Любителям квестов! Или - давайте побродим

Марина Сергеева Феникс
В этой статье - не столько про новый сайт, сколько рассуждения о психологии как творчестве. Предлагаю поразмышлять.

А начну всё же с того, что представлю вашему вниманию мой новый сайт – psy-mast.ru: Мастерская психолога «Твой Путь»!

Заголовок статьи, конечно, шутка. Но в каждой шутке есть доля правды)) «Квестом» назвала сайт моя дочь, сказав, что для любителей «бродилок» это будет самое то – объемный, с разветвленным меню, но при этом добавила, что очень понятный и информативный.
Вот такое предисловие)
А теперь всерьез.
Я очень рада тому, что у меня появился новый сайт. Появился он не сам по себе, его сделала я. Причем, не в конструкторе, а на базе системы управления сайтами Diafan.Cloud. Из представленных шаблонов выбирала совсем не тот, который создан для психолога. Дизайн, структура и наполнение – полностью мои: фантазийные и давно написанные, а теперь вот воплощенные в реальность. Именно потому этот сайт мне так дорог и так радует меня. Когда ты занимаешься творчеством, а затем видишь плоды своего труда (причем, труда комплексного – и как писатель контента, и как веб-дизайнер, и как в некотором роде художник), испытываешь неимоверное чувство восторга. Можно сказать, и счастья, и наполненности души.
Кстати, я не являюсь профессиональным веб-дизайнером))

Решение создать новый сайт было принято по разным причинам, главной из которых было несоответствие старого сайта («Быть собой») тому этапу моего жизненного и профессионального пути, на котором я нахожусь сейчас, и тому направлению, которое выбрала на будущее.
У психолога в его профессиональной деятельности аналогично этапам жизни человека (автор классификации этапов – С.В. Ковалев) существуют те же «уровни» (идея соотнести уровни жизни с профессиональной зрелостью – моя):
1. адаптации (выживания), который характеризуется как инструментальный, в процессе него приобретаются некие навыки и способы, с помощью которых ты работаешь. Сказать проще и короче, на этом этапе специалист отвечает на вопросы Что? и Как? – что делать и каким образом. Кстати, кто-то так и остается на этом уровне. Таких товарищей определить несложно – это любители посещать разнообразные тренинги. Причин посещений может быть много – от любви к «движухе» до зависимости от того состояния, которое дают такого рода мероприятия. Но одной из обязательных причин у подобных специалистов является недопонимание ответов именно на эти вопросы: что и как. Вот и набирают инструментарий, да никак не наберут, поскольку пока не представляют, что можно задаться и вопросами другого порядка. И не обязательно ходить снизу вверх, иногда можно двигаться от общего к частному или вообще скакать. Квантово)
2. социализации, который характеризуется как определение своего места в социуме, шаг на некоторую ступеньку вверх и остановка («крайняя» степень выражения себя на этой стадии) на достижениях. Такие тоже есть – они и их тренинги ориентированы на успех и достижения, в том числе в области материальных благ (зачастую в обход совести), как основные показатели своей устойчивости на уровне социализации.
3. индивидуализации, который ещё называют экзистенциальным – когда человек (и специалист в своей работе) приходит к пониманию ответа на вопрос Для чего? В этом случае, когда он уже постиг принципы работы системы и знает ответ на вопрос, зачем он что-то делает, инструментарий он начинает создавать сам.
4. уровень трансперсонализации или собственно Бытия – когда человек отвечает на вопрос Что делать? И просто живет, получая от этого удовольствие. А в творчестве (работе) это проявляется тем, что работа перестаёт быть трудом, поскольку она становится источником радости, вдохновения и позволяет заниматься этим самым творчеством, в том числе своей жизни.

Кто-то из читающих сейчас всё это может подумать, что я таким образом покрасовалась и выдвинула себя на некий не низкий уровень. Могу сказать – думайте, что хотите, однако «уровни» эти не означают того, что кто-то лучше или хуже. Они означают лишь, для психолога в частности, тот круг вопросов, с которыми он может справляться, делая это с пониманием замысла, или делая это по принципу «тут наладим, там подкрутим» (этакие "решалы": я решу все ваши проблемы! Видели таких?), не озадачиваясь системным подходом.
Благодаря моему знакомству с творчеством Сергея Викторовича Ковалёва, сейчас я понимаю, что на первый его семинар в 2015 году я ехала с желанием «пополнить инструментарий», но когда заканчивался первый день семинара, я поняла, что здесь идет речь о системе. А второй семинар, посещенный мной в 2016 году, дал мне понимание принципов этой системы и позволил приблизиться к сути Замысла.
Посему сейчас, создавая новый сайт, я намеренно уходила от решения конкретных практических задач (типа «быть собой» - неповторимым и единственным в своем роде, в том числе и в работе с клиентами) в сторону Пути как концепции творческого движения. Скажу больше: рассуждая в последнее время о том, к какому же эгрегору меня "тянет" сильнее, я пришла к выводу, что это не просто путь как дорога жизни, а путь как созидание, то есть творчество этой самой жизни.

На этой, как говорит мой папа, светлой ноте, позвольте ещё раз представить вам мой новый сайт. Приглашаю вас побродить по нему, принять участие в опросе, подписаться на новости и заходить на него столько раз, сколько вашей душе будет угодно. В Добрый Путь!

Дополнение: Эта публикация была написана в 2016 году. В 2022-м тот сайт, о котором шла речь, прекратил своё существование. Поэтому по ссылке вы сможете найти только сайт-визитку без статей и прочих страниц, бывших ранее. Ну а сами рассуждения о творчестве пусть останутся, как есть.