Крестный ход...

Любовь Кондакова 2
      Когда болезнь цепко вцепилась в маму и она не смогла уже держать книжку, чтение давало ей возможность забыть о тяготах бренной жизни, она стала делиться мной воспоминаниями о войне.

      Началась война, Лерочке был годик. Лёне, её любимому мужу, первому мужчине в её жизни, из-за травмы на работе, удалили левый глаз. Он плакал и говорил: "Надя, Ты такая красивая, теперь бросишь меня, одноглазаго". "Что ты, Лёнечка, разве возможно такое? Главное, мы любим друг друга.  У нас Лерочка. Ничего, всё переживём, вместе не страшно ничего."
    
     Так он остался в тылу. Поставили его на лёгкую работу, а  вечерами играл в духовом оркестре на танцах, праздниках или похоронах. Маленькая подработка, да и для души, каждый раз, как маленький артист.

    Шла война, разменяли на хлеб всё, что было.  Осталось, как другие, сажать картошку. А участки давали далеко за городом, враз не сбегаешь: прополоть, окучить.

    У Нади дочка-крошка на руках, а Лёня считал важнее играть на трубе. Подошло время собрать урожай. Посадить то посадили, сажали коллективом, давали автобус, а копать поехали на велосипеде. Урожай тоже обещали развести по  домам. Сажали мешок картошки, а выкопали половину мешка. Да и кустов почти не было видно, всё заросло травой.
 
    А кушать хочется. Лёня и предложил. "Надя, там, подальше,  ещё не копали картошку. Я буду стоять с велосипедом подальше, в кустах, а ты одно ведёрко выкопаешь, и я увезу."  Надя, ради Лёни, была на всё согласна.

    Так и сделали. Лёня уехал заранее, спрятался подальше в кустах. Никого не было, Надя спокойно накопала ведро с верхом.  И, вдруг, крик:"Стой!". Картошку охраняли сами рабочие. Подошли, сказали:"Скажи спасибо, что баба, а то на месте бы этой лопатой зарубили, воровка!"  Жестокие слова жгли душу. Еле шевеля губами,   сквозь слёзы прошептала:"У меня дочка маленькая..."  А чего же мужик, как мы, не вырастил?". "Он всё время работает".

    "Ну, что же, пошли! Суд разберётся!".

   -  "А, картошка?". 

   - "Неси своё доказательство"

    Солнце поднялось высоко, жарко, во рту всё пересохло. Надя шла, не чуя под собой ног. Запиналась, падала, собирала и собирала, рассыпавшуюся картощку, а сама думала:"Хоть бы Лёнечку не поймали. Время военное, пощады не будет."

    Вот и город, областной, большой, Чита 1.

    Привели в милицию. Допросили. Сказала, что нечего есть. Решила один раз картошку накопать, своя не уродилась. Муж? Нет, муж ничего не знал... Ай, опозорила мужа. Ведь муж от рабочих судебный заседатель!

    Из-за маленькой дочки отпустили до суда под подписку, домой.

    Дома Лёня суетился, жалко заглядывая в глаза, всё учил, учил как и что отвечать на суде.

    Жизнь, словно остановилась для Нади, только одна мысль сверлила голову:"А, Лерочка! Что будет с Лерочкой?".  Ради Лёшеньки, она готова была хоть на плаху.
Она его не выдаст.  "Это война, всё проклятая война виновата. Лёня хороший, меня любит."- Оправдывала мысленно Надя мужа.

    Суд вынес решение. Ради маленького ребёнка помиловать, при условии, чтобы, впредь, подобное не повторялось.  Надежда поклялась. И сдержала своё слово.

    Теперь, когда нечем было накормить мужа, она отдавала ему свой и дочкин паёк.
А сама сдавала кровь, стала донором. Лёне про это не говорила, чтобы его не расстраивать. Маленькая, худенькая, совсем ослабла, в длиннющих очередях падала в обморок.   

    Когда не было другого выхода, ходила на базар и.... попрошайничала.

    И хоть Лёня после войны бросил её, больную, она не могла даже мыть полы. Когда наклонялась, из глаз текла кровь, т.к. лопались сосуды. 1948 - год. На руках уже двое детей. Маленькой дочке не было и двух лет. Она металась в жару. Корь терзала детское тельце, когда за отцом захлопнулась дверь.

    Никогда Надежда не сказала плохого слова об отце. Говорила, что отец хороший, а виновата п....а Любка-разлучница.
                .......

    Я вытирала, текущие слёзы и спрашивала, почему не рассказывала. Ведь, когда мне было 15 лет, я у него в письме спросила:- почему нас бросил, он ответил: потому, что мать не мыла полы.

    Тогда я обиделась на мать.

    Так она и прожила всю жизнь  -  распятая на кресте...


    Так она и прожила всю свою жизнь - распятая на кресте....