Одна из задач единения

Моисей Харитонов
(под схемой – гравюра Юлиуса Шнорра «Моисей смотрит на Землю Обетованную»)

Масштабное еврейское сообщество в очередной раз стоит перед проблемой выживания.
 
Предыдущую такую ситуацию имели европейские евреи в 30-40 гг. прошлого века и эта ситуация обернулась для них Катастрофой – Холокостом. Несмотря на отдельные предупреждения (Жаботинский, Бааль Сулам, возможно – и другие), в целом сообщество, его элита, лидеры отдельных слоев – не смогли достаточным образом понять ситуацию с её неочевидностями развития, не смогли соотнести свои возможности с ситуацией и, соответственно, не нашли спасительного выхода.
Попытаемся рассмотреть возможность объединения специфических достоинств светской науки и «мудрости Торы» для решения сверхсложной проблемы – выживание современного Израиля в условиях нарастающего межцивилизационного противоборства.

НОСИТЕЛИ И СОПРИЧАСТНЫЕ «МУДРОСТИ ТОРЫ»

В самом общем различении, в Израиле и в диаспоре есть три группы приверженцев иудаизма.

Ультраортодоксы, их немного, которые стараются выполнять в полном объёме Галаху — традиционное иудейское право, совокупность законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев. Среди них есть такие, которые против существования современного государства Израиль, выстроенного преждевременно – до прихода Мессии. Ортодоксальное течение иудаизма, основу которого составляют умеренные ортодоксы, обладает наибольшим влиянием в Израиле.

Неортодоксальные течения ("реформаторы") отличает стремление приспособить иудаизм к реалиям сегодняшнего дня.

И очень много "традиционистов", то есть неверующих, но выполняющих в разной степени еврейские праздники, традиции, обряды.

ТОРА И СВЕТСКАЯ НАУКА
 
В среде израильтян и в диаспоре очень взволнованно и пафосно говорится о мудрости Торы, о её спасительной роли для сохранения евреев, несмотря на жестокие притеснения и огромные потери, в течение тысячелетий. С внушительной тональностью говорят о своей приверженности Торе многие русскоязычные израильтяне, о занятости её изучением, об уже полученной обогащенности от её мудрости. Проникновенно и пафосно ведут свои беседы русскоязычные раввины.
В среде тех, кто предъявляет себя ведомым Торой, есть три характерные стратегии практической работы:

1. Искренняя приверженность задаче от Творца – ждать прихода Мессии и готовиться явить пример для всех остальных народов; при этом современное Государство Израиль рассматривается, как преждевременно созданное и не имеющее перспективы длительного существования,

2. Имитация приверженности задаче от Творца – ждать прихода Мессии и подготавливать явление еврейского примера для всех остальных народов. Под прикрытием этой имитации получаются текущие блага – материальная прибыль, статусные обретения, возможность своевременной эвакуации из опасного региона, наслаждение процессом имитационной деятельности. Несмотря на словесное прикрытие, объективно в этой стратегии ослабляется ресурсная база (люди, их настроения, целенаправленная организованность общества) выживания современного Израиля,

3. Искренняя приверженность задаче от Творца – ждать прихода Мессии и готовиться явить пример для всех остальных народов; современное Государство Израиль рассматривается, как фактор приближения приходя мессии, как имеющее перспективу существования и как то, что дОлжно защищать.

Примером второй стратегии является деятельность корпорации М. Лайтмана «Международная Академия Каббалы - Бней Барух - Арвут». Ради корыстных интересов «вождей» корпорации, интересов политических заказчиков на её имитационную деятельность, интересов понимающих или обманутых приверженцев Академии и движения Арвут – ослабляются возможности Государства Израиль.

Светская наука признает смысловое богатство Торы. Общий предмет изучения – система «заданность жизни – озабоченность проживанием – взаимоотношения со средой проживания», общая задача – направлять человечество в его проживании. В современных обстоятельствах, когда Израиль находится между двух противоборствующих цивилизационных гигантов, необходима мобилизация и использование всех располагаемых и доступных ресурсов.

Для поиска спасительного решения нужна совместная одухотворенная – творческая и энергичная - интеллектуальная работа и светских ученых и конфессиональных знатоков. Под внешней несхожестью, в глубинах сознания и тех, и других таится ощущение взаимосвязующихся, взаимосцепляющихся представлений, понятий.

