Весеннее обострение, или от КВНа до стенд-апа

Вячеслав Суханов
Радио Посад
Лицом к Лицу
Сергей ПОЛЯКОВ и Владимир ПОЗДНЯКОВ:
Весеннее обострение,
или от КВНа до стенд-апа…

Сегодня у нас в передаче «Лицом к Лицу» достаточно необычные гости, хотя с одним из них я знаком уже полгода по работе на Радио Посад. Но одно дело работа, другое дело – хобби. А у Сергея Полякова и у его товарища Владимира Позднякова, как я понимаю, общее увлечение – это КВН и его внебрачное порождение – так называемый стенд-ап. Но начнем по порядку - с посадского КВНа…

Зритель у нас не избалованный…
                /Владимир Поздняков/
И за счет этого очень добрый…
                /Сергей Поляков/

КВН

- Расскажите, ребята, где вы родились, что оканчивали, где работаете?
Сергей Поляков: - Родился я в Загорском районе, окончил Московский государственный педагогический университет, математический факультет. Имею степень магистра физмат образования. Работаю руководителем информационного отдела на Радио Посад.
Владимир Поздняков: - Я родился в городе Москва, но совершенно его не помню, потому что всю свою юность я провел на Вакцине. Окончил я филиал Московской финансово-юридической академии, что на Лакокраске. Потому что недалеко было ездить и еще по нескольким причинам, о которых я расскажу позже. Сейчас пытаюсь заниматься малым бизнесом, правда, пока получается не очень хорошо (улыбается). Но это не столь важно…
 
- Я правильно понимаю, что увлечение игрой в КВН – это публика, в основном,  студенческая? Судя и по вам тоже. Но КАК вы попали в Клуб веселых и самых находчивых? Как это произошло?
С.П.: - На самом деле утверждение, что КВН – чисто студенческая игра, - это некий сформировавшийся стереотип. КВН студенческий существует только на любительском уровне, но если мы возьмем голубой экран, то там люди процентов на девяноста из студенческого возраста уже выросли.
Я начал заниматься КВНом в 2002 году, когда поступил в 5-ю гимназию, и тогда мы были единственным средним учебным заведением, кто играл на городских соревнованиях. Потому что в основном играли вузы. Помню, было провальное выступление на Скобянке, после чего я обозлился на весь мир и решил, что буду играть в КВН до тех пор, пока выступления не станут удачными. И с тех пор играл, играл, играл и по прошествии нескольких лет у меня появилась группа единомышленников, с которой мы сформировали в Сергиевом Посаде школьную лигу КВН, в которой участвовали только школы.
В то же самое время Владимир тоже учился в 5-й гимназии, которую я на тот момент курировал, и играл в команде КВН. А базировались мы тогда в помещениях МФЮА. Там у нас был свой штаб. И потом многие ребята из школьной лиги благополучно поступили в МФЮА, чтобы продолжить сотрудничать с нами и играть уже на других, более высоких,  уровнях.
В.П.: - Мы познакомились с Сергеем, как он уже сказал, когда я учился в 5-й гимназии. Я младше его на четыре года, поэтому в школьной лиге КВНе он был, так сказать, моим наставником. Проект этот был уникальный, и, помню, в 2007 году мы собрали полный зал в ДК им. Гагарина на две игры. Был аншлаг, и это было круто…   

- А до вас КВН в Посаде существовал?
С.П.: - Конечно. С 1999 года, на своем студенческом уровне…

- Я настойчиво клоню к тому, что именно с ВАШИМ приходом в КВН в городе и районе все поменялось и зацвело…
С.П.: - Я не сказал бы, что КВН в целом поменялся, но с образованием школьной лиги появилась новая ниша, которая, во-первых, была не занята, а, во-вторых, мы стали неким своеобразным ИНКУБАТОРОМ. Потому что после школьной лиги многие ее участники продолжили играть и в Сергиевом Посаде, и вне его - и добились ощутимых успехов: становились чемпионами со своими командами или, объединившись в сборные, ездили по другим городам – и там становились чемпионами.
Не сиделось нам на месте. Уж и институты позаканчивали, а нет-нет, да и соберемся вместе, чтобы тряхнуть стариной. Потому что нам есть еще, что сказать… 

