Сказ о том, как Васюта-сирота писателем стал. 1

Татьяна Азарова Плесовских
 
      В одной деревне у барина в доме жил мальчик, круглый сирота, Васюта. Не сладко ему жилось, голодно, холодно. Барин целый день гонял: беги туда, беги сюда, сделай то, сделай это. А чуть что не так - побои, оскорбления. Хозяйские дети - сын Миша и дочка Катя никогда мимо просто так не пройдут, обязательно дармоедом обзовут, толкнут, ущипнут. А кому пожалуешься? Некому!

      С некоторых пор поселился в доме гувернёр Сергей Петрович, барин велел называть его Серж Петрович. Был он высокий, в очках и очень умный. Он учил барчуков всяким наукам, иностранным языкам и хорошим манерам. Васютке всё это шибко интересно было. Эх, и ему бы! Но разве ж кто его наукам обучать станет?

      Вот Серж Петрович проводит с детьми урок французского языка и обращается к Мише:

      - Мишель, посмотрите за окно и скажите, какая сегодня погода? - Регард пар ля фнетр. Ди муа кель тан фет-иль ожурдюи? Отвечайте по русски и по французски.
      Миша как-то неуверенно отвечает:
      - Сегодня плохая погода. Идёт дождь. - Лё тан фэ маль.
      - Неправильно. Надо: Иль фэ мове. Иль плё. Повторите.

      Васютка стоит за дверью и тихонечко шепчет: "Иль фэ мове. Иль плё. - Погода плохая. Идёт дождь".

      Тут к нему подкрадывается  горничная Зина, хватает за ухо и шипит:
      - Ах, ты бездельник, ах, ты шалопай! Ты что это себе позволяешь, а? Шибко грамотным решил стать? Барчуком себя возомнил? Вот ужо я барину-то всё расскажу! Всяк сверчок знай свой шесток! Марш на кухню помои выносить!

      Мальчика как ветром сдуло.

      Как-то раз, когда гувернёр занимался с детьми, Васюта пришёл к нему в комнату, чтобы прибраться, его свою работу горничная велела сделать. Пришёл и рот раскрыл от удивления. На окне, на столе, на полке, всюду у учителя были книги. У барина в доме имелась большая библиотека, но мальчика и близко к книгам не подпускали: "Порвёшь! Испачкаешь! Грязнуля! Дурачок! Пшёл вон!". 

      Не удержавшись, взял одну книгу, раскрыл, и увидел знаки какие-то непонятные. И ещё картинки с животными и красивой природой. Загляделся Васюта на это диво дивное, а тут и сам гувернёр пришёл. Испугался мальчик.

      - Простите, не говорите барину, пожалуйста, а то бить будет.
      Серж Иванович успокоил его и спросил:

      - Интересно тебе?
      - Очень интересно! Это же буковки в ряды построились как солдатики?
      - Хм, интересный образ. Да, это буковки. Буквы.
      - Каждая  буковка - тайна. Кто буковки знает, читать умеет, тот много тайн узнать может. Эх...

      - Да, Васюта, человек, который читает книги, может многое узнать о жизни людей, о животных, о природе, о разных странах. Приходи вечером, когда господа улягутся, буду учить тебя читать.
      - Меня? Читать?  Мальчик вдохнул и сразу даже выдохнуть не смог от счастья.
- Это была его потаённая мечта научиться читать.
      - Договоримся, что никто не будет знать о наших занятиях?
      - Договоримся, - прошептал  он.

      Вечером, когда в доме все уснули, Васюта тихонечко пробрался в комнату гувернёра. Здесь его ждал сюрприз. Учитель принёс ему из кухни стакан молока и кусок пирога. Вечно голодающий мальчишка быстренько всё умял и они приступили к занятиям.

      Сергей Петрович раскрыл азбуку.
      - Перед тобой все буквы русского алфавита. Я говорю, а ты повторяй: Аз, Буки, Веди, Глагол, Добро...
      - Аз, Буки, Веди, Глагол, Добро... - повторял ученик.
      Так они прошлись по всему алфавиту.

