В поисках совершенства

Лана Исакова
               
                Автобиографическое




 В поисках совершенства.

                Чем богаче эстетический опыт индивидуума,
                чем тверже его вкус, тем четче его
                нравственный выбор, тем он свободнее-
                хотя, возможно, и не счастливее.
               
                Иосиф Бродский.

     Перфекционисты - лучшие люди на Земле. Уверена, что, именно благодаря их стремлению к идеалу, в итоге рождается нечто еще более совершенное в любой области. В принципе, у нас уже все есть- дома построены, лекарства придуманы, книги написаны. Но они двигают прогресс и придумывают   такое, чего еще не было , конструируют ракеты и открывают антибиотики, снимают потрясающие фильмы и пишут гениальные стихи. Причем я поддерживаю перфекционизм и на бытовом уровне тоже- если садовод создает настоящее произведение искусства из своей клумбы и дарит тем самым положительные эмоции всем прохожим, он вносит свой вклад в улучшение эмоционального поля планеты.
     В то, что у планеты существует некое гуманитарное поле, откуда ученые черпают свои знания, а экстрасеснсы- предсказания, я верю давно и свято. И по сути, в самом примитивном виде это можно описать как обычный волновой процесс- люди - передатчики улавливают некие волны, несущие определенную информацию и расшифровывают ее. Но кто сказал, что нет еще некоей прослойки в этом поле, некоей группы частот, отвечающих за эмоции? 
   
    И вот еще интересный вопрос. А откуда ,собственно, люди черпают те самые положительные эмоции? От бытовых удовольствий – понятно. От счастья обладания чем-либо вообще и от взаимной любви, в частности. Кроме того, от наслаждения вещами по истине гармоничными. Вот с этим уже сложнее. Далеко не все способны увидеть и услышать гармонию. Скажем, миллионам людей не доступно наслаждение классической музыкой. Очевидно, их передатчик не настроили в детстве на данную волну. Почти все обожают туризм- источник новых впечатлений. Но вот просто получать знания в концентрированном виде за партой хочет далеко не каждый. Я не знаю, как можно не любить учиться, как можно внутренне не гордиться процессом саморазвития. Но такие  есть. И их много. По счастью,  жизнь меня сталкивала и с другими – людьми, которые самим фактом своего существования, образом своего мышления, создавали вокруг себя собственный микрокосмос, свою модель развития. И общаться с ними, выслушивать их идеи было потрясающе. Думаю без них, очень многие мысли и эмоции прошли бы мимо меня. Подобные люди встречаются в жизни каждого. Проанализируйте круг своих близких и не очень знакомых- и найдете. Все, что я напишу далее- моя личная  благодарность жизни за встречу с ними, а также за возможность посетить места, уникальные по своей энергетике.

                Маша.

    Мы были одноклассницами. В обычной советской английской школе. Это нам казалось, что в обычной. И свободно болтать по-английски в свои четырнадцать нам казалось нормальным. И культ интеллекта, царивший в школе, был абсолютной нормой.  Регулярно выбираясь по выходным в театры и на выставки, встречать там своих одноклассников было в порядке вещей. Какие неформальные лидеры-двоечники? Вы о чем? Да двоечникам быстренько говорили " до свидания" и   отправляли в соседнюю школу. При этом мы не были снобами. Мы были трудягами. Для нас невозможно было праздное шатание во дворах. Помимо обычных уроков , домашнее задание по английскому на часок-другой… и это ежедневно. Плюс к тому, у многих в жизни еще имел место какой-либо спортивный кружок либо музыкальная школа. Ах если бы государство было хоть чуть-чуть заинтересовано в этих подрастающих интеллектуальных сливках! Но времена нашего студенчества совпали с перестройкой и пик самореализации накрыли голодные девяностые с необходимостью ЛЮБОГО заработка.
    Но это будет потом. А пока мы лишь школьники, и среди нас есть Маша.  У нее внешность ангела. Или девушки с картины Боттичелли. Тонкая кость, прозрачная кожа, ямочки на щеках и длинные белые вьющиеся волосы. Маша пашет , как и все, параллельно изучая  французский частным образом. Еще она носит пионерскую форму с галстуком, и смотрится это… ну как и должен смотреться ангелочек в пионерском галстуке! А еще у Маши есть мама- профессор искусствоведения. И живет ее замечательное семейство хоть и в блочной коробке, но с  картинами на стенах. Были ли мы дружны с ней? Да не особо. Мы сходили с ума по дискотекам, джинсам, Аббе и Челентано. А в такой стиль жизни Маша вписывалась слабо. На всю жизнь в ее лексиконе сохранились слова «  отнюдь, домочадцы», и манера писать-« передай от меня поклон» -в конце письма.
  Мы выросли, обзавелись детьми, работами и проблемами, и встретившись с Машей в зрелые годы, я вдруг поняла кучу всего…. Страшно важного. Как и все она билась за достойную жизнь и хоть какие-то деньги для семьи. Но при этом младшую девочку она водила в сто кружков, и, пока ребенок занимался танцами, сидя в зале на скамеечке, Маша коленках писала диссертацию. Все заработанное, в основном, тратилось на путешествия, в которых , по словам Машиного мужа, главное- было найти какую-нибудь живописную руину. Пойдя по стопам мамы, Маша стала преподавать искусствоведение. Она накопила уникальный материал, слайды, открытия, теоретические выводы- все это было не впихнуть в беспощадно сокращаемые чиновниками от науки часы ее преподавания. Ее книги то печатались – то откладывались- деньги на данные проекты то находились- то нет. Но это было не главное. Главное- процесс самореализации в творчестве.
     И сейчас я смотрю на Машу и начинаю медленно осознавать уникальность ее личности. Ведь неспроста ей дана была внешность девятнадцатого века! Что-то там пошло не так с программой полной реинкарнации и Маша цапанула от  дворянки, или писателя, в которых гостила ранее ее душа, гораздо больше, чем обычно получают души. Во вторых, ее бесконечная жажда новых знаний и эмоций, потребность впитывать энергетику других мест и стран, старинных разрушенных зданий и пыльных рукописей- это как тоска по Родине. Ее душа помнит это время. Ну и, наконец, гипертрофированная потребность общаться, писать , отдавать, преподавать- это тоже свойство души, несущей груз нескольких жизней. Я никогда не слышала, как Маша кричит. Ни детстве, ни сейчас. Ее мудрая натура осознает весь вред отрицательных эмоций и для орущего и для тех на кого они направлены. А в Маше не может быть ничего разрушительного- только творчество и созидание.


                Олег

           В раздумьях тяжких о добре и зле
           Повис я как-то на суку в петле
           И очутился в полной темноте,
           А ангелы летают…на метле…
                Олег Кушнирев


