Меня не покидает ощущенье 3

Елена Студзинская
моим терпеливым и прекрасным родителям посвящается

Литературные  вкусы в моей семье – разные. Мама очень любит поэзию  Константина  Симонова, Эдуарда Асадова, Михаила Светлова, Константина Ваншенкина, Сильву Капутикян, Юнну Мориц, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Беллу Ахмадулину… Для папы поэзия – это Шекспир, Байрон, Пушкин, Лермонтов… 

Мама однажды ушла, хлопнув дверью, не выдержав  нашего с папой  спора. Я, влюблённая  в  звенящие  поэзы Велимира Хлебникова,  заявила, что Пушкин – это рифма для школьников. У папы вздулись не только желваки, но и роскошные мышцы  боксёра. Мы сцепились в таком литературном клинче, что  наш «итальянский» ор слышал весь дом. Мама назвала нас «идиотами», сказала, что о поэзии могут орать только невежи  и ушла. Мы утихомирились, и папа даже  протянул  зажжённую спичку к моей сигарете. А это, скажу я вам, особый случай. С моим курением он до сих пор борется странным образом: джентльмен во всём, он не протягивает мне огня. Мой лучший рыцарь на свете, как же я рада, что мы все встретились – ты, мама, я!

Ещё о вкусах и уроках.
 
Как- то  я с видом  «хрустально-сОвого» знатока   вякнула, что  «проза Бунина – тяжеловесна и нудна. Кому  нужны предложения на пол-страницы?!»  У меня как раз был период Константина Паустовского и Александра Куприна. Их лёгкие, солнечные фразы, напоенные морем, пивом Гамбринуса и вином юга, конечно, было приятнее читать, чем сумеречные  - Бунина.  И я тут же получила заслуженный щелчок:» Во-первых, не Бунина, а Ивана Алексеевича  Бунина. Во-вторых, что ты прочитала?»
 
- «Антоновские яблоки», - отрапортовала я.

- Всё? – спросили меня.

- Всё, - ответила я, понимая, что «приплыла».

Я получила «Солнечный удар» в «Тёмных аллеях» «Окаянных дней» и навсегда поняла главное : читать нужно всё для того, чтобы вообще иметь право на мнение.

С особой щепетильностью к книгам относилась мама. Это не значило, что книги нужно было заворачивать  в защитные обложки  и  держать  от  себя на расстоянии. Всё было значительно веселее.

Помню, после  рабоче-командировочной недели в прожаренном  городе, я добралась до дачи, умостилась в шезлонге у самой кромки моря, натянула шляпу и затихла  в торжествующем предвкушении сочных  «Одесских рассказов» Исаака Бабеля.  Это был роскошный день, когда и небо, и море благоволили  рыбакам. Баркасы возвращались, гружённые  уловом, - бычки, ставрида, глоссы, камбалы, барабульки.  Мужики в широкополых  брылях выбрасывали на мостки  справы и  кодолы*, смачно курили и счастливо потирали красные, обгоревшие шеи.

На  тоненькой ниточке горизонта, где слепяще слились море и небо, я увидела наш белый катерок. «Гера»  слушался руля точно и немного задирал  «нос» над волной, торопясь домой. Видела папин силуэт  в солнечном мареве.  Сейчас он, как всегда, поднимет руку, приветствуя маму, и она, бросив все дела, поспешит навстречу. Так оно и было. Мама  шла по причалу, прикрыв ладошкой глаза от солнечных бликов на воде. Маленькая, загорелая, с крепкими ногами  и упругими ягодицами  танцорши, она была прекрасна. Я уже было открыла рот, чтобы сказать ей об этом, но она опередила меня.

- Что это? -  как же я не люблю  такие её интонации. Очарование пропало. Мама не пальцем, а буквально перстом упёрлась  в глиняную миску, наполненную   только что изжаренным арахисом. Я обожала эти крепкие  бусинки в коричневом ворохе лузги. Но пока арахис  был спрятан  в своих сероватых скорлупках, и я только готовилась под говорок  Бени Крика насладиться им. – Ты собираешься кушать и читать?! – это был не вопрос, а уничижительная констатация    моего преступления. – Ты понимаешь, как это неуважительно к книге? – и всё, мне уже не хотелось арахиса.

Сейчас, вдали от неё, я, конечно, грешу, совмещая еду и книгу. И как бы мне хотелось услышать те самые интонации и увидеть её  фигурку в солнечном сиянии. Спасибо, мамочка, за уроки…

Так вот, несмотря на противоречия и споры в  литературных  предпочтениях, было  то, что объединяло  нас очень крепко, – юмор. Помню наши семейные очереди: Владимир Войнович  «Солдат Иван Чонкин»  и  Владимир Кунин  ««Иванов и Рабинович» («Ай гоу ту Хайфа»)».  Бесполезно было становиться в очередь на Ильфа, Петрова и Гашека – эти книги, взятые мной из шкафа, уже туда не вернулись, оставшись  на моём письменном столе – только руку протянуть. Время от времени мама водворяла их на место, но они всё равно оказывались  или на столе, или на прикроватной тумбочке. Я даже не помню, как забирала их с полки – просто автоматически. А, может, они уже сами сбегали из книжного шкафа?

