Страницы детства пролистая...

Александр Дудин 3
Вечерело. 

Маленькие снежинки, словно в каком-то  волшебном  вальсе, медленно кружась, опускались на землю. Фонари, освещая их плавный полет, провожали  пластичное кружение белоснежных снежинок в своем  ярком немигающем свете.
Сидя в своем потрепанном кресле, Михаил Васильевич смотрел на экран старого, видавшего виды, телевизионного приемника.
 
С экрана звучал голос Вахтанга Кикобидзе:

Пусть голова моя седа,
Зимы мне нечего пугаться.
Не только грусть - мои года,
Мои года - моё богатство.

Что - то подкатило к горлу, волной нахлынули воспоминания.

Кажется, ещё вчера он был безусым мальчишкой  с облезшим от загара носом, но время, время...

Сердце тоскливо заныло и как будто бы сжалось в комочек. Перед глазами «встали» воспоминания детства.

Именно отсюда, с детства, началось его освоение и познание мира. Здесь проходили первые шаги в учении, первые незабываемые ощущения и первые сильные впечатления.
Из прикрытых глаз медленно стекала слеза на щеку. Он только сейчас понял, какими же ценными  являются они для него - его воспоминания о детстве. В том далеком-далеком, веселом и беззаботном, сказочно безграничном, как в  проявлении фантазии,  так и в полете мысли.

Он вдруг отчетливо увидел себя с ранцем за плечами. Ощутил на себе свою школьную форму, брюки, гимнастерку, подпоясанную ремнем с пряжкой, фуражка с кокардой на голове.

Первый урок, первая учительница, первая оценка…   Все тогда было первым… Беззаботное босоногое детство, теплые летние лужи  после дождя. Первые робкие встречи с девчонками, первая влюбленность, первые разочарования, билеты в кино, как правило, на последний ряд.

Да разве забудешь свое босоногое детство!  Игры в футбол - двор на двор, лапта, «чижик» и многое, многое другое.  А с приходом зимы хоккей  с самодельными клюшками, и коньки на валенках, шапка-ушанка набекрень. Вечерние походы на каток, спуски с залитой ледяной горки, когда шумной  веселой гурьбой  под звонкий ребячий смех катились кубарем вниз...
 
Сердце учащенно забилось в груди.

Он отчетливо увидел свою улицу детства. Для него она  была всегда добра. И осенью, когда деревья облачаются в многокрасочные одеяния, и весной, когда пробуждается природа, когда все обновляется, становится чистым и жизнерадостным.
А зимой его улица похожа на сказочное белоснежное произведение.
И, конечно же, летом, когда на улице деревья одаряют свежесть и прохладу.

Из приоткрытой форточки подуло свежестью.

Для него и сейчас  любое время года -  невероятно прекрасное явление, полное таинственности и загадочности. Но его улица навсегда останется в его памяти, в его сердце. Ведь это часть его жизни.

А тем временем голос с экрана продолжал:
 
Я часто время торопил,
Привык во все дела впрягаться.
Пускай я денег не скопил,
Мои года - моё богатство.

Воспоминания, воспоминания.
Жизнь без них мертва. Если ни к чему не стремиться, нет повода и жить. Жизнь - это движение. Какие общие и до боли знакомые фразы... а всё  потому,  что детство пропитано мечтами. Они естественны. Они органично связаны  с самой жизнью. Это был мир детства, в котором он жил, где каждый кирпичик  мироздания важен. Вытащи один, и всё рассыплется, как карточный домик.

Память быстро листала страницы его детства.

И вот у него на груди - ЗНАЧОК октябренка. Собственно, звездочка октябренка поднимала его на ступеньку выше в иерархии сверстников.

Прием в пионеры… Пионером он был, правдиво сказать, только на территории школы. Стоило выйти за ворота -  сразу же освобождался от галстука, повинуясь дворовым законам, и прятал его в портфель.

Сердце по - прежнему давило.

Не открывая глаза, он повернулся на правый бок.

Детство – это маленькая жизнь! Это всего лишь путешествие, которое никому не удалось совершить дважды.

Ему вспомнилась сказка, «Волшебник изумрудного города»?  Да, ты прав, Гудвин, назад дороги нет. Невозможно вернуться в счастливое детство, это не дано никому, кто вышел оттуда. Но он по-настоящему, наверное, оттуда и не уходил.

А память тем временем листает страницы его детства.

Сердце сжалось в груди сильнее.

Так захотелось  хоть на мгновение, хоть на несколько минут вернуться туда, в то далекое детство...  но, к сожалению, нет туда билетов, даже в жестких и современных комфортабельных вагонах... Да и нет тех станций, с платформ которых можно было уехать в его детство. И теперь полулежа в кресле, вспоминал о ребячестве,  ему становилось грустно. Тогда мир воспринимался совершенно по-другому, заботили совсем другие проблемы. Некоторые поступки того времени ему сейчас кажутся странными.  Все когда-то кончается, вот и детство закончилось, остались милые воспоминания о его глупостях, радостях и школьных друзьях. Оно было прекрасно, его детство, но все хорошее когда-то заканчивается.

Михаил Васильевич   вытянулся в кресле, как будто хотел выпрямиться…
По лицу промелькнула улыбка и мужская, скупая слеза, упала на грудь, с небритой его щеки.

Сердце Михаила Васильевича остановилось.

А если скажут мне века,
Твоя звезда, увы, погасла.
Подымет детская рука
Мои года - моё богатство.
Когда-нибудь наверняка,
Подымет детская рука,
Мои года - моё богатство.

Жизнь, как и природа, существует по своим законам, всему происходящему и в жизни,  и природе   приходит свой черёд. Красочное лето сменяется осенней непогодой, вслед за тем приходят снегопады и морозы, на смену которым приходит весна. Да и пусть они  себе меняются, эти времена года. Пускай деревья полыхают в лесах яркими красками, пусть запах черемухи  наполняет ароматом наши сады и скверы, а по осени листья опадают цветным покрывалом.

Когда-нибудь наверняка,
Подымет детская рука,
Его года - его богатство.