172-й смешанный авиационный полк

Владимир Савончик
172-й смешанный авиационный полк.
(172-й армейский авиационный смешанный полк)

(краткая историческая справка)

20 мая 1942 года на основании Приказа НКО №0081 от 5 мая 1942 года 172-й истребительный авиационный полк переформирован по штату 015/256 и преобразован в 172-й смешанный авиационный полк.

Нахождение в строю:

С 20 мая 1942 года по 18 февраля 1943 года (275 дней).

В составе действующей армии:

С 20 мая 1942 года по 18 февраля 1943 года (275 дней). Перечень №12

В составе объединений:

С 20 мая 1942 года по 18 февраля 1943 года – в оперативном подчинении 33-й Армии Западного Фронта.

Командир полка:

Подполковник Когрушев Григорий Алексеевич – с 20 мая 1942 года по 14 января 1943 года.
Подполковник Самохвалов Иван Ананьевич – с 25 января 1943 года по 18 марта 1943 года. Назначен на должность командира 172-го истребительного авиационного полка.

Участие в операциях и битвах:

Обеспечение боевых действий 33-й Армии – с 20 мая 1942 года по 18 февраля 1943 года
Ржевско-Сычевская операция – с 30 июля 1942 года по 23 августа 1942 года.

Итоги боевой деятельности полка в Великой Отечественной Войне:
Боевых вылетов – 1041
Свои потери:
Лётчиков – 5
Самолётов - 24

Потери:

5 сентября 1942 года. Зеленский Павел Николаевич. Сержант. Лётчик 172-го отдельного смешанного авиационного полка. Погиб в воздушном бою.
24 октября 1942 года. Богомолов Александр Мартемьянович. Старший лейтенант. Командир звена 172-го отдельного смешанного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета.
24 октября 1942 года. Митрофанов Михаил Григорьевич. Лейтенант. Штурман звена 172-го отдельного смешанного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета.

СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ.

Воздушные победы:

25 августа 11942 года. Сибирцев Василий Андреевич. На истребителе ЛаГГ-3 сбил в паре FW.189 в районе Скугарево – Красногорск.
5 сентября 1942 года. Куракин Михаил Фёдорович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил в паре Bf.109 в районе Скугарево.
5 сентября 1942 года. Куракин Михаил Фёдорович. На истребителе ЛаГГ-3 сбил в паре Ju.88 в районе Скугарево – Красногорск.
5 сентября 1942 года. Сибирцев Василий Андреевич. На истребителе ЛаГГ-3 сбил Ju.88 в районе Скугарево – Красногорск.
5 сентября 1942 года. Сибирцев Василий Андреевич. На истребителе ЛаГГ-3 сбил Ju.88 в районе Скугарево – Красногорск.

УТОЧНЯЕТСЯ

СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ

Награждены орденами СССР:

Приказ Командующего Западным Фронтом №01203 от 5 ноября 1942 года.

Кравцов Дмитрий Афанасьевич. Лейтенант. Лётчик. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Западным Фронтом №01203 от 5 ноября 1942 года.

Бурцев Дмитрий Михайлович. Лейтенант. Штурман эскадрильи. Орден Красного Знамени.
Азин Виктор Шамалович. Старший сержант. Стрелок-бомбардир. Орден Красной Звезды(1)
Вдовин Тимофей Иосифович. Капитан. Командир эскадрильи. Орден Красной Звезды.
Пименов Сергей Евграфович. Старшина. Лётчик. Орден Красной Звезды.
Сибирцев Василий Андреевич. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Красной Звезды.
Суслов Василий Егорович. Старший сержант. Лётчик. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего 33-й Армии №0825/н от 19 декабря 1942 года.

Куракин Михаил Фёдорович. Старший лейтенант. Командир эскадрильи. Орден Отечественной Войны I степени.

Приказ Командующего 33-й Армии №039/н от 7 февраля 1943 года.

Усольский Константин Ульянович. Старший лейтенант. Лётчик. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего 33-й Армии №0132/н от 7 февраля 1943 года.

