Компас, скрипка, теория относительности...

Петр Лобузнов
В  одной  из  известных  клиник американского   города  Принстона   умирал  гений,  создавший  теорию  относительности, - Альберт  Эйнштейн. Последняя  его  жена  Маргарита  отошла  от  постели  физика  и  уступила   место  немолодой  сиделке.
 Маргарита  тяжело  прощалась  со  своим   талантливым  мужем. Последнее  время  его  мучили  боли  в  сердце,  временами  становившиеся  совершенно  нестерпимыми,  которые  изредка  отпускали,  и  тогда  на  лице  страдальца  появлялась удивительная  улыбка,  которую  она  ранее  никогда  не  замечала. Альберт  посмотрел  на  нее  ласково  и  сказал:
 -Я-то  здесь  мое  дело  выполнил. А  ты  спи  спокойно...
Позже  она  постоянно  думала,  почему  он  сказал  ей  именно  эти  слова. Нет,  нет,  не  те  слова,  где  он  говорил  о  выполнении  своего  земного  дела,  а  о  том,  чтобы  я  спала  спокойно. Что  значили  эти  слова!? В  них  крылась  какая-то  загадка... Может  быть  он  догадывался  о  том,  что  я  выполняла  свою роль  жены  и  одновременно  работала  в  интересах  Советского  Союза? Альберт  никогда  не  был  в  этой  стране,  и  он  просился  туда,  однако вождь  всех  времен  и  народов  отказал  ему  по  непонятной  причине.
 Она  вышла  на  свежий  воздух  из  больничной  духоты, вдохнула  его  полной  грудью,  и  на  глазах  ее  выступили  слезы:
 -Неужели  это  -  конец,  и мой  любимый  Альберт  умирает!? Он  так  сегодня  смотрел  на  меня,  как  будто  прощался,  как  будто  видел  меня  в  последний  раз... Всемогущий,  Господи,  укрепи  его,  помоги  ему,  дай  ему  благий  конец!
 Маргарита  истово  молилась и  одновременно  ругала  себя:
 -Прости  меня,  Господи,  не  ведаю  я ,  что  творю,  а  если  он  еще  будет  жить!?
 Апрельская  ночь была  полна  весенних  звуков,  которые  кричали  о  жизни,  о  любви,  а  за  больничным   окном  умирал  ее  муж.. Это  было  так  несуразно,  так  противоестественно,  что  она  выкрикнула  в  полуночную  тьму:
-Господи,  но  так  ведь  не  может  быть! Это  -  неправда! Сейчас  я  вернусь в  палату,  подниму  моего  Альберта  и мы  поедем  с  ним  домой.
 Слезы  заливали  ее  лицо, но  она  не  замечала  их,  она  радовалась  им,  радовалась  этой,  возникшей  в  ее  голове  благодатной  мысли  о  том,   что сейчас  они  вместе  поедут  домой  и  будут,  укрывшись  пледом  пить  горячий  чай и  говорить,  говорить...
 Она  не  заметила,  как  ее  кто-то  подхватил  под  руки  и  повел  к  машине.
За  окнами  машины  была  беспроглядная  темень,  которая  изредка  прерывалась  яркими  сполохами  дальних  зарниц.
"Хороший  человек   всегда  уходит  в  дождь!  - мелькало  в  ее  сознании  под  тихое  убаюкивающее  шуршание  шин, - всегда  уходит  в  дождь,   ..  в   дождь!"


