Горох об стену 24

Андрей Тюков
Не позавидуешь убившему. Пусть непреднамеренно, а кровь пролилась. Пролитая кровь запускает механизмы бесчеловечные, невидимые, неумолимые, - там, откуда идут силы править миром.
Бог Каина не наказал, но "сделал знамение" ему, чтобы первый встречный не убил. Есть такие вещи, которые на земле поправить можно. Но пролитую кровь поправить нельзя, вечное это "знамение".
Енох вернётся в Рай, но отца своего Каина с собой не возьмёт.


История российская крутится по библейской модели. Правда, правда. Помните сцену жертвоприношения Исаака? Когда в последний момент Бог заменил парня бараном? А вот и он, ха-ха-ха, как нарочно: запутался рогами в чаще...
И у нас в точности так. Начинаем во весь мах, готовы идти до конца, "до основанья, а затем..."
А затем - новый баран и новый виток того же самого. Не пойму, зачем это Богу? А нам зачем?


Самое целостное, самое живое и непосредственное отображение реальности - это язык. Языковая реальность субъективна и объективна в равной степени, человек формирует её сам - и сам подчиняется ей. Любая часть языковой реальности, усвоенная человеком, соотносится с целым как целое, представляя всю систему языка в себе. В языке нет обособленных элементов, усвоив один языковой элемент, с необходимостью включаешься в систему и законы системы. Первый и главный закон языка - адекватность отображения реальности. Человек субъективно отбирает языковые средства из объективно существующих, пусть даже в возможности, но существующих в языке. Язык нельзя "придумать" - его можно актуализировать, реализовать, перевести из потенциально возможного в актуальное. Язык - это "третья реальность", и недалеки от истины те, кто называет язык - Богом.


"Нет креста за спиной... Без него мне ещё тяжелей."
Есенина лучше читать раннего, Бродского - среднего, Евтушенко полусреднего. Рождественского нужно читать позднего.
"Всё крохотней "завтра". И всё необъятней "вчера"."
Ранний и средний Рождественский изобилует словами. Они, может быть, и "звучат" с эстрады, но кажутся лишними один на один с текстом.
"Других я различаю голоса, а собственного голоса не слышу."
В последних стихах не самая глубокая философия Роберта Ивановича приобретает новое, дополнительное измерение, преломляясь через слезу готовящегося расставания и всегда связанного с этим узнавания себя.
"В юности зачитанный до дыр, он потом ушёл в разряд: "и др...".
Думается, всё-таки не ушёл.


В России "оппозиция" - это писатели, которые ругают читателей. Нигде такого нет. Наиболее яркие представители: Акунин-Чхартишвили, Быков, Макаревич. Первый, правда, в России больше не живёт, а последний скорее музыкант, но сути дела это не меняет. В любой другой стране оппозиция ругает власть, а у нас они бичуют "тёмный" народ, якобы эту власть лелеющий. На самом же деле Путина и Быкова читают одинаково мало. А покупают ещё меньше. Не в этом ли настоящая причина бури в стакане шерри-бренди на углу у кафе "Парнас"?


Ответ - это по-другому сформулированные условия задачи. Зная условия задачи, уже знаешь ответ. Задача и есть ответ. Зная дважды два, нет надобности высчитывать четыре.


Естественный человек на земле подобен воде. Вода течёт, огибая высокие места, заполняя низменности, широко разливаясь на равнине, где течение ускоряется. Как и вода, естественный человек не знает добра и зла.


Когда поднимаешься по лестнице, имеет значение не количество ступенек, а число пролётов.


Всё, что происходит с человеком, по отношению к нему будет внешним. Всё, что человек совершает, он совершает в отношении внешнего. Человек сам является внешним в отношении чего-то другого. Это другое связано с человеком пространственно-временными отношениями, которые не затрагивают сущности, самости другого. Самость человека тоже носит внешний характер. Самость человека - это другое.


Познание интуитивно, мгновенно. То, что мы называем процессом познания, есть поиск формы, формулировка. Мысль не есть форма, она обретает форму только в целях коммуникации.
Моя кошка любит спать поперёк порога комнаты. Это и есть знание без формулировки.
Сознание склонно описывать реальность в терминах логики, вербально, тогда как реальность не является ни вербальной, ни логической. В основе системы, моделирующей вербальную реальность, лежит отождествление познания и процесса познания.
Кошка, переступившая порог - это другая кошка? Нет, та же самая.


Вспомним: "...но в особенности мы должны приложить наши старания к тому, чтобы создать себе общественную нравственность, которой у нас ещё не имеется" (П. Я. Чаадаев).
Вот так, ни больше, ни меньше. Писано сие в 1832 году. И что изменилось с тех пор? Ничего. Как не было общественной нравственности, так и нет. Общественная мысль? Платная, как общественный туалет.
То, что есть, неподцензурно; то, что проходит сквозь "рогатки", не может удовлетворить образованное общество и принимается "применительно к подлости" и по нужде.
Нельзя же, в самом деле, считать за выражение общественной (и любой другой) нравственности (и мысли) то поле полемики, особенно оживлённое в предвыборный сезон (заработок!), где наши и ваши обвиняют оппонентов в одних и тех же грехах. Поле, грядки, огород... Садовник поливает - оно растёт... Грядки вроде разные, а растёт у всех одно... в отсутствие ножниц общественной нравственности. Прыгай с грядки на грядку, меняй шило на мыло, Ивана Ивановича на Ивана Никифоровича - а ничего не изменится...
Что делать? А вот что: "...молча работать над собой" (П. Я. Чаадаев). Эх, Пётр Яковлевич... видать, не зря тебя нарядили сумасшедшим! "Над собой"! Эка, хватил.


