Борьба с тараканами

Борис Тарбаев
     Этого дяденьку в городе ещё никто ни разу не видел. И никто не мог сказать откуда он взялся, и что он в городе делает. На него все обращали внимание: ещё бы, кто и когда в этом городе у моря носил на голове соломенную шляпу с такими широкими полями, а на длинном носу, не будучи слепым, – торчавшие вперёд, как пика, синие очки. Он разгуливал по городу, на все увиденное показывал пальцем, задавая прохожим один и тот же вопрос: это что? Однажды, подойдя к большому дому, он поманил пальцем проходившего мимо мальчика и, показывая на дом, спросил:
   - Сударь – это что?
   - Никакой я вам не сударь, я Кирюшка, – обиделся мальчик. - И разве вы не видите сами, что это дом.
     Дяденька приподнял шляпу и извинился.
   - Прошу прощения: оплошал. Со мной такое часто случается : я очень рассеянный, а вопросы у меня просятся на язык. Если ты не очень спешишь, то будь добр ответь мне на них. Начнём с первого: в этом доме четыре этажа, не так ли?
     Мальчик смерил незнакомца удивлённым взглядом.
   - Если я скажу, что больше, то совру. Как вы видите сами, этот дом в самом деле четырёхэтажный.
     Дяденька вздохнул и покачал головой.
   - Конечно, вижу, но всегда ли можно доверять глазам? Как, кстати и ушам? Но я позволю задать еще один вопрос. Этот, как ты только что меня убедил, четырёхэтажный дом, окружают большие хвойные деревья. Не совершу ли я ошибку, назвав их ливанскими кедрами? Ведь своими зелеными лапами они норовят дотянуться до балконов. Не есть ли это обман зрения?
     Кирюшка заверил:
   - Нет, глаза вас не обманывают.
     Дяденька отступил на шаг и глянул на Кирюшку поверх синих очков..
   - Тогда я задам тебе самый важный вопрос – смотри на меня внимательно: я снимаю очки и прищуриваюсь, так я делаю всегда, когда считаю предмет очень важным: слышал ли ты о тараканах, которые поселяются в человеческих головах?
     Кирюшка очень удивился.
   - Тараканы в головах? А что они там могут делать? Да и как они могут туда попасть?
     Дяденька достал из кармана клетчатый носовой платок и принялся протирать стекла синих очков. В голосе его послышалась грусть.
   - Что могут делать тараканы в человеческой голове? Только глупости и ничего другого. А как туда попасть, - незнакомец сокрушенно покачал головой и тень от его шляпы повторила движение на асфальте. - Это я должен рассказать, а ты услышать. Ровно месяц назад, именно месяц, ни днем больше, ни днем меньше мой добрый друг, лысый, толстый мужчина получил письмо. Что в том особенного, скажешь ты. Все однажды могут получить письмо, вынув конверт из почтового ящика. Но не все получают его прямо на улице от почтальона с бегающими глазками. Стоило только взглянуть на этот конверт, грязный, засаленный, чтобы выбросить его в первую подвернувшуюся урну. Но разве мог себе позволить такое мой деликатный друг, он вознамерился для начала прочесть адрес, написанный перевернутыми буквами. А ведь только недобрый человек, с недобрыми намереньями, и может быть даже не в своем уме, мог писать, перевертывая буквы кверху тормашками. Друг не послушался моего совета и стал читать адрес вслух. И с первой же буквы из конверта выскочил большой рыжий таракан и шмыгнул ему в ухо. За ним последовал второй. Третий и другие – только поспевай считать, и все через уши в голову.
     Дяденька в шляпе с широкими полями всхлипнул, достал из кармана клетчатый носовой платок и промокнул набежавшие слезы.