     Как странно иногда жизнь сводит людей. В школе у нас была учительница труда. Веселая и говорливая, она часто рассказывала нам как обшивала двух своих мальчиков, когда они ходили в детский сад. Ей часто говорили: "кКак хорошо одеты дети! Что это за фирма?" А она с гордостью отвечала: "Фирма Кушниревой". Меня  она очень любила. И, глядя, как я старательно намываю посуду, повторяла: «Вот такая невеста нужна моему сыну!» Кто бы мог подумать, что лет эдак пятнадцать спустя мы с ее сыном будем вместе вести эфиры на радио-Балтика, я в качестве ведущей, а он ди-джеем. И кто же знал тогда, что спустя еще пару десятков лет Олег откроет скорбный список смертей на Балтике,  у гроба я познакомлюсь с его братом и узнаю, что его мамы уже тоже нет в живых, что в последнее время она не ходила, и Олег каждый день на руках выносил ее на балкон…
    На похоронах у меня случилась истерика. Жены, родственники, поклонники- все плакали, я безутешно рыдала. И, конечно же, причина была не только в моих расшатанных нервах и бесконечной жалости к Олегу. Я просто вдруг остро почувствовала то, о чем в своей прощальной речи сказал наш товарищ Саша Сенин: "Этот только кажется, что уходят люди. На самом деле, уходит время. Время, когда телевидение и радио были еще живы…"
     Да, начало девяностых… Мы выдержали путч. В стране нечего есть, и вместе с тем, невероятный эмоциональный подъем. Все верят, что вот сейчас уже мы построим капитализм, и заживем хорошо. Общество бесконечно политизировано. Все слушают радио и читают газеты. А на Радио-Балтика появляется высокий обаятельный парень. Он очень коротко подстрижен , но сбоку свисает длинная тоненькая косичка. И его ни с кем не спутать. Он не просто модный- он невероятно стильный. Яркие, нестандартные вещи, зеленые джинсы и малиновые куртки- все это ему чрезвычайно идет. Он быстро получает прозвище «Кушак» и начинает творить.  Выдает такое… Чем стала радиостанция с ним... ну как будто в интересной, но черно-белой газете вдруг напечатали цветную фотографию! Во-первых, он придумывает программу, которая называется «ВаДуДем» За основу берутся песни Боба Марли, а между песнями рассказываются смешные истории о жизни одного экзотического племени. Невероятно оригинально и смешно. Люди в этом племени квасят кокосовую простоквашу, один из главных героев- резчик по банану… И так далее. Фантазии Олега не знают границ. Однажды на запись передачи пришла целая толпа. Зачем,? А чтобы все вместе хлопать ладонями по столу- изображать стадо бегущих гиппопотамов. В другой раз ему понадобилось спародировать озвучку первых видеофильмов, попадавших не очень легально из-за бугра в нашу страну. Большинство из них переводил крайне гнусавый диктор. Поговаривали даже, что он работал с прищепкой на носу, чтобы его голос невозможно было опознать. Конечно же, я с радостью вызвалась помочь Олегу в затее. Правда, от прищепки но носу я отказалась, на крепко сжимала себе нос ногтями, в результате, неделю потом ходила с двумя царапинами. Но это была жертва ради искусства. А потом друзья мне рассказали, что Кушак еще потрясающе рисует, тоже в какой-то своей необычной манере. А много позже я узнала , что попал он на Балтику уже с невероятным багажом за плечами. Там была и высылка в Австрию за антисоветскую деятельность, и многолетняя работа в коллективе Сергея Курехина. Короче, Олег шел в жизни своим путем. И путь этот был нестандартен, как и он сам. Однажды я спросила его, верит ли он в бога. «Но только по-своему,- ответил он-Я язычник." Кто бы сомневался! Все эти его выдуманные человечки, тотемы и талисманы-  это и была его религия. Какой он был человек? Милый и добрый. Улыбчивый и обаятельный. При этом, по свидетельству одной из жен, жить с ним было совершенно невозможно. Крайняя вспыльчивость и срывы на близких, запрещенная травка, колосящаяся на подоконнике… Друзья и поклонники все простят за талант, вот жены и подруги периодически не выдерживали.
    Ну почему если талант, то почти всегда с проблемами? И можно ли все прощать? Потомкам-то все равно… Вот был, к примеру, Высоцкий гением- и все остальное это лишь незначительные факты биографии.
   Я думаю, все зависит от самой женщины. Во-первых, от того, насколько она осознает то, что живет с нестандартной личностью, воспринимающей мир по-другому и выстраивающей свою вселенную вокруг себя. Во-вторых, насколько женщина готова сама принести себя в жертву. Вот и все. Надо только оговориться, что жертва- это не только взвалить на себя обеспечение бытовой жизни гения, жертва- это , в принципе, ощущение себя частью другой, более мощной личности.
     Женщин у Олега было предостаточно. Всегда. А потом у него разыгрался диабет. И он очень поправился, стал много больше ста килограмм. Пытался как-то обыграть и эту новую внешность- плащ, берет, трубка- этакий «мистер импозантность». Несколько лет мы не общались. А когда вновь встретились на одном телевизионном проекте, я была поражена. Передо мной стоял прежний Кушак. Молодой, худой и красивый. Как такое возможно? Он сказал: «Я встретил женщину».  Друзья закивали: «Ты бы знала какая у Кушака красивая жена!» Он продолжил: « Я долго ее добивался и похудел на сорок килограмм! Мы ждем мальчика!» Это был его первый и единственный ребенок.
    Потом мы долго не общались, но несколько лет я наблюдала его работу на телевизионном экране. Потом передача закрылась. Потом пришла смска «Умер Кушак» И вот к гробу выходит худенькая ,заплаканная девушка, в почему-то красной кофте. Она говорит: «У нас с ним бывали разные времена, но я родила ребенка от любимого человека…» А еще на похоронах присутствует официальная вдова, которая, по слухам не жила с ним последнее время.
Пытаюсь понять хоть что-то- А в чем причина смерти? –  Пневмония- Вот как? Разве ее не могли вылечить в больнице? Ведь он умер в больнице?- Последнее время он вел такой образ жизни, что организм не справился…- Бред какой-то.
   Поминки на Балтике. Его портрет вдруг сам по себе падает на рюмку- все воспринимают как добрый знак. Он с нами. – Так что все-таки произошло? Из обрывочных фраз складывается картина- Очень быстро развелся и ребенком почти не занимался. Новый роман на телевидении. Снова выпивка и отсутствие режима- губительно для диабетика. Когда проект закрылся, не смог найти новую работу. Единственной отдушиной стали животные- в квартире жили бездомные собаки и коты, игуана и кто только ни жил!
     Да уж. Ребенок, даже если он долгожданный и любимый, - сложное испытание. Нервы, бессонные ночи, другой бюджет, другие приоритеты. Мать ребенка все жалеют. Вдову ненавидят и на поминки не позвали. На мое робкое замечание, что все-таки это был его выбор, в меня чуть не полетели стаканы.
    Я лично уверена, что корень трагедии не в личной жизни. Профессиональная невостребованность страшна для творческого человека. Талант без раскрутки никак не реализуется, и лишь терзает. Далеко не все способны писать в стол.. А еще не у всех получается сменить стиль жизни- из тусовочного парня превратиться в примерного семьянина. У Кушака не получилось. Но получилось предупредить, чтобы хоронили в закрытом гробу, не хотел , чтобы его видели некрасивым. У гроба стоял огромный портрет- его легкая большеротая улыбка завораживала. Вместо казенных мелодий играл вальс , его любимый из кинофильма «Тот самый Мюнхаузен». Вот, кажется и он, как Мюнхаузен однажды явится и скажет-« Встречаемся ночью у памятника».- Кому?- «Мне» Кто его знает. Гроб был закрытым. И могилы нет. По его же просьбе прах был развеян над Курганом Вещего Олега. А на девятый день мне приснился его уход. Он летел к свету и громко кричал- НЕТ!!!!!!!!!
   А теперь самое тяжелое. Для меня. Он, возможно, и не обратил на это внимания. Но я-то знаю… Ведь я видела его один раз мельком. Это была пафосная дорогая вечеринка в ресторане на побережье по случаю юбилея Радио-Балтика. Принаряженная публика. Все чинно-благородно. Некогда близкие, почти родные люди, не видевшиеся сто лет. Вот где-то рядом прошел Кушак. Его последний телепроект уже закрыт. Он выглядит ужасно. Опять начал полнеть, опухшее лицо. Одет в своем стиле, но теперь это не выглядит стильно, скорее нелепо и как-то неряшливо. И я не подошла к нему. Не захотела- и не подошла. Другие подходили, он рассказывал им о своих животных, которые живут у него дома, о сыне… А я -нет. Мне вообще там было как-то не очень. Это было своеобразной чертой. Я ведь могла бы не уходить из журналистики, и добиться… ну уж чего-нибудь –то точно… ушла. И не добилась. А добилась совсем не того. И не так. И от этого не уютно. Хоть я и улыбаюсь, и на каблуках и с накрученной прической. А каково было Олегу? Больно или наплевать? Как я хочу верить  последнее. Он ведь никогда не был человеком официоза и протокола. Его жизнь- животные в квартире. И поездки по пригородам и городкам в поисках смешных вывесок или полуразрушенных свидетельств некогда существовавшей страны- СССР.  Это было очень интересно- смотришь все это в его альбомах "В контакте"- и прямо ощущаешь вдохновение. В этом был смысл его жизни- вдохновлять людей, показывать другие точки зрения на жизнь. И как я могла не подойти к нему? Потому что моя правильность не приняла его нестандартность, на том жизненном этапе она была уже не мила и любопытна, она становилась разрушительной. Да мало ли спившихся гениев теряли друзей и знакомых! Знакомым же хуже!
 
