Новые байки

Татьяна Александровна Андреева
Пора бабу менять

Друг нашей семьи, доктор, Михаил Николаевич К. заходил к нам в гости на праздники.  Вот, как-то раз, в хорошем настроении и в предвкушении общения с моим мужем, зашёл он к нам на огонёк, и я тут же бросилась к нему с жалобами на здоровье – и то у меня болит и это.  Миша поморщился, но выслушал мои стенания очень внимательно, а потом развернулся к моему мужу и серьёзно сказал: «Серёга, пора бабу менять!»
Больше я к нему с жалобами не приставала.

Сила имиджа

Моей тётушке Августе, девяносто лет, она ходит с палочкой, но, несмотря на болезни, ведёт активный образ жизни и всё, что может, делает сама.  Как старая и опытная хозяйка она любит ходить на рынок, выбирать и покупать то, что ей нравится.
Тётушка и от природы миниатюрная женщина, а к этому почтенному возрасту утопталась, стала ещё меньше, похудела, и если не знать её железной воли и несгибаемого характера, то можно подумать, что перед вами немощная, слабая старушка. 
Одеваться как-то по-особенному на рынок она не считает нужным, хотя у неё всё есть.  Вот и на этот раз она отправилась туда в дачной одежде – в старых видавших виды брюках и в такой же старой курточке, а на голову надела заношенную хипстерскую чёрную шапчонку своей младшей внучки.  Ничего другого под рукой не оказалось.  В общем, вид у неё в этом прикиде был самый жалостный.
На рынке она подошла к мясному ряду и долго стояла около одной торговки, разглядывая мясо и прицениваясь.  Торговка понаблюдала за ней и сказала:
- Чё, баушка, мясца на супчик хочешь взять?
Тётя Густя кивнула и показала ей на небольшой кусок говядины с косточкой.
- Бери, бери, баушка! Я это мясо по двести рублей продаю, а тебе отдам за сто пятьдесят! – В её голосе звучало искреннее сочувствие  и удовольствие от того, что она может помочь старому больному человеку. Она внимательно посмотрела на Густю и дрогнувшим голосом добавила: – А на остальные пятьдесят купишь себе хлебушка!
Тётя ошеломлённо посмотрела на продавщицу, молча, расплатилась, забрала покупку и двинулась к выходу, обуреваемая самыми разными мыслями и эмоциями.  Дома она набрала мой номер телефона и рассказала эту историю.
- Представляю, что было бы с этой продавщицей, если бы она узнала, что ты участница войны и у тебя пенсия больше, чем хорошая зарплата у многих работающих людей! – засмеялась я.
Густя помолчала и сказала:
- Подумать только, она меня за нищую приняла.  Я сначала расстроилась, а потом подумала и решила, что теперь всегда на рынок буду внучкину шапку надевать.

В том же духе

Так она и сделала, снова пошла на рынок в своём любимом прикиде.  На этот раз, когда она выбирала мясо, рядом встал мужчина восточного типа и сказал продавщице, чтобы она бабушке покрупнее и получше кусок мяса выбрала. Тётушка попробовала протестовать, но он сам выбрал ей покупку, расплатился и ушёл.
Тётушка в недоумении вернулась домой и в полном расстройстве мне позвонила.  А я вспомнила, что на дворе священный месяц Рамадан, время, когда мусульмане помогают старикам, беднякам и угощают их хорошей едой.
- Что же мне делать? Я ведь с перепугу его даже не поблагодарила! – сказала тётушка.
- Помолись за него нашему Богу, - посоветовала я.

Тётя  Густя и молодёжь

- Таня, я, что так ужасно выгляжу, что все норовят каждую минуту мне на помощь прийти? – в очередной раз звонит мне тётя  Густя.
- Ну, выглядишь ты, прямо скажем, на все свои девяносто с гаком.  А, что случилось?
- Да, иду я с дачи, вернее тащусь от автобуса домой, несу маленькую корзинку с картошкой и огурцами, на палку опираюсь для твёрдости духа и походки.  Иду по проезжей части немагистральной дороги и с самого краюшка, там тени больше, чем на тротуаре и, вроде, никому не мешаю.  Вдруг, слышу, сзади машина тормозит.  Оглянулась, а там шикарный такой большой автомобиль и из него молодой мужчина выглядывает и мне говорит: «Бабушка, вас подвезти?»  - «Спасибо, отвечаю, не надо, я тут близко, в двух кварталах живу».  А он внимательно так посмотрел на меня и из машины вышел.  Взял мою корзинку, меня под руку подхватил и посадил в автомобиль.  До дому довёз и на четвёртый этаж вместе с грузом доставил.   
- Ну, посочувствовал человек пожилой женщине, так ведь это прекрасно!  А может ему твой кепарь с рисунком ветки конопли понравился, может он подумал: «Какая продвинутая старушка, с наркоманией борется, или сама на марихуану подсела!»
- Не смейся, это Сонькина кепка (внучатой племянницы), знаешь ведь, что мне надо от солнца беречься.  И в этом случае кепка не причём.
- А что и другие случаи были?
- Были.  Недавно на том же месте мотоциклист предлагал меня до дому подбросить.  Этот точно на кепку внимание обратил.  Я тут же представила, как мне надо будет расщепериться, чтобы сзади него усесться, причём в одной руке будет палка, а в другой корзинка и сумка!  А чем за парня держаться?  Ведь упала бы с мотоцикла и рассыпалась на запчасти.  Вот и пришлось отказаться. 
А здорово было бы прокатиться, я никогда в жизни на мотоцикле не ездила!

