Рыбный рай

Владимир Островитянин
       Не так давно мой товарищ из Новочебоксарска с оказией переправил мне немного вяленой (правильнее,  чуть подвяленой) жирнющщей летней чехоньки. Бывает и весенняя, но это совсем  не одно и то же. Как впрочем,  и та рыбка под названием чехонь, что в изобилии лежит на рыбных витринах московских магазинов и пивбаров.
 
      А летняя чехонь появляется массово на пике  жары,  т.е. в конце июля – начале августа ниже плотины Чебоксарской ГЭС.  В одноименном водохранилище выше ГЭС  она тоже есть, но скапливается в косяки- стаи попозднее.       В прежние годы довелось мне половить на Волге этих похожих на серебряные сабли рыб во множестве и на различные снасти.  А особенно интересно было, заглушив мотор лодки, тихо  сплавиться по плесу, где кормился  косяк чехони.

   Строение ее рта с загнутой вверх нижней челюстью предполагает подбор мошки, упавшей на поверхность воды.  Ее жировка заметна по многочисленным мелким  завихрениям – это  она подбирает корм .  И тут резко ударяю веслом об борт дюральки! И вокруг на многие десятки метров разом вскипает вода от испуганной рыбы. Зрелище невероятное! 

   Эта рыбка засаливается сухим методом. Она  пересыпается  крупной каменной солью в ящике типа посылочного, а под него подставляется емкость для стока сока-рассола. Сверху обязательный груз-гнет. Можно солить  в большой кастрюле или баке, но выделяющейся сок необходимо сливать через каждые 4-5 часов. Это делается для того, чтобы сукровица, что появляется от  груза у некоторых рыб, не пропитала всю партию.

   Но самое главное - в это жаркое время рыбка солится ТОЛЬКО(!) в холодном погребе и всего сутки – полтора в зависимости от размера.    Потом она промывается от соли, пару-тройку часов вымачивается в холодной воде  и вывешивается на шнурке или раскладывается на  газетных листах в помещении, где нет мух.  Не уследишь – обсидЯт непременно и продукт испорчен. Я в сарае, где доходила рыбка, зажигал противокомарную спиральку. Проверено – мух она отгоняет.      Влагу чехонька отдает быстро в газетные листы. Надо лишь ее переворачивать и перекладывать на сухую подстилку.     Два-три дня и нежнейшая рыбка готова к употреблению.

  Ее и чистить надо по-особому. Острым и тонким кончиком ножа надрезается кожица по самому хребту от головы до хвостика. Потом  пальцами подхватываем пласты кожицы с чешуей и сдираем в сторону брюшка. Бывает, что во время чистки брюшко надрывается  и из него изливается жир. Тут надо быстренько прихватить его губами, высосать из животика и не дать пропасть вкуснейшему продукту.
 
 Почистили. А теперь берем рыбку за хвостик пальцами одной руки и другой щепотью отрываем ей брюшко с ребрами. Эта нежнейшая часть   наполненная жирком  самая вкусняшка! Только вот досада – этот продукт долго  не храниться. Неделя или две  обязательно в холодильнике, а потом это великолепие начинает ржаветь и терять свое качество. Это окисляется жир в кислороде воздуха.
 
    Нет. Мы, конечно, искали и находили способы  сохранения  летней чехоньки. Для этого средних по размеру подвяленных рыбок  надо было вниз головами плотно набить в трех литровую стеклянную банку и закатать металлической крышкой. В прохладном месте  продукт таким образом мог храниться по несколько месяцев - кислород не поступает. Но при открытии банки содержимое должно был быть быстро употреблено,  иначе  начинало  терять свои лучшие качества.
 
   И когда  недавно случилась у меня поездка в те места я,  конечно,  держал в голове ту изумительную рыбку. Сразу скажу, что до Новочебоксарска мы не добрались – так получилось. Но на обратном пути мы ехали мимо приволжского городка  Воротынец в Нижегородской области, что известен большим придорожным рыбным рынком на трассе М-7.
   
 Все началось на рубеже 80-90 х, когда из Татарии, Чувашии, Марий Эл и Удмуртии по этой трассе в сторону Москвы и обратно перемещались многочисленные автобусы с челноками. В Воротынце  была обязательная остановка и тут их ждали длинные лотки под самодельными навесами с рыбкой горячего копчения и, конечно, вяленой.     Местные жители  изготавливают  очень качественную копчушку. Никаких  жидкостей – только печка-коптильня,  краснотал и ольха.     Некрупные сомики, щука, крутобокие лещи, судак, жерех,  а осенью и зимой налим.  Была и стерлядочка.      Пассажиры с челночных автобусов буквально сметали копченую рыбку с прилавков и разрывая ее руками употребляли  вкусняшку под пивко и  водочку не отходя далеко от прилавков или прямо в своих автобусах.            
  Со временем торговля рыбкой стала более цивилизованной. На месте дикого рынка появилось несколько капитальных павильонов с тем же ассортиментом. Вот туда мы и направились.
    
   Еще за десяток километров от Воротынца вдоль дороги стали попадаться походные стеллажи на кОзлах с рыбными развалами, покрытые от придорожной пыли  пленкой.  Но мы движемся на главное торжище.
      