                Тетя Аня


     Эта уникальная женщина была моей соседкой по даче. К ней обращались все и всегда. По любому поводу. Долгие годы она была бессменной нянькой всех детей в округе, а впоследствии безропотно приглядывала за стариками, которых близкие не рисковали оставлять одних. К ней бежали за экстренной помощью, если кто-то неожиданно заболевал, ломал конечность или даже умирал. У нее на кухне вечно отводили душу несчастные и счастливые влюбленные, обманутые мужья и брошенные жены. Она бескорыстно раздавала всем рассаду, а в случае урожая подкармливала все садоводство своими кабачками и яблоками. Если вечером у ее дома горел костер- желанным гостем был каждый, и это не обсуждалось.
   Когда я была молодой и глупой, мне казалось, что она простой и хороший человек. Без затей. Теперь я понимаю, что все даааааааалеко не так. Ее стиль жизни по сути- это подвиг. Ведь она лишала себя личного пространства. Все мы любим, когда к нам раз в год приходят гости. Но какое же блаженство, когда эти гости уходят спустя несколько часов! И наш мирок снова становится только нашим, ведь мы энергетически пропитаны одними волнами с любимыми стенами, картинами и цветами. Многие вообще способны быстро заснуть и долго спать только дома. А иногда вдруг на дорогом курорте возникает тоска по своей обшарпанной квартирке- все это не что иное как энергетический голод по своему личному пространству. И вот тетя Аня добровольно раздает другим себя и все, то могло бы принадлежать только ей. И  это делается радостно, без тени напряга, с вечно приветливой улыбкой на лице. Получала ли она любовь и уважение взамен? Конечно, да. Способна ли я перенять стиль ее жизни? Конечно, нет. Меня бесит даже раздавшийся не вовремя телефонный звонок, а гость, пришедший без предупреждения вызывает глухую ненависть. Какое право есть у постороннего человека менять мои планы на вечер? Для таких как я , спасение - общаться в интернете, когда ты можешь написать ответ на заданный вопрос в удобный для себя момент.
     Я не герой. А тетя Аня была героиней. Интересно, сколько столетий пройдет до того, когда будут вручать медаль заслуженного энергетического донора?

 

     Мои корни

     Как странно, когда в одном человеке , помимо русской крови, довольно ясно ощущаются еще немецкая и еврейская струи. При том, что один народ строил концлагеря для другого. И не должен ли этот кровавый конфликт как-то отразиться в моей личности? Честно скажу- не отразился. Конфликта нет. Есть стопроцентная и безоговорочная победа евреев. Я обожаю еврейскую нацию во всех ее проявлениях- кухня, музыка, отношение к детям. Бабушку, воспитавшую меня звали Елизавета Ананьевна. Трудная судьба. Ее папа был портным в Луганске. Да-да. Тот самый еврейский портной. И тот самый Луганск, где сейчас стреляют…Ее папа рано овдовел и привел в дом мачеху. Это не была злыдня из сказки, но маленькая Лиза как-то увидела, как та втихоря скармливает яблочко собственным детям… В сорок первом году , в феврале, когда уже шла война у бабушки родилась моя мама. Временно они жили в деревне, и бабушка каждый день зимой , затемно, через заснеженное поле брела на работу на станцию, а из леса доносился волчий вой. И она ускоряла шаг, и однажды, споткнувшись, сломала руку. Перелом сросся неправильно и рука побаливала потом всю жизнь. А в конце войны, в сорок пятом году, у бабушки родился сын. Семья тогда уже жила в Северодвинске, дедушка работал на заводе, делающем подводные лодки. И молоденькая Лиза была одной из первых красавиц города. С Северодвинском связаны мои первые детские воспоминания. Большая «сталинская» квартира, празднично накрытый стол, за ним все руководство завода. Смутно помню лица и фамилии- Слесаревич(в честь него назовут теплоход, Камай- на доме, где он жил будет установлена мемориальная доска. . Когда я в третьем классе случайно попала в больницу, пожилая медсестра подошла ко мне, уточнила чья я внучка, а потом воскликнула:" Ты бы знала, какая красивая была у тебя бабушка!" А на лето дедушка купил нам дом в Вологодской области. В деревне Явенга, что у станции свободных домов не нашлось. Но вокруг было полно полуразрушенных деревушек, разделенные лесами, они находились в двух-трех километрах одна от другой. В  них тихо доживали свой век одинокие бабушки, впрочем, многие из них в итоге продавали свои хибары, и перебирались в Явенгу. И тогда эти хуторки оживали только летом, когда на них появлялись дачники. Вот и мы купили домик в деревне Федоровская. До революции на территории этого двора была лавка, и на чердаке я обнаружила массу несметных сокровищ- весы, зеленые стеклянные бутыли, керосиновые лампы, прялки, иконы, старые календари и деньги, и еще послевоенные письма. Мне было здорово. Дедушке тоже. Бабушке, я полагаю,- не очень. Подлость заключалась в том, что в первое же лето нашего пребывания деревеньку отключили от электричества, как неперспективную. Из всех развлечений остался только транзисторный приемник. Продукты хранили в погребе, готовили на керосинке, по вечерам зажигали керосиновую лампу или свечи. Воду носили из колодца, купались в речке. Несметное количество грибов и ягод заготавливалось на зиму, а затем перекладывалось и переливалось из банок в полиэтиленовые пакеты и посылками переправлялось в Северодвинск, благо услуги почты в те времена почти ничего не стоили. Вместе с этой первозданной экологией я впитала в себя здоровья на несколько десятков лет. А дедушке с бабушкой- увы! Жизни все это не продлило. Первым ушел дедушка. Я переехала в Питер. Но обожала приезжать к бабушке на зимние каникулы. Снег в Северодвинске шапками лежал на елках, и это было невероятно живописно на фоне ярко-голубого неба. Питер живет в пастельных тонах, и такого зимнего неба в нем мне видеть не приходилось. А как сверкал в Северодвинске снег! Он сиял и переливался!  Невероятно красиво. И вот однажды тихим зимним вечером случилось что-то, чему я потом всю жизнь пыталась найти если не прощение, то хоть объяснение.
     Мы с бабушкой были в квартире вдвоем. Полулежа на кроватях читали книги, по телевизору, вероятно, смотреть было нечего. И друг бабушка сказала «Светочка, поговори со мной! Такая тоска!» Боже мой!  Мне бы тогда хоть чуточку того душевного опыта и тех знаний, которые я накопила за жизнь! Я бы подсела к ней, взяла ее за руку, и мы бы проговорили до самого утра. Мы бы вспомнили каждый из дней ее жизни, который она посвятила мне, мы бы обсудили все книги и фильмы, всех друзей и знакомых. Я бы латала и латала ,эту энергетическую дырку, которую бабушка вдруг ощутила в своей душе. Я бы сказала ей «Не печалься, что больше не девушка. Да, у тебя куча болячек, и на тебя не смотрят юноши. Но мне ты нужна именно в качестве бабушки. Именно такой ты необходима сейчас и мне и всему мирозданью, когда неважна твоя внешность, а важные твой опыт и твоя бесконечная забота о близких» Но мне был странен и неприятен этот разговор, и , с трудом оторвавшись от книжки, я спросила «О чем?» Могла бы и не спрашивать. Понятно, что тема разговора при такой ситуации не важна, в принципе. И если к тебе обратились с такой просьбой, ты обязана отшвырнуть книгу в сторону, и сама предложить сто тем на выбор. Суть разговора не важна- важна энергия, которую ты передаешь другому. Но мне было тепло и уютно. И не хотелось соприкасаться с чужой болью. И напрягаться тоже не хотелось. Совсем.
    С Северодвинском связано еще одна вполне мистическая, на сей раз, история. Половину  жизни, с раннего детства, меня преследовал один и тот же ночной кошмар. Мне снилось, что во время войны я убегаю из плена, за мной гонятся фашисты, я прячусь в соседнем дворе, но меня обнаруживают и там же расстреливают из автомата.  Надо сказать, что в Северодвинске никогда не велись военные действия, а наши дома строили пленные немцы. И вот, когда уже в весьма солидном возрасте я вновь попала в город  моего детства, я решила, что просто обязана разобраться с этим ночным кошмаром раз и навсегда. Я пошла в тот двор и ,к удивлению своему, обнаружила недавно построенную церковь прямо посреди двора! Зашла туда, поставила свечку. Кошмар ушел  и больше не появлялся никогда. Кто знает...Может, подсознание мое все перепутало. Может, в прошлой жизни я была немкой, пытавшейся бежать из плена. Кто его знает...Есть еще одна фотография, но об этом чуть позже... Про немцев речь впереди...