Дамское «чтиво»

У тёти Густи есть, по её меркам, молодая приятельница, шестидесятилетняя Валентина.  Они вместе на дачу ездят.  Одинокая Валя обожает читать дамские романы о любви и тётю Густю приохотила.  Тётя читала эти романы целый  год и как-то раз поделилась со мной мыслями по этому поводу:
- Какая дура я была в молодости!
- С чего это ты такой вывод сделала?
- Знать бы, какая любовь бывает, я вашему дядьке сто раз бы изменила.  А так всю жизнь верность ему, паразиту, хранила.  Он-то себе всё позволял и попивал и погуливал.
А говорят, что массовая культура безвредна!  Раз она так разлагающе действует на девяностолетних старушек, то, как эта культурка на молодёжь влияет?!  Стоит задуматься.

Непреклонный возраст

Каждый день, разговаривая с тётей Густей по телефону, я твержу, что и то ей нельзя делать и это из-за её преклонного возраста.
А сегодня мне пришло в голову, раз она в свои девяносто лет с гаком, опираясь на палку ходит в магазины и на рынок, тащит покупки на коляске домой, часто сама поднимает её на четвёртый этаж, готовит себе еду, делает заготовки, убирает квартиру, стирает руками и моет окна, всю весну, лето и осень через день на автобусе ездит на дачу и там работает (!), любит анекдоты, каждый день читает книги, особенно в жанре фэнтэзи и любовного романа, и освоила электронную книгу, то я её возраст буду называть непреклонным!

Vox popoli (глас народа)

В начале месяца мая этого года, я стояла утром на остановке автобуса, который должен был доставить меня в посёлок Молочное. Там, в Доме ветеранов, я обещала поработать в жюри по отбору лучших чтецов.  Часть стихов, подготовленных на конкурс, ветераны написали сами, а часть выбрали из книг любимых поэтов.
На остановке кроме меня стояли ещё две пожилые женщины. Вдруг, перед нами нарисовалась совершенно пьяная молодая баба, огляделась и, высоко подняв сжатый кулак, гневно выкрикнула: 
- Начальство в ж..у!
Остальные участники этой драмы, а с ними и я, вздрогнули от неожиданности и стояли, раскрыв рты.  В этот момент подошёл нужный бабе автобус, она вскочила в него, дверь захлопнулась и мы увидели, как она вновь подняла кулак, обращаясь к пассажирам, и также громко и гневно повторила свою реплику.
Автобус отошёл, и тут меня осенило, что именно сегодня вступил в силу городской закон об увеличении тарифов на проезд в городском транспорте.  То есть, нам посчастливилось слышать живой глас народа, наполненный присущим ему высоким накалом страстей и драматизмом ситуации. Это был мощный отклик на действия местной власти. Жаль, что начальство ничего этого не видело и не слышало.

Счастье есть

Всем известно, что счастье мимолётно, но оно есть и в этом я ещё раз недавно убедилась, когда ехала в автобусе из центра города домой.
В центре, через переднюю дверь, в автобус влез, именно влез, а не вошёл пьяный мужик.  В  руках он держал большую чёрную матерчатую сумку, в которой тяжело позвякивали бутылки, предположительно с пивом.  Оглядевшись, мужик уселся на сидение для инвалидов и детей, потеснив при этом молодую беременную женщину.  В пьяном, злом кураже, он громко матерился и приставал к пассажирам, как будто ждал, что ему ответят, и тогда он сможет устроить настоящий скандал.  Народ безмолвствовал.  Я попыталась его урезонить, но в ответ получила свою порцию хамства.  Чувствовалось, что не только я, но и все остальные бессильны перед этим пьяным уродом и подавлены.  Ощутив себя хозяином положения, мужик начал приставать с грязными предложениями к беременной соседке.  «До каких же пор мы будем терпеть это безобразие!?» - думала я.
И вдруг с заднего сидения поднялись двое молодых парней, молча, подошли к хулигану и взяли его под белы руки. Пьяного мужика будто подменили, он обмяк, повис на руках у парней и лишь жалобно причитал: «Мальчики, только не бейте, только не бейте!»  «Мальчики» попросили водителя остановиться и сначала вышвырнули на асфальт сумку, которая жалобно брякнула и растеклась тёмным пятном по дороге, а затем, тряхнув, поставили на ноги, слабо сопротивляющегося мужика, дали ему хорошего пинка и выкинули из автобуса вслед за сумкой.  Дверца закрылась, и мы поехали дальше.  В салоне стояла гробовая тишина, а потом кто-то не выдержал и зааплодировал, его поддержали все.  А меня охватило небывалое радостное чувство!  Сойдя на своей остановке, я шла домой, улыбалась и думала: «Счастье есть!»
 
Счастье есть – 2

В тот апрельский день мне нужно было ехать в свою поликлинику на приём к терапевту.  На троллейбусной остановке было пусто и я, как всегда, «ловила ворон»: рассматривала форму облаков на ярком апрельском небе, радовалась теньканью синичек, сидящих на старой яблоне за ближайшим забором, когда вдруг рядом со мной появился мальчишечка лет девяти-десяти.  За спиной у него висел ранец, а в обеих руках он держал по букетику солнечных цветов мать-и-мачехи.  Я покосилась на цветочки и подумала: «Вот и весна пришла, как хорошо!»  Вдруг мальчик подошёл поближе и протянул мне три цветочка:
- Это вам, - сказал он.
- Милый, ты, мой, - обняла я ребёнка, - спасибо тебе, живи сто лет, будь здоров и счастлив!  Ты знаешь, мне ещё ни разу в жизни не дарил цветов мужчина твоего возраста.  Кстати, сколько тебе лет и кому ты несёшь цветы?  Наверное, маме.
- Мне девять лет.  А букет я несу учительнице.
Ну, что тут ещё скажешь.  Мы проехали вместе четыре остановки, и он всю дорогу рассказывал мне о нелёгкой жизни третьеклассника.  А потом мы расстались, но я весь день ходила в приподнятом настроении и всем рассказывала, какое испытала счастье, когда незнакомый ребёнок нежданно-негаданно протянул мне три весенних цветочка.

