Прогулка по Арбату

Елена Барткевич
            (отрывок из рассказа об одной поездке)

     В Москву я приехала, по традиции, как всегда из-за боязни пробок, за три часа до «времени икс». Обнаружила, что разовая поездка на метро стоит уже, оказывается, полтинник. Да, цены и в Москве не стояли на месте((( Подумала – ну и чем мне заняться? На сей раз посещение магазина «Художник» в мои планы не входило – я ещё купленные прежде карандаши не изрисовала)) Особо далеко тоже не уедешь – расстояния в метро всё-таки приличные.
   В общем, я решила пойти прогуляться по Арбату. Мне казалось, что я не была там целую вечность. В последний раз, правда, года три назад, но зато зимой. А что интересного на Арбате зимой?
    Приехала.  Погода продолжала стоять замечательно солнечная и я даже по ходу останавливалась и что-нибудь щёлкала на свой фотоаппарат – потому что здания старой Москвы завораживают своей красотой. Покрутив головой, сообразила – где там собственно, Арбат, а где Новый Арбат. Нет, Новый меня сейчас совсем не интересовал, я хотела пройтись по пешеходному))
   Спускаясь в подземный переход, увидела на ступеньках женщину, которая торговала всякой-всячиной – заколками, резинками, но самое главное – браслетами, и – о искушение – среди прочего там было огромное количество браслетов кожаных, к которым меня потащило как магнитом! Каких их тут только не было  – плетёных и гладких, в заклёпках и без, на любой вкус и, видимо, кошелёк. Те, которые мне понравились, стоили по 200р. Один похожий у меня уже был, и его сгрызли мои ненаглядные собаки)) Организм требовал замены. У меня было чувство что внутри меня проснулся ребёнок и вопит во всё горло:
   – Хочу-хочу-хочууууу!!!! Купи-купи-ну купииииии!!!
   – Я такой браслет за 150 покупала! – сказала я ему. Были бы по 150 – купила бы!
   – Так это когда было?! – возмущался он.  – Сейчас на всё цены скакнули! А у нас в городе кожаные по 400!
   – Во-первых, не рассказывай мне, по чём они на самом деле! Я на сайт «Али экспресс» заходила – там такие браслетики по 60 рублей можно заказать три кучи!
  – Можно подумать, ты мне закажешь! Купи один, но сейчас!
  – У тебя, блин, два кожаных со стразами – чёрный и белый, и один из них сейчас на тебе! И ещё дома один из кожзама, но очень красивый!
Металлических два, один деревянный, один из «кошачьего глаза», один из искусственного жемчуга, один из гематита, и один из набора! Тебе чё- мало?!
   – Маааало! Ещё хачуууу!!!
  Я померила один плетёный браслет на запястье, и ребёнок во мне взвыл ещё громче.
Проходящая мимо пара, осведомившись о цене у продавщицы, прокомментировала –
   – Смотри, они стоят-то на самом деле один-два доллара, а продают...
 Это я знала. Где бы ещё найти их за доллар-два? А на Али-экспресс доставка, во-первых, только после полной предоплаты, а во-вторых, оплата по безналичному расчету, им надо сообщать номер счёта, и с него они сами нужную сумму снимать будут, вот это меня совершенно не устраивало...
    Ребёнку внутри я сказала:
    – Вот сейчас на Арбат выйдем, там, может быть, полно чего ещё продаётся. Может быть, гораздо лучше. А я сейчас куплю браслет, и тогда больше уже ничего другого не возьмёшь. Давай ещё посмотрим? В конце концов, вернуться сюда никогда не поздно.
    Он послушался и заткнулся в предвкушении другого подарка.

    ... На Арбате, конечно же, было красиво! Я то и дело останавливалась и делала какой-нибудь снимок. Жалела только  о том, что была одна, и не могла сама сняться на фоне всей этой красотищи. А просить меня сфотографировать кого-то из прохожих было неловко.
    Здесь по-прежнему сидели художники и рисовали в технике «сухая кисть» портреты всех желающих, в том числе и по фотографии. Играли музыканты, чуть дальше молодые ребята постелили на плиточном тротуаре линолеум и под магнитофон демонстрировали по очереди высоты брейк-данса или как его там сейчас называют. Я шла всё дальше и дальше, глазея по сторонам.