     История  с моими немецкими корнями тоже полна таинственной  подоплеки. Мои предки, обрусевшие немцы носили фамилию Отто. 30 мая 1824 года родился мой великий предок Эмиль Отто. Преподаватель словесности и публицист, он стоял у основания крупнейших немецких гимназий в Петербурге. В частности, музей гимназии Карла Майя(имеющей майского жука в качестве эмблемы)хранит сведения о прекрасном преподавателе- Эмиле Отто и даже сведения  о нас сыном ,как о наследниках великой фамилии. Эмиль был известным и уважаемым в городе человеком. Умер 21 января 1890 года. Тело на несколько дней было выставлено для прощания.  Захоронен на Васильевском острове, могила его, с огромным мраморным крестом, по счастью, уцелела. На кресте указана его должность- директор школы Святой Катарины. Спасибо тебе Эмиль ,за определенные гуманитарные и организационные способности, очевидно, передавшиеся мне.
    Семья же продолжила жить в Петербурге. В собственности была квартира в городе и загородный дом в Орлино, на озере. Учудил мой прадед Борис. Молодой поручик Отто соблазнил горничную Ирину. Обычное дело. Но он решил жениться на ней и венчаться в церкви- весь Петербург дивился такому мезальянсу. Знали бы они, что именно этот поступок спасет Борису жизнь! В лихолетье гражданской войны баржа была загружена офицерами и готова к затоплению в Кронштадте. Но прабабушка Ирина добилась приема у Коллонтай и заявила: « Это что же творится! Он на мне- пролетарской горничной женился, не побоялся против интересов своего класса пойти, а пролетариат его теперь расстреливать будет!» И прадеда отпустили, сняли с баржи. Он прожил долгую жизнь, даже застал мои детские годы. А  Ирина тогда отличилась еще раз. В Орлино собрались взрывать церковь. Большевики сносили церковь за церковью по всей стране, поскольку у людей не может быть двух богов и две религии. Имя нового бога было Владимир Ленин, а название новой религии- коммунизм. И Ирина пошла ходоком к Ленину, сумела пробиться и передать вождю информацию про историческую ценность церкви в Орлино. Святыня была спасена. Но страну поджидало еще много испытаний, и семью вместе с ней. Дочь Бориса и Ирины, Елена, в годы войны попала в плен под Ленинградом. Муж ее сошел с ума от голода в блокадном городе и умер. Маленький сын Анатолий- мой будущий отец, был выращен в Орлино дальними родственниками. А после войны Елена расплатилась отсидкой в сталинских лагерях за все: и за плен, и за немецкую фамилию. Вернувшись из Магадана, она поселилась все в том же Орлино, но почему-то не возникло любви. Что-то сломалось, начались тяжбы за дом, маленькая внучка почти не интересовала, не интересовал и сын, которого война не дала ей возможности воспитывать. Интересно, думала ли она когда-нибудь, что надо было плюнуть на все распри и просто любить всех своих близких- всех уцелевших в войну и вновь родившихся? Или жизнь настолько высосала всю ее энергетику, что не осталось ничего для отдачи другим ? Осталась только привычка выживать и бороться за место под солнцем? И сколько еще есть семей, где родные люди не слышат друг друга, доводя окружающих и себя до сумасшествия? Миллионы. А решение очень простое. И всегда одно.  Банальное. Надо жить для детей. И если в семье есть ребенок, надо делать так, как лучше будет ему. И все. Если взять ребенка за ориентир, то всем сразу станет понятно как себя вести, и никто уже не будет тянуть одеяло на себя, все будут стремиться укрыть ребенка. А если нет детей? Тогда взглянем на ситуацию немного шире. Ребенок- это форма продолжения, форма развития. А ведь развитием может быть и не ребенок вовсе, а любой проект, книга, дело или даже просто жизнь, приносящая позитивные эмоции окружающим.
     Но кроме того, что я не почувствовала любви с немецкой стороны своей семьи, с ней связана еще одна мистическая история. В уже зрелом возрасте, просматривая журнал, я вдруг наткнулась на фотографию- тридцать самых красивых девушек довоенной Германии. И я увидела… свое лицо у одной из девушек. Я побежала к маме… Она изумилась. Мы стали внимательно рассматривать фотографию. И тогда на этом снимке я увидела еще двух девушек- это были точные копии моих сестер по отцу. Как это объяснить? И как сложилась судьба этих девушек с фотографии? Воевали ли они? Может, это та, похожая на меня, взяла Елену в плен под Питером? Или наоборот, как-то заботилась о ней в плену? А может, ее саму убили в плену, на работах в Северодвинске?  Кто знает...
 

Санкт-Петербург…и немножко про Москву
                Я хотел бы жить, Фортунатус, в городе, где
                река
                высовывалась бы из-под моста, как из
                рукава-рука,
                и чтоб она впадала в залив, растопырив
                пальцы,
                как Шопен, никому не показывавший
                кулака.
                Иосиф Бродский

                ... и мертвецы стоят в обнимку
                с особняками
                Иосиф Бродский