Юбилей М.Ю. Лермонтова

Дело было в отдалённом районном центре Вологодской области, расположенном среди природы, которая сказочной красотой и гармонией освещает жизнь местного населения и радует самый взыскательный вкус приезжего человека.
Дочь моей любимой подруги, учительницы литературы и русского языка, Настя, воспитана мамой в лучших традициях российской интеллигенции.  Мама научила её беззаветно любить русскую литературу и помнить наших великих поэтов и писателей.  Настя, возвышенная душа, особенно любит стихи М.Ю. Лермонтова, многие из них знает наизусть, а самого поэта считает частью своего существования и чтит, как живого.  Ежегодно они с мамой и с подругами отмечают день рождения поэта.
Само собой, этот юбилейный год стал для них особенным.  Настя решила отметить великую дату с хорошей подругой в популярном местном кафе.  Обе принарядились, сделали макияж и причёски, и в радостном настроении появились в кафе, всем своим видом показывая, что у них сегодня особенный праздник. Подруга для такого случая даже захватила с собой томик стихов М.Ю. Лермонтова. И только они устроились в уютном уголке, как к ним подсели два молодых незнакомца – оба приезжие инженеры-газовики. 
В районных центрах, где недостаёт рабочих мест, да и сами свободные мужчины в дефиците, такие кавалеры ценятся на вес золота.  Наши героини заулыбались им навстречу в предвкушении приятного знакомства.
- Что празднуем, девчонки? – игриво спросил один из молодых людей.
- День рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, - в тон ему кокетливо ответила подружка Насти.
И тут случилось непредвиденное.  Газовики переглянулись, молча встали и вышли из кафе. 
Знакомство так и не состоялось, а жаль!  Возможно, они были созданы друг для друга, и их ожидала счастливая совместная жизнь.  Хотя, провидению лучше знать…

Мамина помощница

Довелось мне недавно полежать в городской больнице на кардиологии.  Наша больница – это отдельный случай.  Но здесь я хочу рассказать не о ней, а передать читателю те истории, которые мне рассказали насельницы палаты №6, где я пребывала чуть больше недели.
Первая с кем я познакомилась, войдя в палату, была общительная колоритная женщина, примерно моих лет, Надежда А., которая часто лежит на этом отделении, подлечивается. Она-то и рассказала мне пару занятных историй из своего детства.
Это было давно, в двадцатом веке.  Надя с родителями и старшими братьями, Витькой и Колькой, жила в деревянном двухэтажном доме на улице Благовещенской, сплошь застроенной такими же домиками.  Водопровода в них тогда не было и, приходилось носить воду вёдрами с ближайшей колонки, которая находилась метрах в ста от дома. Ходить за водой приходилось по нескольку раз в день и не одному человеку, чтобы наполнить восемнадцативедёрный алюминиевый бидон из-под молока. В таких бидонах в те времена работники молочного комбината развозили свою продукцию по магазинам. В Надиной семье воду обычно носили взрослые или старшие братья, но в тот день она почему-то осталась одна.  И Надя, которой было всего шесть лет, решила стать, наконец, маминой помощницей, самой наносить воды и, тем самым, заслужить мамину похвалу.  Она взяла в коридоре самое большое ведро и отправилась на колонку.  С большим трудом Надя налила в ведро воды (надо было ещё дотянуться до ручки колонки) и попыталась его поднять.  Но ведро не поддавалось.  Надя задумчиво смотрела на него и не знала, что делать дальше.  За этим занятием и застал её незнакомый дяденька, который проходил мимо. 
- Да, кто же это заставил такую кроху воду таскать? Дай-ка, я тебе помогу, - сказал он и, подхватив ведро, быстро понёс к Надиному дому. 
Всю дорогу он возмущался её родителями, спрашивал, где они сейчас находятся и, узнав, что на работе, ещё раз посочувствовал Наде, внёс воду в прихожую и ушёл по своим делам.
Смекалистая Надежда ковшиком перелила воду из ведра в бидон и снова отправилась на колонку. Так она сделала несколько ходок, и каждый раз какой-нибудь сердобольный дяденька или добрая тётенька несли ведро с водой к дому, обвиняя Надиных родителей в изуверском отношении к ребёнку.  Надя не прислушивалась к тому, что говорили её доброхоты, и лишь думала о том, как, все удивятся, когда вечером увидят полный бидон воды, похвалят её и назовут помощницей.
Однако последнее ведро ей помогла нести соседка и рассказала обо всём маме.  Мама очень расстроилась:
- Ну, теперь все соседи будут думать, что я просто изверг рода человеческого, заставляю малого ребёнка заниматься непосильным трудом, да ещё жалобу куда-нибудь напишут!  Господи, как это в голову-то тебе пришло, наказание моё? 
В общем, не оценила Надин трудовой порыв.

