Пока не пробил колокол глава 3 часть 1-15 скоро до

Дудко 3
Это фотография, кажется, была сделана в 2008-м году.
На переднем плане – Древовидный пион
Справа от него – ползучий можжевельник в виде круглой клумбы.               
Слева – у беседки плакучие  фигурные ивы. Со временем, когда они подросли, их ветки стали распрямляться и перекрыли вход в беседку. Их пересадили за ограду.
На заднем плане – две будки наших кавказцев, которых давно уже нет. Вместо них выстроили одну большой вольер у стены гаража у стены гаража.
Но теперешние собаки решили, что в спальне хозяев им ночевать удобнее…

Перед выпиской из больницы я особенно соскучилась по даче. Наверное, поэтому и выбрала такую фотографию…


ПОКА НЕ ПРОБИЛ КОЛОКОЛ

ГЛАВА 3   РЕАНИМАЦИЯ

ЧАСТЬ   15  СКОРО ДОМОЙ


 21 января 2015 года

  Следующим утром вставать не хотелось. Надю и Валю днем сегодня выписывают домой. Они попали в больницу 1-го января, а я - 9-го. Мне предстояло провести в больнице ещё несколько дней.

  У нас была одна мед. сестра, которая с тем, чтобы больные не манкировали приемом лекарств поступала так - пока больные ещё только начинали просыпаться, она подходила, брала их утренние таблетки и засовывала им в рот. Я обычно говорила, что - выпью сама только после того, как измерю сахар. Поскольку в это утро я заспалась, мне таблетки засунули в рот, когда я ещё не совсем проснулась. Пришлось проглотить...

  Утром в 9-10 мерила сахар, а он = 2,9.

  Трудно представить, как я перепугалась. Я сразу же поняла, что 2,9 - это низкий сахар. И что причиной этого могло явиться то, что мне засунули в рот натощак все таблетки, в том числе и полную таблетку Манинила 3,5, которую клали для утреннего приема (при условии - контроля сахара в крови).

Но главное - я вспомнила, что случилось со мной 15-го числа. И это вызвало прилив панического страха.

  Конечно, я скорее сразу же съела пару конфет, и с удовольствием поспешила доесть оставшиеся после вчерашнего фуршета бутерброды и кусок торта. Обошлось без осложнений. Но я всё же - доктору Олесе рассказала об этом приключении. Видимо, она сделала мед. сестре замечание, потому что через некоторое время пришла сама мед. сестра и стала меня резко отчитывать... Я уж не помню, что именно она мне выговаривала. Кажется, винила меня за то, что я не предупредила её, что ещё не мерила сахар и т. п.
  Я не ожидала от себя, что нервы-то оказывается далеко не в порядке. Меня буквально затрясло от возмущения. Я не стала оправдываться, что мне таблетки сунули в рот, когда я ещё была в полусонном состоянии.

 Помню, что я сказала - не "Прошу Вас уйти!", а - "Вый-ди-те немед-лен-но из палаты! Мне сейчас будет пло-хо, и Вы будете в этом ви-но-ваты!". Она поспешила удалиться, но в дверях остановилась, и продолжала что-то говорить. Но я уже не слушала...
   
  Сегодня лишний раз убедилась, до чего же Олеся терпеливо относится ко всем больным. Я злоупотребляла её терпением. Я пользовалась случаем и при каждом обходе старалась получить от неё очередные ответы на мои бесконечные вопросы.

  На этот раз вопрос был на следующую тему. У меня на почве диабета, среди кучи разных осложнений есть ещё и такое, как - полинейропатия. Это когда постепенно отмирают периферические нервы связанные с сосудами.

 В частности у меня на ногах, особенно на левой ноге часто образуются тромбики. Через просвечивающую кожу видно, как по тоненькому сосуду от большого пальца начинает двигаться малюсенький тромбик, величиной с кончик булавочной иголочки. Проходя по сосуду, он начинает пробивать себе дорожку. Это длится долго, может быть - месяц... Дойдя до подъема на ноге, он замедляет ход, и процесс затягивается ещё надолго, пока тромбик не исчезает. Хуже бывает, когда тромбик бывает величиной не с кончик иголочки, а - крупнее. Тогда может нога опухнуть, бывает больно наступать... А что в такие моменты предпринимать, я не знаю.

  На этот раз я показала такой маленький тромбик, застрявший на подъеме левой ноги. Я понимала, что задаю глупый вопрос, но что поделаешь, если иногда в голове рождаются и глупости? Я спросила - можно ли тоненькой иголочкой шприца протыкать сосудик и вытягивать такой тромбик самой?

  Конечно, Олеся сказала категорически - ни в коем случае. Эти тромбики являются признаком наличия тромбофлебита. Ногу нужно мазать Гепориновой мазью, и тромбики рассосутся сами...