                Вот как писать про Петербург? Почти невозможно… Все равно, что писать про бога. Нет можно, конечно, восхвалять елейным голоском:" Ах, он взошел за нас всех на крест!....Ах, эти белые ночи! Ах эта божественная архитектура!" Как это нудно повторять то, что и так уже все знают.
      Ощущение того, что на самом деле Питер- город с двойным дном пришло ко мне, когда я училась в десятом классе. По вечерам у нас были лекции На Васильевском, на подготовительном факультете Университета. Оттуда до метро мы обычно добирались на троллейбусе. Как вдруг поздним зимним вечером по всему Невскому отключили электричество. Троллейбусы встали. Другого транспорта не было- частные машины тогда были великой редкостью. И мы спокойно пошли пешком по вечернему Невскому- прямо по центру проезжей части. И я увидела… совсем другой город. Я увидела проспект таким, каким он должен быть, таким, каким он строился. Сначала я обалдела, а потом поняла что происходит- моему взгляду впервые стали доступны первые этажи домов. Ведь поток транспорта и людей начисто убирает из поля нашего зрения первые два метра от земли. И когда этого потока нет, здания смотрятся совсем по-другому, как будто у безногого вдруг отросли конечности.
    Вот ходим мы по городу, любуемся, пытаемся почувствовать энергетику….И вдруг возникает ощущение перевертыша. Нет, это не мы в двадцать первом веке разглядываем здание века девятнадцатого. Это здание как было, так и осталось жить в своем столетии, просто мы туда, в тот веке, благодаря зданию просочились, походили, и вышли обратно к себе. Да, мы пользуемся всем, что оставили прошлые века, провели во дворцы электричество и нашпиговали их компьютерами, но само время внутри дворцов осталось прежним. Не  сомневайтесь,  Михайловский замок принадлежит Павлу, недаром там до сих пор видят его тень. Старые здания нельзя ломать- их можно только реставрировать. Да, это в разы дороже. Но можно только так. По-другому нельзя. Вот сломали несколько зданий на Невском, возвели новодел- точные копии в отделке. И что? Это мертвые копии, энергетика ушла, стены уже не несут никакой временной информации.
     Питер всегда был городом аристократов- он таким и строился, таким и остался. Несмотря ни на что, даже , порою, на страшную бедность, петербуржец по рождению всегда несет в себе нечто такое, чего не дано москвичам. Почему? Да потому, что, черт побери, у них в лексиконе нет слова «парадная» Это питерское слово- ведь в здании должен быть парадный подъезд и черный ход- для прислуги и всяких там мистических дел. Как у человека должно быть парадное платье, и должна быть повседневная одежда. В Москве есть только понятие «подъезд»- то есть место, куда можно подъехать. Всем. И карете Государя Императора и телеге с квашеной капустой. Функционал и ничего больше.
   Да, у нас не плохой- у нас чудовищный климат. В нем почти невозможно вырастить ребенка. И все мы постоянно чуть-чуть больны… если не шмыгаем носом от дождя, то лежим с давлением перед дождем. Я вообще не уверена, если честно, что Питер- это пространство для ежедневной жизни. Явно пограничная с прошлым энергетика. Постоянное место столкновения циклонов. Ни в какой более северной Финляндии нет этих бесконечных ветров, круглогодичных дождей и серого неба, просто лежащего на голове. Из Питера, надо бы сделать один большой музей, все здания отдать под гостиницы, а исторические зоны сделать полностью пешеходными. Все. А вы знаете сколько сокровищ в запасниках Эрмитажа? Да все здания на Невском отдайте Эрмитажу- и пусть человечество пользуется
    А в Москве можно жить. Долго и с удовольствием. Там тепло, сытно и весело, как и должно быть в нормальном купеческом городе. И люди там, как правило, здоровы и брезжут сексуальной энергией. Чтобы провести обычный вечер в Москве в ресторане, как правило, столик нужно заказывать заранее. Хорошо живущие люди много едят, пьют и знакомятся. В Питере же, даже в рождественские праздники, прекрасные кафешки на Невском по вечерам стоят полупустые. У нас как-то не принято оставлять больше суммы в общепите и знакомиться в ресторанах и на улицах. Одинокие интеллектуалы, которые со временем становятся асексуальными, не такая уж и редкость в городе на Неве. Это город скорее философских практик, чем физических удовольствий. Пьянка в молодежной компании имеет больше шансов закончиться беседой о смысле жизни до утра, чем дискотекой.  Помню, как-то мы с приятельницами на работе обсуждали мой опыт жизни в Москве. За год моего существования там я насчитала десяток машин, которые останавливались рядом, поскольку водитель жаждал подвести-познакомиться. За три десятка лет жизни в Питере подобного прецедента не было. Все посмеялись. Выхожу на улицу, мимо проходящий молодой человек, спрашивает: «Подвезти?» Интеллигентный парень. Не удержалась и спросила:" А вы из Питера?" Он опешил…:"Нет…Из Москвы…А что?"
   А еще в Питере, как в любом нормальном столичном городе, существовала светская жизнь. Всегда- и в советские времена тоже. Вот так! Аристократию перебили в гражданскую- а светская жизнь осталась. Произросла из энергетики города. И приобрела весьма причудливы формы. Нет-нет! Это не московский вариант- ничего общего с расшвыриванием деньгами в дорогих кабаках. Во-первых, светская жизнь в Ленинграде предполагала загорание на пляже у Петропавловки с первых чисел мая. Купание в Неве- конечно же, перебор. А вот прижаться к раскаленной весенней солнцем стене крепости, когда по Неве еще плывут тающие льдинки- это класс! А на другом берегу- Эрмитаж, где картины, и мумии, и цари, и призраки. А вокруг- творческие люди, бородатые художники обсуждают последние выставки, археологи планируют экспедиции, студенты хотят наведаться на Ленфильм- посниматься в массовке…Скоро станет еще теплее- и тогда можно будет на все выходные ездить на пляжи Финского залива-  в песчаных Дюнах на севере или в шаге от Фонтанов Петергофа на юге. Кстати, о Петергофе… Гуляя на фонтанах, можно с кем-нибудь познакомиться. И это прилично- поскольку никто не едет туда для этого специально- все фонтанами любуются. А еще у нас есть белые ночи- а это значит, что зависнув в веселой компании можно остаться до утра- а домой позвонить и сказать, что мосты развели- и это оправдание! Но самый шик- это вывалившись всей  компанией с модной дискотеки, втиснуться вдесятером к какому-нибудь счастливому обладателю машины и поехать ночью купаться на Коркинское озеро. Не будем забывать также, что в Питере живут счастливые обладатели практически самодельных катеров, и можно поплавать белой ночью по рекам и каналам, посмотреть на закрытую тогда для посторонних глаз, Новую Голландию, с воды.
    В Москве было высшим пилотажем достать билет в какой-нибудь модный театр. И тогда ты чувствовал себя хоть чуть-чуть приобщенным к интеллектуальной элите, сидя с приятелями на кухне ты мог порассуждать о чем-то возвышенно-диссидентском. В Питере же не надо было ничего доставать. Надо просто дойти до культового кафе на Невском, имевшего в народе название Сайгон. И все. За чашкой кофе здесь встречались все- архитекторы и писатели, журналисты и режиссеры, и просто нестандартно мыслящие люди, жаждущие общения с себе подобными. Много читать, в том числе и самиздат- модно. Учиться на филфаке Университета – престижно. И неважно, как ты одет- важно, как ты мыслишь. Со временем Сайгон облюбовали неформалы- рок-музыканты. А куда они еще могли пойти со своей бунтарской музыкой и сложными стихами? Только сюда. Как же мне безумно жаль, что это место не сохранили для истории! Здание, по счастью, не снесли, но нынче это часть какого-то отеля! А ведь как здорово было бы оставить кофейню, но при этом повесить на стене мемориальную доску, дескать здесь когда-то сиживали, и глядя на Невский, рассуждали о высоком такие великие люди и яркие личности как… И дальше длинный список…. Кто знает, может потом, когда эти времена станут совсем уж историей… Да, это была волшебная светская жизнь советского Ленинграда. А Москва? Самый крутой момент светской жизни в Москве- это сесть в ночной поезд- и утром проснуться…в Питере.
    
