Вздох Ангела

Наталья Айрумова
О том, что музыка «...вздох ангела в нашей душе», Андрей Галоян интуитивно почувствовал еще в раннем детстве, впервые взяв в руки гитару. Однако, как ни странно, эту глубокую и  интересную  мысль немецкий писатель Ж.П.Рихтер высказал еще за два века до его появления на свет.   

Таким образом, по воле свыше судьба мальчика из вполне благополучной семьи и старенькой гитары навсегда пересеклись. А в школьные годы шестиструнка,проверенная временем, стала  для него ни просто развлечением и препровождением досуга, а способом познания мира, наполненного яркими образами и звуками.    
 
К тому же, в те времена Андрей познакомился с творчеством В.Маяковского - известного поэта и трибуна, который  в далеком 1913 году на всю страну «поинтересовался» у соратников по революционной борьбе: "А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?"  Как известно, этот вопрос повис в воздухе. И, похоже, надолго.

Но вот юный Андрей Галоян осмелился-таки сыграть классическую музыку разных времен и народов на весьма неординарном инструменте - стрелковом луке. При этом слушатели вынуждены были отметить,что эксперимент прошел успешно.

Ну, конечно, играл он не на том самом луке, а на его ... правопреемнице гитаре.
Так как, по  основательным  исследованиям  специалистов  именно тот самый, утилитарный лук  и является дальним родственником не только его любимой шестиструнки, но старинным саббеки  или самбуку (потомкам Навуходоносора виднее),кифары, махала, тара, рубаба,благозвучной лютниЮ, украинской бандуры и даже сказочным гуслям. Но это далеко не вся близкая или дальняя «родня» популярного инструмента - есть и современные  усовершенствованные конструкции, вызывающие неподдельный интерес у слушателей  ХХI века.


Слушаем, играем

Уж так повелось, что все мы волей-неволей делимся на тех, кто любит слушать музыку и на тех, кто исполняет ее талантливо и профессионально на разных инструментах. Разумеется, первых гораздо больше. Зато вторым, оказавшимся в плену звуков, досталась нелегкая, но счастливая  доля  радовать и услаждать слух преданных меломанов, готовых носить своих  кумиров на руках, осыпая  цветами и дарами.
 
Как  рассказывает сам гитарист А.Галоян, «королеву инструментов» он полюбил благодаря родномсу дяде, хорошо игравшему на гитаре и  поощрявшему его увлечение музыкой. Поэтому уже в девять лет Андрей попытался самостоятельно на слух подбирать аккорды. Ну, а «Букварь гитариста» и опытные наставники появились в его жизни гораздо позже.

Такая  обычная  биография  импонирует  многим слушателям, приближая уже довольно известного музыканта к их личному и осознанному пониманию редкого дарования, ярко выраженного  не только в виртуозной игре, но в постоянном обогащении весьма сложного исполнительского  репертуара.  А  репертуар гитариста это его гордость. Ведь в нем органично сосуществуют  произведения композиторов-классиков XVII-XX веков, джаз и современные ритмы, народные песни и романсы. 

Именно этим  его знаменитая гитара постоянно радует ташкентских меломанов и гостей из ближнего  и дальнего зарубежья на многочисленных концертных площадках, среди которых и органный  зал Государственной консерватории Узбекистана,  и репертуарные театры, средние  и высшие учебные заведения, национальные  культурные центры, где его всегда охотно принимают.
 
Надо заметить, что не так часто из стен факультета эстрадного искусства республиканской  консерватории  выходят музыканты  такого масштаба  как гитарист А.Галоян, сумевший произвести сильное впечатление своим  искусным исполнением сложных  произведений  композиторов  разных эпох не только на соотечественников, но и на  высокое  международное жюри.  В настоящее время наш соотечественник является лауреатом  международного  конкурса в Израиле, а так  же призёром престижных конкурсов в Италии  и Греции.
 
