Он и Она. 1 часть

Людмила Гулькина
Это было послевоенное время.
Так случилось, что они оказались здесь, а не в тёплом родительском доме – он и она.
С первого класса они не обращали друг на друга никакого внимания.
Она была девочкой неприметной, часто болела. И, казалось, если бы она внезапно исчезла, никто бы этого даже не заметил. Ей часто приходилось слышать  в свою сторону от мальчишек и девчонок всякого рода оскорбления, может потому, что она никогда на них не отвечала, а молча уходила. Странно, но почему-то именно это ребят и раззадоривало.  «Крыса!»- кричали ей вслед мальчишки. «Обезьяна Чи- Чи- Чи  продавала кирпичи!» - не успокаивались они. Девочка не оборачивалась и как будто не слышала их.
Ухаживать за собой Лиза ещё не научилась, после смерти мамы её сразу привезли в интернат. Она осталась одна – одинёшенька в этом огромном, как ей казалось, недобром мире. Из-за слабого зрения ей приходилось носить очки с толстыми линзами, за которыми скрывались огромные синие глаза. На её худеньком лице никогда не проявлялся румянец.  Лиза  никогда не улыбалась или забыла,  как это делать.  Её волосы, как назло, вились, путались, и прочесать их было невозможно. Первые годы девочкам ещё как-то помогали мыть голову няни, а в третьем-четвёртом классах  им приходилось уже это делать самим. Мыли волосы хозяйственным  мылом, после которого их невозможно было прочесать. Может, поэтому стала чесаться голова, завелись вши, с которыми началась борьба. Всем девочкам намазали головы смесью из керосина и растительного масла и замотали марлей, потом промыли и прочесали, но пахло керосином  ещё долго.
Годы шли.
Учёба Лизе давалась сложно, особенно математика. Как ни старалась, выше «тройки» ей не ставили.
Зато она очень красиво писала и рисовала.
 
Он тоже особо не отличался от мальчишек. Про таких говорили: «Тихоня».   Его худое тельце напоминало тоненькую тростиночку. И как только в нём душа держалась?  На уроках физкультуры мальчишки ловко перепрыгивали  через коня, он же просто перелазил через эту преграду, чем вызывал дружный хохот у всех, кроме Лизы. Друзей у него в классе тоже не было, никто не хотел дружить с тихоней и неудачником. Он попал сюда после того, как маму лишили родительских прав из-за пьянства. А отца он  ни разу и не видел, хотя мама ему всегда говорила, что его отец был лётчиком. Так многие мамы-одиночки говорили своим детям.
Алёшка  никогда маму не осуждал,  когда она возвращалась пьяной домой. И если она не могла добраться до кровати, старался укрыть её чем-нибудь,  чтобы не замёрзла на полу.  Обиды на неё он не держал, а только жалел, ведь она - единственный родной для него человечек. А когда она стала пропадать  на несколько дней, его забрали и определили в интернат.
Учился он хорошо. Особенно любил решать арифметические задачи. Поэтому мальчишки его не трогали, боялись, что не даст списать. Правда, был в классе один Сашок-задира, которого все боялись и предъявляли ему готовые домашние задания по первому его требованию.

 Однажды, на вечерней подготовке, Сашок  стал требовать, чтобы ему дали списать. Но  Алёшка не оглянулся и продолжал решать.   Надо сказать, у Алексея  был какой-то внутренний стержень. Вокруг заволновались, что-то сейчас произойдёт.  Тут Сашок с оскорблениями подскочил к Алексею, выхватил у него  тетрадь и на глазах у всех разорвал в клочья, а потом  в бешенстве  выскочил из класса.
Никто не произнёс ни слова. Каждый старался спрятать глаза, как будто ничего не случилось.
И только Лиза смотрела на него широко открытыми глазами, в которых можно было увидеть восхищение. Их глаза встретились,  он смутился и отвёл взгляд. Потом вырвал лист из какой-то тетради и продолжил решение задачи.

Наступила зима. В палатах было очень холодно.  Некоторые  уходили ночевать к родственникам.  Остальные же, спасаясь ночью от холода, укрывались  даже матрацами, забирая их  со свободных коек.   Многие заболели. Особенно тяжело болел Алексей. Впрочем, он никогда здоровьем не отличался. После месяца лечения он вернулся и ещё более осунулся.
За это время многое изменилось. Обстановка в классе обострилась, Сашок здесь себя чувствовал полным хозяином. Он мог любого унизить, оскорбить и, если надо, поколотить. И никто не мог ему дать отпор, напротив, лебезили перед ним и старались угодить. Если он смеялся и унижал кого-то, то все дружно с ним хохотали. Девочки оказывали ему знаки внимания за его силу и влияние на мальчишек. И только Лиза была к нему равнодушна, чем особенно его раздражала.
После уроков  должны были начаться соревнования по футболу.  Когда началась игра, один мальчик из их команды упал и больше не смог   выйти на поле, из-за серьёзной травмы.
Капитан команды, Сашок, приказал выйти в качестве замены Алексею. Но так как Алексей был ещё слабый после болезни и не мог быстро бегать, команда проиграла. Разгорячённые, от обиды, мальчишки стали всячески оскорблять Алёшку, видя только в нём причину проигрыша. Началась потасовка на виду всех болельщиков. Особенно старался наносить удары и так ослабевшему Алексею Сашок.
Вдруг вырвалась из толпы худенькая девчушка. Лиза, словно львица, бросилась на помощь Алёшке. Она что- то громко кричала, оттаскивая мальчишек. Потом ловко запрыгнула на спину Сашки и стала бить  его своими маленькими  кулачками. Он же беспомощно и несуразно махал руками, стараясь сбросить её с себя.
Когда же она оказалась на земле, он,  то ли от стыда, то ли от  гнева, ударил кулаком ей в живот. Она упала. В глазах потемнело, стала задыхаться. Ей показалось, что она умирает.  Очнувшись, она увидела Алёшку, который склонился над ней. Он был весь в крови и, обнимая её, плакал настоящими мужскими слезами.
 Потом рассказали, как  Алёшка бросился на Сашку,  повалил его на землю и колотил  до тех пор, пока их не разняли подоспевшие воспитатели.

(Продолжение следует)

 http://proza.ru/2019/08/07/1831