Хозяин реки

Шура Зубанов
Иллюстрация автора.

Хозяин реки

Моя  мама и бабушка зовут меня Сашенькой.  Мне семь лет. Это последний год моего пребывания в детском садике. У меня  два братишки- Алешка и Женька. С Лешкой я дружу, он во всем берет пример от меня. Я для него авторитет. Женьке всего лишь два годика и он все время путается  у нас с Лешкой под ногами. Сегодня пятое июня и мы с папой  на рыбалке на реке Кума. В первый раз забрались так далеко от дома.  Река протекает по лесу в трех километров от нашего совхоза. Мы здесь уже с семи утра и наловили много рыбы. Я тоже поймал одну. Правда, она меня чуть в реку за собой не утащила, но все обошлось, и меня вместе с удилищем и рыбой вытащил из воды  папа.

У нашего папы целая шапка густых, волнистых волос и синие- синие глаза на загорелом лице.

—Па-а-п, жарко, -канючил Лёшка, высокий, длинноногий братишка пяти лет.
— Пересидим на бережку в тенёчке  и перекусим, — сказал нам отец. - Что- то вы заскучали, видимо устали. Хотите, я вам расскажу легенду о нашей реке и ее хозяине.
— Расскажи, расскажи!— закричали мы.

—Так вот было мне в ту пору семь годочков, как вам сейчас. Время было трудное.  Два года как  война закончилась. В селе голодали. Неслабым подспорьем  была рыба с нашей реки, где  мы сейчас вот с вами сидим. Хозяином реки сельчане считали огромного сома, живущего в реке.

Этому сому было уже много лет. Бабушка рассказывала, что когда сом был молодой, то озорничал и  устраивал разные потасовки среди своих.  Из- за каких- нибудь пустяков, не так посмотрел, не так хвостом вильнул, не высказал подобострастия.  Всегда  стремился утвердить свое я. С возрастом  он все больше завоевывал прозвище "задира".  Многие собратья, не желая ссориться с ним, отдавали  беспрекословно  свою добычу.   

Со временем он так разжирел, что стал самым огромным в этой реке. И уже настало такое время, что он, вообще, перестал сам  ловить добычу, а  требовал от своих собратьев  дани.    Считал, что и надводные жители реки должны ему подчиняться. А река была не только житницей для птиц, но и для людей.  Сом всплывал на поверхность,  опрокидывал  лодки, рвал сети и удочки. Не хотел делиться своим добром. Топил скот, который  приходил на водопой, утаскивал в воду  гусей вместе с выводком,  пугал и    наводил ужас на ребятишек  и молодых баб, хлопая по воде своим хвостом. Или, вынырнув из глубин на два метра высотой, показывал свои зубы, издавая при этом жуткий свист.

Проходу  никому на реке не дает. И житья никому от него нет-  ни зверю, ни людям.
Задумались сельчане.  Порешили на сельском сходе надо, мол, рыбу дурную изловить и предать суду.

В реке водились и другие хищники:  щуки, сазаны, карпы, караси, а также усачи. Усач -рыба красивая,  ловкая и быстрая, как торпедо. Никто не может быстрее усача передвигаться и прыгать.   Выпрыгивает из воды под лунным или солнечном сиянии,  изгибается серебряной дугой, как   молодой месяц. Его мелкая чешуя  переливается  как серебряные монетки на солнышке.

Все  любовались его красотой и ловкостью. Он ловил добычу  на лету. Так же у усача имелись две пары больших усов, с помощью которых он как лезвием ножа, разгоняясь, разрезал рыболовную сеть.  Заметив опасность на своем пути, он выпрыгивал из воды, осматривая окрестность. Если видел впереди буйки рыболовных сетей, то  легко их перепрыгивал. Умение высоко прыгать он приобрел  сам. Весной "пища" парила в воздухе над рекой. Эти насекомые жили в воде в песчаных берегах реки. Разрывая своим носами, они глотали их дюжинами. Но весной эти насекомые выползали из песчаного берега, превращаясь в летающих мотыльков с желтыми крыльями. Они парили над рекой в таком количестве, что реку можно было принять за колыхающуюся желтую сурепку. В такое время о удочках можно было забыть, так как клева не получалось из -за  обилия летающего корма. Так что, мы сменяли удочки на сачки. Стоя на берегу, мы ловили момент, когда выпрыгнувший из воды усач близко подходил к берегу. Иногда мы накрывали его сачком, но большую часть времени все - таки  любовались с берегами их акробатическими прыжками.

Ни раз говорили на местном сходе хищники  хозяину реки, чтобы он перестал доставать людей, их птицу и скотину.  Но не хотел прислушиваться к своим сородичам Сом. И когда усач, как-то, забавляясь ночью, на реке ловил мотыльков, увидел расставляющих  сети людей, близ логова Сома, то понял, что люди потеряли терпение и решили изловить Сома. Из чувства сострадания он приплыл в логово к сому  и сказал, что люди выставляют сети перед его дворцом.

-Я сильный! Мне их сети, как мыльный пузырь! Щелкну зубами и нет пузыря!—   ответил сом.— А нет так перепрыгну, и покажу людям кто хозяин на реке.
—Зря ты так себя ведешь,— сказал усач сому. — Шел бы к людям да повинился, может, и простили бы.
Но сом был непреклонен.
— Смотри усач, какие у меня зубы!- и он открыл свой огромный рот. - Я канат перекушу не то, что капроновую сеть. А сколько силы в моем хвосте!— похвалялся он.— Да, я с маху их лодки поломаю в щепки. Иди, ступай!  Не мешай мне отдыхать.

Уплыл усач из логова сома.  Река со всех сторон в несколько рядов была преграждена сетями и лодками. Сети стояли так часто и были так высоко подняты над водой,  что даже у усача сердце ушло в пятки от страха, что не преодолеть ему этих преград. Завидев усача, который стал метаться по реке, люди поняли, что тот ищет выход. Приспустили они сети, предоставив тому возможность покинуть место битвы людей с  хозяином реки.

Настало утро. Сом, выплыв из своего замка на поверхность реки, издал вопль негодования, увидев множество лодок с людьми. «Ну, —подумал он, —сейчас я устрою вам». Ударив   хвостом по воде с шумом,  как при стрельбе из пушки. Он нырнул в глубину для разгона. Разогнавшись, он прямиком направился  к  сетям, и как таран пиратского судна  головой врезался в расставленные сети. Наткнувшись на сеть, он ее не рассек как обычно, а наоборот очень ушиб голову. Почесав место ушиба своим хвостом, он из любопытства подплыл поближе к преграде. Открыв рот,  пробовал сети зубами, да чуть зубы не сломал. Сеть оказалась железной. Задумался тогда сом, что головой не пробить, зубами не раскусить, надо прыгать. Прыгать он, был мастак. Сейчас, я вам  людишки, покажу. Опять нырнув в глубину, он разогнался и, вынырнув на поверхность из воды, с легкостью преодолел одну сеть. Оказалось, что за преодоленной сетью стоит еще одна сеть, но уже выше, чем предыдущая и для разгона уже такого пространства не было. Вот тогда впервые посетил его сердце страх. От переживаний он умер.

Из реки его вытаскивали с помощью лошади с телегой. На  той телеге его и повезли на скотный двор. Сом распластался по всей телеге и хвост его волочился по земле.  Все вокруг радовались, что наконец -то, наступит мир на реке.