Смерть предателям

Эта история приключилась с Надей в том же году, зимой. Она играла во дворе и случайно услышала, как к её старшему брату Витьке пришли взрослые соседские ребята и сказали:
- Тебе уже десять лет, взрослый мужик, пора начинать курить.  Кстати, твой отец курит? – поинтересовались они.
- Да, курит, папиросы «Беломор-канал», и у него их много, целая большая коробка.
- Вот и хорошо, будешь доставать из каждой пачки по одной папиросине и нам отдавать, он ничего и не заметит.  А курить будем вместе.
- Ладно, только, как же я буду доставать папиросы из заклеенных пачек?
- Ну, это просто! Будешь отклеивать кончик пачки, доставать одну папиросу иголочкой и незаметно заклеивать пачку обратно.
На том и порешили. Надя из-за угла видела, как они закуривали папиросу, которую принесли с собой, и угощали брата. После курения Витька вёл себя как пьяный, громко смеялся и говорил, что у него голова кружится.  С этого дня он регулярно добывал из отцовских запасов по одной папиросе.  И всё бы шло своим чередом, если бы отец не заметил, что в каждой пачке не хватает одной штуки.  Он даже в табачный магазин сходил, где возмущённо доказывал, что на папиросной фабрике в пачки не докладывают продукцию.  Продавщица очень удивилась, но спорить не стала, а заменила ему всю коробку.
Вечером перед мамой отец разносил в пух и прах недобросовестную папиросную фабрику.  Присутствовавшая при этом Надя  рассказала отцу, что фабрика тут не причём и что это Витька виноват.  Отец очень рассердился, но сдержался и попросил маму позвать обоих сыновей, хотя младший Колька и не курил. Посадил их за стол и строго сказал:
- Я ругать вас не буду, вот, возьмите по листку бумаги и пишите под диктовку, я, такой-то, больше никогда не возьму того, что мне не принадлежит, и обязуюсь не курить в течение всей моей жизни.  Подпишитесь.
После этого отец сложил листочки вчетверо и положил их в верхние кармашки курток братьев.  Они понуро вышли за дверь, однако Витька тут же сказал, что ему плевать на эту бумажку и порвал её.  А Колька оставил бумажку у себя. 
Братья стали рассуждать, кто же это мог Витьку родителям выдать и поняли, что кроме Нади некому. 
- Ну, я Надьке отомщу!  Предательница! – зло сказал Витька.
На следующее утро, он, как ни в чём не бывало, предложил Наде идти во двор, прыгать с крыши сарайки в снег.  До этого братья её не то что не приглашали, а не пускали на крышу, заботясь, как бы она себе что-нибудь не сломала. 
Надя с радостью согласилась, хотя Колька шептал ей:
- Не ходи с Витькой на крышу!
Но она пошла. 
Витька сбросил её в снег вниз головой, так, что она целиком ушла в сугроб, а сам прыгнул сверху и, утаптывая над ней снег, кричал:
- Смерть предателям!  Смерть предателям!
Колька бросился на помощь Наде, он плакал и звал её, пытаясь вытащить из сугроба. Он боялся, как бы сестрёнка не задохнулась.  Вскоре Витька тоже испугался, вдвоём они быстро откопали девочку и отвели домой.
Всё кончилось хорошо, если не считать того, что Надя простудилась и пролежала в постели почти неделю, а братья носили ей то конфетину, то пряник.  Она лежала под ватным одеялом и думала: «Больше маме с папой ничего про братьев не расскажу, потому что я - не предатель!».   

Сладкая жизнь

Несколько историй мне рассказала Елизавета Алексеевна П. восьмидесяти трёх лет от роду.
«Мне было тогда всего шесть лет.  После войны мы жили в деревне и никогда не видали сахара, только слыхали, что он необыкновенно вкусный и с ним пьют чай.  Папа чудом достал где-то в городе «сахарную голову», так называли большой твёрдый как камень и сверкающий голубоватыми кристаллами округлый белый кусок сахара.  С тех времён, когда сахар был доступнее, у нас оставались стальные щипчики, которыми отщипывали от «головы» маленькие кусочки и с ними пили чай вприкуску. Этот сахар долго не таял во рту, сохраняя волшебный сладкий вкус. А поскольку сахар был редким и дорогим удовольствием, то с одним таким кусочком выпивали по несколько стаканов чая. Папа отщипнул нам с сестрой по малюсенькому кусочку.  Лучше мы ничего в жизни не пробовали. Остальной сахар отец завернул в синюю бумагу, затем в полотенце и спрятал подальше.  Как же тяжело было знать, что сахар в доме есть, но трогать его нельзя! 
Однажды, когда родителей не было дома, я случайно нашла сахар в кухне на полке, высоко под потолком, и тайно стала каждый день откалывать от головы по кусочку и с наслаждением съедать его.  Прошла неделя, другая, и я заметила, что сахара осталось совсем немного.  Что было делать?  Я положила сахар на русскую печь и залила водой, подумав, что от воды он разбухнет, потом высохнет, и никто не заметит пропажи.  Но сахар не хотел сохнуть, от воды он разъехался по всей печке и начал капать вниз. 
Отец первый заметил это странное явление и полез на печь, посмотреть, не прохудился ли потолок.  Пришлось признаться родителям, что это я ела и испортила остатки сахара.  Не помню, чем дело кончилось, кажется, меня отругали.  А вот про мёд помню.
Папа принёс домой банку мёда и сказал, что это ему дальний родственник подарил и, что есть этот деликатес, полагается только по праздникам.  Сначала папа  поставил банку в кухонный шкафчик, а потом перенёс его в крыльцо и спрятал в чулане.  Мне очень хотелось попробовать мёд на вкус, и я нашла банку.  У мёда был запах лета и чудесный сладкий вкус. Я подумала, что, если попробую немножко, в банке не убудет. В тот момент, когда я пальцем зацепила одну капельку и уже собиралась её лизнуть, появилась сестра.  Ну и, конечно, мы обе попробовали эту сладость.  Мы решили, что будем пробовать по чуть-чуть и не каждый день.  Однако всё когда-то кончается, кончился и мёд. В праздник отец сказал маме:
- Принеси-ка баночку с мёдом, дадим девчонкам полакомиться. 
Мы с сестрой от стыда и страха чуть сквозь землю не провалились.  Когда разгневанная мама внесла в горницу пустую банку, папа всё понял и сказал:
- Сделай детям тюрю (покрошенный в тарелки чёрный хлеб, приправленный луком и солью, и залитый холодной кипячёной водой) и не наказывай, не отнимай у них ум!
Больше я ничего без спроса не брала, каким бы сильным не был соблазн.