За свою  небольшую  творческую  жизнь  молодой  гитарист успел выступить в качестве солиста на  концертах Национального оркестра Узбекистана под управлением известного дирижера З.Хакназарова, популярного в республике ансамбля «Омнибус» и Государственного оркестра узбекских народных инструментов «Согдиана».

Руководитель этого  прославленного коллектива профессор Госконсерватории Ф.Абдурахманова рассказала,что за четверть века музыкантам ее оркестра приходилось играть с исполнителями из многих стран и различных музыкальных направлений - от классики до джаза.Но именно гитарист А.Галаян своим творческим подходом оказался наиболее близким ее коллективу, ориентированному на сближение культур Востока и Запада. А еще он надолго запомнился всем музыкантам не только профессиональным владением инструментом, но и своей органичностью,хорошим вкусом, стилем и бережным отношением к произведениям, созданным в разное время.

 
О чем поет гитара
 
В первую очередь гитрара поет  о любви. - Ведь  это  инструмент  лириков и  Андрей умело использует особенности этого древнего и благородного инструмента, историю которого можно проследить на протяжении более четырех тысяч лет.Само название «гитара» произошло от слияния двух слов: санскритского «сангита», что в переводе означает музыка и древнеперсидского «тар» - струна.

В умелых руках она способна передавать любые настроения, ну, а в "содружестве"с талантливой поэзией, несмотря на  многовековой  возраст, становится желанной в любом  обществе, привлекая  как седых ветеранов, так молодежь, мечтающую  научиться подбирать на волшебном инструменте  "правильные"  аккорды.
 
И  порой, завороженным слушателям кажется, что классическая гитара Андрея  могла бы легко заменить любой музыкальный инструмент. Ведь по воле музыканта, она то звенит как  нежная арфа, то отбивает такт, как настоящие ударные. А иногда своим лирическим звучанием  напоминает и классическое фортепиано. Все это вызывает всплеск эмоций и желание как можно дольше находиться в залах, где звучат редко исполняемые музыкальные шедевры.

При очередной встрече гитарист рассказал, что  уже привык видеть на своих концертах  разновозрастную  публику, которая часто "биссирует" понравившиеся номера и никогда не покидает зал до окончания концерта. Это его радует и вдохновляет на новые творческие эксперименты. 


 Андрей, чем привлекает гитара?

-Многим, в том числе и интересной биографией. Так,до ХVI века гитара была трех-и четырехструнной и играли на ней пальцами и костяной пластинкой - плектором. Через столетие в Испании возникла первая пятиструнная гитара, на которой  ставились двойные струны, а первая - «певунья» - часто бывала одинарной. И моя шестиструнная гитара появилась в Испании, но  уже во второй половине XVII века.

Однако в России и Польше предпочтение отдавалось семиструнной гитаре, изготовленной аргентинцем М. Асило. Именно такую гитару полюбили ис полнители и слушатели. Для нее писал свои произведения и великий скрипач Николо Паганини.


Что влияет на успех исполнителя?

-Конечно, знания и многочасовые репетиции  очень важны, но самое главное  это душевное состояние и проникновение в суть каждого произведения, зачастую созданного на национальных  мотивах. На практике я давно убедился, что для гитариста не столь важна стоимость и титулярность гитары, как полное подчинение этого инструмента замыслу  композитора и исполнителя.

Вопреки  мифам у Андрея пока нет большой коллекции гитар. Нынче в  его арсенале всего три самых обычных струнных инструмента,но ни одному из них он не отдает предпочтение, а просто много занимается, тщательно разучивая каждое  музыкальное произведение. А вот  знаниями и профессиональными исполнительскими секретами с гитаристом  щедро поделились преподаватели по классу гитары в музыкальной школе, в академическом лицее и в консерватории.
 

 У гитары есть предел совершенства?

-У моей  шестиструнной  «испанки»   практически нет. И это в свое время успешно доказали выдающийся  русский гитарист  А.Иванов–Крамской и японский исполнитель К.Ямашито, сыгравший на гитаре «Картинки с выставки» М.Мусоргского, некоторые произведения А.Дворжака, Ф.Листа и других композиторов-классиков. 
 
