Татьяна Максимчева. Жизнь, отданная музыке

Рена Жуманова
 
    В июне исполнилось бы 85 лет со дня рождения известного в нашей области и далеко за ее пределами педагога-музыканта Татьяны Семеновны Максимчевой.
    Признаюсь, лично знать Т.С. Максимчеву мне не довелось. А почти легендарный образ складывался в моем представлении только по отзывам коллег и рассказам ее внука Тихона, экс-студента музколледжа имени Биржана-сал, ныне успешно завершающего первый курс Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. Природная скромность и интеллигентность диктовали ей определенную линию поведения: Татьяна Семеновна на протяжении всей своей многолетней работы в кокшетауской ДМШ отказывалась от общения с журналистами. И на пенсии не изменила себе, все так же отвергая попытки написания традиционных юбилейных статей. Но вот разговорчивый и активный Тихон иногда нет-нет, да и поведает на наших колледжных уроках казахской музыки, что бабушке его посчастливилось учиться со многими звездами музыкальной культуры: и с известной певицей Розой Джамановой, и с композитором-пианистом Нагимом Мендыгалиевым, и с музыковедом Бисенгали Гизатовым... А будущий создатель знаменитой «Поэмы-легенды о домбре» Мендыгалиев проявлял к миниатюрной и хрупкой Тане чувства гораздо более глубокие, чем простое товарищество.
   В 2014-м году Татьяны Семеновны не стало. Но память о ней жива. Простая и сложная человеческая судьба замечательного педагога-музыканта, всецело преданного своей профессии, зримо предстает перед нами в рассказах ее учеников и коллег, а также того, кто был с ней особенно близок в последние годы – любимого внука Тихона.
    Родилась будущая пианистка Татьяна в поселке Покатиловка Теректинского района Западноказахстанской области, в большой дружной семье выходцев из Украины Афанасии и Семена Желовник. В роковой 1937-й год родители Тани были репрессированы, и детей отправили в один из уральских детских домов. Однажды  в детдом прибыла комиссия, отбиравшая детей для обучения в специальном музыкальном интернате. Татьяна  была замечена и  переведена в будущую Уральскую музыкальную школу №1, из стен которой вышли многие известные музыканты. В этой школе, в основном, учились одаренные дети из казахских аулов, поэтому Таня с детства хорошо знала казахский язык, свободно владела им. Была очень дружна с Розой Джамановой, контакты с которой поддерживала и многие годы спустя после окончания школы. С 1949 года преподавала, а по окончании десятилетки, которую завершила с отличием в 1951 году, поступила в Алма-Атинскую консерваторию, где училась по классу фортепиано Евсея Михайловича Зингера. По семейным обстоятельствам Татьяна прервала обучение на третьем курсе, оставшись с неоконченным высшим образованием. Преподавала, работала в детском саду. В 1957 году переехала в Кокшетау по приглашению подруги, однокурсницы по Уральской школе-интернату Н.А. Назаровой. В Кокшетауской ДМШ проработала до самой пенсии. В 1964-1965-м гг. заведовала учебной частью, и это был пик ее административной деятельности, к которой у Татьяны Семеновны никогда не было особой тяги. В 1976 году ей было присвоено звание Отличника народного просвещения. КазССР. Были многочисленные благодарственные письма, медаль к 100-летию Ленина за высокие достижения в работе. Рано оставшись без мужа, Т.С. Максимчева одна вырастила сына и дочь, причем оба пошли по музыкальной стезе. Лариса Анатольевна – преподаватель ДМШ, Вячеслав Анатольевич – известный в городе настройщик. Выйдя на пенсию, Татьяна Семеновна продолжала активно преподавать на дому.
– Учеников у бабушки было всегда много, – рассказывает Тихон Максимчев. – Она перестала давать уроки только в самые последние годы. Мне и двоюродному брату Максиму преподавала музыку с пяти лет. У нее было много и взрослых учеников, и малышей. Со всеми нами она беседовала не только на музыкальные, но и на общие темы, с любым могла найти точки соприкосновения. Была открыта для новых впечатлений, но особенно любила классику и старинную музыку. Ее уроки не были скучными: Татьяна Семеновна никогда не начинала с классики, стремилась сначала привить любовь к музыке на доступных примерах. В ее трехкомнатной квартире было два пианино и кабинетный рояль. Она всегда много читала, дома была огромная библиотека. Знала наизусть целые поэмы, обожала фантастику. В шкафах, на балконе, повсюду только и было, что ноты и книги. У бабушки была специальная тетрадь с изречениями, отрывками, цитатами. Возле фортепиано висели «мудрые мысли», таблицы с указанием времени для занятий учеников разных классов. Я хорошо помню ее музыкальные викторины, которые она проводила с нами.
– Татьяна Семеновна не была моим педагогом, но она частенько брала замену во время болезни моего преподавателя, – говорит Венера Садыкова, преподаватель ДМШ, ныне на пенсии. – Я всегда ждала этих уроков с нетерпением. Она была замечательным исполнителем, виртуозно и очень технично играла. Но самое главное, это был Педагог с большой буквы. На моей памяти она ни разу не повысила голос, никогда не ругала и не отчитывала. А позже, когда мы стали коллегами, я всегда могла обратиться к ней за советом ¬ и по работе, и в чисто житейском плане. Не просто учитель, а большой друг и  старший товарищ – такой она останется в моей памяти навсегда.
– С Татьяной Семеновной я знакома через моих родителей, с которыми она была очень дружна, – вспоминает Жанна Бозжигитова, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин музколледжа имени Биржана-сал. ¬  – С моей мамой они учились в школе-интернате для одаренных детей. И именно моя мама и пригласила Татьяну Максимчеву в Кокчетав. По моим личным впечатлениям, Татьяна Семеновна была очень добрым, уравновешенным, высококультурным, интеллигентнейшим человеком. Никогда не меняла своего ровного тона, всегда говорила, что дети — это ангелы. Сейчас родителей уже нет, нет и Татьяны Семеновны, и не у кого спросить, кто были те замечательные педагоги Уральской школы-интерната, которые воспитали их так. Ведь они представали перед кокчетавскими школьниками  образцом для подражания и  носителями настоящей высокой культуры –  в поведении, в манере преподавания, внешнем облике.
    Татьяна Семеновна, по воспоминаниям близких ей людей, с детства прекрасно говорила по-казахски и с большим уважением относилась к национальной культуре. Неудивительно поэтому, что и внук ее Тихон живо интересуется казахской музыкой, самостоятельно выучился играть на домбре, а на четвертом курсе колледжа стал обладателем первой премии в Республиканском конкурсе студенческих научных работ «Мангі жаса, ор халкым». Не будучи знакомой с Татьяной Семеновной лично, я, тем не менее, знаю ее хорошо. Потому что есть ее дети – мои коллеги, скромные интеллигентные люди и профессионалы своего дела, потому что есть Тихон, в котором она видела свое продолжение. Есть наша благодарная человеческая память, хранящая образ прекрасного человека, учителя и музыканта.


"Курс, "№23 (830), от 11.06.2015 г.