Король Франции Франциск I - Жан Клуэ

Алина Алексеева-Маркезин
   
Портрет короля Франции Франциска I - Жан Клуэ. Около 1525. Дерево, масло. 96x74.

           Жан Клуэ (около 1485 - около 1540) был придворным художником короля Франциска I. Его творчество стояло у истоков французской портретной живописи.

О ПОРТРЕТЕ.
             Хотя король изображен без короны, скипетра и других атрибутов власти, образ его исполнен подлинного величия и в тоже время бьющего через край жизнелюбия. Портрет красив и декоративен по цвету, в нем есть ощущение праздничности.
         Франциск представлен на фоне пурпурного парчового занавеса в великолепном парадном костюме: белый атлас перемежается полосами черного бархата с золотым шитьем, рука на золотом эфесе шпаги, на груди орден Святого Михаила.
Черный бархатный берет с пышным страусовым пером, темные волосы и борода обрамляют лицо, концентрируя на нем внимание.

О ФРАНЦИСКЕ I

           Фигура короля выдвинута на передний план, она не только занимает все поле картины, но даже не умещается в нем: кажется, что Франциск плечами раздвигает пространство — в этом весь характер короля, который стремился быть первым и среди европейских монархов, и на поле брани, и в делах любви.
Красавец высокого роста, безрассудно храбрый король-рыцарь совсем молодым одержал победу в битве при Мариньяно (итальянский поход), но были и неудачи — разгром и плен в сражении при Павии (1525).

        На портрете мы видим короля уже умудренного годами: взгляд узких глаз настороженно-пристальный, чуть лукавый; нос — тонкий, чуткий; губы — чувственные, прихотливого рисунка, словно таят усмешку. Перед нами человек непростого характера, яркая, неординарная личность. Красавец, высокого роста «король-рыцарь», как он сам называл себя, Франциск отличался безрассудной храбростью, вкрадчивым красноречием, честолюбием, рыцарской любезностью, пылкой фантазией, легкомыслием и задором.

       Прославился тем, что вызывал на поединок императора Карла V. Царствование Франциска было временем соперничества Франции с австрийским домом; оно наполнено блестящими войнами и замечательно, вместе с тем, как эпоха французского Возрождения.

            Походы в Италию, знакомство с итальянским и античным искусством побудили короля начать коллекционировать произведения прославленных итальянских мастеров, приглашать их для работы во Францию: Бенвенуто Челлини, Андреа дель Сарто, Франческо Приматиччо, Россо и других.

             Во Франции провел последние годы жизни Леонардо да Винчи; по преданию, он умер на руках короля. Франциск I посылает в Италию специальных людей для приобретения подлинников античного искусства или заказывает копии. XVI век — период расцвета во Франции новой гуманистической культуры.

          Достаточно вспомнить имена Рабле, Моро, Ронсара и других. Франциск I открывает новые учебные заведения — Коллеж де Франс, библиотеки, типографии; приглашает ко двору поэтов, художников, ученых