- Володя, а какова у нас ситуация с КВНом, если взять не только город, но и район в целом?
В.П.: - У нас в районе, кроме Сергиева Посада, активно играет Краснозаводск, там сразу несколько команд… Правда, за последние два года ситуация сильно поменялась, и местных команд осталось немного. Организаторы привлекают все больше команд из других регионов, например, из Александрова, Калязина, или из ближайших городов Подмосковья – из Пушкино, Мытищ и других городов Ярославского направления…
С.П.: - Нынешняя Сергиево-Посадская городская лига КВН дружит с другими городами и выступает против них сборной командой. Их команды выступают у нас, наша команда – у них. То есть, у городской лиги КВН постепенно появился некий межрегиональный статус.

- Если смотреть КВН по телевизору, то видно, что все это организовывают отец и сын Масляковы…
С.П.: - Я вам скажу, что на территории пост-советского пространства существуют порядка сорока лиг КВН, и все они находятся под эгидой Александра Маслякова и Ко…

- А Сергиево-Посадская лига?
С.П.: - Сергиево-Посадская лига не имеет пока официального статуса. Но нам с Володей посчастливилось поиграть и в официальных лигах.

- Хорошо. Если с Масляковым и соревнованиями его профессиональных команд в телевизоре все понятно, то КТО в Посаде является таким же организатором и затейником? Кто  приглашает вас, кто приглашает к нам в город иногородние команды, кто организует, чтобы все они соревновались на сцене?
С.П.: - У Сергиево-Посадской лиги есть свой бессменный президент – это Денис Калмыков, наш любимый друг и…

- Это который в оранжевых штанах что ли?!
С.П.: - Да, в оранжевых штанах, в розовых шортах, в расписных валенках, с рыжей бородой. Человек неординарный, человек хороший, человек всегда веселый…

- А на каких площадках команды выступают? И как часто?
С.П.: - У нас в городе всего две площадки, их и искать особо не надо – это ДК им. Гагарина и «Полтинник» (ДК им. 50-летия Октября). А сезон у нас состоит сейчас из двух игр – в конце года, обычно в ноябре-декабре, - это просто игра сезона, где в основном сосредоточены местные команды. А в апреле проводится музыкальный фестиваль команд КВН «Весеннее обострение». Он обычно имеет бОльшую географию, например, в последний раз на нем выступало аж десять команд – из Москвы, Ивантеевки, Мытищ и др. От Сергиева Посада в нем участвовала одна команда – это МГУПИ, а район представляла команда из Краснозаводска «Поролон».
Кстати, я потом посмотрел телеэфир премьер-лиги, который вел Масляков-младший, и увидел нескольких ребят, которые приезжали и к нам. Было приятно, в некотором роде, что эти ребята у нас НЕ ВЫИГРАЛИ. Что показывает определенный УРОВЕНЬ Посадской лиги. И конкуренции…

- А кто ваш зритель?
С.П.: - Если брать Сергиев Посад, то здесь на КВН приходят все, кому не хочется провести скучный вечер где-то в неинтересном месте.
В.П.: - Зритель у нас не избалованный…
С.П.: - И за счет этого очень добрый…

Стенд-ап

- Откуда взялось такое понятие, такой жанр как стенд-ап? Что это такое?
В.П.: - У жанра стенд-ап американское  происхождение - это шоу, когда люди, у которых накапливались какие-то личные проблемы, что-то им в их жизни не нравилось или раздражало, и они хотели поделиться этим с другими людьми - тогда они приходили в какой-нибудь бар или кабак - и там, выйдя на сцену, делились своим накипевшим. И проходило это все, как правило, в формате открытых микрофонов. То есть, каждому желающему предоставлялось некоторое время на сцене, и кто угодно выходил, вставал (откуда, собственно, и появился термин стенд-ап) и делился своими проблемами и наблюдениями со всеми окружающими. И, естественно, это должно было быть обязательно в юмористической форме…