Светская наука многое почерпнула из мира представлений Торы, выразив почерпнутое языком светской науки. Люди Торы отслеживают работу светской науки, критически переобъясняют её поиски и результаты в понятиях Торы. Эта взаимность предрасполагает к сотрудничеству в поиске пути выживания СОВРЕМЕННОГО Израиля.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВКЛЮЧЕНИЯ «МУДРОСТИ ТОРЫ» В РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Язык организованного действия, охватывающего разнородную массу людей и  материальные предметы в контексте сложной динамичной социальной и физической среды, - это светский деловой язык. Поэтому вклад со стороны людей Торы должен выражаться языком светских понятий.
 
Темпы нарастания угрозы существованию современного Израиля таковы, что традиционное предложение от людей Торы «изучайте Тору и Вы постепенно будете обогащаться её мудростью, будете взращивать в себе готовность следовать указаниям её мудрецов» - не уместно. Люди Торы сами должны, что могут сказать полезного для решения проблемы выживания современного Израиля, сказать ЭТО светским АНАЛИТИЧЕСКИМ – обосновывающим языком.

Попытаюсь проиллюстрировать такую возможность Второзако;нием. Именуемым - Симфонией спасения! (симфония др.-греч. - «созвучие, стройное звучание, стройность»)

Еще раз повторю определение проблемы – найти ТАКОЙ путь ТАКОЙ мобилизации ТАКИХ ресурсов для Израиля и осуществить с ними ТАКОЙ процесс, чтобы состоялись ТАКИЕ проявления Израиля во внешнюю военно-политическую среду, ответом на которые будут ТАКИЕ реакции среды, КОТОРЫЕ допустят выживание современного Израиля.
 
И еще раз:
 
найти ТАКОЙ путь -> ТАКОЙ мобилизации -> ТАКИХ ресурсов для Израиля и
-> осуществить с ними ТАКОЙ процесс, чтобы
 
-> состоялись ТАКИЕ проявления Израиля во внешнюю военно-политическую среду, -> ответом на которые будут ТАКИЕ реакции среды,

-> КОТОРЫЕ допустят выживание современного Израиля.

Второзаконие (ивр. Двари;м - «Речь» или еще Мишне Тора - «повторение Закона»). Это - «Пятая книга Моисея», пятая книга Пятикнижия (Торы).

Книга носит характер длинной прощальной речи, обращённой Моисеем к израильтянам накануне их перехода через Иордан и завоевания Ханаана для построения своего Государства в Земле Обетованной Творцом. Назначение книги - утвердить в сознании израильтян СИСТЕМУ нравственных и религиозных принципов, без которых не может сложиться и нормально функционировать государственный и общественный строй. Шесть основных частей Мишны говорят обо всех жизненных аспектах.

Законодательные ориентиры Моисея направлены на обеспечение распространения нравственно-религиозных принципов в среде тех, кому предстоит стать гражданами будущего Государства Израиль. Дидактическое воздействие для формирования нужных помыслов в сознании израильтян поддерживает исторический элемент книги.
 
Вывод
 
1. Есть огромный, сложно структурированный слой людей в русскоязычной среде Израиля и других стран. Слой, насыщенный эрудированностью, грамотностью, аналитическими способностями и, в какой-то степени, энергией к действию.

2. В значительной части этот слой настроен (и такая настроенность целенаправленно поддерживается со стороны различных политических интересантов) недоверчиво к политическим позициям и устремлениям представителей светской науки. Напомню бранные определения типа «левая шваль».

3. Многие «дружеские» (любовь к ближнему!), в проникновенной тональности, с кажущейся стройной логикой, проповеди равов, обращенные к светским или только приобщающимся к иудаизму, по существу, являются манипулятивными. Умолчаниями, неверными трактовками, ложными взаимосвязями читателей и слушателей подводят к представлениям и настроениям, нужным манипулянту.
 
4. АНАЛИТИЧЕСКАЯ светская наука выработала средства, в принципе, призванные отслеживать корректность описания сложных предметов, обсуждений сложных проблем. В таких обсуждениях всегда можно невольно или намеренно опустить какие-то детали, опустить или перепутать какие-то связи.  Примерами таких средств являются атласы графического представления структуры сложных системных объектов, принципиальные блок-схемы продвижения от стартового состояния к цели.
 
5. Компетентностное богатство маргинального русскоязычного слоя (указанного в п. 1) могло бы объединиться в треугольнике сотрудничества с людьми Торы и людьми светской науки. Организующим элементом для совместной проработки проблемы выживания современного Израиля должен быть язык светской науки. Не ссылки на Творца и недоступную непосвященным мудрость Торы. Не р-р-радикальные рецепты и не бранные определения от маргиналов.

На рисунке выше показан пример возможной траектории перевода «мыслеобразов», «смыслообразов» с языка Торы или образно-полемического языка маргиналов в формы светско-цивилизованного, АНАЛИТИЧЕСКОГО обсуждения.