В течение года А.Галоян дает немного концертов,но для каждого старается выбрать редко исполняемые произведения. Например, в сопровождении ансамбля  «Омнибус» под руководством А. Абдурахманова, он исполнил вторую часть концерта французского композитора и гитариста ХХ века Роландо Дьенса «Метис». При этом искусствоведы утверждают, что это второе публичное исполнение необычного произведения, наполненного душевной теплотой и предполагающее безупречное владением инструментом.

 
Два мнения

В настоящее время многие всемирно известные музыканты придерживаются двух мнений: одни стараются играть с листа, точно воспроизводя замысел композитора, другие  же предпочитают вольно импровизировать на заданные темы,при этом каждый раз ставя в тупик специалистов и дотошных меломанов.

Музыкант Андрей Галоян интересен тем, что,не игнорируя ноты,написанные признанными мэтрами в разные эпохи, он всегда старается привнести в каждое  произведение частичку и своего понимания музыки, которую талантливо исполняет для просвещенных современников. 

Так, включая в концертные программы произведения итальянца Л.Боккерини, фантазии М.Тедеско,произведения И.С.Баха, Р.Диенса «Небесное танго» и «Огонь», Ф.Сора, Ф.Шопена, Ф.Тарреги, А.Пьяццолы и А.Бабаджаняна, гитарист стремится сделать их более интересными для  всех слушателей, при этом невольно заряжаясь новой энергией. В этих творческих поисках его постоянно поддерживают и первый учитель-гитарист В.Цветков, с которым они иногда играют дуэты, и супруга - талантливая пианистка Виктория Терновых.


 Андрей, кроме постоянного концертирования Вы еще успеваете преподавать в  музыкальной школе и в государственном эстрадно-цирковом колледже. А часто ли к Вам обращаются молодые люди с просьбой в «скоростном режиме» научить играть на гитаре?

-Бывает. В настоящее время в каждой молодежной компании есть свой «бард», перебирающий гитарные струны и сочиняющий незамысловатые песенки. От истинного искусства это, безусловно, сильно отличается, но при желании можно развить способности в нужном направлении. Хотя, по-настоящему научиться играть на гитаре довольно сложно.

В первую очередь это зависит от способностей и от желания ученика. Чтобы стать хорошим гитаристом нужно любить,чувствовать и понимать инструмент,а еще постоянно совершенствовать технику исполнения. И только тогда гитара зазвучит в полный голос. Ведь не случайно на родине гитары ее называют «королевой инструментов». 
    

Планы,планы

В этом году А.Галоян собирается  в очередной раз удивить меломанов исполнением произведений тех композиторов и музыкантов, которые никогда  не ограничиваются в своем  творчестве привычными рамками жанра. Среди них мало известный на постсоветском пространстве  испанский гитарист и композитор  Хосе Мария Гальярдо Дель Рей, близкий нашему земляку собственным  переложением  известных  произведений.
 
На этот раз в исполнении Андрея прозвучат  12 этюдов знаменитого испанца, каждый из которых композитор посвятил великим музыкантам,в том числе: С.Рахманинову,Я.Мендельсону, И.С.Баху и его сыну Карлу Филиппу Эмануилу, К.Сен-Сансу,К.Дебюсси и другим.
 
Весной  Андрей  порадовал своих поклонников очередным концертом-сюрпризом, который состоялся в органном зале госконсерватории. Так, в дуэте с альтистом Дмитрием Овчинниковым, лауреатом Республиканского конкурса, гитарист-виртуоз познакомил слушателей с редко  исполняемой сложной Арпеджио-Сонатой Франца Шуберта в переложении для альта и гитары.   

Очередной  творческий  год  продолжается. И сегодня гитарист не скрывает, что в его мечтах  многочисленные  концерты  в дальнем и ближнем зарубежье - ведь это тоже бесценный опыт, который так необходим каждому музыканту.