- Чтобы не было занудства…
В.П.: - Естественно.
С.П.: - У стенд-апа есть три основных направления. Да, это авторский монолог. Это короткие шутки в он-лайне. И импровизация в общении с залом. И то, и другое, и третье может сыграть как в пользу, так и против выступающего. Что говорит о том, что ни с первым, ни со вторым, ни с третьим нельзя ПЕРЕБАРЩИВАТЬ.
Этот жанр отличается тем, что приходит комик, а вокруг сидят незнакомые люди. Может быть, они даже не знают, что будет кто-то выступать. И нужно ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ зрителей, причем желательно с первых же слов. Есть правило, если три минуты зал не смеется, включается музыка, и ты уходишь…
Если зал смеется, выступаешь, пока зал смеется. Вот так жестко. Поэтому, если ты вышел говорить, то ты должен отвечать за свои слова – значит, у тебя есть, что сказать. Если тебе нечего сказать, поставь микрофон и вали со сцены. 
В.П.: - Если в КВНе есть система жюри, которая оценивает твои шутки в баллах, то здесь нет системы оценок. Здесь только люди в зале, с которыми ты работаешь. И они твое жюри, которое либо дослушает тебя до конца, либо просто пошлет…

 - В чем еще различия между КВНом и стенд-апом?
С.П.: - КВН – это командная игра, так сказать, театрализованное представление с рассказом и показом приготовленного заранее анекдота, а стенд-ап – индивидуальное авторское выступление - и к тому же с элементами импровизации.

- А правильно я понимаю, что стенд-ап – это как концерт, когда выходит один исполнитель, его сменяет другой, третий – и в итоге этих выступлений набирается на целый спектакль, часа на полтора-два. Так?
С.П.: - Да-да. Именно так.

- Стенд-ап – это, вы говорите, американское изобретение, это новое, - а наши Жванецкий или Задорнов – это не то?
С.П.: - Если взять в более широком смысле, то да, это похоже на стенд-ап, но я приведу более классический пример стенд-апа из нашей истории. Помните роман «Мастер и Маргарита» Булгакова, сцену в варьете? Там был конферансье, которому затем оторвали голову - за то, что он был не смешной. Вот они - простые правила стенд-апа!
Вспомните, в советское время перед основным действием всегда выходил конферансье, который шутил с публикой. Вот это, в принципе, тот же стенд-ап. 

- Я старый, я помню, что самым крутым конферансье в стране долгое время был великолепный ведущий и остряк Борис Брунов…
С.П.: - Вот-вот. Я, кстати, его фамилию никак не мог вспомнить. Я тоже много слышал про этого артиста.
Кстати, может быть, нас слушают учителя литературы, и им будет интересно узнать, что Марк Твен, он же Самюэль Клеменс, стоял у истоков стенд-апа...

- Хорошо, хоть не Ленин и Сталин…
С.П.: - А из признанных стенд-апщиков – это знаменитый американский режиссер Вуди Аллен, актер Джим Керри, известный широкому зрителю по фильму «Маска», Робин Уильямс. А из самых крутых и жестких – это стенд-ап-комики Даг Стенхоуп и Джордж Карлин. Кстати, часть из тех, кого я перечислил, уже нет в живых…

- Ну, ладно, это америкосы, мы их не смотрим. А кто наши? Кто из наших наиболее крут? Я, признаюсь, кроме Павла Воли, никого не знаю…
В.П.: - У нас на телевидении несколько лет назад запустили отличную передачу, которая так и называется «Стенд-ап», это на канале ТНТ. И там выступают молодые комики, в принципе, такие же как и мы. Просто им где-то чуть больше повезло, и они сейчас выступают на ТНТ.
Мы ездили на стен-ап фестиваль, где удалось с ними познакомиться и поговорить. Да, они уже набирают популярность, конечно, во многом за счет телевидения. И среди них я бы выделил Славу Комиссаренко, Руслана Белого, который является продюсером этой передачи и основателем этого шоу у нас в России, и, наверное, еще вспомню Ивана Абрамова. 

- Я вот смотрю на вас и удивляюсь. Вы все время говорите «комики», «клоуны». Вам что - очень хочется быть смешными? Или смешить других?
С.П.: - Если вы перешли к азам, к определениям, к матчасти, то тогда давайте разберемся в том, что такое юмор и чувство юмора…

- Ну, по-моему, чувство юмора – это когда ты можешь заставить кого-то рассмеяться.
С.П.: - На самом деле, юмор – это способность видеть в обыденном его нестандартную сторону. А чувство юмора – это свойство человека понимать юмор.