  Давление нормальное - АД = 120 / 80.
  В 11-10 - сахар - 7,8.
  АД = 120 / 80




  Днем попрощалась с Надей и Валей. Чтобы не задерживаться дольше в больнице, дожидаясь выписки, родственники, увезли их домой, договорившись, что за выпиской придут на следующий день...
  Я решила переехать на место выписавшей Нади. Попросила разрешения, Олеся - разрешила.

  Поскольку я двигалась уже самостоятельно, (мои прогулки: с костылями - по коридору до туалета и обратно, в палате - до умывальника и холодильника по стеночке), сама перенесла всё из своей тумбочки в бывшую Надину, и перестелила кровать...

  Первое, что я почувствовала - это жар, идущий от батареи, и струю холодного воздуха от окна. Чуть было не пожалела, что переехала.

 Но, устав от "переезда", и улёгшись отдохнуть лицом к окну, я сначала не поверила. У меня создалась иллюзия, что я нахожусь в отдельной палате. Всё остальное, оставшееся за моей спиной, стало невидимым. Передо мной в уголке стояла тумбочка. На подоконнике - корзина с цветами. И даже, когда я опускала вниз ноги, садясь на кровати, ощущение уединенности не уходило...
   
  Вечером сахар - 8,9.

  Боясь, что опять - почему-либо упадет сахар, решила Манинил в этот раз не пить. Голова болела во второй половине ночи. Выпила баральгин + Но-Шпу.

   
  22 января 2015 года
   
  Утром сахар - 5,2.
 
  Для меня так остается до сих пор не понятным - почему сахар в крови так "плавает"? Вечером - 8,9. Ничего не принимала, ужинала, и вот не тебе - утром - 5,2.

Я ведь сначала не хотела приводить здесь показания моих измерений на глюкометре, но вот – всё-таки привожу специально для Вас – читателей диабетиков.
Покупайте глюкометры. Следите за своими сахарами. Дорогие «палочки» к ним. Но и их оказываются эндокринологи выписывают больным в числе бесплатных лекарств.

Диабет – очень коварная болезнь. Много неприятных осложнений. Да что это я Вас убеждаю – Вы и сами уже всё, наверное, знаете…

  Теперь в палате все койки заняты, и ни одна из больных не разговаривает.

  Сзади меня "подселили" новую соседку - Ларину Ирину. Ей 50 лет. Выписавшейся Надежде - 49. Это всего две женщины среднего возраста, которые лежали при мне в этой палате. Все остальные были старыми бабушками. Вот тебе и статистика - инсульт любит пожилой возраст.

  К моей новой соседке, также, как прежде - к Наденьке, ежедневно приходил мужчина, иногда - с детьми, или - с сёстрами Ирины. Я как-то пошутила, сказав ему - "У Ирины такая известная фамилия - Ларина... Наверняка какую- либо из сестёр зовут - Татьяна".

 Мужчина ответил - "Вовсе нет. У неё две сестры и ни одной Татьяны".

Почему-то я так и не определила - муж это Иринин, или - отец. Если - муж, давший Ирине фамилию - Ларина, тогда сестры явно не носили бы эту же фамилию... А, впрочем, какая разница - кем он является Ирине. Главное, он предпринимал - все усилия для того, чтобы окружить её вниманием и заботой. Ни разу её не покормили больничной едой. Каждый раз он спрашивал - что ей приготовить из блюд, которые она любит. И, приходя к ней, он начинал с того, что говорил - "А сейчас ты будешь кушать свою любимую запеканку", или - "Куриный супчик. Курочку протерли и...".

  Покормив, он наклонялся к Ирине, и начинал рассказывать - кто звонил, что просил передать... Она слушала, значит - понимала его слова.

  А на третий день она стала шепотом произносить слова в ответ на его рассказы... Значит, всё у Ирины будет хорошо. Как много зависит от родственников, которые не оставляют своих любимых, заботятся и помогают перешагнуть через черную пропасть, на краю которой те оказались...
   
  На ту, злополучную "Танину" постель положили женщину, которая тоже не разговаривала. Нянечки сразу же её узнали. Она, оказывается, летом уже лежала в этом отделении с инсультом. Нянечкам удалось её покормить. Это хороший признак...
   К ней ежедневно приходила дочь. То ли она летом не ухаживала за матерью, то ли - растерялась, но первое время она вела себя как-то пассивно. Она беспрерывно задавала вопрос - "Мама, ты слышишь меня? Мама, ты понимаешь меня?". Я не утерпела, и полезла к ней с советами. Я предложила проверить - понимает ли её мама. И мама - поняла. На вопросы, если нужно было ответить - да, она закрывала глаза, если - нет, оставляла открытыми. И вот уже у них возник диалог.

