Лоренцо Лотто. Семейный портрет

Алина Алексеева-Маркезин
         
       ЛОРЕНЦО ЛОТТО- выдающийся венецианский художник, родился около 1480 года в Венеции. Учился он у Альвизе Виварини. Много работал в Бергамо и Тревизо.По мнению Беренсона: «Чтобы понять шестнадцатый век, узнать Лотто так же важно, как узнать Тициана.

           На протяжении всей своей жизни Лотто был очень востребованным художником и много путешествовал, исполняя заказы в самых разных регионах Италии. Не подстраиваясь под господствовавшие вкусы, Лотто путешествовал в поисках заказчиков, которые могли бы понять и оценить его работы Творческое наследие Лотто состоит из примерно 150 картин, однако личная жизнь мастера окутана тайной. Последние годы жизни он, одинокий и забытый всеми, проводит в монастыре Санта Каса в Лорето (область Марке).Умер он в Лорето в 1556 году.

       Согласно свидетельству Вазари, Лотто в разное время испытывал влияние лучших из венецианцев — Джованни Беллини и Джорджоне, но лишь в последнее время среди источников вдохновения Лотто называют великого немецкого мастера Дюрера.
Лоренцо Лотто был замечательным портретистом. В картинах, написанных на сюжеты христианской мифологии, он шел от Виварини и проявлял себя как наблюдательный и острый рассказчик. Интерес Лотто к душевному состоянию и переживаниям человека не был понятен современникам и только в наше время его искусство получило высокую оценку.
           Рассмотрим одну из его работ.СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ
          «Семейный портрет» написан, вероятно, в 1523 году в Венеции, так как по манере выполнения он близок к подписной и датированной этим годом работе Лотто «Портрету мессера Марсилио и его жены» (Мадрид, Прадо). К «Семейному портрету» имеется подготовительный рисунок в Королевском музее в Амстердаме. Очень сдержанно, но выразительно передает художник непреклонную волю мужчины и безразличную покорность женщины.
И для того чтобы подчеркнуть общую настроенность портрета, Лотто вводит в композицию соответствующий пейзаж — мощные порывы ветра сгибают верхушки двух деревьев, виднеющихся на фоне неба с мчащимися тучами. На листке бумаги, который держит в левой руке мужчина, латинская надпись: «HOMO NVNQVAM» (Человек никогда).

     Другой рукой он показывает на белку, считавшуюся символом домовитости. Смысл этой аллегории не совсем ясен. Картина написана в темной красочной гамме, которую оживляет только красная ковровая скатерть.