Норма или вызов обществу?

Нина Задорожная
Цветочный павильон, в котором я работала после выхода на пенсию, был в самом центре нашего небольшого городка. Покупатели не стояли в очередь, за исключением нескольких жарких дней в году,и поэтому свободного времени было предостаточно для наблюдения окружающего меня мира. Я уже знала тех, кто приезжает в гости на выходные к своим любимым, причём не только юного возраста,потому что на следующий день эти счастливые стояли на остановке, нежно держась за руки,или обнимая друг друга. Те, которые помоложе, не стесняясь никого, целовались. Некоторые из мужчин стали моими постоянными покупателями и я знала, какие цветы будут куплены каждым из них. Некоторые местные тоже часто захаживали в наш павильончик и покупали по два букета: один подороже и покрасивее, другой попроще, так, для отмазки. Я догадывалась, что букеты будут подарены двум женщинам: побогаче-любовнице, а попроще- жене. Но это было моё личное мнение.
 Я наблюдала вечером за учащимися школы-интерната,которые в свободное вечернее время,вырвавшись из под опеки воспитателей отрывались на полную катушку: покупали какие-то напитки, чипсы. Сбиваясь в небольшие стайки шли в парк, громко кричали и разговаривали матом. Мальчишки выглядели намного бледнее девчонок, которые выворачивались на изнанку, стараясь показаться намного взрослее и независимее,чем были на самом деле. Эта, слишком распоясавшаяся, толпа подростков вызывала у меня желание побыстрее закрыть павильон и уйти в свой уютный спокойный дом. Может это уже возраст сказывался, но восприятие всего виденного вызывало у меня протест и разочарование в этой манере поведения. Откуда в них столько наглости, цинизма и наплевательского отношения к окружающим? Какую смену мы растим и на что надеемся?
  Ещё одна категория жителей нашего городка-это пенсионеры. Бабульки,как правило,чистенькие и не гуляющие просто, а всё куда-то спешащие по делам. Свои-то они уж давно сделали,а вот детям и внукам теперь надо помогать.Как же они без нас-то управятся? Внуки,лет эдак до шести, командовали бабушками иногда до неприличия.И я поражалась их податливости и терпению.Нет, я бабушка строгая,на мне редко можно прокатиться. Дедушки другого склада: с внуками гуляют намного реже. А может дедов у нас намного меньше?
Но те, которые были в моём поле зрения вели более праздный образ жизни, чем бабушки. Почти весь день они тусовались у единственного в городке фонтана,который,как правило,не работал,вероятно из-за экономии воды. Сидели возле фонтана на лавочках. После незначительного приёма разгоняющих кровь напитков, вели беседы,иногда громко спорили.Ходили погулять в парк за местный Дом Культуры. К вечеру расходились. По-моему, в основном, они все были одинокими и я думала,что вот скоро они умрут и некому будет тусоваться в этом маленьком скверике. Но нет,я глубоко ошибалась на этот счёт, потому что вскоре появилась ещё одна прослойка нашего городского населения, о которой я хочу обязательно написать.
 Эти были помоложе немного наших дедов и откуда их занесло в наши края неизвестно. Особо выделялась пара. Анатолий,довольно симпатичный мужчина, даже в том состоянии и обличии,что было на нём и Татьяна,которая была намного проще своего друга и по внешности и по манере поведения. У Анатолия чувствовалась какая-то внутренняя независимость от всего окружающего и не растерянное до конца чувство собственного достоинства. Татьяна была намного глупее и пресмыкалась перед всеми, кто хоть чем-то мог ей помочь. Она ходила и клянчила деньги у продавцов в палатках и прохожих.Ей сначала давали, а потом только после того, как она уберёт мусор или подметёт возле торговой точки. У мусорных баков я её видела одну, добывающую что-нибудь съестное. Анатолия я видела только у фонтана и никогда не видела вместе с Татьяной, хотя она всем говорила, что это её друг. У неё явно,что-то было не в порядке с головой, потому что я видела её абсолютно голую,сидевшую на лавочке у фонтана. Потом появились ещё несколько довольно молодых мужчин, по всей вероятности, из мест не столь отдалённых. Старики как-то ушли на второй план и всё реже и в меньшем составе появлялись на месте встречи у фонтана. Анатолий иногда появлялся с приличным фингалом под глазом,но у фонтана вел себя вполне достойно,не вступая ни в какие разборки. Потом эта пара исчезла на какое-то время. Татьяна появилась одна и сообщила, что Анатолий умер. Она плакала так горько и искренне, что мы ей собрали немного денег и к вечеру она уже была в новой компании,изрядно навеселе, видать, хорошо помянула своего друга. Продержалась она не долго и вскоре тоже умерла.
 Эта довольно странная женщина появилась в нашем городке ещё при жизни Татьяны. Она была довольно прилично одета, я бы сказала, даже с претензией на моду. Прогуливаясь в центре, она иногда подходила к компании у фонтана, но надолго там не задерживалась. Гуляла она ежедневно, повесив сумочку на руку и критически оглядывая прохожих. Она никогда не отводила взгляд и всегда окидывала оценивающим взглядом и мужчин,и женщин. Вскоре у неё появился спутник, с которым она,я бы сказала, с каким-то вызовом ходила под ручку и надменно посматривая на одиноко бредущих женщин. Они не выглядели бомжами, но очень выделялись из общей городской массы. Постепенно они начали скатываться: всё чаще их можно было видеть в хорошем подпитии.Особенно заметно это было по женщине,которую,как вскоре выяснилось, звали тоже Татьяной. В мусорных контейнерах они копались напару, вещи тоже брали  там же, но одевались довольно разнообразно и чисто. Примерно года четыре они проживают в нашем городке и за это время их отношения тоже изменились. Татьяна стала очень злая,иногда орёт на своего друга на улице, устраивает истерики. Раньше он её успокаивал, а теперь даже иногда поколачивает,не сдержавшись, но она всё равно орёт и даже рвёт на себе одежду,оголяя довольно приличную фигуру. Они общаются с теми, что тусуются у фонтана,но чаще их можно всё же видеть вдвоём, но уже не под ручку. Контингент  тусовщиков всё время обновляется и пополняется в основном довольно молодыми,но опустившимися мужчинами. Женщин намного меньше в этой компании.Я думаю, что всё-таки в наше, довольно сложное для выживания,время женщины более восприимчивы к осуждению и изо всех сил стараются удержаться на плаву. Мужчины как-то потерялись и поплыли по течению. Хотя, судя по передачам у женщин, по-моему, притупляется материнский инстинкт. Иначе,откуда у нас столько брошенных детей? Или я чего-то не понимаю? Может это новая форма жизни в нашем обществе или вызов ему?                август 2016года