Сибирцев Василий Андреевич. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Красного Знамени.
Киселёв Валентин Сергеевич. Старший лейтенант. Лётчик. Орден Отечественной Войны I степени.
Вараксов Алексей Степанович. Капитан. Штурман эскадрильи. Орден Красной Звезды.
Субботин Антон Николаевич. Старшина. Лётчик. Орден Красной Звезды.

СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ

Вооружение:

ЛаГГ-3 – с 20 мая 1942 года по 18 февраля 1943 года.
По-2(У-2) – с 20 мая 1942 года по 18 февраля 1943 года.

Дислокация:

Борисово – с ? по 18 февраля 1943 года

УТОЧНЯЕТСЯ.

18 февраля 1943 года на аэродроме Борисово 172-й отдельный смешанный авиационный полк переформирован по штату 015/284 и преобразован в 172-й истребительный авиационный полк (2-го формирования) и в отдельную армейскую авиационную эскадрилью связи 33-й Армии.

Дополнительная информация:

Лётчики-ассы проходившие службу в полку.

Куракин Михаил Фёдорович – с 20 мая 1942 года по 18 февраля 1943 года. 2 групповые победы в составе полка.

Личный состав полка:

Азин Виктор Шамильевич
Беспокоев Михаил Тимофеевич
Богомолов Александр Мартемьянович
Бурцев Дмитрий Михайлович
Вараксов Алексей Степанович
Вдовин Тимофей Иосифович
Голубев Вячеслав Анатольевич
Егоров Владимир Константинович
Ерёмин Иван Алексеевич
Зеленский Павел Николаевич
Имашев Малик Имашевич
Казаков Семён Константинович
Капшуков Николай Алексеевич
Карпишев Алексей Максимович
Киселёв Валентин Сергеевич
Когрушев Григорий Алексеевич
Костриков Виктор Васильевич
Кравцов Дмитрий Афанасьевич
Куракин Михаил Фёдорович
Макаров Василий Иосифович
Митрофанов Михаил Григорьевич
Пименов Сергей Евграфович
Самохвалов Иван Ананьевич
Сибирцев Василий Андреевич
Синьковский Николай Григорьевич
Субботин Антон Николаевич
Суслов Василий Егорович
Тамбовцев Василий Тимофеевич
Усольский Константин Ульянович

УТОЧНЯЕТСЯ

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия от 5 августа 2019 года.