- Помедленнее, пожалуйста, я конспектирую…
С.П.: - Поэтому комик – это человек, который, например, заметил в чем-то обычном его смешную сторону. В этом плане, например, мне нравится мое собственное наблюдение, собственная шутка.
Те, кто ездит в маршрутках, наверняка видят таких людей, которые заглядывают в салон и спрашивают, есть ли в ней сидячие места. И если нет, то они остаются на остановке. Но они остаются же на остановке СТОЯТЬ!

- Хм. Действительно смешное наблюдение...
С.П.: - Сергей Поляков, авторские права!

-  И все-таки, что влечет вас обоих в стенд-ап – неудовлетворенность нынешней работой, желание выделиться, самоутвердиться или просто заработать?
(Последовала пауза. Оба задумались…)
В.П.: - Наверно, как способ самореализации…
С.П.: - Одно другому не мешает…

- ТНТ – это основной телеканал по стенд-апу, где есть соответствующие программы. Как я знаю, вы тоже ездили туда, так сказать, на кастинг. Насколько удачно?
В.П.: - Когда начинаешь заниматься стенд-апом, то полностью погружаешься в этот мир, и тебя интересуют все новости, связанные с ним. И мы услышали рекламу, что на ТНТ начинается новый проект, и будет проводиться стенд-ап фестиваль, куда приглашаются все желающие. И мы вчетвером поехали попробовать попасть в телевизор.
Фестиваль шел три дня, мы с Вовой выступали в первый день, поодиночке. Другие ребята, Александр Пименов и Сергей Емелин, выступали позже, в последний день фестиваля. Причем, если я был 22-й, то последний из нас был где-то 244-м по списку. А вообще официально на фестивале выступил 701 участник, а зарегистрировалось больше 900 человек, причем не только со всей страны, но практически из всех республик бывшего СССР. Представляете, люди ехали в Москву из Хабаровска или Ташкента ради трех минут выступления на фестивале. А еще был Лондон, был Израиль, была Испания и т.д. Но, в основном, все русскоязычные…

- Ну, и как реагировал на ваши выступления зал, который, как я понимаю, состоял только из ваших соперников?
С.П.: - Да, это отдельная специфика фестиваля, когда в зале сидят такие же, как ты, и у них в голове только собственное выступление. Я перенервничал, оттарабанил текст, как новости в радиоэфире, не хватало только прогноз погоды прочитать в конце. Но нервничал я не из-за зала, а из-за людей в жюри, которое возглавлял генеральный продюсер ТНТ Вячеслав Дусмухаметов. И я, что называется, поплыл…

- Иногда и в институт не поступают с первого раза. Ничего страшного…
С.П.: - Ну, в принципе, зачем я туда ехал, я все получил. Я получил опыт, я получил общение с единомышленниками…
В.П.: - Я же выступил, как мне кажется, неплохо, но в зале тоже было мало смеха.
С.П.: - И в итоге из 701 участников отобралось порядка 60-80 человек.

- Ну, ладно, проигрыш – это тоже результат. Что вам дало участие в стенд-ап фестивале?
В.П.: - На самом деле, это дает хорошего пинка…

- Надеюсь, в творческом смысле?
В.П.: - Конечно. И у тебя, как говорится, два варианта. Либо ты понимаешь, что ты ничтожество, уходишь и плачешь в подушечку. Либо ты говоришь: я на этом не остановлюсь. Да, самооценочка слегка упала, и надо ее подвосполнить. И работаешь дальше…

- А пока вы не перебрались на ТНТ, расскажите, как вы продвигаете стенд-ап в Посаде? На каких площадках? Кто ваш зритель?
С.П.: - Это бар «Свои», напротив Торгового центра «7Я». А выступаем мы каждую последнюю пятницу месяца, в 10 часов. Для всех, кто приходит, для всех, кто готов посмеяться…

- Ну, что сказать? Успехов вам и не останавливаться на достигнутом…

Вячеслав Суханов
(Для Радио Посад)