Диана де Пуатье-женщина неувядающей молодости

Алина Алексеева-Маркезин
         ФРАНСУА КЛУЭ .Туалет дамы. Портрет Дианы де Пуатье, ок. 1571г, дерево, масло, 92 x 81 см, Национальная галерея искусства, Вашингтон.

 КАКАЯ ИНТЕРЕСНАЯ СУДЬБА ЖЕНЩИНЫ НА ЭТОМ ПОРТРЕТЕ.

       ФРАНСУА КЛУЭ (1505 - 1572)-Французский живописец и график эпохи Возрождения .Он родился в 1505г. Учился у своего отца Жана Клуэ, которому с юности помогал выполнять заказы и наследовал его должность придворного живописца короля.Официальный художник четырех французских королей, придворный портретист последних представителей королевского дома Валуа.
Прославился в основном как портретист, но писал и композиционные картины, оформлял придворные празднества, снимал посмертные маски: Франциска I, Дофина, Генриха II.

О КАРТИНЕ.

      Раздвинутые красные драпи­ровки открывают комнату, где в ванне сидит обнаженная женщина с гвоздикой в руке. Перед ней — ваза с фруктами, к которым тянется мальчик, смеющаяся кормилица держит v груди спеленутого младенца, вдалеке служанка у камина поднимает тяжелый сосуд. Лицо загорелой кормилицы, пухлая рука ребенка, бахрома на тяжелом и ломком шелке занавеса, мелкая оборка синей бархатной шапочки на голове купающейся, тщательно «обсказанный» декор камина, кар­тина на стене, приоткрытый ставень окна с зарешеченной рамой, бликующий металл
 сосуда, — все как будто бы обы­денно-конкретно и напоминает бытовую сцену.

          Всё — кроме самой купальщицы, язычески прекрасной в своей наготе и в то же время лишенной какого бы то ни было оттенка чув­ственности. Безукоризненная правильность черт лица срод­ни античной скульптуре. Холодное бесстрастие мраморного изваяния, с которым она демонстрирует совершенство своих форм, порождает ту меру отчужденности и даже, мож­но сказать, высокомерия, которая несовместима с понятием бытового жанра. Герои Клуэ не ищут взгляда зрителя — нечто другое, невидимое нам, привлекает их, а зритель лишь посторонний наблюдатель, он не допускается к участию в происходящем.

О ЖЕНЩИНЕ НА ПОРТРЕТЕ.

            Предполагают,что на картине изображена Диана де Пуатье. (1499 - 1566) ещё в 1538 году тридцатидевятилетняя красавица-вдова Диана пленила девятнадцатилетнего наследника престола Генриха Орлеанского, что со временем позволило ей стать чрезвычайно влиятельной особой, а также (по мнению многих) истинной правительницей государства.

         Став королём, он подарил своей возлюбленной замок Шенонсо. Это показало всем, что Диана полностью заняла место Екатерины Медичи, которая, в свою очередь, вынуждена была терпеть возлюбленную своего супруга.

          Придя к власти, Генрих II позволил возлюбленной осуществлять полный контроль над делами королевства. Как отмечает историк Ги Шоссинан Ногаре, никогда в истории монархии никакой фаворитке не удавалось достичь такого абсолютного и эффективного воздействия на особу короля, а тем более убедить иностранных государей в своем всемогуществе. Послы адресовали ей свою корреспонденцию, и она переписывалась с самим Папой римским. Король ничего не предпринимал, не посоветовавшись с ней.

САМОЕ ГЛАВНОЕ О ЕЁ НЕУВЯДАЮЩЕЙ КРАСОТЕ.

         Разница в возрасте между Дианой и Генрихом была 20 лет,ему было 19,а ей 39.В свои шестьдесят лет Диана де Пуатье была удивительно хороша собой и выглядела не старше, чем тридцатилетняя молодая женщина.Брантом, видевший её незадолго до смерти, уверял, что она всё ещё прекрасна.

НАХОДКА УЧЁНЫХ.

           Диана де Пуатье скончалась 26 апреля 1566 года в возрасте 66 лет во французском городе Ане. Тело бывшей фаворитки короля было забальзамировано, помещено в свинцовый саркофаг и похоронено в усыпальнице городского собора. В 1789 году во Франции бушевала революция. Восставшая чернь бесцеремонно обошлась с останками Дианы де Пуатье. Её захоронение разорили, а тело бросили в общую могилу у стен собора.

        В 2009 году останки Дианы де Пуатье были извлечены из общей могилы, благодаря современным технологиям учёным удалось их идентифицировать с большой точностью. Недавно в журнале British Medical Journal патологоанатом Филипп Шарлье из Объединения парижских госпиталей и токсиколог Жоэль Пупон опубликовали результаты своих исследований. Учёные изучили волосы и кости Дианы де Пуатье. Выяснилось, что содержание золота в них превышено в 250 (!) раз. Как объяснить столь высокое содержание драгоценного металла? Учёные предполагают, что при жизни Диана регулярно употребляла некий напиток, в котором содержались частички золота.

         Именно употреблением чудодейственного напитка учёные пытаются объяснить неувядающую красоту Дианы де Пуатье. Возможно, его готовили специально для Дианы алхимики, которые считали золото благородным металлом – источником молодости и красоты. По сохранившимся свидетельствам современников у Дианы всегда было очень светлое лицо, а за несколько месяцев до смерти оно буквально побелело. Современные учёные предполагают, что это могло произойти вследствие отравления организма женщины золотом. Такова версия учёных начала XXI века.

            Ранее красоту Дианы де Пуатье приписывали здоровому образу жизни и правильному распорядку дня. При дворе французского короля и вовсе шептались о том, что она продала душу дьяволу в обмен на вечную молодость.