     Кругом постоянно раздавали какие-то визитки, приглашения, совали их в руки. Чаще я вежливо отказывалась. Один мужчина раздавал визитки в тату-салон. Увидев татуировку у меня на плече, он воскликнул:
   – О! Наш человек!
    Я засмеялась и он, конечно, впихнул мне в руку визитку. Мне было неожиданно приятно вдруг сразу стать не чужим, а «чьим-то» человеком  в Москве))
       Дальше, на одном перекрёстке я увидела аниматоров, наряженных гигантскими ростовыми куклами. Пока я фотографировала очередное понравившееся здание по соседству – один из этих аниматоров, одетый я даже не поняла, кем – не то гигантской птицей, не то ещё кем-то... а, нет, потом дома разглядела, что лемуром)) – словом – он неожиданно схватил меня в объятия, твердя что-то вроде:
   – Ты мой золотой!
   Ребёнок во мне прямо заорал от восторга! У меня как-то сразу подскочило настроение, я сама обняла это пушистое лохматое чудо, буквально млея от удовольствия, словно стояла в обнимку с огромной плюшевой игрушкой, которую хочется уложить рядом на подушку и обнимать всю ночь))) В общем, я ощутила себя дитём и сама спросила:
   – Ой, а с вами можно сфотографироваться?
   Рядом тотчас оказалась какая-то женщина, которая с готовностью взяла мой фотоаппарат и спросила только – куда нажать?
   И  не успела я, улыбаясь, встать с этим пушистым лемуром в обнимку, как он доверительно сообщил мне на ухо:
   – Фотография платно. Пятьдесят рублей.
Я подумала – фигассе, меня развели, наивную)) Я-то думала, они тут так, от души гуляют, а люди бабло зарабатывают.  А женщина между тем щёлкнула меня раз... другой
потом говорит –
   – Сейчас ещё разок на всякий случай...
  Я сказала:
   – Нет, дайте я сначала погляжу, что там вышло!
Заглянула в фотоаппарат. Как-то, честно сказать, кадраировка мне не понравилась, да и снято было как-то небрежно, совсем по-любительски.
  А лемур сказал:
  – Двести рублей.
  – Чего?! – онемела я от такой наглости,  мой ребёнок внутри завизжал и спрятался)
  –Ты сказал пятьдесят, я слышала! – Я решительно достала сотню, но  в руки ему не отдала, – Сдачу гони!
Лемур, помедлив, полез в карман цветастого фартука, и дал мне полтинник. Я вручила ему сотню и пошла дальше.
   Ребёнок издалека верещал:
   – Лучше бы ты мне браслет купила!!!
   – Откуда я знала, что он за деньги? – оправдывалась я, –  ну и ладно, что ж теперь, зато будет у тебя фото на память, с такой игрушкой))
Итак, я брела дальше, время от времени доставая фотоаппарат, порой заходила в магазин, увидев надпись «Сувениры». Но сувениры на Арбате, судя по всему, были рассчитаны исключительно на иностранцев – один и тот же стандартный набор «кондовая Россия» – матрёшки в огромном количестве и ассортименте, «русские меха», представленные какими-то странными нарядами, полушубками словно бы из позапрошлого века, со свисающими соболями, цветастые женские платки и множество ювелирных украшений, как правило, из янтаря – бусы, серьги, кулоны, браслеты, чётки...
Ну и другие типовые же сувениры – разукрашенные пасхальные яйца, фигурки Кремля всевозможных видов, и тыды и тыпы.
    Во всех магазинах было в основном одно и то же.
     Потом у меня ещё раздался телефонный звонок. Звонила знакомая девушка, спрашивала – как я там, приехала? Я ответила, что да – приехала и вот, пока время есть, гуляю по Арбату)
    Вдоль улицы было множество кафешек с сидящей там публикой. Наконец, глазея по сторонам, я увидела вывеску, от которой у меня отвалилась челюсть. Она гласила «Музей телесных наказаний». Рядом возвышался, правда, небольшой, типа бронзовый памятник – вроде как Пётр Первый с кандалами в вытянутой руке. Я просто обалдела. Вот такое – и в центре Арбата?! А зазывалы рядом предлагали :
    – Музей, проходите, очень интересно!
    – А можно поинтересоваться – сколько же вход в такую страсть стоит? – спросила я.
    – А вы зайдите туда и спросите. Спуститесь там на четыре ступеньки. Для девушек сегодня скидка!