    Надо сказать, что массовые перемещения челноков ныне канули в лету. Остались лишь рейсовые автобусы. И не успели мы остановиться на пустой площадке перед павильонами, как в их дверях появились продавщицы и призывно замахали руками. Выбрали крайний  под названием РЫБНЫЙ РАЙ.   Вошли в помещение с редкими покупателями  и пошли вдоль рядов. Рыбка горячего копчения  осталась прежних наименований, но появился (?) морской терпуг. К сожалению,  не нашли чехоньки – сказали нам еще рановато! Но была неплохая замена. Это вяленая белоглазка и синец. Тех же лещевых пород, но рыбка размером со среднего подлещика много жирнее и вкуснее даже крупного леща.
 
      Продавец,  определив во мне знающего покупателя,  достал из-под прилавка коробку,  и я отобрал некоторое количество рыб. Качество определял по внешнему виду – на чешуе и жаберных крышках не должно быть разводов соли. На поверхности  должен  чуть выступать жирок. Но тут продавцы хитрят и протирают рыбу тряпочкой смоченной  в  подсолнечном масле. Главное смотреть на просвет. Плотная спинка и хвостовая часть должна немного просвечивать!4
   
    А спутница моя несведущая в рыбных тонкостях остановилась у нескольких стерлядок горячего копчения и попросила у меня совета. Подошел я к ней  и увидел,  как продавец  достал из холодильного шкафа и предложил ей свежую замороженную стерлядочку килограмма на полтора. Тут уж мне самому стало интересно. Дело в том, что рядом с Воротынцем в Волгу (точнее водохранилище) впадает река Сура.  И стерлядка в этих местах сохранилась только там.
    
     Специфическое строение древней рыбы с острым носом предполагает ее основное питание в глинистых береговых откосах. Там в течение всего года живет личинка поденки т.н. бабка. Ее и выковыривает оттуда стерлядочка.  А нерестится она на хрящевато-галечных отмелях, что остались только в Суре. На глубоких илистых отложениях в водохранилище ей делать нечего. А еще раньше сурская стерлядь  выделялась даже в отдельный вид и поставлялась к царскому столу еще со времен самодержца Алексея Михайловича Романова.
    
     С первого же взгляда я понял, что этот экземпляр дикий, а не из теплых садков ГРЭС, выкормленный комбикормом. Такие рыбины сероватого цвета повсеместно толкутся  в аквариумах на рынках Москвы. Но вкус у них совсем не совсем тот.
   А эта! Светло коричневая спинка переходящая в беловатое брюшко с желтоватым отливом. Вот оно! Только глубокая заморозка смущала – это будет не совсем то качество. Но продавец сказал, что вчера  поздно вечером ему привезли несколько свежепойманных стерлядочек,  они в шкафу и лишь чуток  прихватились холодом. Достал. Точно. Тушка еще продавливается пальцами.  Взвесили одну.  Немного поболее полутора килограмм. Цена, кстати, в несколько раз дешевле, чем за такую же рыбу на  продуктовом рынке в Коньково.     Завернул тушку в одеяльце и уложил в багажник.
   
     По приезде домой объявил своим, что завтра буду готовить жаркое из стерляди по волжскому рецепту.  У домашних полное воодушевление – они были знакомы с этим необычным блюдом.      Итак, готовлю жаркое из стерляди  по-волжски.
 
     Тщательно отмываю тушку от слизи, скоблю ножом от головы к хвосту. Срезаю плавники и перья хвоста. Жучки по бокам НЕ ТРОГАТЬ! В них самое ОНО! Аккуратно удаляю внутренности – не повредить  бы желчный пузырь.      Промываю тушку и нарезаю на колясочки толщиной, примерно, полтора-два см. Чищу картофель и режу его на кружочки толщиной не менее одного см.   Из приправ – репчатый лук колечками, лавровый лист, черный перец горошком. Ну и соль, конечно.

    На дно глубокой кастрюли по всей поверхности укладываю кусочки стерлядочки.  Голову в середину донышка.  Немного присаливаю.  Несколько колясочек лука,  Десяток горошинок черного перца, пара листиков лаврушки.    Следующий слой так же плотно кружочки картошечки,  соль,  а далее еще слой рыбки. А она с выраженными жировыми прослойками по хребту и бокам.  Так же добавляю специй, потом картошечка и еще слой рыбки.  Самый верхний   обязательно картошечка. У меня с рыбкой получилось три слоя.     Доливаю по краешку в кастрюльку  воды, что бы только-только верх прикрыть. Ставлю на медленный огонь и  НЕ (!) закрываем крышкой.

    Как только начинает прогреваться наше варево,  на поверхности появляются янтарные жиринки.  Потом их становиться все больше. Вот уже они как монетки, а потом и золотые лужицы прозрачного стерляжьего жира!  Перемешивать  жаркое ни в коем случае нельзя!
   
    Совсем немного могут появиться хлопья накипи, но на них не надо обращать внимания – к концу готовки они осядут.    А бульон  кипит совсем  помаленьку на малом огне и из кухни  вытекают фантастические запахи. 
    -  Ну, когда, папочка? Готово уже?
 
Пробую острым кончиком ножа картошечку верхнего слоя. 
    - Ну, вот. У меня все готовоо. Приглашаю к столу!  Раскладываем жаркое  по тарелкам. Самому маленькому отдельно очищается от шкурки несколько кусочков рыбки. У стерлядки косточек нет. Только  твердые острые жучки на хребтинке и боках. Их убираем. А дедушка достает  из морозильника  персональный шкалик,  и мы начинаем наслаждаться этим царским блюдом.