Не так отказ обижает, как объяснение его причины. Никогда не объясняй причину отказа: нет и нет... Причина согласия тоже иногда может показаться обидной. Поэтому - да и да. А лучше - нет.


Означаемое меняется, означающее не меняется. Содержание знака подвержено эрозии. Откуда нам знать, что сейчас означает "совесть"? Знай мы это, может, и не стали бы сетовать на бессовестных и бесстыжих.
Имя то же, а человек - другой.


Подобно тому, как в нереальном пейзаже в обязательном порядке должны присутствовать элементы реальности, для уравновешения в целом нестабильной и неправдоподобной картины, точно так же и в реальности необходимы нереальные элементы, и с той же целью. Если кто-то видит "то, чего нет", то это вовсе необязательно происходит из-за психосоматических расстройств и нуждается в коррекции, а просто в его индивидуальной картине реальности эти отсутствующие в других, тоже индивидуальных, картинах "вымышленные" элементы необходимы - и, более того , желательны. Необходимость и желательность "несуществующего" требует понимания, а именно этого - понимания "больного" - начисто лишена наша преимущественно инвазивная, карательная медицина.


Очень устаёшь от общего фона российских СМИ. Как будто со всех сторон все сразу кричат на тебя "в повышенном тоне" и вот-вот сорвутся, да не срываются, - ждут, когда сорвёшься ты? Какой-то всеобщий ювенильный невротизм на почве полового созревания.
Можно и нужно писать остро, задевая больные места, писать, пробуждая лирой чувства, - не добрые только, но и злые? Но - писать нагло, врываться в дом с криком: "Я, я! Посмотрите - это я!!!"?


Хорошо, что есть выбор. Для меня это русская классика. А теперь ещё прибавилась духовная литература, там - богатство несметное, от Флоренского до Завершинского. Почему я читаю духовное? Потому, что там нет себеумия. А свобода выбора ограничена высшими ценностями, причём жёстко ограничена, без поблажек и скидок на "я так вижу".
Такое ощущение возникает порой от некоторых авторов, что пишут незрелые юнцы и юницы. Тогда как это вполне себе взрослые, умудрённые (?) опытом дяди и тёти. Всё правильно, собственное "я" формируется с первой до последней минутки, памятником себе, если повезёт, становятся уже после некоторого неизбежного события. Формируемся? Оформляемся... Но ведь должен был с годами накопиться некий золотой запас, если не мудрости, то памяти; настигнуть понимание своей ответственности за "воробья", уж если синица не стала журавлём...
Правильно и то, что "я" формируется только в оппозиции другим "я", реальным или воображаемым. Поэтому - да, выходим к этим другим, не всегда благожелательным, умным, понимающим; выходим и в сиротстве, в непотребстве своём, сиречь без макияжа; без этого - какое творчество и какой творческий человек? Но тут нужно помнить, что пользу такие "выходы я из я в я" приносят лишь тогда, когда это внешнее "Я" - больше твоего персонального, выше, значимее...
Иначе - ну, собрались, покричали, посмеялись... разошлись - и всё забыли.


Жизнь не просто сумма событий. Даже простое желание подняться на цыпочки, заглянуть через забор многое меняет, не говоря уже о способности это делать. Врач, психолог, психиатр К. Юнг: "Я обязан сказать пожилому пациенту: ваш образ Бога или ваша идея бессмертия атрофированы, из-за этого у вас нарушен обмен веществ". Очень по-немецки звучит.
А ведь нет ничего за этим забором. И что может послужить причиной обратного представления, это ещё большой вопрос: правильный метаболизм - или нарушенный? Юнг уже знает. А мы, умные-разумные...


Если атрофирована сердечная мышца, если утратил способность заплакать над вымыслом, если обмякли и обвисли струны души, значит, пора идти в лес - слушать осень... В шорохе повседневности слышится что-то ещё, что-то важное. Всё неявное, случайное в жизни вдруг оказалось важнее для тебя, чем те события, которые казались важными когда-то, и на которые выводила, да не вывела, разумная логика каждого дня. Наша душа и старше, и умнее нас самих. Иди в прозрачный лес, покажись. Там тебе скажут, что такое надежда.


Вот эти тоже манипуляторы, я их маму не знал. Хи-и-итрые! Он же не подсунет вам сразу готовое яйцо, вы же обман распознаете, по запаху. Он подсунет алгоритм решения и выведет на то же яйцо, но с иллюзией и всеми признаками самостоятельно высиженного. Что отключает механизмы защиты от внешнего, которые у всякого гражданина включаются автоматически на предъявление этого внешнего. А тута... а здеся... своё, родное, из собственного, пардон, гузна. Что может быть безопаснее, вкуснее, полезнее, наконец - приятнее? Но алгоритм-фальшивка должен быть логически убедительным (это желательно) и понятным (а вот это - обязательно: "Я понял, ergo, это верно!"). Дураков нет, они все перевелись, как Брокгауз и Ефрон, все умные и все рассуждаем. Подмени в рассуждениях какой-нибудь средний член - и яйцо в нужном гузне... Ловкость рук и никакого мошенства, главное: сам, всё сам! Делов-то. Действительно, выведенного яйца не стоит.


2016