И. Н. Крамской - Неизвестная

Тамара Злобина
      

Иван Николаевич Крамской — русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик.
Крамской родился (8 июня)1837 года в городе Острогожск Воронежской губернии, в семье писаря.

После окончания Острогожского уездного училища Крамской был писарем в Острогожской думе. С 1853 года стал ретушировать фотографии.
Земляк Крамского М.Б.Тулинов в несколько приёмов обучил его «доводить акварелью и ретушью фотографические портреты», затем будущий художник работал у харьковского фотографа Якова Петровича Данилевского.
1856 году И.Н.Крамской приехал в Петербург, где занимался ретушированием в известном в то время фотографическом ателье Александровского.
В 1857 году он поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств учеником профессора Маркова.

В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». До окончания учёбы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство.
Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной темы, и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему, по своему желанию.

В 1865 году Марков пригласил его в помощники по расписыванию купола храма Христа Спасителя в Москве. Из-за болезни Маркова, всю главную роспись купола сделал Крамской, вместе с художниками Венигом и Кошелевым.
В 1863—1868 годах он преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1869 году Крамской получил звание академика.

Демократическая ориентировка работ Крамского, его критические проницательные суждения об искусстве, и настойчивые исследования объективных критерий оценок особенностей искусства и их влияния на него, развило демократическое искусство и мировоззрение на искусство в России в последней трети XIX века.
В последние годы Крамской был болен аневризмой сердца.

Художник скончался от аневризмы аорты (5 апреля) 1887 года, во время работы над портретом доктора Раухфуса, когда он внезапно наклонился и упал. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно.
И.Н.Крамской был похоронен на Смоленском православном кладбище.
В 1939 году прах был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры с установкой нового памятника.

«Неизвестная»— картина русского художника Ивана Крамского, написанная в 1883году и являющаяся частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 75,5см х 99см.

На полотне изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Невскому проспекту у павильонов Аничкова дворца. Справа за её спиной виднеется Александринский театр. Она одета по последней моде 1880-х годов. На ней бархатная шляпка с перьями, украшенное мехом и лентами пальто, муфта и тонкие кожаные перчатки. Взгляд царственный, таинственный и немного грустный.

«Неизвестная» считается одним из наиболее значительных и известных произведений Ивана Крамского. Дав полотну такое название, художник придал ему ореол таинственности и интриги. В идейно-художественном плане содержания образа «Неизвестной», живописцу удалось создать произведение, стоявшее на грани портрета и тематической картины.

«Неизвестная» до сих пор остаётся загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности неизвестной. По мнению искусствоведа Чижовой это портрет Екатерины Михайловны Юрьевской.
Загадка художника. Тайна за семью печатями. Ибо, сколько ни судачили об этой картине, сам Крамской ни в своих дневниках, ни в своих многочисленных письмах не обмолвился о ней ни словом, ни намеком.

Разве Крамской не писал ничего прекрасней? Вспомним его прозрачных мистических "Русалок", прелестную в своей грусти героиню "Лунной ночи", "Девушку с распущенной косой"... Но тут и кроется ответ: все эти образы пленительны и блистательны по мастерству, но... известны.

Однако был, был среди прочих человек, лучше других знавший Крамского, его суровое отношение к себе и к своему творчеству, выше своего богатства ценивший его неистовые в своей правде портреты. Он собирал в открытой им галерее все, что писал любимый им художник. Но именно он не взял к себе "Неизвестную". Постоял в шумной толпе на вернисаже, послушал восторженные речи и, не сказав ни слова, уехал. Звали его Павел Михайлович Третьяков.
Над моей кроватью висит портрет Неизвестной вышитой мной и порой кажется что эта женщина смотрит на меня прикованную болезнью к постели сверху вниз с видом холодного равнодушия  но присмотревшись повнимательнее понимаешь, что не может эта женщина с таким грустным взглядом равнодушно взирать на человеческую беду, и это понимание начинает поддерживать, придавая сил и желания наконец подняться с постели и начинать ходить...
Спасибо Крамскому, спасибо Неизвестной.
Итак: при первом взгляде на картину кажется что на тебя смотрит красивая холодная и надменная барышня - видимо именно это увидал в портрете Третьяков. Но это ошибка - и не только его. Стоит только повнимательнее примотреться и станет понятно, что это лицо не холодной надменной барышни, а глубоко чувствующей и страдающей женщины,и тебе сразу открывается вся горечь одиночества и несчастливости этого красивого женского лика, и ты начинаешь видеть в нём невероятную грусть и боль, отчаяние и одиночество.
И, глядя на это неземное творение природы, до боли хочется защитить это хрупкое нежное создание, помочь, укрыть его своим крылом и согреть, чтобы ему не было так одиноко и так больно от равнодушия и бессердечия холодного северного города и его обитателей. И уже совсем не хочется ни осуждать, ни отрицать, ни тем более ненавидеть  это прекрасное создание природы и людей.Почему же - спросите вы?
Да потому что этот северный цветок совсем не виноват в том, что мы не пнимаем, не хотим понять, какая боль и отчаяние гнездятся в её хрупкой душе.
А нам только на первый взгляд показалось, что эта красивая ухоженная и элегантная  молодая женщина - исчадие чего-то совсем низкого, способное только презирать и ненавидеть, и у нас не хватило ни ума, ни понимания примотреться к этому лику повнимательнее, чуть дольше задержавшись у портрета, и тогда бы мы увидели сколько горечи, тоски и грусти в этом, показавшемся нам надменым лице - такая грусть и удивление в её глазах, которые спрашивают: -За что? За что вы так со мной?
А мы равнодушно взмранм на эту боль, на этот крик, и готовы присоединиться к тем, кто не удосужился всего лишь на мгновение задержаться и подумать о том, что быть может неправы в своём скоропалительном суждении, хладнокровно взирая на то, как это хрупкое беззащитное создание стремительно падает вниз, и мы вместо того, чтобы подать руку помощи, готовы подставить ножку и поддтолкнуть вниз.
Так почему же я - женщина лежащая без движения внизу, женщина совсем из другой эпохи, с готовностью протягиваю ей свою ослабевшую руку помощи и прошу тихо: - Только не отвергай  - прошу поверь! И улыбнись: у тебя, я верю, такая добрая, замечательная улыбка, но в этом равнодушном, холодном городе ты стала такой же, холодной как все, и разучилась улыбаться.
Улыбнись, и даже этот пасмурный город тогда станет добрее и светлее от твоей светлой и счастливой улыбки.