Лондон
   Если вы никогда не были в Лондоне- не верьте всему, что слышали о нем. В Лондон меня тянуло всегда. С детства. С тех самых пор, когда в школе мы зубрили бесконечные тексты на английском про историю и архитектуру этого города. Информации было так много, что мне казалось- приеду туда, и буду ориентироваться лучше, чем в Ленинграде. Но поездка все откладывалась и откладывалась. И вдруг однажды, полагая, что серьезно заболела, я подумала : " А в Лондоне так и побывала… " И возникло стойкое ощущение впустую прожитой жизни.
   Посему, как только со здоровьем разобрались, я, плюнув ну кучу проблем и вечное безденежье, купила путевку в Лондон. Это было самое правильное из всех моих правильных решений в жизни! Иллюзии и штампы начали рушиться один за другим.
   Во-первых, в Лондоне чудесный, жаркий климат. Ничего общего с вечно моросящим дождем, туманом и бледно-серым питерским небом. Небо высокое и ярко-синее. Очень солнечно. Редко случается кратковременный дождик. Очень жарко летом. Растут пальмы и цветут розы. Город просто утопает в зелени и парках. Парков так много, что практически в любую точку города можно добраться, просто переходя из одного парка в другой. Что важно отметить, в каждом парке есть три параллельные дорожки- для пешеходов, для велосипедистов и еще песчаная- для лошадок . Никто никому не мешает. Соответственно Лондон- это город, где, действительно, можно ездить на велосипеде. При этом ни тебя не собьют, ни ты не собьешь. Каким же дебильным кажется мне усиленно продвигаемое нынче предложение сделать Питер велосипедным городом! При этом велосипедисты либо рискуют собственной жизнью, становясь участниками транспортного потока, либо рискуют жизнями других людей, гоняя по пешеходным тротуарам. Причем, последних явное большинство. Видимо, своя жизнь все-таки дороже!
    Обилию парков и полному отсутствию промышленности Лондон обязан и своим уникальным воздухом. Там дышится просто, как у нас в деревне. А что же знаменитый Лондонский туман? Его нет. Вот уже сто лет как. Ведь причиной его возникновения были вовсе не природные особенности, а Лондонские доки. Доки закрыли, да еще и вместо каминов повсеместно установили газовое отопление- и смог исчез.
   Парки города радуют разнообразнейшими цветами. И не только летом и осенью. В конце февраля, когда у нас еще метут метели, там уже вовсю распускаются нарциссы, тюльпаны и примулы.  Летом по аллеям носятся стада серых белок. Пока англичане не придумали, что с ними делать. Этот зверек, завезенный из Канады, оказался крайне неприхотлив, выжил рыжего сородича и количественно явно превосходит даже голубей. Последних, кстати, довольно мало. Говорят, перестали в магазинах продавать голубиный корм, и все птички сами поумирали. От голода. По-моему, бред полный..
     На парковых озерах я наблюдала диковинных птиц в больших количествах. Но не ради птиц ходила я по Гайд-парку из конца в конец! Мечтой моего детства был Спиказ кона. По-русски говоря, Уголок оратора. Еще в детстве долбили мы текст про то, что в страшной капиталистической Англии все еще есть оплот демократии и гласности. И это -Спиказ кона в Гайд парке, где каждый желающий может встать на трибуну и произнести любую речь. И мне мечталось тогда, что попав однажды в Гайд парк, я взойду на трибуну и расскажу им , как прекрасно жить в Советском Союзе, какой у нас справедливый строй, и как они все глубоко заблуждаются на наш счет. Причем, мысленно я почему-то себе представляла аллею, сплошь в мраморных статуях. Видимо, образ Летнего сада как-то проецировался на предполагаемое действо.
   И вот я рыскаю по Гайд парку в поисках Спиказ кона. Его нет. Указатель есть, а его нет. Такое ощущение, что хожу кругами. Вдруг у самой ограды вижу Круглую дощатую будку зеленого цвета. И несколько столов и деревянных скамеечек неподалеку. Подхожу ближе- оказывается- кафе. Но называется Спиказ кона. Ага. Значит, и искомый объект неподалеку. Обращаюсь к официантке
- Простите, а где же Спиказ кона?
-Здесь
-????????????? А где же произносятся речи?
-Здесь. Какой-нибудь ящик себе под ноги кинут, встают на него и говорят.
-А где же сидят зрители?
-Стоят
-И как часто?
-Раз в неделю. Но в основном, народу мало. Так, кричат какие-то сумашедщие.
    Вот так облом!  Вот так Лондон! Жаркий город с пальмами. Ни тебе смога , ни Спиказ кона.
    А в чем самый кайф от пребывания в Лондоне? А в том, что у нас с ними три часа разницы. И когда я, как порядочная сова, просыпалась к половине одиннадцатого на завтрак, выяснялось, что еще половина восьмого, и город только просыпается. И я шла, вдыхая утренний воздух, наслаждалась утром, не испытывая при этом подспудного желание кого-то пристрелить ,возникающего от страшного недосыпа.
   Но и это не главное. Я уверена, я точно знаю, почему все богачи стремятся жить в Лондоне. Это какая-то аномальная зона. Там разом пропадают все болячки. У меня, ежедневно умирающей от мигрени и гипертонии, ни разу не возникло никаких неприятных ощущений. Я вообще забыла что такое голова, и где она находится. Желание было только одно. Ходить. Еще. И еще. И когда ты останавливаешься, чтобы что-то сфотографировать, тут же выясняется, что ты снимаешь не то, потому что самое интересное у тебя за спиной. К концу дня болят только ноги. Но не голова, не сердце… Самое удивительное, что у всех участников группы возникли абсолютно такие же ощущения- болячки исчезли напрочь.
    И еще одна поразительная вещь, о которой нельзя не упомянуть. Это  чувство заботы о тебе , которое ощущаешь на каждом шагу. Музей Виктории и Альберта. Очаровательный музейный дворик, утопающий в цветущем кустарнике. Посреди дворика- мелкий прудик с крохотными фонтанчиками. Люди весь день ходили по музею, устали. Могут походить по водичке, чтобы ножки отдохнули. Вокруг прудика наряду со столиками и стульями стоят…лежаки. Мало ли кто-то так устал, что хочет не только присесть и перекусить, но и прилечь. Музей бесплатный. Туалет как произведение искусства, тоже с фонтанчиком. Многие приходят сюда, в музей, на весь день с детьми и семьями . А почему нет? Экспозиция, кстати, очень напоминает наш Эрмитаж. Долго стояла у картины английского художника. На берегу озера сидит, пригорюнившись, девушка с распущенными волосами. А по воде плавают обрывки разорванного письма. ..Интересно, видел ли эту картину Васнецов, до того как писать свою «Аленушку»? Только вместо обрывков бумаги- лилии.  Бывает..
 В Лондоне еще и не то бывает .Всем сущностям хорошо- и людям, и призракам…и англичанам, и иностранцам. Все крайне доброжелательны и интересуются друг другом. Во время своего второго визита в Лондон я все-таки добралась до квартиры Шерлока Холмса. Выходим, а напротив в магазинчике распродажа настоящих английских черных кашемировых пальто. Надо зайти! Навстречу выбегает продавщица со словами «Вы русские? Вы знаете, что у вас Немцова убили?» Вот какое, скажите, дело продавщице с Бейкер стрит до гибели нашего Немцова?  А вот так. Их весь мир заботит. Они ощущают себя частью этого мира. Правда, порою гипертрофированно значимою. Они искренне убеждены, что это именно Англия победила Гитлера и выиграла вторую мировую.
     Англичане не любят овсянку. Рушится еще один миф. Шотландцы- вроде как, уважают. А англичане- нет. Один английский профессор читал лекции в Киеве. И был страшно удивлен, когда, открыв шкафчик на кухне, обнаружил там дружные ряды пачек с овсянкой, заботливо приготовленные для него коллегами-киевлянами. Вообще нынешний микс из национальностей в Лондоне заметен, в первую очередь, в длинных рядах кафешек, представляющих национальные кухни. Их невероятное количество- греческие, французские, китайские, индийские, персидские… все стоят бок о бок. Длинные улочки, состоящие из одних кафе. Казус произошел в бразильском мясном ресторане. Своеобразный олл-инклюзив- платишь определенную сумму- и ешь сколько хочешь. Садимся. Появляется первый официант с огромных куском мяса на шпаге. И торжественно объявляет : «Ледиз энд джентельмен- биф». Мы киваем- он отрезает по маленькому кусочку и отходит в сторону. Следом идет другой со шпагой и столь же торжественно объявляет- пок! Следом третий- лива! И так далее- нескончаемая цепочка шпажистов. Тарелки давно переполнены. Мы уже начинаем отрицательно крутить головами при виде официанта. На нас изумленно смотрят, но спустя пару минут предпринимаются новые набеги на наш столик. Я смутно подозреваю: «Что-то не то!» И точно- взгляд падает на стол- а на нем лежат зеленые карточки. Это своеобразный сигнал официанту- подходите! Карточку можно перевернуть. Другая сторона –красная, значит- подходить не надо.
    Я бы сказала, что в Лондоне на улицах, в кафе, в магазинах все несут зеленые карточки. Все рады общению, рады делиться энергетикой и черпать новые для себя эмоции. Россия же предполагает красные карточки для посторонних: они раздражают, выдергивают нас из процесса глубинного размышления и самосозерцания. Съездите в Лондон. Хотя бы раз. И вы почувствуете себя частью вселенной. В Вестминстере есть такая традиция- раз в час на минуту замолкают все экскурсии. Это минута молитвы. Присутствующие общаются с Богом. Каждый со своим. Вероисповедание не важно. Оно, действительно, не важно. Но об этом речь ниже. Замечу только, что в этом вопросе Лондон- самое прогрессивное место на Земле. Это место, где, видимо прекрасно понимают не только суть религий, но и относительность времени. Людям необходимо время как некий ориентир для удобства бытовой жизни? Ок… Мы привезем вам его… на поезде. Да-да. Точное время в Лондон ежедневно привозилось на поезде.  Оно точно выставлялось в Обсерватории на Гринвиче, а затем тетенька с заведенными там часами на поезде пребывала в Лондон. Ее так и звали- Тайм-леди. Уникальный город.