Навозна одёжа

Мне было шестнадцать лет, и я работала в колхозе: пасла коров и телят.  Как-то раз в тёплый июньский день, я выгнала стадо на пастбище вдали от деревни, и решила позагорать - разделась до пояса и, раскинув руки, легла на нежную зелёную травку. Я лежала на спине, как сейчас сказали бы «топлес», и любовалась облаками.  Коровы и телята мирно паслись вокруг, и я незаметно для себя крепко уснула.
Проснулась оттого, что услышала топот копыт по дороге, это ко мне ехал бригадир, проверить, как обстоят дела.  Огляделась – коров нет, а я лежу голая посреди поля. Одеваться уже было некогда, и я первым делом закрыла грудь руками.  И тут же почувствовала, что мои ладони погрузились во что-то тёплое и мягкое.  Когда телушка успела выронить на меня навозную лепёшку, не знаю, во сне не почувствовала!
Бригадир, увидев меня в таком виде, хохотал до слёз, и не стал наказывать за то, что уснула, а коровы ушли в хлеба.  Он сказал:
- За глупую рожу и за навозну одёжу, я тебя, Лизка, не оштрафую.  А теперь вставай и иди коров с поля выгонять.

Лето!

Эту забавную историю рассказала подруга моей сестры, Марина К.
«Моя двоюрОдница летом регулярно приезжает к нам из Архангельска и отдыхает на даче с двумя сынишками, младшими школьниками. 
Этим летом мы для внука поставили на даче большой пластмассовый бассейн, наполнили водой и ждали тепла, чтобы его опробовать.  Однако июнь стоял прохладный, и мы купанье всё откладывали.
Двоюродница приехала, увидела бассейн и скомандовала:
- Дети, лето!
Мальчишки тут же скинули одежду и нырнули в холодную воду, визжа от восторга. По сравнению с Архангельском наша погода и в самом деле казалась им летней. Так что дети, несмотря на прохладу, не вылезали из бассейна все две недели, пока гостили у нас.  По истечении этого срока мать снова скомандовала:
- Одеваться!  Едем домой, там теперь тоже лето! 

Вороний ум

Уж сколько я знаю историй про умных ворон, но такой ещё не бывало.  В нашей деревне соседская лужайка примыкает к нашему огороду.  Я искала орехи у забора под орешиной, когда заметила, что большая ворона кружит над соседским участком.  Присмотрелась и обнаружила, что соседка вынесла на лужайку большую кастрюлю со свежим борщом и поставила её на берёзовый пень, чтобы остудить и поставить в холодильник. Смотрю, ворона приземлилась рядом с пеньком, пару раз обошла вокруг него, увидела, что кастрюля закрыта крышкой и взлетела.  А потом камнем бросилась вниз и с размаху села на край крышки кастрюли.  Крышка встала на ребро и упала в траву.  Ворона снова взмыла в воздух и на этот раз всей тушкой приземлилась на край кастрюли.  Кастрюля перевернулась, и борщ разлился по лужайке.  Умная птица быстренько поклевала мясо и улетела, только её и видели.  Всё это действо произошло так быстро, что я успела только рассмотреть разбой, который учинила ворона.  Вот так птичка!  И где она этому научилась?


Собачьи университеты

Тоха, алкаш из нашей деревни, завёл щенка овчарки взамен пропавшего старого пса Малыша и назвал его Амуром в честь могучей сибирской реки.  Щенок рос, и Тоха подвергал его воспитанию, в основном, словесно, но мог, при случае, и пнуть.  Вскоре Амур начал понимать хозяина с полуслова.  Несмотря на грубое обращение, Амур, как все дети, тянулся к Тохе в надежде на ласку и при встрече бросался к нему с поцелуями, пытаясь лизнуть в сизый нос. Проходя мимо, Тоха беззлобно изрекал:
- Ии на х… 
Амур сразу понимал и шёл, куда послали… в будку. 
Мораль: вот, вырастет Амур и, из-за Тохи, будет иметь искажённое представление о человеческом языке.

Прибалтика

Обычно, я хожу в аптеку на Ленинградской вдоль длинного дома по улице Петина.  Там хорошая мощёная дорожка, а под окнами дома стоят роскошные черёмухи и старые кусты сирени. Особенно там приятно в мае, когда всё это богатство цветёт и благоухает.
В конце дома на коричневой железной двери, ведущей в подвал, белой краской и крупными буквами написано: «Русский - значит трезвый!»  Мне нравится эта надпись.  Я всегда её читаю и думаю, вот бы увидеть, кто это написал.
В этот раз я торопливо шла в аптеку, но глаза всё равно скользнули по знакомым словам.  И вдруг сбоку на меня налетел какой-то старый дядька и заорал:
- Кто написал это безобразие?
Я оторопела.  Но продолжала двигаться по своим делам. Дядька наскакивал на меня, как петух, и повторял свой риторический вопрос.
- Не знаю, - буркнула я. – И вообще, я в этом доме не живу.
- Ты что не русская? – крикнул он.  Потом присмотрелся ко мне и уверенно припечатал словом к тротуару:
- Не русская.  Прибалтика.
Я так и не поняла, что этого мужика оскорбило в моей знакомой надписи, а разговаривать с ним было некогда, да и напрасно, потому что он уже всё за меня решил.   

Письмо взрослой дочке. О времени и о любви.

Здравствуй, Манюня!
Я тебе немного завидую, ты уехала и уже три дня ходишь по любимому городу Петербургу, там, где и мои следы где-то затерялись во времени.
Время…  Странная штука, оно мелькает быстро-быстро и медленно тянется.  Ах! И уже неделя прошла. А вот и месяцу конец, вот и долгожданная сирень отцвела и снова стоит одиноко-зелёная. И листья на деревьях уже не новорожденные - потемнели.  Но ещё не грустят. 
Вроде бы надо проживать каждую минуточку, а время незаметно утекает сквозь сито мелких дел и забот, удивляться не успеваешь.
А эти три дня, что тебя нет рядом, бесконечны, как три года.  Тебе что, ты такая молоденькая, а мы тут с отцом постарели на эти три дня. Но не волнуйся, держимся бодрячком.
Ждём.

Целую в темечко.  Мама.

Современный взгляд на французский язык

Подружка моей дочки оригинально использует французское
слово «неглиже».  Когда Маша зовёт её прогуляться, она отвечает:
- Я сегодня не в гляже! (То есть, плохо выгляжу).
Другая подружка тоже вольно использует это слово – «Я сегодня в неглаже», - говорит она, имея в виду, что не погладила одежду на выход!