Первыми в мои читательские жернова попали «Двенадцать стульев». К тому времени я уже освоила скорочтение, и страницы порхали, как крылышки колибри. Я смеялась до слёз, я будила по ночам сестру своим приглушенным хохотом, и на нытьё: »Ленка, мне же в школу завтра…», отмахивалась:» Тебя учат мои учителя. Вали всё на меня, простят». Я влюбилась в Остапа Бендера  самозабвенно и  преданно  той настоящей  и  чистой верностью, какая только может быть.  Когда Киса занёс над медальным профилем Остапа бритву, я и секунды не сомневалась, что он проснётся, подшутит, как обычно, над отцом русской демократии, и они вместе отправятся за бриллиантами. Я даже простила Воробьянинову  его  бунт, но стул, как знаете, был пуст.

«Золотой телёнок» меня сразил вообще. Я договорилась со знакомой медсестрой о больничном  и валялась в кровати, хохоча до спазмов. Более элегантного и умного жулика я больше не встречала.  Слова и рассуждения Остапа можно запросто отнести в разряд афоризмов, что я и делала, разговаривая с друзьями на этом особом  языке. Дочитав  «Золотого телёнка», я сразу же стала перечитывать «Двенадцать стульев», и  во мне вызывали смех фразы,  на которые я не обратила внимания в первый раз. Одну из них запомнила особо, хотя до сих пор не понимаю, почему именно она вызвала у меня просто приступ гомерического смеха. «Служащие хрюкнули в чернильницы». Я  видела эти плоские затылки с прилизанными волосиками, которые  застыли над чернильницами-невыливайками, и не могла остановиться от хохота.

Когда  подошло время перечитывать «Золотого телёнка», папа сообщил фантастическую новость: оказывается, через   пару дней по телевизору будет фильм «Золотой телёнок». Что вам сказать? Просто нечего, я считала минуты, я молила, чтобы не отключили свет или чтобы не перегорела какая-то  вредная лампа в телевизоре, что происходило достаточно часто. Но всё оказалось ещё грустнее: позвонили из поликлиники и сообщили, что подошло время  «атропинизации».

 Объясняю: с детства  мои глаза  видели слабо, и время от времени  в них капали атропин. Уже и не помню, с какой именно целью это делали, но зрачки при этом разъезжались до невероятных размеров,  и нельзя было читать  и смотреть телевизор. Зная родительское отношение к нашему  здоровью, а к моим глазам – особенно, я понимала, что просить бесполезно. Это был, пожалуй, самый трагический  вечер в моей жизни.

Мы  традиционно ужинали всей семьёй «под»  интересный фильм  или интересную передачу. И в этот вечер всё было традиционно, кроме одного – я сидела спиной к телевизору и роняла горючие слёзы в тарелку с чем-то вкусным. Время от времени я подвывала и всхлипывала, мешая всем. Родители из солидарности пытались себя сдерживать и не смеяться. Наташка такой солидарностью по возрасту не обладала и корчила счастливые рожицы. Я её спросила пару лет назад: »Ты вообще хоть что-то понимала?» Она мне честно ответила: »Нет, конечно. Мне было смешно, что ты плачешь из-за фильма. Прости».
 
Сейчас, в любое время, я могу  устроить себе просмотр этого восхитительного фильма  Михаила Швейцера, полюбоваться  Сергеем Юрским – Остапом, посмеяться над простодушным Шурой Балагановым – Леонидом Куравлёвым, до слёз пожалеть «великого слепого» Паниковского – неповторимого Зиновия Гердта и поудивляться воплощённой в миллионы  цели Корейко – уникального Евгения Евстигнеева. Сейчас… А много лет назад я «смотрела» долгожданный фильм спиной и тихо ненавидела свои  наатропиненные глаза.

С Гашеком  у меня сначала не сложилось. Я открыла  «Швейка»  сразу же после общения с Остапом, и не могла прочитать  более нескольких страниц. Мне было откровенно не смешно. Папа зачитывал целые куски, они с мамой смеялись и убеждали меня, что я полюблю Швейка больше, чем Остапа. Я смотрела на них с подозрением: »Может, издеваются?»  Но однажды  случилось удивительное: папа читал мне отрывок о том, как Швейк макает в подливку горбушку хлеба и разглагольствует  о службе, и я отчётливо почувствовала  запах вкуснейшей подливки, увидела плавающую в ней, изнывающую  мясными соками, горбушку, Швейка в мешковатой форме, придурочного поручика Лукаша и всех-всех..  Больше я с этой книгой не расстаюсь. Коричневый неформатный  том  возвышается над другими книгами, и я знаю, что, открыв его, увижу плутоватую рожицу бравого Швейка, говорящие рисунки Йозефа Лады и потащусь, смеясь, за Швейком по всем фронтам и весям.

Передышка после таких книг мне не нужна. Просто  я должна собрать все свои воспоминания для одного  удивительного произведения, с которым  связаны несколько красивых мистических историй.

Павел  Вежинов «Барьер. Белый ящер»


* якоря