                Захар


     Молодой красивый парень. Модный парикмахер. Оказался экстрасенсом. Ну и что? Мало ли сейчас экстрасенсов ? Мало ли людей, практикующих разнообразные методики соединения с тонким миром? Захар точно описывает внешне всех моих знакомых, потом отливает воск над головой и заговаривает воду. Довольно типичные южно-русские обряды. Что же меня поразило? Это человек, которому реально удалось расширить рамки моего мировоззрения.  Собственно, он во многом просто озвучил те подозрения, которые давно уже бродили у меня в голове.
   Во-первых- сказал он- нет магии черной и белой. Есть просто магия. Есть тонкий мир. Есть разные пути и способы взаимодействия с ним. И когда батюшка в церкви читает молитву- он взаимодействует с тонким миром, совершает магический обряд.  То же самое делают мулла или раввин – они выходят на контакт с Создателем, но по-своему. Итак, первое- люди придумали Творцу ,как высшей энергетической субстанции, много имен- но суть одна. Посему все религиозные войны, якобы ведущиеся из-за того, какое учение является истинным, по сути велись из-за незначительного- как НАЗЫВАТЬ Бога. И все. Поскольку он один. А вот способов , условно говоря, коммуникации с ним много- работают и православные молитвы, и мусульманские, и языческие песнопения. И все это магия. Поскольку под магией мы подразумеваем любой энергетический контакт с высшими силами. Таким образом, Захар вводит в разговор термин Церковная магия.( Мы-то понимаем, что все церковные войны велись за власть над людьми ,а церковь играла роль ширмы. Но это к слову)
    Но не только батюшка может заниматься церковной магией. Она широко доступна всем людям. Любой человек, читая молитву, совершает некую волновую вибрацию, настраивает организм на определенную частоту. Собственно, на том, что слова- это, в первую очередь, звуковые волны, способные влиять на организмы людей, а также выносить нас в тонкий мир, почти вся магия и основана. Считается, что церковная- наиболее безопасная и простая часть магии, посему людям можно пользоваться ею практически неограниченно. Захар по этому поводу выразил очень интересное суждение. В чем самое главное отличие христианства от мусульманства? Мусульмане молятся только Богу, христиане же также молятся еще и святым. А кто такие святые?  Это умершие люди. Таким образом мы, как христиане, имеем контакт с умершими, обращаемся к ним с просьбами. И первое, что мы должные сделать, приходя в церковь, - это принести им подарок. Недаром в церквях рядом с местом, где горят поминальные свечи, всегда стоят корзинки. Туда можно складывать пряники и конфеты. Считается, что это подарки для детишек… Никто особо не будет рассказывать вам в чем истинная сущность этих корзинок. Так вот запомните- прежде чем ставить свечи- обязательно- конфеты в корзинку. Иначе, вы сами даже не узнаете, что из тонкого мира вы цапанете на себя, выходя из церкви.
   А как же всенародно любимая басня о черной и белой магии? Ну условно, разные частоты выхода в тонкие миры поделили на такие группы. Но величайшая глупость считать, что одно есть добро , а другое зло. Это всего лишь инструменты, с помощью которых можно творить как добро, так и зло. Опять же ,деление на белое и черное очень хорошо укладывается в наше православное сознание, когда мы представляем себе ангела с крыльями и черта с кочергой. Но куда в этой классификации отнести шамана с бубном или, скажем, Далай Ламу?
     Зачем люди идут к экстрасенсам? Видимо потому, что они нуждаются в информации из тонкого мира и помощи от него. Но порою, не надо искать экстрасенса, надо просто открыть глаза пошире. Рядом с вами может оказаться человек, общение с которым даст вам ответ на многие вопросы. Или ответ придет во сне. Или вы просто наткнетесь на книгу или кинофильм, анализ которых предоставит вам все необходимые ответы. Сам воздух, которым вы дышите, пропитан магией, научитесь только читать знаки ...


               
                Любовь
Когда так много позади
Всего, в особенности горя…
       И.Бродский

      Откуда пошла поговорка «Беда не приходит одна?» Видимо, из многовекового народного опыта. Оно и понятно- когда рушится энергетическая программа связи человека со Вселенной, у него идет сбой во всем, да еще и родственникам достается. Причины сбоя разнообразные- длительные неполадки в семье- карма по роду, что-то специально сделанное другими- порча, или ответ за собственные проступки- бумеранг.
   Однажды беда пришла и ко мне. Да так- чтобы не было ни сил, ни очевидных путей ее победить. Началось все с диких мигрений, которые мне приходилось преодолевать практически ежедневно. Скорая, приезжавшая по несколько раз в неделю была бессильна, на обследования тратились сумасшедшие деньги- бесполезно. При этом я не просто работала- пахала без выходных, ведь я была единственным кормильцем в семье. А семья состояла из тяжелобольной мамы и малолетнего сына. Как вам картинка? Так вот, как в анекдоте, это, оказывается, была белая полоса- черная началась потом…Рухнул, годами выстраиваемый бизнес- собственная Студия документальных фильмов. Заказы перестали поступать, пошел минус. Пришлось срочно придумывать себе другое занятие- начала давать уроки английского частным образом. При этом я каждый раз молилась, чтобы приступ не начался посреди урока. Параллельно неведомой болезнью заболевает мой сын- при абсолютно идеальных анализах у ребенка сама по себе скачет температура. По нескольку раз в день она может подняться до 39 и снова опуститься до нормы. Последние денежные запасы тратятся на бесконечную череду врачей и клиник. Бесполезно. Я пишу отцу ребенка, живущему в Москве, что сын заболел. В ответ мне От него, любящего сына, незамедлительно приходит категоричная смска « Я умер! Не пиши  и не звони. Прости» И посреди всего этого кошмара мама сообщает мне, что обнаружила у себя опухоль в груди. А еще через две недели мамочка перестает ходить, и врачи находят еще несколько опухолей. Впрочем, онколог, вызванный на дом, заверяет меня, что это сохраняемая больная, и  речь идет о годах. Я начинаю всерьез готовится к тому, что у меня в доме будет лежачая больная. Вот вам еще одна картинка. Я, с трудом справляясь с мигренью, бреду на урок, чтобы оплатить очередные капельницы и лекарства. Тут раздается звонок от мамы на мобильный: «Света, возвращайся»- шепчет слабеющий голос. Я разворачиваюсь и лечу домой. Сыну очень плохо. Он лежит и шепчет :"Я просил бабушку вызвать доктора. Но она сказала, что не сможет встать и открыть ему дверь". Вот тут я поняла, что сдаюсь. Родственники подоспели на помощь. Но было слишком поздно. Мамочка ушла через неделю. Ушла, как жила, невероятной красавицей, не создав никому хлопот и неудобств. После обещания, данного мне онкологом не прошло и месяца. С этого дня у сына перестала подниматься температура. Что это было? Пытался ли он защитить ее? Или Она ушла, забрав все проклятье с  собой? Через год моя приятельница, не будучи доктором, раскрыла тайну моих мигреней. Она сказала:" Я читаю классическую литературу. Там у всех мигрени. А сейчас ни у кого мигреней нет. У всех гипертония. Из чего я делаю вывод, что у тебя гипертония". Я ей возразила, что скорая сто раз мерила мне давление, оно, в принципе, нормальное. Но приятельница настаивала: "Значит, твоя норма- очень низкое, ниже, чем у всех. Пей лекарства от давления". Измученная семилетними мигренями, я готова была уже начать пить все, что угодно. Наступило видимо облегчение. А вскоре врач подобрал мне дозу, при которой мигрени ушли совсем. Я стала известным и высокооплачиваемым репетитором. Все наладилось, только маму не вернуть. Захар говорит, что отрекошетило проклятьем, посланным на меня. Но он с этим разберется
      Когда я вижу, через что пришлось пройти некоторым из моих знакомых, от боли сжимается сердце- у одной- неизлечимая генетическая болезнь младшего ребенка не дала возможности выйти на работу, а тут еще оказался неизлечимо болен муж…у другой- из-за халатности врачей ребенок в детстве потерял слух, и теперь ему довольно тяжело адаптироваться социально, а тут еще супруг свел счеты с жизнью… третья- из троих детей похоронила двоих, да еще и мужа тоже…четвертая, получила сильное увечье на чеченской войне, а теперь вот еще заразилась неизлечимой болезнью… Я намеренно опускаю имена и точные диагнозы с шокирующими подробностями. Бомба не в этом. Поражает, что все эти женщины невероятно хороши собой, активны, и чрезвычайно позитивны. Все они напоминают мне губки, без конца впитывающие информацию и щедро отдающие ее другим. Чудо чудесное не в том, что они все это вынесли, а в том, что пережитое  выбросило их на новый эмоциональный уровень. Как будто все они открыли для себя простую истину- ни один человек при рождении не получает бумагу с печатью, что жизнь его будет легкой и безоблачной, но не смотря на это, необходимо каждый день искать вне и  создавать внутри себя гармонию. Я бы сказала, что все эти женщины служат лично для меня своеобразными эмоциональными батарейками…
   Нам повезло жить в уникальное время. Я считаю, что с информационной точки зрения, это третья эра развития человечества. Первая длилась долгие столетия- когда информацию можно было передавать чисто физически- либо произнести кому-то лично. Либо написать. Вторая эра коммуникации активно развилась в двадцатом веке- телеграф, телефон, телевизор, радио, факс… Информация уже не передавалась из рук в руки, но все равно ,между двумя телефонами был физический носитель- провод. В конце двадцатого века появился оцифровка, спутниковая связь, интернет и мобильные телефоны. И все. Мы стали другими. Мы уже крайне неуютно себя чувствуем, выйдя из дома без телефона. За одно мгновение мы привыкли к тому, что каждый человек и любая информация теперь практически всегда доступны. Я даже удивляюсь, как могли мы, зачастую не имея даже домашних телефонов, более того,  будучи студентами, а стало быть, не имея рабочих телефонов … вообще иметь общение- ходить на свидания, договариваться о деловых встречах…Как это было возможно? Задайте такую головоломку современному школьнику… Да, иногда случались неприятности. Можно было час простоять и так никого и не дождаться… А можно было плюхать через весь город, чтобы оставить потом записку в дверях. Можно было передавать информацию через друзей, у которых был телефон, и которые точно завтра на лекции увидят твоего друга. Оригинальный способ нашла  моя приятельница- она запросто могла послать телеграмму на соседнюю улицу.
   Насколько комфортнее стала жизнь сейчас! А для нынешнего поколения это естественно. Жизнь уже не требует от них подобной организованности и изобретательности. У них есть альтернативы книгам, альтернативы живому общению. Развиваясь в других условиях, они очень отличаются от нас.  И нам  сложно понимать и растить детей, практически из другого мира. И им сложно жить на стыке эпох. Не требуйте от них того же, что наши родители требовали от нас. Мы ведь представления не имеем, какой будет их жизнь, и какие навыки им пригодятся. Не требуйте. Просто любите.