   - Все тараканы перекочевали с бумаги в голову моего лысого, толстого друга, ни один не задержался. Все противные, рыжие. А конверт остался без адреса: просто чистая бумага и ничего больше. И тот час с другом на моих глазах произошли ужасные изменения: помутневшие глаза смотрели на меня как на какого-то нахала. «Знать тебя не знаю, - брызнув слюной, объявил он мне в лицо. - Поди от меня прочь». Голос у него изменился, сделался скрипучим, как несмазанное колесо, противным, хоть уши затыкай. Он повернулся ко мне, своему другу, спиной и побежал прочь, только мелкие камешки полетели из под подошв. Убежал, и с того часу как сквозь землю провалился.
     Дяденька тяжело вздохнул и понурил голову.
   - Скверно, мальчик, жить без друга, но я не теряю надежды его найти. Не улетел же он на другую планету. Ищу его третий день. С ног сбился. Но одному трудно – хорошо бы иметь помощника. Но где его взять?
     Дяденька смерил Кирюшку взглядом, и стекла его синих очков сверкнули синими искорками.
   - Вот ты, мальчик Кирюшка, в помощники мне бы сгодился. У тебя смышленый вид.
     Кирюшку разобрало любопытство.
   - А как помогать? Что делать нужно?
     Дяденька, мерцая стеклами синих очков, разъяснил.
   - Ничего, мальчик, хитрого. Ростом, как видишь, я мамины и папины надежды оправдал, а по части храбрости огорчил. Бюсь я, брат Кирюшка, темноты. Как только начинает смеркаться, спешу под крышу и запираю дверь. До рассвета на улицу ни шагу. А как учит самый большой знаток тараканов доктор Ван-Бумс по ночам у тараканов каникулы, два часа сидят в головах смирно, не шуршат, человек становится сам собой с благоразумными мыслями и рад бы вернуться к нормальной жизни, но не успевает. За два часа мало что умного в набитую тараканами голову может придти. Слышал ли ты когда-нибудь слово шанс? На всякий случай поясняю: шанс – это когда может повезти или наоборот не повезти. И получается так, что если искать одному и только днем, то шанс найти лысого, толстого мужчину, моего друга, маленький, и если искать еще и ночью, когда у тараканов каникулы, и они отдыхают, шанс будет побольше. Это друг, Кирюшка, настоящая арифметика.
     Кирюшка этой арифметикой очень заинтересовался и спросил.
   - Так, что вы, дяденька, предлагаете?
     Незнакомец поднял кверху указательный палец.
   - Друг мой, эта арифметика подсказывает мне, что нам следует объединить усилия: я ищу моего друга, лысого, толстого мужчину днем, а ты будешь его искать ночью. Ты ведь, надеюсь, не боишься темноты?
     Кирюшка почесал в затылке.
   - Темноты я не боюсь, но ночью я, дяденька, сплю. Однако могу потерпеть и выспаться днем..
     Дяденька всплеснул руками
   - Молодой человек, я вдохновлен. Мы двое объявляем тараканам войну. Мы дадим им бой и, надеюсь, победим. Готов сообщить тебе, что ведя борьбу с тараканами, мы не останемся без хорошего советчика.
     Дяденька навел палец на ливанские кедры перед фасадом четырехэтажного дома.
   - Это что ?
     Кирюша пожал плечами.
   - Будто сами не видите. Это деревья, ливанские кедры. Что же еще.
   - Верно,- согласился дяденька, и продолжил.
   - А ты можешь отличить от других тот, что стоит в середине ?
     Кирюшка рассмеялся.
   - Как не отличить, если кедр стоит против окон и балкона нашей квартиры.
     Дяденька бросил беглый взгляд по сторонам и, приставив палец к губам палец, понизил голос.