 Альберт  сделал   движение,  чтобы  подняться,  но  силы  покидали  его,  и он    упал  опять  на  спину,  тяжело  дыша.
 -Das   ist  unmoglich! (это  невозможно! -немецк.)    - повторял  он  прерывисто,  - das  ist  unmoglich!  .. unmoglich!
 Сиделка  подскочила  к  нему,  но  ничего  не  могла  понять.
 ...вот  маленький  Альберт  держит  в  своих  руках  компас,  который  поразил  его  детское  воображение. На  нем  изображена  стрелка,  которая  замерла  в  одном  направлении :  синей  стороной  на  Nord (север),  красной  на Zuid( юг).  Вдруг  она  начала  вращаться  со  страшной  скоростью,  меняя  свое  направление
с  севера  на  юг  и  -  обратно. Потом  север  и  юг  пропали,  уступив  место каким-то  страшным,  непонятным  словам: Tod (смерть),  Leben (жизнь),  которые  з закружились  в  жуткой  круговерти. Сначала  синяя  стрелка  показывала  на  жизнь,  затем  на  смерть,  они  чередовались  в  своей,  только  им  ведомой  последовательности...
 Затем  в  его  руках  оказалась  скрипка, любовь  к  которой  привила  ему  его  мать  Паулина. Впервые  он  не  знал,  что  же  ему  сыграть на  ней. Все  мелодии,  которые  он  знал  и любил  вдруг  улетучились из  его  сознания. А  зрители,  которые  были  вокруг  него  просили: 
 -сыграй  нам  что-нибудь,  сыграй!
Маленькому  Альберту  было  стыдно  перед  зрителями,  что он  вдруг  все  произведения  забыл. Зрители  находились  в  темноте  и  их  не  было  видно,  а  сам  он  стоял  на  ярком  свету и  виновато  улыбался.
 -Сыграй  нам  что-нибудь  из  Моцарта,  из  Моцарта  - сыграй! - просили  из  зала.
 Альберт  поднес  смычок  к  скрипке  и долго  не  решался  извлечь  из  него  первый  звук   и,   наконец ,  тронул  им  струны  инструмента и  на  зрителей  в  зал  хлынули  первые   аккорды  "Реквиема"  Моцарта. Так  вдохновенно  он  не  играл  никогда  в  своей  жизни. Ему  казалось,  что  это  не  он,  кто-то  другой,  неведомый,  водит  его  смычком,  извлекает  из  скрипки  чарующие, печальные и  вместе  с  тем  светлые  звуки,  от  которых  в  зале  раздаются восхищенные  возгласы..
 "Это   не  я! -  хотел  им  крикнуть  Альберт,  -это  не  я  играю  на  скрипке,  это...  это..." Но  его  руки,  глаза,  сердце,  ум,   слились  в  едином  порыве  с  удивительным  инструментом,  составили  с  ним  одно  неразделимое  целое,  из  беспредельной  власти  которого  он  совершенно  не  мог  вырваться...

 Давно  прошедшие  жизненные  события  оживали  в  памяти  и   следовали  одно  за  другим  и  нельзя  было  понять,  во  сне  это  происходит  или  наяву. В  кратком  промежутке  времени   полусна -полуяви  они  были  спрессованы, сжаты,  как  материя,  страшной  силой  гравитации: десятки  лет  превратились в  часы,  часы  - в  минуты..
 " Для   меня  время  сейчас  идет  совершенно  по - другому, - думал  Эйнштейн,- и  мне  трудно  определить  - быстрее  или  медленнее  чем  в  реальной  жизни. А  что  значит  в  реальной  жизни,  разве  я  нахожусь  вне  этой  реальности?"
 Согласно  созданной  им  теории  относительности  для  движущегося  материального  объекта  со  скоростью,  близкой  к  скорости  света,  время  замедляется.
 "Но ,  ведь,  я  же  сейчас  нахожусь  в  состоянии  покоя,  почему мне  кажется,  что  время  пошло  быстрее?  Разве  я  миновал  нулевую  точку  на  неведомой  оси  координат   и   приближаюсь  к  отрицательной  скорости  света?
Абсурд  какой-то! Но  тем  не  менее  дело  обстоит  именно  так."
 Альберт  вспомнил  утверждение  А. Пуанкаре,  которое  впоследствии  стало  постулатом  в  его  теории относительности:
 "Законы  природы  должны  быть  одинаковы  как  для  неподвижного  наблюдателя, так  и  для  наблюдателя, находящегося  в  состоянии равномерного  и  прямолинейного  движения. Так  что  не  существует и  не  может  существовать способа  обнаружить,  находимся  мы  в  состоянии  такого  движения  или  нет?"
Откуда  следовало, что  длительность  протекания  любых  одинаковых  процессов  в  разных  инерциальных  системах, ta -в  неподвижной и  tb - в  движущейся,  должны  быть  одинаковы независимо  от  скорости  движения.
 "Однако   эти  процессы,  эти  события  жизни  сейчас  протекают  совершенно  не  так,  как  должно  быть..   Разве  изменились  законы,  действующие  в  материальном  мире ?  Абсолютно,  нет. Тогда  почему события,  происходящие  в  моем  мозгу,   не  подчиняются  этим  законам?  Разве  мысли  не  материальны?  Или  они  подчиняются  действию  других  законов? Законов,  действующих  в  мире  нематериальном,  духовном? А  ведь   тогда,  в  1911  году  на  конгрессе  в  Брюсселе  А. Пуанкаре    был    категорически  против  моей  теории  относительности. Способно  ли  человечество  объяснить все  происходящее  вокруг  нас  и  внутри  нас  только  законами,  действующими  в  материальном  мире?
 Эффект  "растяжения  времени"  в  результате изменения  скорости  движения  предмета  имеет  под  собой чисто  математическое  основание.
 Формулировка  основных  научных  результатов,  полученных  в  специальной  теории относительности,  их  увязывание  с  классической  теорией И.  Ньютона  или  Дж.  Максвелла,  приводит  к  противоречию,  которое  невозможно  разрешить 
в  рамках  трехмерного  пространства. Необходимо   было  найти  способ  сделать  это  через  четырехмерное  пространство,  где  соблюдение  постоянства  скорости  света  не  будет  иметь  никакого  отношения  к  математическим  особенностям  механических  или  электромагнитных  явлений. Иными  словами  разъяснить  суть  своей  теории  с  помощью  привычных  для  восприятия  понятий  классических  физических  методов.
  Альберт  вспомнил,  что  для  объяснения  специальной  теории  относительности  ему  пришлось  около  10  лет  готовить  для  ее  понимания -  основные  положения  общей  теории  относительности.
 "А  может  быть,  -думал  физик, -   что  именно  сейчас  наука  столкнулась  с  совершенно  непонятным  фактором  Времени,  которое  никто  до  сих  пор  не  может  объяснить..." Его  невозможно  "пощупать",  увидеть  в  микроскоп  или  уловить  с  помощью  специальных  приборов, как  это  можно  сделать  с    объектами  материального  мира. Хотя  один  из  таких  микрообъектов  - электрон,  оказывается,  вовсе  не  находится  на  своей  орбите,  он  может  одновременно  находиться  в  нескольких  местах. А   тут  - Время! Может  быть для  него  действуют  совершенно  другие,  неизвестные  нам  законы,  и нашими  законами  материального  мира  его  объяснить  невозможно!? "
 Эйнштейн  не  мог  знать,  что  значительно  позднее  его  академик Б. Раушенбах  возьмет  на  себя  смелость  математически   доказать  существование  Бога  в   виде  трех  векторов,  выходящих  из  одной  точки.
 "  Может  быть  наше  познание  лежит  не  в  противопоставлении  науки   и  религии,  а  в  их  взаимосвязи  и  изучении  со  всеми  их  специфическими  законами?   Религии  всегда  могут  укрыться  в  областях, которые  наука  пока  не  может  объяснить. Бог  -  это  загадка.  Но  загадка   постижимая. Я  ничего  не  испытываю  кроме  трепета,  когда  наблюдаю  законы  природы.  Нет  законов  без  законодательства,  но  как  выглядит  законодатель? Конечно,  он  не  похож  на  большого  человека. Несколько  столетий  назад  я  был  бы  сожжен  или  повешен. Тем  не  менее,  я  был  бы  в  хорошей  компании."
 Его  мысли  опять  вернулись  к  семье:
 "я  потерпел  два  бесславных  поражения  в  браке  и  за  всю  жизнь  так  и  не  нашел  единомышленников,  за  исключением,  быть  может  Ньютона."
 Эта   последняя   мысль  показалась  ему  самому  довольно  странной, ведь,  И.  Ньютон  умер  за  двести  с  лишним  лет  до  него,  во-вторых, - он  был  глубоко  верующим  в  Бога,  и,  наконец,  Исаак  был  приверженцем  классической  науки.   
 

