Очерк 100-й

Валерий Петровский
       Счетчик показал, что опубликовано мною на интернет-сайте уже 99 произведений самого разного формата и объема, на самые разные темы и темочки.
       Как правило, пишу я, когда тому приходит время, когда чувствую позыв, когда повод появляется. А сотая публикация? Тут спонтанность неуместна.
Впрочем, некоторые мысли давно меня волнуют, просятся «на бумагу» (грешен, не могу долго в себе держать ни мысли, ни чувства, особенно когда уверен, что волновать они могут и должны не только меня).
       Есть два непререкаемых для меня авторитета – академик Андрей Дмитриевич Сахаров и Иоанн Павел II – Папа Римский.
       Несколько лет я жил в Сарове, где жил и Андрей Дмитриевич. Ходил по улице, которая называлась Зеленой, но потом все же получила имя академика. Бывал много раз в доме, в котором жил когда-то Сахаров. Правда, я бывал в другой половине коттеджа, в семье соратника академика – Никиты Анатольевича Попова.
       О нем Сахаров пишет в своих воспоминаниях. Хозяин был не очень многословен, но Людмила Тимофеевна – его супруга немножко рассказывала о соседе, благодаря которому они с тремя детьми поселились в этом уютном коттедже, правда, сейчас уже потрескивающем от времени. Последний раз я был у них в 2010 году. Помню, тогда к Сарову подступали лесные пожары…
       На первый взгляд, клетчатая ковбойка последних дней академика на особенно нравящемся мне фото не совсем гармонирует, вернее, совсем не гармонирует, с белыми папскими одеждами. Мудрый, как будто умиротворенный взгляд Понтифика тоже не похож на наивно-страстный прищур Сахарова. Но все же как они похожи!
       Завораживающий своей геометрической простотой треугольник, образованный равно представленными Миром, Прогрессом и Правами человека, в котором сконцентрировался, на мой взгляд, гений Нобелевского лауреата, очень близок и Папе.
       Сахаров убеждал, что в современном и, особенно, в грядущем мире единственной альтернативой гибели человечества является сближение государственно-политических систем, сопровождающееся демократизацией, социальным и научно-техническим прогрессом. Мир – Прогресс – Права Человека!
То же и мысленно и своими свершенными подвигами доказывал Иоанн Павел II.
Он был первым Папой, посетившим Белый дом. Это было в пору президентства Джимми Картера.
       Он впервые в истории разобщенных Церквей совершил совместное богослужение с фактическим главой англиканской церкви – епископом Кентерберийским.
       Он первым из Понтификов посетил лютеранскую церковь.
И, понятно, что это были не просто посещения…
Он иудеев назвал «нашими возлюбленными братьями, нашими СТАРШИМИ братьями»!...
       Разве это не сближение систем и государств? Разве не в этом и мир и прогресс?!
       С православием у Папы не все получилось. Очень он стремился в Россию, к народу великой страны…  Не успел…
       Не все благополучно с родной Россией сложилось и у академика…
       В последнее время я нахожу все больше общего с Иоанном Павлом II у Папы Франциска. Да, у него не так изысканны туфли, попроще лицо. Взгляд более открыт.
       А недавно был поражен, увидев спускающегося по трапу самолета Понтифика в привычной белой сутане с большим кожаным портфелем в руке. С таким портфелем езжу я в краткосрочные командировки. Так почему-то и привиделось, что у Папы там тоже тоненькая папочка с тезисами выступления, молитвенник, электробритва…
Иоанна Павла II с портфелем я не видел.
       Но почему-то, несмотря на кажущуюся отстраненность от аудитории, на всегда задумчиво склоненную голову всегда хотелось прижаться к его плечу, почувствовать его большую теплую ладонь на своей голове… Так же, как хочется сейчас ощущать Франциска.

Валерий Петровский                Нижний Новгород, 2016