   -Очень хорошо. А теперь слушай: на этом ливанском кедре живет сова. Она чуть больше воробья, но ума у нее в маленькой голове больше чем в большой у слона. Совы далеко видят, хорошо слышат. Меж собой услышанным и увиденным делятся по совиному радиотелефону. Есть такой, хотя в книжках про него еще ничего не написано: Как сказал однажды ученый доктор Ван-Бумс, срок еще не пришел. Эта сова многое, что другим невдомек, знает. Например, ты у нее точно на учете. Думаю не ошибусь, если скажу, что она по ночам, развлечения ради считает волосы на твоей голове. Ночью маленькая сова всем, кто имеет уши, сообщает, что спит. Сигнал такой подает «Сплю». Не советую верить: где это видано и слыхано, чтобы совы ночью спали, У них глаза на ночь не закрываются. Это для других, чтобы поторопились уснуть и храпом не мешали ей слушать. У таких, хорошо осведомленных, хорошие советы на языке висят, только нужно научиться спрашивать. Намотал на ус ?
     Кирюшка пожал плечами.
   - Намотал. Только никак не возьму в толк, как мы у этой маленькой совы попросим совета. В какой книжке написано, что совы по-человечески говорят ?
     Дяденька прикрыл рот ладонью и перешел на шёпот.
   - В книжках много чего не написано. Не научились еще люди, как обращаться к птицам. Но ты один из тех, кому повезло: я в этих делах большой дока, научу тебя и спрашивать, и слушать не то что сов, а даже домашних кур. Умеешь ли ты после каждого сказанного слова подобно совам, как советует великий знаток пернатых доктор Ван-Бумс, щелкать языком? Вот так, - дяденька в шляпе издал звук, похожий на щелканье бича. - Если нет – научись, это не сложно. А слушать сов надо только правым ухом, направленным на говорящую сову, а левое ухо, непременно, следует заткнуть пальцем. Пока для тебя этого достаточно..
     Дяденька схватил Кирюшкину руку , крепко пожал и взволнованно произнёс.
   - А теперь я все-таки должен представиться. Для тебя, малыш, я дядя Никто. С этой минуты мы союзники по борьбе с большим злом, тараканами в головах людей. И для начала мы освободим от них моего лысого толстого друга. Ночь не за горами – время, когда у этих насекомых короткие каникулы. Не пропусти этот час. А я, пожалуй, лягу спать пораньше: ногам нужно отдохнуть, вед завтра решающий день . Завтра в полдень мы встретимся с тобой на этом же месте.
     Дяденька отвесил Кирюшке поклон, тень на асфальте поклон повторила, и шагая по журавлиному, вскидывая носок, пошел прочь пока не скрылся за углом.
     Оставшись один, Кирюшка почесал подбородок .
   - Шутник этот дяденька. Как сказал папа, мастер лапшу на уши вешать.Так я ему и поверил. Какие-то тараканы в голове, какая-то говорящая, сова. И с какой стати я стану просить совета у птицы. Узнают – засмеют.
     Набегавшись за день, он совсем забыл про встречу с дяденькой в широкополой шляпе, поужинал и приготовился ко сну. Устроившись в постели Кирюшка по привычке скомандовал себе: «Глаза закрыть, спать». Дал команду, закрыл глаза и не уснул. Кирюша удивился: такое с ним еще ни разу не случалось. Он повторил команду и опять без результата. Луна заглянула в окошко и проложила на полу желтую дорожку от окна до противоположной стены, осветив спящую муху. Сна в Кирюшкиной голове как не было, так и нет. Из сгущающейся темноты под кроной ливанского кедра послышалось: «Сплю».
     «Ты вроде бы, спишь, а у меня ни в одном глазу, - подумал Кирюшка и припомнил разговор с дяденькой в широкополой шляпе. Вспомнил и заключил: - Был уговор или не был, раз не спится, почему бы не прогуляться по улице и посмотреть по сторонам, ночным воздухом подышать».
     Чтобы не разбудить спящих, он как тень прокрался к выходной двери , осторожно её открыл и оказался на лестничной площадке. Какая-то кошка, хорошо, что рыжая, а не черная, завидев его, тревожно мяукнула и метнулась вниз по лестнице. Кирюшка во время вспомнил папину поговорку, что все приметы хороши, взбодрился и быстрым шагом направился к берегу моря, до которого было рукой подать.