Когрушев Григорий Алексеевич

Родился 20 ноября 1909 года в Самарской области. Рано лишившись родителей, рос и воспитывался в семье старшего брата. Трудился рабочим на сахарном заводе в Самаре. Окончил рабфак в 1930 году, а в 1934 году - Самарскую высшую сельскохозяйственную школу. В 1934 году добровольно пошёл служить в Красную Армию. Окончил Ворошиловградскую школу пилотов. В звании лейтенанта командовал звеном в 57-й ИАЭ 142-й ИАБ Белорусского военного округа.
С 26 марта по 5 августа 1938 года сражался в Испании, был командиром звена истребителей И-16. Совершил около 70 боевых вылетов, участвовал в 12 воздушных боях. Награждён орденом Красного Знамени  ( 22.02.1939 г. ), получил звание капитана.
В сентябре 1938 года был назначен командиром эскадрильи 11-го ИАП, а в сентябре следующего года, получив звание полкового комиссара, убыл на должность комиссара 2-й авиационной бригады.
Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. В звании подполковника был командиром 11-го ИАП ПВО. Эта часть, вооружённая новыми истребителями Як-1, базировалась возле железнодорожной станции Кубинка и входила в состав 6-го ИАК ПВО Москвы.
Очень скоро лётчикам 11-го авиаполка пришлось вступить в яростные схватки с противником. Истинными мастерами воздушного боя зарекомендовали себя командиры эскадрилий капитаны Н. Г. Кухаренко и К. Н. Титенков  ( ставший Героем Советского Союза ), командир звена лейтенант В. Д. Лапочкин, лётчик С. Я. Верблюдов. Немецкие пилоты не выдерживали их стремительных, дерзких атак.
Сам командир полка подполковник Г. А. Когрушев, по словам известного советского лётчика - испытателя Петра Михайловича Стефановского, был "...человеком огромного мужества, прекрасным лётчиком - истребителем. Он всегда находился в гуще воздушного боя, вдохновляя подчинённых личным примером".
С ноября 1941 года по январь 1943 года подполковник Г. А. Когрушев командовал 172-м истребительным Белостокским Краснознамённым ордена Суворова авиационным полком, а с ноября 1943 года - 168-м ИАП. 26 октября 1944 года ему присвоили звание полковника. Принимал участие в освобождении Польши, в боях за Германию.
...Весной 1944 года конструкторское бюро А. Яковлева создало очередной вариант своего самого массового истребителя периода Великой Отечественной войны - Як-9. Самолёт, получивший в частях наименование Як-9Б  ( заводской индекс - Як-9Л ), представлял собой истребитель - бомбардировщик, имевший 4 бомбоотсека за кабиной пилота. Машина могла брать 4 х 100 кг бомбы или 4 кассеты с противотанковыми авиабомбами ПТАБ-1,5. Поскольку вся бомбовая нагрузка находилась внутри фюзеляжа, максиальная скорость машины достигала 500 км/час на высоте 3750 метров  ( при полной бомбовой нагрузке ).
Внутренняя подвеска бомб позволила значительно расширить диапазон боевого применения этого самолёта. Без бомб Як-9Б мог использоваться как фронтовой истребитель, а с бомбами - как скоростной истребитель - бомбардировщик для атаки точечных, хорошо защищённых целей.
Войсковые испытания новой машины проходили в 330-й истребительной авиационной дивизии  ( командир Гвардии полковник Ф. И. Шинкаренко )  с 18 декабря 1944 по 20 Февраля 1945 года. За это время было произведено 2494 боевых самолёто - вылета с бомбометанием, сброшено 51 047 бомб общим весом 356, 5 тонн, проведено 53 воздушных боя, сбито 25 самолётов противника, в том числе: 20 FW-190, 2 Ме-109, 1 Ar-56, 2 Hs-129. Свои потери в воздушных боях составили 4 Як-9Б сбитыми и столько же подбитыми.
В результате бомбометаний было выведено из строя и уничтожено много различной техники и живой силы противника: 29 танков, 11 бронемашин, 1014 автомашин, 17 автоцистерн, 3 трактора, 7 орудий, 18 паровозов, 161 железнодорожный вагон, 20 станционных зданий, 4 склада с горючим и так далее.
Несмотря на положительные результаты боевого применения, по ряду причин, было построено лишь 109 самолетов данного типа. Ими была вооружена 130-я истребительная авиационная дивизия, действующая в составе 3-го Белорусского фронта. Одна из эскадрилий новых самолётов Як-9Б, построенная на средства артистов Московского театра, называлась "Малый театр - фронту".
Одним из полков, вооружённых новыми самолётами Як-9Б, был и 168-й ИАП. Этим полком командовал подполковник Григорий Александрович Когрушев. Истребитель - бомбардировщик Як-9Б с бортовым номером "100"  ( серийный номер 12153100 )  был получен 13 июня 1944 года. Именно на этой машине летал командир 168-го истребительного авиационного полка.
К концу войны на счету полковника Г. А. Когрушева числилось 6 воздушных побед, одержанных им лично и в группе с товарищами.
За боевые заслуги награждён орденами: Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; несколькими медалями, в том числе - "За оборону Москвы"  ( 1.05.1944 г. ), "За боевые заслуги"   ( 3.11.1944 г. ), "За победу над Германией"  ( 9.05.1945 г. ).
После окончания войны продолжал служить в авиации. 4 октября 1946 года вышел в отставку в звании полковника. По состоянию на 1970 год проживал в Московской области.