Лучистые образы Наталии Гончаровой

Вячеслав Суханов
Радио Посад
Культура

«Лучистые образы Наталии Гончаровой» в музее Тропинина
и московских художников его времени

16 августа в московском музее В.А. Тропинина и московских художников его времени, что  в Щетининском переулке, открылась выставка «Лучистые образы Наталии Гончаровой», приуроченная к 135-летию со дня рождения художницы. Перед избранными представителями прессы (в том числе, и перед получившим персональное приглашение журналистом Радио Посад) и несколькими десятками приглашенных с коротким вступительным словом выступили главный хранитель музея Светлана Николаева, кураторы экспозиции и представитель министерства культуры РФ Сергей Богатырев.

От «лучизма» до современности…

Изначально подумалось, что, возможно, название выставки как-то связано с изобретенным в начале ХХ века мужем Гончаровой Михаилом Ларионовым стилем «ЛУЧИЗМ», в котором творила и она сама. А, может быть, и нет. Потому что в экспозиции в основном представлены миниатюрные иллюстрации Гончаровой к стихам Тихона Чурилина и Алексея Крученых из собрания музея Тропинина, эскизы театральных костюмов из театрального музея им. Бахрушина, а также первый экземпляр книги Чурилина с автографом «Весна после смерти» из музея Марины Цветаевой.
А венчает экспозицию необычная скульптура самой Натальи Гончаровой работы одной молодой московской художницы, которой все собравшиеся с удовольствием поаплодировали.

Общая камерная атмосфера мероприятия (камерная - не в смысле тюремная, а в том же смысле, что и камерная музыка) навевала у собравшихся приятное чувство сопричастности к таинству искусства с его загадками и открытиями, удивлениями и восторгами. Которые «усугублялись» для впервые попавших сюда посетителей тишиной и спокойствием музейных залов, украшенных многочисленными портретами и жанровыми сценками работы знаменитейших русских художников  XVIII-XIX веков, мебелью той же эпохи, а позже замечательной музыкой в исполнении дуэта девушек-скрипачек.

Настроение собравшимся не смогли испортить даже жутковатые надписи над дверями залов типа «Не входить. Газ!» Слава богу, в помещениях был только кислород, и дышалось легко и свободно…

История одного портрета…

В залах ОСНОВНОЙ экспозиции музея, которые я обошел загодя, представлены многочисленные работы великих русских художников Тропинина, Боровиковского, Левицкого, Рокотова и других. А начинается экспозиция со всем знакомой картины Тропинина «Кружевница» (когда-то иллюстрация этой работы, вырезанная из журнала «Крестьянка», украшала стену в доме моей бабушки в деревне под Серпуховым), в этом же и других залах - портреты Александра I, композитора Алябьева, музы писателя Ивана Тургенева певицы Полины Виардо, покорителя Кавказа генерала Ермолова…

Среди портретов работы Тропинина я неожиданно наткнулся на портрет однофамильца. Обрадовался - возможно, предок, может быть, даже князь или граф, как и те, чьи изображения висят рядом! Оказалось – каменотес...
Но расстраивался недолго. Главный хранитель музея Светлана Николаева рассказала мне, что Самсон Ксенофонтович Суханов (1768 - после 1840) — русский скульптор-камнетёс, работавший в Санкт-Петербурге в первой трети XIX века, был широко известен в Петербурге как искусный каменщик-ваятель и строительный подрядчик. Когда началось строительство знаменитого во всем мире Казанского собора, именно его назначили главным приказчиком.
Одним из примеров его мастерства являются два огромных гранитных шара на Стрелке Васильевского острова — оказывается, он высек их по принципу «отсечь всё лишнее», не пользуясь при этом никакими измерительными инструментами (!).
Совместно с другими мастерами им были выполнены: Ростральные колонны (проект архитектора Тома де Томона) и статуи на них, колоннада Казанского собора, колоннада Исаакиевского собора, цоколь здания Биржи, облицовка берегов Крюкова канала и Малой Невки, Баболовская ванна в Царском Селе, ванны Зимнего и Александровского дворцов,  колонны Скорбященской церкви, базы и капители здания Петербургской духовной академии в Александро-Невской лавре, Александровская колонна…
Кроме работ в Санкт-Петербурге он работал также и в Москве — благодаря ему появился пьедестал памятнику Минину и Пожарскому…
А проживал мой гениальный мастер-однофамилец в Санкт-Петербурге, на набережной реки Пряжки, в каменном трёхэтажном доме собственной постройки. И даже не подозревал, что спустя много лет, в самой середине ХХ века на Васильевском острове родится будущий журналист Радио Посад и придет в музей Тропинина и увидит его портрет. И в очередной раз удивится гениальности простого русского народа…

Эпилог

А напоследок я скажу: если вам не хочется или трудно стоять во многочасовых очередях на выставках Серова и  Айвазовского, но у вас есть час-полтора свободного времени и желание приобщиться к великой русской культуре, приходите в музей Тропинина, походите по его залам, посмотрите работы великих русских художников, а затем отдохните на лавочке в музейном скверике, подышите воздухом купеческой улочки Замоскворечья, а потом ступайте дальше по своим делам.
Уверен, вы потратите время не зря…

P.S.
18 авг. в 9:54
Экскурсионно-массовый отдел Музея В.А.Тропинина и московских художников его времени
<tropinin-emo@yandex.ru>

Спасибо большое!
Вы прекрасно о нас написали и фотоотчёт очень полный!

С уважением,
Полина