШАН или МЕТРО, платим за ту же морковку, не глядя на цены...

  Утром ко мне рано приехала Стэлла, чтобы забрать меня домой. Ещё накануне я приготовила ряд вопросов к Александру Ивановичу по поводу - как лечится дома, какие иметь лекарства про запас на случай приступов, и т. д. Он сказал - на все вопросы отвечу завтра, после обхода, когда в 11 часов зайдете ко мне за выпиской...

  Попрощались с Машей. Она всё сокрушалась - "Как жалко, что Вы выписываетесь. С Вами так легко общаться. Кто-то придет на Ваше место?".

  Приятно, когда вот так, случайно, слышишь комплимент из уст совсем незнакомой женщины". А ведь я ей смогла всего лишь на всего - уделить немного внимания...