Лакомки-госпожинки. С медовым Спасом!

Тина Гай 2
Каждый год 14 августа у православных христиан начинает Успенский пост. Этот пост особенный: единственный из четырех, посвященный Богородице.


В народе он называется по древнему обычаю Госпожинками, Оспожинками или Спожинками. Смысл празднования Успения, в том, что он утверждает: смерти нет, есть сон, успение, в котором человек рождается в вечность, в новую жизнь.


Отпевание поэтому всегда происходит в белых священнических одеждах, в каких служат праздник Крещения и Преображения. Человек в день успения преображается и рождается в новую жизнь.


Богородица первая среди смертных, рожденных от смертных родителей, уснула в Вечность и вознеслась на Небо, не узнав земного тления.


Госпожинки - самый короткий (длится с 14 по 28 августа) и самый сладкий пост, в народе слывущий как радостный и долгожданный. Но по строгости он приравнивается  к Великому посту: в течение всего поста не едят мясо, молоко, молочные продукты, яйца;


в понедельник, среду и пяток – сухоядение, во вторник и четверг разрешается вареная пища, но без масла. Дозволяется вино и елей (растительное масло) только в субботу и воскресение. Рыба разрешается только один раз – в праздник Преображения.


Успенский пост посвящен новому урожаю: сначала меда и цветов, потом яблок, винограда, слив, наконец, хлеба и орехов. Все три праздника поста связаны со Спасителем.


Первый день поста -14 августа - начинается  первым Спасом. Этот день в церковной традиции называется Происхождение (несение впереди) древ Честного и Животворящего Креста. По старинному обычаю в этот день Крестом освящают людей, животных, больных, дома, дороги, реки, озера, колодца и все водоемы.


В Константинополе, где  был установлен праздник, это был обряд  очищения от болезней, т.к. в августе часто случались эпидемии и болезни.


Первый Спас   называют и Спасом на воде, и медовым Спасом, и  Маковеем. Водным - потому что освящали воду, медовым  - потому что в этот день поспевал мед, Маковеем - в честь братьев-мучеников Макковейских.


В первый Спас  начинался сбор нового урожая меда, и потому он считается праздником всех пасечников. Пчелы после этого праздника уже не собирают мед. В  первый Спас после литургии день старались начинать  с меда.


Если кто-то пробовал мед нового урожая до этого дня, на него накладывалась епитимья – наказание за невоздержание: до конца августа не вкушать меда. В этот день хозяйки делают медовую выпечку с маком, потому что Спас еще и маковый в честь братьев Маковеев, замученных за веру христианскую.


По легенде в этот день крестился князь Владимир, и с этого дня 988 года началось Крещение Руси. В день Спаса на воде по традиции освящаются новые колодцы, чистятся старые, девушки окунаются в реки последний раз в году, совершаются крестные ходы на естественные водоемы, как и в праздник Крещения.


А еще в этот день приносили в храм для освящения цветы: по поверью, если их не освятить в церкви, следующий год не будет процветающим. После освящения меда и цветов все шли во главе с батюшкой на водоемы освящать воду.


В России впервые праздник установлен в 1164 г. князем Андреем Боголюбским в честь победы над волжскими булгарами, в настоящее время - столица бывшего царства булгар Казань.


Второй Спас - 19 августа - связан с событием Преображения Господа перед тремя учениками на горе Фавор за сорок дней перед Распятием. Но  праздник имеет в народе и другое название «Яблочный Спас», поскольку в этот день в церкви освящаются плоды нового урожая: по Типикону – лозы (виноград).


В России виноград не везде произрастает, а яблоки – везде, отсюда и название праздника - яблочный Спас или Спас на горе. В этот же день освящают мак и цветы. Но этот праздник особый и о нем - отдельно.


Наконец, третий Спас - 29 августа отмечается праздник иконы «Нерукотворный Образ Христа Спасителя». Икона получила название по событию, особенно почитаемому в христианстве.


Однажды к Господу пришел посланник от царя Авгаря с просьбой, чтобы Он помог вылечиться царю от проказы. На что Господь ответил тем, что умылся, вытер лицо платом, на котором отобразился Его лик, и передал его посланнику со словами, чтобы царь вытерся им и будет здоров.


Так и случилось. Поэтому праздник называется Спасом на полотне. А еще - Спасом хлебным, потому что этим днем заканчивалась уборка хлебов, из свежего урожая выпекался первый хлеб, который также приносили в храм для освящения. Но в народе этот день чаще всего известен как ореховый Спас, потому что к этому дню поспевают орехи и в храмах освящается свежий урожай орехов.


Все три праздника Успенского поста в народе называются Спасами. В честь них раньше по всей Руси устраивались Спасские ярмарки. Сегодня эта традиция возрождается. Так, в Елабуге ежегодно в начале августе проходит Спасская ярмарка. В Екатеринбурге в Ново-Тихвинском женском монастыре ежегодно 13-14 августа проходит медовая ярмарка, к которой матушки готовятся: делают медовую выпечку, оформляют подарки в русском стиле - мед в разных сосудах - и т.д.


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/uspensky-post/