                Гений и еще гений

                Между вещью и мыслью, скажу я,
                всегда предпочтительнее
                последнее
                Иосиф Бродский




                Там была бы эта кофейня
                с недурным бланманже,
                где, сказав, что зачем нам двадцать
                первый,
                если есть уже
                девятнадцатый век, я бы видел, как взор
                коллеги
                надолго сосредотачивается
                на вилке или ноже.
                Иосиф Бродский


     Дважды судьба сталкивала меня с гениями. И удивительно, что из общениями с ними, столь непохожими между собой, я дважды делала один и тот же вывод: наша жизнь- это не только то, что мы делаем; наша жизнь- это то, о чем мы думаем. Как
можно иметь единое энергетическое пространство с Фрейлиной Нелидовой? Или с Наполеоном? Думайте о них, изучайте их истории- и жизни ваши автоматически будут связаны.
    Уважаемые ученые из разных стран мира говорили, что  роман "Мальчик"- это лучшее из написанного на русском языке в 20-м веке. Имя автора- Олег Стрижак. Когда в 90-х ,после вручения ему престижной французской премии, он давал мне, молоденькой радиоведущей, интервью, я спросила, будет ли продолжение романа. В ответ услышала : "Здра-а-а-авствуйте! Написано же: роман в шести реках и каналах. Часть первая. Фонтанка". Многие сейчас, читая роман, не понимают, что знакомятся лишь с одной шестой от общего замысла. Замысла, который так никогда и не будет воплощен в жизнь. Ощущение, что в романе много непонятного, недосказанного, намеченного пунктиром, объясняется именно этим. Он достаточно сложен для прочтения. В романе есть огромная историческая сноска (по сути, это два романа в одном ,как у Булгакова). Сноска эта предполагает достаточно информированного и просвещенного читателя и, на первый взгляд, вообще никак не связана с жизнью главного героя. Но! Вот тут и начинается самое интересное. В дни, когда у героя вдруг начинает рушиться жизнь, что-то держит его на плаву. И это что-то...связь с предыдущими событиями, происходившими в этом городе ,более того, непосредственно с людьми ,населявшими его. Нет. Это не мистика и не научная фантастика, и герой не медиум. Просто жизнь города не делится для него на прошлое и настоящее. Она вся его, целиком. И он ее частица. Герой живет в этом едином временном коконе, который защищает его так плотно, что неприятности настоящего не могут ранить  смертельно. Если спуститься до более приземленных объяснений, то
я бы привела самый незамысловатый пример. В настоящем мы варим кашу на кухне, потом решаем сходить за хлебом. Спускаемся и идем в булочную мимо Инженерного замка. Начинаем думать о Павле. Его история целиком захватывает наши мысли и чувства. И в этот момент Павел из прошлого имеет к нам значительно больше отношения, чем булочная из настоящего.
     Еще один гений, с которым я имела счастье познакомиться, это историк Евгений Понасенков. Уж он-то, точно, живет в разных эпохах! Это заметно с первого взгляда .Внешность кинозвезды 60-х стопроцентно гармонирует с его увлечением этой эпохой.
За свой безупречный вкус, манеру говорить, страсть к произведениям искусства он заслужил прозвище "Человек эпохи Возрождения". Евгений, в отличие от Олега, милосерден к читателю. Не требуя от него специальной подготовки, он раскладывает по полочкам весь материал и отсылает к первоисточникам. То ,чем Понасенков перевернул весь мир вообще и сознание соотечественников, в частности, носит название "Первая научная история войны 1812года" В его системе координат эта война была вчера( как он сам говорит, все это происходило каких-то два долгожителя назад), и в событиях тех лет, точно ,можно найти ответы на все вопросы дня сегодняшнего. Я никогда не пытаюсь пересказать содержание этой книги, всегда говорю одну лишь фразу: "Знаете ли вы, что это Россия объявила войну Франции?" Как правило, этого достаточно чтобы повергнуть собеседника в шок и отослать его к монументальному, подробнейшему труду Понасенкова. Читайте ,если не хотите и дальше быть обманутыми!
     Евгений у многих вызывает раздражение, и это его страшно веселит, поскольку
он прекрасно понимает истинную причину происходящего. Коллегам не так обидно, если успех в науке сопутствует "своему". Этот "свой" должен иметь вполне определенный облик -маленький, лысеющий человечек, в затертом пиджачке и очочках, страдающий на крохотную зарплатюшку. Эдакий Окакий Окакиевич 21-го века. Такому можно и признание в науке простить, поскольку жалость, все равно, перевешивает. А вот как простить успех молодому, красивому ,богатому, хохочущему, блистающему в кругу знаменитостей? Если опять обратиться в литературным образам, то это такой Моцарт от истории среди тысяч Сольери.
     Что интересно, с подобной же ситуацией неприятия красивых и успешных  серой массой сотрудников я столкнулась в начале 90-х,когда познакомилась с сестрой Олега Стрижака, Никой. Невероятная красавица, модница и при этом интеллектуалка, она дико раздражала некоторых коллег, работающих в редакции  газеты. Те лишь злобно шипели ей вслед: "Ну, конечно! Кто-то на такси подъехал...Стрижак, конечно... Она же у нас - элита! Ну, конечно...Французскими духами запахло...Стрижак пришла. Она же каждый вечер в театр ходит!" Ника возмущалась втихаря, и я была с ней полностью солидарна :"Тетеньки! Такси стоит рубль! Возьмите подработку, и будет вам такси каждый день. Духи французские у любого фарцовщика продаются ! Недельку посидите на яблоках - и похудеете, и духи вам будут!" Каждый человек живет в своем мире, и он зависит от того, о чем мы думаем. С этого я начала рассказ. В нашем с Никой мире нормально было вкладываться в свой образ и пахнуть дорогой Францией. В мире совковых тетенек глупо было тратить деньги на духи, которые все равно кончатся. С их точки зрения, логичнее было купить хрустальную вазу как символ благополучия.
    А чего, кстати, хотелось девочкам в унылом совке? Светской жизни. Была ли она? Конечно! У каждого своя... Согласно тому, что происходило в каждой отдельно взятой голове. Кто-то не вылезал из филармонии, а кто-то - из шикарных ресторанов с дискотеками. В романе у Олега девочки вели изысканную светскую жизнь. Они сидели в мало кому известном крошечном баре в центре Ленинграда и пили коньяк. Мы с Никой могли, например, плюхнуться в ночной поезд до Риги и утром проснуться в совсем другой вселенной , весь день бродить там, где костелы впечатляют готикой, а люди говорят с манящим западным акцентом.
    Вот как плавно мы от рассуждений о коконе из прошлых столетий перешли  к более понятному, материальному - к эстетике бытия. Это то, что так старательно пропагандирует Понасенков , и что так бесит его недругов. А ведь он, импозантный мужчина, выкладывая в сеть свои видео из  достойных кафе, к примеру, пытается донести очень простые вещи. Все в жизни вообще, и в кафе, в частности, имеет значение. Важно не только качество еды, важна сервировка, важны интерьеры ,важен вид из окна. Если вам неуютно в красивых местах, значит, с вами что-то не так...работайте над собой.(Нет, ненавидеть автора значительно проще, кто спорит...)
     Олег Стрижак в своем романе высказывает, на первый взгляд, абсолютно парадоксальную мысль. Он рассуждает, что литература создается не ради читателя (потому он и не готовит его к восприятию сложных исторических фактов). Все пишется ради истины как таковой. Определенные факты и мысли должны существовать в изложенном на бумаге виде. Все. А дальше- дело за нами. Если нам не уютно среди этих мыслей, значит, с нами что-то не так...работаем над собой.