Сыны Измаиловы. Mусульмане

Аня Глейзер
"И вот имена сынов Измаиловых, имена их по родословию их: первенец Измаилов Наваиоф, за ним Кедар, Адбеел, Мивсам, Мишма, Дума, Масса, Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедма. Сии суть сыны Измаиловы, и сии имена их, в селениях их, в кочевьях их. Это двенадцать князей племен их."(Быт. 25:13-16).

Наваиоф (евр. Невайот), старший сын Измаила (Быт 25:13; 28:9; 36:3), а также его потомки, североаравийское кочевое племя (Ис 60:7), названное в одной из надписей ассирийского царя Ашшурбанипала как набитаи. Как в Быт 25:13, так и в Ис. 60:7 имя Наваиоф стоит рядом с именем Кидара. Полагают, что от племени Наваиофа произошли набатеи, которые вытеснили идумеев с их исконных земель, в частности, с горы Сеир, и основали там свое царство, просуществовавшее примерно с 300 г. до Р.Х. до 106 г. по Р.Х., т.е. до вхождения царства в состав Римской империи на правах провинции.

Кедар - также название произошедшего от него племени (Пс 119:5), которое упоминается вместе с Неваиофом, т.е. набатеями (Ис 60:7). Кедаряне были кочевым племенем, обитавшим в сирийско-аравийской пустыне. Его оружием были лук и стрелы; пророк предсказывает, что "вся слава Кидарова исчезнет; и луков у сынов Кидара останется немного" (Ис 21:16 и след.). Кедарян причисляли к жителям востока (Иер 49:28). Они жили в черных шатрах из козьей шерсти (Песн 1:4; Иер 49:28-33), их основными занятиями были скотоводство и меновая торговля, которую они вели, в том числе, с финикийцами (Иез 27:21). Они проживали между Авраном и Фемой; во времена Синаххериба их царь правил в Думе (совр. Эль-Джау). Основная область расселения кедарян, вероятно, находилась западнее Думы, между ручьями Вади-Сирхан и Вади-эль-Феджр. Из арабских надписей известно, что Гешем (ок. 445 г. до Р.Х.), упоминаемый в Неем 2:19; 6:1 и след., был сыном некого Шахру и царем Кедара,в конце столетия преемником Гешема стал его сын Кайну.

Адбеел - В ассирийских надписях VIII в. до Р.Х. упоминается северо-аравейское племя идибаил, обитавшее недалеко от египетской границы.

Дума - Это имя сохранилось в названии местности Думат-эль-джебель (Дума гористая), называемой также «Сирийская Дума», находящейся в восточном Авране, на границе между Аравией и Сирийской пустыней. Так же это город в нагорной Иудее (И. Нав. 15:52); развалины его находятся около Дауме, к югу от Хеврона.

Масса - его потомки составили арабское племя Агур (Лемуил), которое в ассирийских надписях упоминается рядом с эпонимами  Фема и  Наваиоф. Возможно, это племя тождественно масанитам, жившим в восточной части Аравии, на границе с Вавилонией.

Имя Хадад имеет важное значение:  Западносемитский бог грома.  Ассирийцы отождествляли Хадада со своим богом Риммоном, "громовержцем" (4Цар 5:18). Священным животным Хадада был бык, а его знаком - топор.

Фема: земли вокруг оазиса Фема, где, вероятно, жили потомки Фема - феманитяне, одно из аравийских племен (Иов 6:19; Ис 21:14; Иер 25:23; упоминания о Феманитянах встречаются также в клинописных источниках). Этот оазис находится в Аравии, в 260 км юго-зап. Эль-Джауфа (Дума), на полпути между Дамаском и Меккой. В Феме был найден памятник в виде столба с арамейской надписью, относящейся к VI в. до Р.Х. В Феме находился в течение 8 лет своего правления последний вавилонский царь Набонид.

Иетур стал праотцом итуреев. Греческий историк и географ Страбон описывает дикие племена итурейцев, разбойничавших в горах Антиливана. Главным городом итурейцев была Халкида в долине Бекаа. Во времена, предшествовавшие воцарению Ирода Великого, они образовали Итурейское царство (север Палестины), включающее также Трахонитскую область, Ватанею и Авран, которые позднее вошли в состав владений четвертовластника Филиппа. В 24 г. до Р.Х. Август отнял эти области у покоренного Римом итурейского царя и подарил их Ироду. При разделе царства Ирода Великого они отошли к Филиппу. В Лк 3:1 Филипп именуется четвертовластником в Итурее и Трахонитской области. Эти названия можно перевести с греческого и как "Трахонитская Итурея". Можно также предположить, что Лука назвал только часть территории, находившейся под властью Филиппа. Во всяком случае, это свидетвует о том, что евангелист был хорошо осведомлен о политических событиях того времени.

Кедма: Кедма ("восток"), сын Измаила; его потомки образовали одно из арабских племен (Быт 25:15; 1Пар 1:31).

Об остальных сыновьях информации не найдено, прошу дополнить меня, если есть возможность. Спасибо.