   Не в силах устоять перед интригой, я заглянула внутрь. Вниз действительно вела лестница, по узкому проходу, и там посреди неё слева располагался столик, типа, администратора. На лестнице впереди стоял какой-то парень и беседовал с девушкой-администратором. Они оба уставились на меня. Я спросила:
 – А сколько вход в эту страсть стоит?
 – Это музей, – ответила девушка, –  и вход сюда стоит четыреста рублей. Но для девушек - триста.
    Я хмыкнула и вернулась наверх, к солнечному свету. По дороге успела разглядеть рядом на стене, за стеклом, типа экспонат, кнут что ли)) Да ну, с кем-нибудь я бы ещё, может и пошла,  а одной – я представляю, какими на меня глазами там будут смотреть. Скажут, наверное,  извращенка)) А ребёнок во мне вообще от ужаса спрятался под диван))
    ...Дошла я и до Стены Цоя. Как же давно я здесь не бывала! В последний раз – ещё, наверное, когда мы приезжали сюда с  мужем, в 90-е, вскоре после гибели Виктора...
    Я постояла у Стены, почтила его память, там до сих пор на Стене – его фото в стеклянной рамке и стоят вазы с цветами. Два фото тоже сделала на память...
     Время постепенно утекало. Я понимала, что до конца Арбата, видимо, дойти не успею, придётся возвращаться к той станции метро, на которой вышла. Да и далее Арбат стал менее людным, в основном вся его жизнь скопилась там, ближе к метро.
     И я повернула назад. Отправилась в обратный путь.
     И тут, повернув голову налево, увидела я надпись «Книжная лавка». Я подумала – можно себе представить, какие цены на книги могут быть посреди Арбата! И всё-таки пройти мимо книжного магазина я не могла просто физически. Ноги повернули и сами понесли меня туда.
      В книжной лавке было полно книг. Самой-самой разной направленности. Но я особо не вникала – так ведь просто зашла, что ж расстраиваться-то зря...
   Мужчина в отделе спросил:
  – Вам что-то подсказать?
  – Да нет, – пожала я плечами,  я пока так посмотрю...
     Очень скоро я обнаружила полку, на которой было написано: «Книги по 50 рублей».
Без особого интереса я подошла к ней. Наверное, разный книжный мусор – женские романчики, столетошные детективы... Но рядом я увидела полку с классикой – и взгляд мой сразу же упал на двухтомник «Графа Монте-Кристо». Я увидела, что это букинистические книги. Интересно, а эти сколько стоят? Вытащила, поглядела сзади цену. Цены не было.
    Тогда я обратилась к тому мужчине:
   – Скажите, пожалуйста, у вас только вон на той полке книги по 50 рублей?
    А он ответил:
  – У нас все книги по 50 рублей.
  Сказать, что я челюсть подобрала с пола – это ничего не сказать! Я ошалело оглядела полки. Да, все книги были не новыми, сданными. Но какие! Какая угодно классика, вон слева – целые собрания сочинений. Чехов, семитомник, который сейчас у мамы. Я бы себе тоже купила, если бы знала, что тут такой магазин!
А сейчас, блин, ни денег нет, да и как я потащу столько книг – и так вон пончо это с собой, на случай дождя... Но уйти совсем без книг я не могла.
     Поэтому я сунула подмышку «Графа Монте-Кристо» – ну, должна же я его прочитать, в конце концов?! Потом начала усиленно вспоминать – чего мне ещё очень сильно и давно хочется?! Вспомнила – Сомерсета Моэма мне хочется, «Театр»! Великолепный роман!
И – о чудо – конечно же, он нашёлся в этом волшебном магазинчике!
Даже не верилось, что за три такие книжищи я отдала всего 150 рублей!
  Подумать только – здесь было всё! Эх, а я и понятия не имела – ведь сколько раз ездила в Москву!  Ну, зато теперь буду знать!
  Итак, затарившись тремя не тоненькими томами, я поспешно направилась в метро.
    Тут из-под дивана выполз ребёнок и начал обиженно ныть:
   – Вот, себе книжки купила, а браслет мне – нет!
   – Имей совесть! Ты что их – не будешь читать?!
   – А я браслет тоже хочууу... – ныл он
   – Слишком жирно тебе будет!
   – Хочухочухочуууууууу!!!!
   – Ладно, дойдём до перехода,  я тебе обещаю подумать.
   Но когда мы дошли до подземного перехода, той женщины с браслетами уже и след простыл. Ну и ладно, не очень-то и хотелось))

                Август 2015г.