     Пляж был пустынным. Кому, спрашивается, хочется купаться, когда полагается спать? Разве что тем, которым всегда неймется. Но таких ведь можно пересчитать по пальцам. Однако одну фигуру, сидящую у самой воды и освещенную Луной, светлая дорожка от которой тянулась по спокойному морю до самого горизонта, Кирюшка заметил сразу. Этот человек будто бы кого-то ждал, и как только он вышел из тени, призывно махнул рукой:
   - Сюда! Сюда! Поторопись!
     Когда Кирюшка приблизился, он различил голого, мокрого, лысого, облепленного водорослями, озябшего, стучавшего зубами мужчину.
   - Ты пришел во время, - произнес он охрипшим голосом, - Я отпущен хозяевами на берег до третьей звезды. Не ищи её на небе: она пока еще не проклюнулась, но время её грядёт.
   - А кто ты такой? Почему ты говоришь о каких-то хозяевах? Кто твои хозяева? – озадачился Кирюшка, останавливаясь и присматриваясь.
     Сидящий на мокром песке почесал бок.
   - Не велено мне о том говорить, но тебе я, пожалуй, откроюсь, Ведь другого случая может и не быть. Для тех, кто мне ровесник, я – Василий, а для тебя, стало быть, – дядя Вася. А нынче мои хозяева, если тебе так хочется знать, тараканы.
     Кирюшка опешил.
   - Тараканы? Какие-такие тараканы?
     Дядя Вассилий горестно помотал головой.
   -Те самые, которые без спроса залезли в мою голову, когда я стал читать письмо с адресом из перевернутых букв. Адрес был длинный, перевернутых букв много, и каждая – таракан. Много их набралось, едва хватило места в голове. Могла ведь и лопнуть моя бедная голова. Теперь они мною командуют .Мысли в голове шиворот-навыворот встали. Трудно с такими мыслями жить, и никто тебя за это не может пожалеть, хоть лужу слез пролей. А ведь я был добрый и хороший. Хочешь, сейчас возьму и заплачу? Малость слез еще осталось.
     «Похоже – это тот самый лысый толстый друг, которого разыскивает дядька в широкополой шляпе». - подумал Кирюшка.
   - И что же они тебе скомандовали? - встревожился Кирюша.
     Дядя Вася сокрушенно махнул рукой.
   - Они велели мне жить в море и дружить с золотой рыбкой. Если удастся ей угодить, она должна сделать меня султаном большого эмирата. Для человека с тараканами в голове, и стало быть без царя в голове, согласись – это большой соблазн. Как не послушаться такой команды? Кому не хочется стать султаном?
   - Это заманчиво даже у кого в голове пока без тараканов , – согласился Кирюшка. - Говорят, что султаны питаются одним мороженным, и жизнь у них слаще некуда. Я бы тоже на неделю, пока не наскучит, от какого-нибудь эмирата не отказался.
   - Конечно заманчиво, - продолжил мокрый, выстукивающий зубами дробь, дядя Вася. - Но для этого золотой рыбке нужно угодить и с ней подружиться, вместе понырять и поплавать, стать земноводным, поменять сухопутную жизнь на водную. В голове, набитой тараканами, своих мыслей не бывает, только тараканьи .Оставил я одежду на берегу, нырнул в морскую пучину и поплыл к одинокому камню, что торчит из воды, там за горизонтом. Сидеть на нем, конечно, можно, но не развалившись, а вытянуться ни-ни, спать приходится, свернувшись калачиком: очень неудобно и холодно, всегда мокрый, волной ведь окатывает, всегда на ветру. Тараканы обещают, что скоро у меня, как у дельфина вырастет хвост, и я стану ластоногим с хорошим жиром под кожей, а пока в ожидании золотой рыбки, которая не торопится приплывать, нужно потерпеть. Фамилию я свою забыл: так велели тараканы. У них ведь тоже нет фамилий. Теперь я просто безродный Васька, который дожидается золотой рыбки, чтобы стать султаном. Но сдается мне, мальчик, что врут поселившиеся в моей голове, тараканы. Терпение того и гляди лопнет.