Борьба с забывчивостью

Вот, не помню ничьих дней рождения и всё тут.  Ну, разве что дочкин, мужа и мамы.  Нынче запоздало поздравляю с д.р. подругу, а она смеётся и говорит, что её папа тоже не помнил дни рождения, даже ближайших родственников.  На пенсии  овладел он редкой профессией – стал мастером по осеменению коров, причём лучшим в области.  До работы с коровами служил на Северном флоте в офицерском чине и отличался редкой честностью, пунктуальностью и исполнительностью.  А тут с днями рождения неувязка, нехорошо!  И сделал он такую штуку – на стене своего кабинета повесил график отёла коров и добавил в него все дни рождения родных и друзей и уже больше не забывал их.  Ведь в график-то он заглядывал каждый день!  Так, находчиво он боролся с забывчивостью, чего и вам желаем.   

Волшебная страна «Закулисье»

Не буду рассказывать, где и с кем это было, уж очень свежи эти впечатления и узнаваемы герои.
Один мой старинный товарищ, поехал летом в гости к родственникам в далёкий сибирский город, славный наукой и искусствами.  У товарища выросли два племянника, которыми он справедливо гордится.  Старший – музыкант и дирижёр симфонического оркестра работает в известном театре, а младший заведует лабораторией, занимающейся биохимическими исследованиями. 
Старший племянник решил показать дяде любимое место работы.  Театр стоял пустой и тёмный, летом коллектив пребывал в отпусках.  Освещая путь мобильными телефонами, они пробрались в партер, а затем и за кулисы. 
В закулисье царила волшебная тишина, вдруг тонкий лучик фонарика выхватил из темноты неподвижную фигуру, засиявшую позолотой.
- Это наш «золотой» Ленин, - серьёзно сказал племянник, - правда, он без головы. Вон, она на полу лежит. Зато каждый может встать сзади скульптуры и подставить свою голову.  Мы все так фотографируемся, давай, я и тебя сфоткаю. 
Мой приятель, конечно, не устоял перед искушением.
В глубине просцениума они наткнулись на бутафорский крейсер «Аврору», оставшийся в театре ещё с до перестроечных времён.  Плоский фанерный корабль одним боком смотрел в зал и издали смотрелся, как настоящий.  Дядя с племянником зашли за него с тыльной стороны и увидели лестницу, ведущую к видимой части палубы «Авроры».  С этой стороны на борту крейсера виднелась крупная надпись - «Титаник»!
Шутки шутками, а народ даже, если он не до конца понимает, что делает, когда пишет на заборе или на бутафорском крейсере, видит глубже и больше, чем, кажется. Вот и я усмотрела в этом происшествии некую последовательность и символичность.

Приключение в Храме

Я без приключений не живу.  Недавно мне пришлось стать свидетельницей удивительного происшествия, которое имело место не где-нибудь, а в Нижнедольском Храме Рождества Богородицы.   Год назад этот Храм был передан Православной церкви и объявлен новым приходом.  С Божьей помощью и стараниями старосты, приходского священника и верующих энтузиастов он постепенно возрождается к новой жизни.  Уже создана община, возведена крыша над малым тёплым храмом, (трапезной), внутри неё поставлена маленькая печь, чтобы зимой можно было вести службы, обустроен скромный иконостас: иконы стоят на невысоких комодах вдоль стены, обращённой к, скрытому от глаз, главному престолу с алтарной частью.  На боковой стенке у входной двери прилажены крючки для одежды прихожан.  Каждую субботу в Храме проходят молебны.
21 сентября 2015 года здесь отмечался престольный праздник Рождества Богородицы. Я пришла немного раньше положенного и в ожидании стояла у стены с крючками. 
Батюшка начал облачаться для молебна, а верующие постепенно заполняли помещение.  Вдруг, сверху я услышала какой-то звук и повернула голову - надо мной висел большой пухлый пакет с какими-то вещами внутри.  Казалось, что у него сейчас оторвутся ручки, и он упадёт прямо на меня.  Скользнув по пакету глазами, я увидела, высунувшееся из него, маленькое круглое ушко: оно шевелилось, и поворачивалась в разные стороны, словно радар.  «Странно, - подумала я, - уж не мерещится ли мне это!»  Рядом стояла маленькая полная женщина, и я спросила её:
- Как вы думаете, что это там, в сумке шевелится? 
Женщина глянула на пухлый пакет, увидела ушко, подскочила, как ужаленная, и заверещала:
- Мышь! Мышь! 
Присутствующие взволнованно зашумели и отхлынули от стенки с пакетом.  Вперёд выступил староста с лопатой наперевес и сказал: «Благослови батюшка, я её щас…»   Батюшка, не зная, что делать, растерянно смотрел в нашу сторону.  В наступившей тишине я встала перед мужчиной с лопатой и тихо проговорила:
- Не дам совершить убийство в Храме, да ещё в день Рождества Богородицы, пусть даже и мыши! 
Мужчина повернул лопату черенком к пакету и ткнул в то место, откуда виднелось ушко.  К моему удивлению и ужасу остальных из пакета вывалилась здоровенная, чёрная крыса. Она упала в ноги моей соседке и под вопли женщин, проскакав по ногам прихожан, скрылась за крайним комодом.  Настала пора начинать молебен, а люди всё не могли успокоиться – женщины перешёптывались и крестились, а староста, безрезультатно пытаясь выгнать незваную гостью на улицу, совал черенок лопаты за комод.  В конце концов молебен начался.  Мы сразу забыли о крысе, а бедолага всю службу под молитвы и песнопения тихо просидела за иконостасом. 
В конце службы мы крестным ходом обошли Храм и вернулись в трапезную на чаепитие в честь праздника.  О происшествии за столом не говорили.  Только по дороге домой я вспомнила, что крыса была необыкновенно толстая и круглая.   И тут до меня дошло, что она была на сносях и пришла к нам принести потомство.  Животное выбрало тёплое помещение, чей-то пакет с одеждой, и начало обустраивать себе родильную палату.  И ни где-нибудь, а в Храме Рождества Богородицы да ещё в престольный праздник, хотя в округе много тёплых домов, где ещё и поживиться есть чем. 
Чудны пути твои, Господи!    