"Только  счастливый  человек  может  создать  хорошую  теорию" -крутилось  в  голове у  Альберта,  -  " только  счастливый". А  был  ли  я   счастливым  человеком,  принесла  ли  мне  наука,  которой  я  посвятил  всю  свою  жизнь  без  остатка,  чувство  удовлетворенности? В   Германии  в  1900 -е годы  за  мой  независимый  (от   чего?) характер  меня  третировали  мои  профессора  и  закрывали  мне   путь  в  науку,  я  до  хрипоты  спорил  с  преподавателями, которые  не  хотели  понимать  меня...
 А   семья?  Был  ли  я  счастлив  в  семье? Сколько  горя  я  принес  моей  первой  жене   Милеве  Марич    своими  несносными  принципами,  в  которые  я ,  словно  в  Прокрустово  ложе,  пытался  втиснуть  ее   жизнь? Не  потому  ли  и  второй  сын  Эдуард  родился  слабоумным,  как  расплата  за  мои  умствования?

 

В  1  час  25  минут  ночи  все  было  кончено. На  кровати  лежало  безжизненное  тело  гениального  физика,  в  правой  руке  которого  был  зажат  странный  прибор,  похожий  на  компас:  вместо  севера   и   юга  на  нем  стояли  слова "Tod" (смерть) и  "Leben" (жизнь),  а  между  ними,  как   на  обычных  часах  находились  цифры. Синяя  северная  стрелка  замерла  между  единицей  и  двойкой. Когда  сиделка  взяла  в   руки  удивительный  прибор,  синяя  стрелка  дрогнула,  и   отправилась  вспять.  Она  прошла  синюю  надпись  "Tod"  и  пошла  дальше. Начался  обратный   отсчет  времени...