     Дядя Василий горестно вздохнул, поднял лицо к небу и съёжился.
   - Ой! Ай! Моя звезда вылупилась и подмигивает. Мне пора на камень. Нужно спешить. До свидания, мальчик, как тебя по имени – такая беда, спросить не успел.
     С этими словами подняв фонтаны брызг, он ринулся в набежавшую волну и исчез из вида. Кирюшка долго смотрел в морскую даль в надежде увидеть плывущего, но то ли мешала темнота, то ли пловец уплыл далеко, ничего разглядеть не смог. Он вздохнул, пожалел пострадавшего от тараканов, и прежде чем возвращаться домой присел на скамейку подумать. А думалось ему о всяком, мысли приходили в голову и уходили, не задерживаясь, все как одна жалостливые. Неожиданно погас висевший на столбе фонарь, и стало совсем темно. Глаза у Кирюшки стали слипаться. Вдруг, откуда ни возьмись, то ли прямо из под скамейки, на которой Кирюшка сидел, то ли откуда-то со стороны, появился лохматый пес с грустными глазами, присел у Кирюшкиных ног, поморгал и произнес человеческим языком:
   - Тараканы в голове – дело, брат, нешуточное. Чтобы их одолеть, хороший совет нужен. Иначе все непутевыми станем, как тот лысый, толстый, кого на камень в море понесло. Да кто же его даст?
   - Я знаю, кто его даст, - произнес Кирюшка и щелкнул языком точь-в-точь как незнакомец в широкополой шляпе, и тот час уловил мягкое шуршание чьих-то крыльев и ощутил легкое прикосновение чьих-то когтистых лапок на своем плече.
   - Сплю, - пискнул ему в ухо тонкий картавый голосок, похожий на голос соседской девчонки Нинки.
   - Спишь? Шутишь, как можно на лету спать, маленькая сова? – удивился Кирюшка, и был одёрнут:
   - Не твоего ума дело, мальчишка. Ты много говоришь, когда нужно действовать. Время не терпит. Ты просил совета. Слушай его, но прежде, как тебя учили, насторожи правое ухо и заткни пальцем левое. Запоминай: чтобы прогнать тараканов из человеческой головы нужно написать им письмо с адресом лежачими буквами. Все до одной лежачие и ни одной стоячей.
     Кирюшка воспрянул духом.
   - Я готов написать хоть сейчас, была бы только бумага, карандаш и конверт.
   - За этим дело не станет. Бумага, карандаш и конверт будут, - объявил лохматый пес, и тот час превратился в щуплого старичка с большой почтовой сумкой на боку.
   - А что разве тараканы не любят лежачих букв? – беря в руку карандаш, осведомился Кирюша. Маленькая сова, ростом чуть больше воробья, сидела у него на плече.
   - Боятся больше огня, - ответил ему картавый писклявый голосок.
     Кирюша проснулся, когда свет от солнца поник в его комнату, и проснувшиеся после ночи мухи на стене противоположной окну грелись в его лучах и чистили лапками крылышки. Кирюшка открыл глаза и увидел склонившееся над ним лицо его мамы.
   - Тебе, сынок, письмо, - сказала она. - Только что вынула из почтового ящика. Какой-то чудак написал адрес, положив все буквы набок.
     Кирюшка вскрыл конверт и прочел короткую записку, написанную нормально поставленными буквами. Она была короткой.
   - Низко кланяюсь за избавления бедной головы моего лысого, толстого друга от тараканов в голове. Спасаясь, они сыпались из нее, как горох. Теперь он уже помнит свою фамилию. Она, как ни удивительно, Тараканов. Наша встреча за ненадобностью в условном месте отменяется.
        Дядя Никто.

                2016 год