  Потом, я обратила внимание дочери на то, что она кормит маму больничной едой, в то время, как, например, Ирины родные приносят домашние кушанья. Ведь, даже кашка, дома приготовленная, кажется вкуснее... И это мое предложение было взято на вооружение. Думаю, здесь дело пойдет на поправку.
   
  К бабушке - Антонине прилетела из Дании дочь. В первые дни к ней приходили подруги, с которыми они вместе ходили в церковь. Но она на них не реагировала. По-настоящему она оживилась, когда к ней пришла дочь - Вика. Значит, есть надежда, что и Антонина пойдет потихонечку на поправку...
   
  Тягостно лежать, ни с кем не общаясь. Иногда перекидываемся несколькими фразами с родственниками, дежурившими около больных, или с Олесей во время обхода...

  От нечего делать, я стала рассматривать потолок. Потом попробовала складывать мысли в стихотворные строчки. Поняла, что две строчки с трудом могу запомнить, а, перейдя к третьей, сразу же забываю две первых.

  Положила рядом блокнот и ручку. И потом периодически старалась записывать каждую новую строчку. Так и получился что-то похожее на стихотворение... Редактировать его не стала. Получилось то, что получилось...
   
  С этого дня отменили капельницы. Теперь делают внутривенные уколы Актевигила.
   
  На койку, которую занимала Валя, положили больную, которая находится в коме. Днем к ней приехал респектабельный по виду мужчина с более простого вида сопровождающим. Они постояли пару минут, молча, у кровати и удалились...

  Вечером этой больной подключили кислород...
  В отличии от других больных (больной Тани и бабушки, которая была моей соседкой), эта больная не храпела. Но зато, не заглушаемый храпом, монотонно и довольно громко работал кислородный "чемодан".

  В палате, кроме меня все остальные были "безмолвными". Поэтому пожаловаться на этот раздражающий зуммер никто никому не мог. Но, видимо, и заснуть они (по моим ощущениям) тоже не могли. Ночью даже кто-то громко сказал - "Ма-ма!".

  Поздно вечером в палату зашла мед. сестра, зажгла над кроватью этой больной свет, и поднимая её веки, проверила - жива ли она. Видимо, она была ещё жива...
   
  Вечером в 19-00 - сахар - 6,00.
  Принимать на ночь Манинил не стала.
   
  23 января 2015 года
   
  От звуков кислородного аппарата у меня разболелась голова. И под утро я провалилась в сон. Проснулась я в 6 утра, когда няньки зажгли свет. Открыв глаза, я увидела пустую кровать напротив. Няньки мыли клеёнчатые чехлы, одетые на матрасы. Значит, я проспала, когда увозили умершую больную. А когда она умерла? Наверное, на рассвете, так как ночью-то я не спала...

  Внезапно, меня пронизала мысль - а почему я никак не реагирую на эту последнюю смерть в моем присутствии в этой палате. Меня всю ночь беспокоил монотонный зуммер аппарата, и я не зациклилась на мысли, что вот сейчас рядом умирает человек, хотя я это знала точно.

  Когда я попала в эту палату, мне Надя с Валей рассказали, что с 1-го января до моего поступления в палате умерло 5 человек: 2 женщины на кровати, где потом умерла бабушка Таня, две - на кровати рядом со мной, и - одна там, куда положили меня.

  Как-то позже я спросила процедурную сестру - действительно ли умерло до меня пять человек, она засомневалась, и проверив по книге записей, сказала, что - нет, скончалось всего три человека.

  Валя с Надей, постарались вспомнить каждую больную, и уточнили - три умерли в палате, а двоих в состоянии комы увезли в реанимацию. В палату они уже не вернулись.


  До конца моего пребывания - умерла в палате - Таня и сегодняшняя больная. Увезли по нашей просьбе из палаты - бабушку, лежавшую рядом со мной и больную Марину.

  Таким образом - за неполный месяц от инсульта в палате скончалось - 5 человек и 4 обречённые были переведены из палаты в состоянии комы в реанимацию или куда-то ещё...

  Три человека выписалось: Валя, Надежда и - я. Кроме выбывших в палате - поступило три новеньких: Антонина, Ирина и (на Таниной кровати) больная, которую я так и не спросила - как зовут.

  Арифметика простая:

  За месяц в палате побывало - 15 больных. Из них:
  - Умерло - 5 человек,
  - Переведены в реанимацию и в палату уже не вернулись - 4 человека,
  - Выписались - 3 человека и
   - Вновь поступило ещё - 3 человека.

  Если считать из 15 человек 5 скончавшихся, то получается, что смертность от инсульта составляет почти - 30 процентов.

  На самом деле, с учетом "переведенных в реанимацию...", она - выше.

