Странное положение с курением

Олег Басин
            Если присмотреться к современной проблеме курения, то мы обнаружим довольно много странных и даже не очень понятных тенденций.
            Конечно, и раньше курильщик мог вызывать неприязнь, если уж совсем нарушал этические нормы, но мы сталкивались с этим редко и это, как правило, не вызывало агрессивных реакций ни с той, ни с другой стороны.
            Стоит обратить внимание на несколько странных курительных аспектов и постараться объединить их по смыслу. Здесь есть и аспекты восприятия современного дыма некурящими и аспекты поведения самих сегодняшних курильщиков; точнее, их подавляющего большинства.
            В былые годы (довольно давние) курильщики могли находиться где-то неподалёку, но это не вызывало резкого обонятельного отторжения, оно было на порядок слабее, на уровне некоторого дискомфорта; тогда как теперь вторжение в нашу обонятельную систему иначе, как мерзкой вонью назвать нельзя. Явно, что с табаком что-то произошло. Я как-то встретил на улице человека курящего трубку. Уже на некотором отдалении я почувствовал аромат, и, войдя в его облако, я даже с наслаждением вдохнул дым от его настоящего табака; сразу нахлынули воспоминания детства. Выходит, что то, чем сегодня несносно воняет вокруг нас, собственно и не является табаком, а какими-то его биохимическими выжимками, сдобренными ещё какой-то гадостью, возможно, влияющей не только на физическое здоровье людей, но и на их психику…   и вот тут стоит как следует охарактеризовать массовое поведения самого современного курильщика… довольно странное поведение по сравнению с курильщиками прежних времён.
            Во-первых, их совершенно не смущает эта странная омерзительная вонь современного курева, они её вдыхают как родную, т.е. с нескрываемым наслаждением, как благоухание. И это выглядит контрастно и даже диссонансно; как выглядит человек под воздействием, который на наших глазах ел бы колбасу с вареньем и получал бы удовольствие, как будто от мороженного. Согласитесь, странно смотреть, как едкая проникающая вонь, даже не напоминающая запах натурального табачного дыма доставляет им неслыханное удовольствие.
            Надо отметить и поведенческие и даже идеологические тенденции современного курильщика покупных импортных сигарет. Прежде всего посмотрим, как их манит поближе подойти к людям во время акта их курения. У многих из них совершенно явно прослеживается тенденция подойти как можно ближе к группе некурящих, хотя ничто в этот момент не мешает стоять поодаль. Самодовольное лицо с оттенками благости и добропорядочности выдают их желание как бы поделиться с нами этим продуктом их наслаждения. На их лицах в этот момент написано желание нести нам добро в виде клубов производимого ими дыма, что само по себе уже выглядит противоестественно, беря во внимание и вред и вонь. Но и далее их поведение развивается довольно странно и даже противоестественно. Так, если попросить их покурить подальше, например, от остановки, то у подавляющего большинства из них возникает агрессивная реакция, будто ущемляют их права. Позвольте, мы ущемляем их права курить нам прямо в лицо — это ли не противоестественно?! Так под каким воздействием находится данный человек, у которого чувство справедливости работает наоборот. Повторюсь, что ведь нетрудно стоять при этом в стороне, не беспокоя при этом никого. Но, тем не менее, подавляющее большинство курильщиков при акте их курения привлечено именно в самое сгущение людей и очень ревностно (до агрессивности) относятся к иллюзии своего блага для себя и других. Тут ещё отмечается значительная эмоциональная неустойчивость современного курильщика. Так чем же она вызвана?..
            Ну и, конечно же, ярко выраженное инфантильное поведение современного курильщика тоже явно бросается в глаза. Стоит обратить внимание на их позы и манеры во время курения. Зачастую это происходит примерно так: взрослый мужчина (давно уже не юноша) встаёт возле самой двери торгового центра, распаковывает пачку с деловым видом мастера; расставляет ноги пошире, становясь в позу героя боевика, победившего сотню мерзавцев; затягивается с выражением превосходства на лице. Понятно, что есть потребности, порой и негативные, зависимость от алкалоида; но ведь раньше при естественном табаке люди даже стеснялись своей вредной привычки. Откуда теперь берётся это неадекватное чувство превосходства, от каких примесей той адской смеси, называющейся сегодня табаком?
            И, знаете ли, возникает и другой вопрос: а что если эти люди, находящиеся под постоянным психотропным воздействием завтра получат провоцирующий сигнал и пойдут с агрессией отстаивать то, что на тот момент по рассчитанной психологической наводке будет казаться им справедливым? Отдаём ли мы себе отчёт, что помимо психологического деморализующего воздействия в нашем обществе работает ещё и психотропное? И табачные изделия являются наиболее удобной формой применения этих средств воздействия на людей. Иначе чем можно было бы объяснить странные метаморфозы как табака, так и курильщика за последние несколько десятилетий? Это как один из компонентов так называемой гибридной войны, проводящейся информационно, психологически и психотропно.