      - Сегодня ты должен выучить пять букв. Давай повторим их снова.
Но Васюта тут же выучил не только первые пять букв, но и весь алфавит. Он очень старался, а вдруг Сергею Петровичу покажется, что он неспособный к учению, вдруг он расхочет учить его? Но учитель просто расцвёл, заулыбался.

       Ты очень способный ученик. Рад за тебя. Жаль, что барские дети не проявляют к знаниям такого интереса как ты.  А теперь послушай, я почитаю тебе сказку Александра Сергеевича Пушкина "Руслан и Людмила".

       - А Пушкин, он что, пушки делал?
       - Нет, пушки он не делал. Он стихи писал. Но в роду у него были военные.

       У Лукоморья дуб зелёный,
       Златая цепь на дубе том,
       И днём, и ночью кот учёный
       Всё ходит по цепи кругом.
       Пойдёт направо - песнь заводит,
       Налево - сказку говорит,
       Там чудеса, там леший бродит,
       Русалка на ветвях сидит...

        Как зачарованный слушал мальчик эти волшебные напевные строки. Но Сергей Петрович сказку не дочитал до конца и пообещал назавтра продолжить чтение. Эх, как жалко расставаться, как хочется узнать, что там дальше будет, какие приключения ожидают героев, но ведь спать пора. И если Вася быстро уснул в своём закутке, то гувернёр наоборот долго не мог уснуть. Он всё думал и думал о том, как помочь сироте вырваться из этого недоброго дома и начать новую жизнь.

       На другой вечер их занятия продолжились. И снова Васютке были предложены стакан молока и булочка. Учитель договорился с горничной, чтобы она потихонечку приносила из кухни для мальчика какую-нибудь еду, а он за это пообещал ей привозить из города игрушки и сладости для её дочки, и писать письма  родственникам.

       Вскоре способный ученик уже хорошо читал, выучился письму и счёту. Сергей Петрович стал приносить ему книги из господской библиотеки.  Васюта  не просто читал, а подробно всё пересказывал, случалось что-то и от себя присочинял. Учитель смеялся и говорил:

       - Ну не так же всё было!
       - А мне как я придумал больше нравится! - отвечал мальчишка.

       Но неожиданно этот счастливый период в его жизни прервался.

       Как-то в зимний день барину с барыней ухи захотелось. А кого в мороз, стужу на рыбалку отправить? Ну конечно бездельника и дармоеда Ваську. Взял он удочку, наживку, топор, чтобы прорубь прорубить и отправился на реку. И никому дела никакого нет, что зипунишко у него драный, валенки дырявые, а на голове тоненький платок матери-покойницы.

       В это время сынок Мишенька и дочка Катенька затеяли весёлую беготню и ненароком разбили большую напольную  вазу в гостиной. Красивую вазу, китайскую, расписанную тончайшими узорами и птицами. Барин был в гневе.

      Однако Мишенька и глазом не моргнул.
      - Это не мы, это Васька разбил, а мы только споткнулись об осколки.
      Любимая доченька согласно кивнула головой.
      - Васька это, Васька! Его работа.

      Когда совершенно продрогший Васюта вернулся с уловом домой, барин встретил его с проклятьями и побоями:
      - Негодяй! Мерзавец! Ты разбил мою вазу!

      Напрасно мальчик пытался спрятаться в закутке под лестницей, где спал, напрасно говорил, что никакой вазы не бил и знать ничего не знает. Барин и слышать его не хотел. Серж Петрович с утра уехал в город по делам и обещался быть только завтра, а то бы он обязательно заступился.

      - Вон! Вон из моего дома!
      - Куда же он пойдёт? Он же замёрзнет, - прошептала горничная Зина.      
      - Молчать, пока зубы торчат, а то остальные выбью! - прорычал хозяин.

      В ужасе застыли остальные слуги. Они, конечно, частенько гоняли мальчишку, одаривали подзатыльниками и заставляли выполнять его свою работу. Но чтобы пожелать ему такого? Все они прекрасно знали, что вазу разбили барчуки, но не смели и рта раскрыть.

      Барин вытащил Васютку из под лестницы , дотащил его до порога, распахнул дверь и вытолкнул вон.

      - Убирайся!

      Продолжение следует.

      Картинка из Интернета.