Инфаркт

Пожилая, полная, с короткой, почти мужской стрижкой, ЛидИя
очнулась в тёмном коридоре областной больницы на запасной койке, которая стояла у стены и даже не была отгорожена ширмой.  В конце коридора под потолком слабо мерцала лампа.
«Как я сюда попала? – Мысли медленно ворочались в голове. - Ах, да!  У меня же случился инфаркт, вернее два инфаркта подряд, второй – пока «Скорая» за мной ехала.  Как везли, не помню.  Как попала на эту койку, тоже не помню.  Надо же, в коридоре бросили, сказали, что в палатах мест нету.  Сколько же времени прошло?  В туалет-то как хочется!  Доктор не велел вставать двадцать один день.  А я в коридоре при всех на утку ходить не буду!  Ни за что! Я стеснительная, особенно мужиков стесняюсь!»
Лидия осторожно повернулась на бок, спустила ноги вниз и, держась рукой за спинку кровати, медленно встала и пошла в туалет.  Она с наслаждением освободилась от лишней жидкости и, усмехнувшись, вспомнила, как шутил по этому поводу сосед по коммуналке.  «Это сладкое слово свобода!» – обычно говорил он, выходя из туалета после употреблённых в честь выходного дня двух литров пива. 
Лидия побрела обратно, держась за стенку.  Она невольно заглянула в открытую дверь одной из палат и поняла, что там никого нет.
«Ах, так значит!  Мест у них нету!  Сейчас я сюда перелягу», - решила она, дошла до своей койки, сняла с неё простыню, взяла подушку и вернулась обратно.  В палате она заняла крайнюю кровать, у двери, и сразу заснула. 
Рано утром Лидию разбудила медсестра, она трясла её за плечо, громко и сердито шепча в самое ухо:
- Вы что?!  Как вы сюда попали?!  Это же мужская палата, посмотрите, кругом мужики спят!  Да ладно бы только это, я полночи вас по всей больнице ищу, думала, ушли да и упали где-нибудь!  Ждала, что уволят меня за недосмотр. 

Над Лидией смеялась вся больница, из других отделений приходили на неё посмотреть.  И даже серьёзный доктор, каждый день перед осмотром говорил:
– Надо же, два инфаркта у женщины, а туда же, прямиком к мужикам.

Готовые пельмени

Деревенские мы и много чего из городской жизни не знаем. 
Расскажу вам хотя бы такой случай.  Мне уже было за пятьдесят, когда мы с братом и с семьями решили хоть раз в жизни съездить на юг, к морю.  Собрались и поехали.  А перед самым отъездом решили едой запастись.  В городском магазине брат увидел пачку с надписью «Готовые пельмени».  Мы до этого случая никогда пельменей не видели и не ели, но слышали, что они очень вкусные и питательные.  В общем, купили две пачки этих пельменей, колбасы, сыру – всего, чего в нашем сельпо никогда не бывало, сели в поезд и поехали.  Едем, чувствуем, проголодались. 
- А не попробовать ли нам пельменей? - говорит брат.
- Как нет-то, давай попробуем – отвечаю я.
Он открыл пачку и мы стали доставать пельмени и есть, на них же написано «готовые».  Смотрю, брат морщится, мне тоже пельмени не понравились, но выплюнуть жалко, деньги плачены.  Только подумал, как люди эту скользкую гадость едят, да ещё и нахваливают.
На юге мы сняли комнату у очень хороших людей, и они в первый же вечер пригласили нас за стол.  Мы с радостью согласились. Брат пошёл руки мыть, возвращается взволнованный такой и шепчет мне:
- Хозяйка на кухне сама пельмени делает и варит!  Понял?  Их варить надо!
Тогда мы впервые попробовали по-настоящему готовые пельмени.  Они нам так понравились,  что брат просил хозяйку научить наших жён, как их делать.   

Ещё раз о загадочной русской душе

Место действия: балкон на пятом этаже панельного дома
Действующие лица:
Вовка – мужик шестидесяти семи лет
Его приятель – тридцати лет 

Мужчины стоят на балконе, дышат.  Вовка смачно плюёт вниз.  Приятель:
- Вовка, ты почему всегда плюёшь с балкона?
Вовка:
- Смотрю, как плевок летит...
Приятель:
- Завораживает, не правда, ли?
Вовка:
- Точно.

А не надо быть таким самоуверенным!

Этой историей поделился со мной милый человек средних лет в санатории «Бодрость», где мы пребывали вместе на долечивании. 
В прошлом веке, за неимением хороших дорог из Вологды в районные центры летали на самолётах внутренних авиалиний.  В основном это были АН 2 и четырёхместные почтовики. 
Один мой знакомый, работавший тогда в Сельскохозяйственной академии в посёлке Молочное, отправился в командировку в Никольск.  Билет удалось купить только на почтовик.  При посадке всем выдали бумажные пакеты, на случай, если затошнит.  Мой знакомый этот момент прозевал и остался без пакета.  Впрочем, он не горевал по этому поводу, так как гордился тем, что его никогда и нигде не тошнило.  И он надеялся, что и в этот раз пронесёт, в смысле, обойдётся без происшествий.
Самолёт набрал высоту и вскоре три остальных пассажира побледнели и приникли к пакетам.  Мой знакомый держался до последнего.  Мужика, который сидел рядом с ним, просто выворачивало наизнанку.  Но он, подчиняясь правилу - раз пакет выдан, умри, а чистоту блюди - изо всех сил старался не разбрызгивать того, что из него извергалось, и, когда пакет переполнялся, отпивал из него!  И его снова рвало.  Вот этого зрелища мой знакомый  не выдержал, и его тоже вывернуло наизнанку прямо под ноги остальным пассажирам.  А не надо быть таким самоуверенным!
 