  Факты не утешительные...

  И после этих простых арифметических операций отпадает мой вопрос, который я всё время задавала себе, так как больше задавать его было некому - почему для явно умирающих больных не организована отдельная палата?

  Реанимация маленькая, поэтому держать там долго всех больных, поступивших после инсульта, просто физически не возможно. Больные в это отделение поступают ежедневно, и на следующий день большинство из них переводятся в палаты.

  Почему не отведут для реанимации помещение большей вместимости? За неимением такой возможности, больные в состоянии комы из реанимации поступают в палаты на - долечивание? ИЛИ - ???...

  И это - ИЛИ происходит на глазах больных, порой вводя их в стрессовые ситуации.

 Вероятно, в Московских больницах условия лучше. И я соглашусь с тем, что этот "анализ" касается только одного месяца и всего лишь - одной палаты самых тяжелых больных. И процент смертности, на самом деле, в целом по больнице намного ниже, но 2-ое неврологическое отделение Мытищинской клинической больницы обслуживает весь район. Отделение считается узко профилированным для больных с инсультом. И в силу этого, ему должно уделяться особое внимание.

   Я не знаю - какой процент смертности в других отделениях, но эти вопросы должны ставиться и решаться на более высоких уровнях. Медицинский персонал отлично справляется со своей основной работой. А все остальные проблемы с помещениями и финансированием им решать не под силу, да это и не их функции...

  Конечно, мое мнение ничего не изменит в сложившейся ситуации, но тогда возникает ещё один вопрос - а ОТ КОГО ЗАВИСЯТ РЕШЕНИЯ ПОДОБНЫХ ПРОБЛЕМ, и БУДУТ ЛИ ИМИ ЗАНИМАТЬСЯ ТЕ, ОТ КОГО ЭТИ РЕШЕНИЯ ЗАВИСЯТ ???
   
  Утром мой сахар - 4,8.
  Манинил не принимала. Остальные таблетки - все.

  В этот день мне сделали УЗИ сердца. Результат не спрашивала. Узнаю позже.

  Вечером в 20-00 - сахар - 9,00.
  Пришлось принять 1 / 2 таб. Манинила и все остальные...
   
  24 января 2015 года. Суббота.
  25 января 2015 года. Воскресенье.
  26 января 2015 года. Понедельник.

  Все дни одинаковые, как будто прожитые под копирку, поэтому все события я объединю в одно...


  В результате моих бдений, стихотворение я окончила, и переписала на отдельные листочки. Переписывала, держа блокнот на коленке. Почерк - корявый. А обычно я всегда писала красиво.

  Не долго думая, решила отдать стихотворение Олесе...
   
  Шесть плит перекрытия над головой
  Четыре лампы дневного света
  Плафоны грязно-серого цвета
  Где нахожусь? Что случилось со мной?
   
  Помню - машина с красным крестом
  Неврология... Реанимация...
  Это временная изоляция,
  Ну, а в палату - это потом...
   
  Больница. Два мира: живых и - больных
  Живые - врачи, няни и сестры.
  И это различие будет остро
  Отделять лежащих в палатах - от них.
   
  Больные живы, но они в неволе...
  Мозги их находятся на перепутье...
  Как-будто зажали их клеток прутья
  И надо вырваться из них на волю.
   
  Меж туманным будущим и - былом,
  Опробированная веками,
  Жизнь порхает меж облаками,
  Касаясь земли ослабевшим крылом.
   
  Конечно, не все вернутся из комы...
  Многим даруется жизнь снова.
  И, сбросив болезненные оковы,
  Они вернутся к родным и знакомым.
   
  Открыв глаза после провала,
  Это - не фильм, не анимация...
  Это всё та же реанимация -
  Доктора Диму я увидала.
   
  Какой-то домашний и с бородой,
  Как будто гномик добрый из сказки...
  Он всем дарит здоровье и ласки,
  И возвращает к жизни второй.
   
  Конечно, няни всех ближе в палате.
  Добрые, злые, как и пристало...
  А дома - семьи, и платят мало,
  Поэтому кормят карманы в халате.
   
  Но самый главный наш ангел - хранитель
  Наш добрый доктор - Олеся.
  Спускается к нам из поднебесья
  Как Богом посланный покровитель.
   
  Откуда силы берет и терпенье?
  Больные, ведь, очень капризные люди...
  Подай им всё сразу на царском блюде
  Вместо смирения и моленья.
   
  Выписываюсь скоро домой...
  Слова говорю благодаренья -
  За внимание, помощь, леченье...
  Всё в памяти будет вечно со мной...
   
   
  Странный слог и рифма. Стиль, необычный для меня.
   Но, в конце концов - мысли записывала от души. А редактировать теперь и не хочется...