Художник резных облаков

Евгений Ивашкин
Всё было спокойно в доме старого учителя, когда однажды к нему пришёл неожиданный гость. Это был искатель, который сильно желал встретить мастера, чтобы познать истинный путь.
– Здравствуй, мудрый Акацуке! – обратился самурай. – До чего же я рад, наконец найти тебя!
– Слушаю. Чего ты хочешь? – учитель был практически равнодушен.
– Меня зовут Гакусэй. Хочу следовать Пути, мастер. Всю жизнь я писал картины и обучался тому у лучших. Не проходило и дня, как я не совершенствовал себя. Император хочет назначить мня придворным художником. Я чувствую, что многого достиг, но мой путь к высшей мудрости только начался. Я хочу служить императору, но боюсь оступиться без праведного совета. Прошу тебя, – упал на колени в поклоне, – сделай меня своим учеником, позволь узреть настоящий свет знаний. Помоги мне стать художником императора.
Акацуке снисходительно смотрел на гостя некоторое время. Тот лишь кротко ожидал ответа.
- Приготовь чая для меня… – ответил мудрец.
- Мудрый учитель, я проделал непростой путь, чтобы познать мудрость, но я не умею готовить чай.
Приняв решение, мастер строго ответил:
– Так научись, ты пришел просить о мудрости, а взамен не можешь приготовить напиток для немощного старика? Ты не готов к мудрости и не приживешься при дворе... Ты не лучший художник, я знаком с мастером, превосходящим тебя. Не стану тебя учить! А вот мастер-художник Кадзэ-каге, живет в заброшенном доме на вершине лысого холма. Сходи, быть может он возьмет тебя в ученики.
– Благодарю, мудрый Акацуке, – путник широко улыбнулся и, кланяясь, спешно удалился.
К холму Гакусэй, отправился через рыбацкую деревушку. В лавке купил зеленого чая и продолжил путь к жилищу мастера. Пока поднимался по склону, смотрел на океан. Ветер играл буграми волн и сплетал резные облака в вихри, тиская одинокую лодку рыболовов. Когда та попадала в очередной вал, люди как бы склонялись перед мощью стихи прижимаясь к бортам джонки. Как только лодка вылетала с другой стороны, они распрямляли спины, налегая на весла, гребли к берегу. За всем этим безропотно наблюдала старая гейша Фудзи. Добравшись до заброшенного дома, художник устроился в позе вишни на его крыше и стал ждать наставника.
На следующий день юный самурай снова явился к мудрецу.
- О великий учитель, я был в указанном доме. Но не встретил мастера. Я молю, чтобы именно ты меня обучал, – он опять преклонил колени.
- Приготовь мне чай, – с улыбкой повторил старик.
- Я купил его, но по-прежнему не умею готовить. Может ты научишь меня? – извиняется гость
- Так тебя надо учить мудрости или готовить чай? Слишком много просьб у тебя, а как мало толку. Тебе не стать придворным. Сходи еще раз в заброшенный дом, может вы просто разминулись с мастером кисти и краски. Попробуй идти другой дорогой. – Акацуке повернулся спиной.
На это раз Гакусэй пошел через поселок ремесленников. По пути ему встретилась таверна. Он зашел и наблюдал, как в руках мастера сушеные листья превращаются в аромат дивного напитка. Насладившись чайной церемонией, он продолжил путь через кленовую рощу. Деревья махали руками провожая птиц, волей ветра влекомых к вершине мудрой горы. Дойдя до дома мастера, он устроился в позе вишни, коротая время в медитациях и размышлениях. Однако, дождался лишь звезд на полуночном небе.
На следующее утро парень опять возник на пороге мудреца.
- Зачем ты пришел? Я же сказал, что не буду тебя учить? – гневается старик.
- Я хотел приготовить чай для тебя, – глаза молодого Гакусея горят.
- Я уже не хочу чая! Я не буду тебя учить. Твой путь лежит в стороне от дворца императора. Тебе не стать придворным! – ухмыляется мудрец.
- Я все понял. Спасибо тебе мастер и прощай. Ты указал мне путь и дал мудрость! – художник удалился
К старцу тут же сбежались ошарашенные ученики.
– Учитель! – сказал один из них. – Что только что произошло? Ты разве не видишь? Он же по-настоящему следует Пути! Ты взял нас к себе, несмотря на то, что мы жалкие оборванцы. Но при этом отверг его! – юноша замолк, получив по голове сильный удар бамбуковой тростью.
– Глупец! Ты думаешь, я сошел с ума? Он настоящий художник и давно уже постиг Бусидо. Я лишь отошел в сторону, чтобы не мельтешить на дороге. Отправить его обратно к собственному Пути, было лучшим решением. И его сегодняшний ответ лишь убедил меня, что я не ошибся. Все чему я мог его научить - это готовить чай. Сегодня обретет истинного учителя. Я в этом уверен.
Художник шел узкой тропой через владение одного из вельмож. На пути ему встретилась купальня в саду сакуры. Розовые лепестки летели на поверхность воды, в которой резвились юные гейши. Прелесть их молодых тел проступала через намокшие кимоно. Теплый ветерок играл шелковыми прядями. Насмотревшись он пошел к заброшенному дому на вершине холма.
Он сидел в позе вишни перед мольбертом, лицо его застыло, лишь рука гладила кистью, грудь юной прелестницы на холсте. Девичья ладонь прижимала к сердцу ветку сакуры. За спиной девушки бушевал океан, пытаясь потопить лодку её бесстрашного возлюбленного. Тот лишь склонял и распрямлял спину на пути к дому. Резные облака плели упругие вихри, птицы тянулись к вершине Фудзиямы.
Рядом с юношей над потрескивающим костерком уже почти готов был чай. А ветер, гулявший по пустому жилищу, одобрительно трепал волосы своего ученика.

Моим избранным авторам-учителям посвящается: Елене Ивановской,Виктории Ротко, Алексею Богун Дримвендору.