Находчивая бабушка

- У меня очень хорошая большая семья, - рассказывала моя
соседка по больничной палате.  – Все хорошие: бабушка и дедушка, мама и папа, муж и дети.  Живём дружно, друг друга не обижаем.  Из всей семьи только дед, пока был жив, отличался плохим характером, да даже и не характером, а привычкой вредной – любил выпить, а как выпьет, совсем дурной делался, ругал бабушку, на чём свет стоит, а когда и руку на неё поднимал.  В те времена, в середине двадцатого века, в области жили по старинке.  Жена мужа должна была слушаться, не прекословить и не сопротивляться.  И бабушка не прекословила и прощала ему такое обращение.  Тем более что детей и внуков он никогда не трогал.  Лично я его очень любила: он меня, как младшую дочку, всегда баловал. 
И вот бабушка, когда ей совсем невмоготу становилось, покупала деду путёвку в Дом отдыха или в санаторий какой-нибудь.  Накануне отъезда она покупала ему бутылку водки, смотрела, чтобы он её выпил,  собирала чемодан и отправляла отдыхать.  Я до сих пор помню, как они с дедом шли на вокзал.  Покачиваясь, он важно шествовал впереди, а она тащила сзади огромный чемодан.  Сажала его в поезд и стояла на перроне до самого отправления, чтобы он, не дай Бог, не отстал от поезда и не вернулся домой.  Поездки деда на отдых она считала своим отпуском, и все эти дни была счастлива и весела.  А дед, возвращаясь, всегда привозил ей что-нибудь в подарок и всем рассказывал, какая у него жена умная и заботливая.

«Носи за бархат»

Жили мы тогда довольно бедно - семья большая, доходы маленькие. 
Дед работал обходчиком на железной дороге, бабушка - уборщицей в школе, а мама с папой в колхозе.  Но все очень любили делать друг другу подарки.  Помню, бабушка дарила мне отрез самого дешёвого ситца на платье и говорила: «Носи за бархат!»

Воля провидения

Я ехала по делам из Вологды в Петербург.  Вологодский поезд стоит на перроне целых двадцать минут, и всё же, несмотря на то, что у каждого пассажира есть билет с местом, у входа в вагон, предъявляя проводнице билеты, всегда толпятся и немного нервничают люди.  Но вот уже объявлено отправление поезда, я вошла в вагон вслед за молодым человеком в плаще и дамой с большой сумкой.  Все трое мы оказались в одном купе, и расселись на нижних полках в ожидании проводницы.
Она не заставила себя ждать, взяла билет у меня, у дамы и повернулась к молодому человеку:
- Ваш билет, пожалуйста.
- Минутку, - ответил молодой человек и начал рыться в карманах плаща. – Странно, он у меня тут в левом кармане был, я его только что в руках держал.  Женщины, - в расстройстве обратился он ко мне и даме с большой сумкой, -  вы же видели, подтвердите, что я не безбилетник, а я ещё поищу, - и он полез в портфель, недоумевая, и всё более расстраиваясь, от тщетных попыток найти билет.
Проводница начала нервничать и, повышая тон разговора, предлагать молодому человеку выйти из вагона, пока ещё поезд не пошёл, и поискать билет по дороге, может быть, он его выронил где-нибудь по пути.
- Да, как же я мог его выронить, когда он только что у меня в руке был и вообще, вы же его у меня пять минут назад проверяли!
Проводница дошла до точки кипения и, заявив, что она сейчас начальника поезда приведёт, с достоинством покинула наше купе.  Молодой человек в полной растерянности метался от купе к тамбуру и обратно, но билет, как будто испарился.  Проводница вернулась назад с начальником поезда.  Проблему нужно было как-то решать.  Молодой человек в отчаянии сел на полку, скрестил руки на груди, закинул ногу на ногу и провозгласил:
- Я никуда не уйду.  Мне срочно нужно в Петербург, у меня бизнес горит!
И в этот момент дама с большой сумкой и я одновременно заметили, что на подошве ботинка молодого человек сверкнула какая-то белая бумажка.  Каково же было всеобщее облегчение, когда этой бумажкой оказался пропавший билет!  Наверное, в посадочной суете он выпал у нашего соседа из рук и упал на, довольно, грязный пол, а там приклеился к подошве своего владельца.
Тут явно не обошлось без воли провидения, видно в самом деле этому молодому человеку нужно было как можно скорее попасть в Питер!

Знакомство с соседями (рассказ одной вологжанки в санатории «Бодрость»)

Мы ещё в прошлом веке купили старый домишко в деревне и приехали весной, огород копать, картошку садить, в общем, отдыхать.   И я сразу пошла в соседний дом, знакомиться с местными жителями.
Вхожу в горницу, смотрю, у окна на лавке сидит молодая женщина, а перед ней стоит большенький такой мальчик, лет пяти, и сосёт у неё грудь.   Я стою и от удивления рта открыть не могу.  Вдруг мальчик поворачивается ко мне и неожиданно басовито говорит:
- Фто вылупилась?  Пофла на фуй!
Удивительный ребёнок - смышлёный, такой, говорить и материться научился одновременно!  Должно быть, развитие у него раннее, оттого что в организм всё время натуральное молоко поступает. 

Ничего себе за солью сходила, или победа маркетинга над русскими женщинами

Стою в супермаркете у кассы, жду своей очереди, и с тоской смотрю на переполненную тележку – половину того, что в ней нагружено я вовсе не собиралась покупать, а обратно на полку положить, вроде, совестно.  Поднимаю глаза и встречаюсь взглядом с женщиной впереди, у неё тоже тележка напоминает гору Арарат, сосиски сверху, как оползни в горах над пропастью, свисают.  Женщина качает головой и грустно говорит:
- А ведь я за солью пошла…