Комментарии к некоторым песням

Владимир Волынский2
1.«Скажите, девушки…»
Помните, у Владимира Владимировича (Маяковского):
«Мама, Ваш сын прекрасно болен –
У него пожар сердца».
Сами понимаете, если в сердце пожар, то голова уже ничего не соображает. Вот и я, уже давно-давно, «напоролся» на эту строчку:
«Скажите девушки, подружке Вашей,
Что я ночей не сплю, о ней мечтаю…»
А сам-то ты не можешь сказать? – возникает у меня вопрос к главному герою. Или у Вас в Италии девки другие?  Нормальные подружки сделают большие глаза и скажут примерно так: «Слушай, Джованни (с ит. Ваня), ты глаза-то открой. Что ты в ней нашел? Да ты на нас посмотри!»
Только Ваня ничего не слышит и поет свое:
"… что всех красавиц она милей и краше".То есть, человек не соображает ничего. Как такое можно говорить подружкам, это же для них унизительно. Ситуация становится понятной, если учесть, что у нашего Ивана тоже «пожар сердца». Он же больной человек. Болезнь называется «первая любовь», а такой перволюбец (какое слово я придумал!) не слышит никого, только голос своего сердца. А в нем такое творится…
И очевидно еще одно. Перед нами вчерашний мальчишка, а не настоящий мужчина.
Когда все это осознаешь, то поймешь, что петь этот романс как его поют обычно, значит погрешить против поэзии.  Чтобы форма соответствовала содержанию, нужно представить такого восторженного юнца и петь романс с некоей просительной интонацией. Впрочем, любовь всегда права, и мы просто завидуем этому «больному». Да продлится его сладкая мука, да будет благосклонна его избранница.

В итальянском оригинале:
Скажите вашей подружке,
что из-за неё я потерял сон и покой,
что я всегда думаю, она -  вся моя жизнь...
я хотел бы сам сказать, но нет моих сил..
 Я люблю тебя... я люблю тебя безумно…

2. "О, Марианна"
Полночь, полночь вот уже пробила
А Марианна позабыла, что я её здесь жду.
О Марианна, сладко спишь ты, Марианна,
Мне жаль будить тебя, я буду ждать.

Вот Вам еще один больной. Назначил свидание девушке, но видно поздновато назначил. Раньше не мог, все работа, да работа. Приходит, а его Марианна заснула. Спит, бедняшка. Что сделал бы нормальный мужик? Или разбудил бы ее, или плюнул и ушел домой. Дак это ж нормальный, а у нас больной, влюбленный. Так и просидел всю ночь. «Мне жаль будить тебя, я буду ждать». Любовь зла, не выбросишь в окошко. В смысле, любовь – не картошка, полюбишь и козла.

3. «На то она и первая любовь».
Песня из моей ранней молодости, т.е конец 50-х годов прошлого века. Тут собственно, и комментировать нечего. Надо просто привести текст этой студенческой песни. Представьте себе двух друзей. Один постарше, поопытнее. Он уже переболел, а друг все еще мучается. И вот такие нравоучения слышит от старшего товарища:
"Зачем ходить, бродить по кабакам?
Сидеть, страдать в дыму табачном.
На то она и первая любовь,
Чтоб быть ей не особенно удачной.

Зачем надежду в сердце зря хранить
Ведь вы с ней вместе отступили.
На то она и первая любовь,
Чтоб в будущем умнее становились.

Та девушка давно уже с другим,
Ее забудешь ты едва ли.
На то она и первая любовь,
Чтоб мы ее не забывали.

Иди, влюбляйся в эту ночь,
Влюбляйся без конца и края.
На то она и первая любовь,
Чтоб вслед за нею шла вторая!"

Старая истина: лекарство от любви – вторая любовь.

4. «Русский парень в огне не горит..». Фальш.
Все в моей душе восстает против этой  бессмыслицы с национальным душком. Горит наш парень и тонет, как и все, кого война подмяла под свой молох. А пуля – дура не спрашивает национальности. Подумайте, каково слушать эти слова матерям и отцам тех, чьи сыновья погибли в Афганистане или Чечне. Если рядом с тобой украинец или татарин, то враг не будет разбирать, кто есть кто. Эта песня-фальшивка приносит только зло. Нельзя  ее петь.


5. «Антон Палыч как-то заметил…».
У Булата, моего любимого Окуджавы, есть такая ироничная песенка  Видимо, достали дураки обоих (Чехова и Окуджаву), вот и появилось это творение на свет. Там есть шедевральная строчка «Умным быть хочется, да кончиться битьём». Если немого подумать, то песня эта не об умных и дураках, а  добрых и злых людях, а еще о том, что не надо выпячиваться и показывать всему миру, какой ты умный. Люди сами разберутся.
Но последняя строчка «Может быть когда-нибудь к среднему придём», меня совершенно не устраивает. Не будет этого. Мир движется в сторону разнообразия, а не усреднённости. Каждый уважающий себя человек не хочет потерять свою индивидуальность. Поэтому я бы изменил концовку песни (какова наглость с моей стороны!).
Например, вариант первый:
А мы и с дураками нынче весело живём!
Вариант второй:
С нашими-то умниками мы с тоски помрем!