Беседы батюшки Иллариона

Ефим Блувштейн
 

 Жизнь коротка: нарушай глупые правила, прощай быстро, люби искренно, смейся неудержимо… И никогда не сожалей о том, что заставило тебя улыбнуться.               
 
                Примечание автора.
   
    Тетради с беседами батюшки Иллариона я нашёл случайно в архиве библиотеки. Может быть, и не обратил бы на них внимание, но записка, приколотая сверху и датированная 1927 годом, сообщала, что это чрезвычайно интересный материал.
   Открыв наугад середину рукописи, я уже не мог оторваться, пока не прочёл от корки до корки всё, что от неё осталось.
   К сожалению, рукопись находилась в плачевном состоянии. Не хватало много листов, часть была оборвана, и мне пришлось дописывать некоторые абзацы, связывая части общим сюжетом.
   Я надеюсь, что мне удалось сохранить, насколько это было возможно, стиль и фабулу произведения.
   Печально, что фамилии автора или каких-либо других данныx о нём, установить не удалось.
      
                Часть 1
 
                Чем больше любишь людей,   
                тем больше их понимаешь, но    
                тем меньше они понимают             
                тебя.
 
    Жил в одном маленьком городке сапожник по имени Фёдор. Был он большой умелец, дело знал хорошо, что не сделает, любо-дорого в руках подержать, обувка была добротная и заказов хватало.
     Детей и семьи у Фёдора не было, жена и ребёнок умерли при родах.  Долго горевал он тогда, но не запил, а весь ушёл в работу.
    Снимал Фёдор две комнаты, в одной шили обувь он и трое его работников, в другой жил, копил деньги на дом.
    Из родных остался только младший брат Иван, да и тот жил далеко.  Незадолго до пасхи, пришло письмо от брата с просьбой приехать, потому как захворал и в большой нужде.
    Любил Фёдор своего младшего брата и не раздумывая собираться стал. Да не хотелось ему своё дело закрывать. Клиенты уйдут к сапожнику Алексею, да так и мужиков растерять можно, им ведь кормиться надобно.
    Решил Фёдор оставить Прохора за старшего, материала закупил: кто его знает, а то закиснешь там на неделю другую, а работать не с чем.  Просил Прохора не спешить, а работать с душою. Человек быстро забудет, что сделал быстро, но долго будет помнить, что сделал плохо.
    На второй день Фёдор уехал, а на душе кошки скребут. Оставил  Прошку, а сам себе думает, как бы не замучил остальных, уж больно до денег охочь и жаден  лихоимец, но другие два не годятся. Один ученик, а Антон пусть и услужливый, но робкий как девица, оставь его, заклюют и слушать не будут.
    Вспоминая прошлое, рассуждая сам с собой, прибыл на вторые сутки Фёдор к брату. Тот, встретил его, широко улыбаясь:
 - Никак пять лет не виделись, а ты всё такой же, разве что облысел чуток. Я вижу, что ты как бы не рад, что я на ногах и не хвораю?
 - По что мне зубы скалить, всё бросил, спешил, думал помощь нужна, а ты ржёшь как сивый мерин!
 - Да будет тебе... Я сейчас обед соберу, ложись, отдохни с дороги, а утром к родителям на могилку сходим, разговор есть, тогда и решишь, зря ли приехал.
     Однако, Фёдор не захотел откладывать разговор. Иван начал издалека:
 - Как ты думаешь, Федя, хорошее ли это дело горбить до тех пор, пока за очередным сапогом не упадёшь, и душа твоя, вся в  заботах,  думая про не дошитый сапог, попадёт на суд Божий?  И скажи мне, брат, может ли человек блюсти заповеди в суете, среди мирских людей, думая о выгоде и боясь потерять копейку?
 - Понял, куда ты клонишь, - перебил его Фёдор, - никак в монастырь потянуло? Молись круглые сутки и запивай молитвы водой с сухарями.
 - Не гневи Бога, братец, или тебе не помирать, или без тебя весь город без сапог останется? Мечтаешь прожить тихую старость со старой служанкой или с богатой вдовой и руки ей лобзать?
 - Спасибо великодушно за приглашение и за то, что всё о моей жизни наперёд поведал, а мог бы письмецо прислать или сам приехать. По мне детство всё это. Раньше жизни не знали, нам, что в моряки, что в монастырь.
 - Будучи у тебя  в последний раз, помню ты, Федя, один работал, да веселее был, и в церковь мы с тобой ходили, и с батюшкой Илларионом беседы вели.
- Разошлись наши дороги, Иван. Как ты распорядился своей долей, что  от родителей тебе досталась? Купил книг целый чемодан. Будешь ими в старости печку топить, или молиться в своей келье и просить Бога за всех по очереди. На Бога надейся, а сам не плошай!
 - Для меня, Федя, важно понять для чего мы живём и страдаем, понять, что добро, а что зло. Ежели не пойму, то чем моя жизнь не такая как у любой собаки? Добывай пищу, делай детей, грызись с равными, поджимай хвост перед сильными и дави слабых. Батюшка Илларион говорил, что зло часто в красивые одежды рядится, тащит за собой, и люди смотрят, что кругом все грешат, так выходит и правильно…
 
      Долго ещё говорили братья.
 - Не обижайся, Федя, утром уже прощаясь, - сказал Иван, - жаль, что  мы не побывали на могиле родителей и в церкви, да ладно, Бог тебе в помощь!
 
    По приезду домой Фёдор нашёл, что Прохор с делами справился, но вскоре почувствовал себя плохо, видно в дороге продуло. Послал он Прохора за доктором, тот пришёл, осмотрел и выписал лекарство, чтобы сбить жар. Антон остался на ночь, принёс настойку  трав из дома и микстуру.

   Ночью приснился Фёдору странный сон. Будто в аду он, в кипящем котле, а черти сапогами топят. Чёрный дым валит, дышать тяжело, а сквозь дым голос брата откуда-то издалека доносится, но что он говорил, не слышал.
    Через три дня Фёдору стало лучше, он ещё был слаб, но уже присматривал за своими работниками, давал указания.
К вечеру Фёдор отправил Антона к Иллариону с запиской, с просьбой зайти на чай. Все эти дни разговор с братом не выходил у него из головы.
    Батюшка Илларион, как называли его полюбовно братья, был на десять лет старше Фёдора, на вид ничем особенным не отличался от служащих, одевался скромно, давал уроки грамоты и музыки и вёл тихую затворническую жизнь.
 В прошлом он учился в духовной семинарии, но не доучившись, ушёл в монастырь, где пробыл шесть лет и после смерти матери вернулся домой.
    Родители Иллариона и братьев были соседями, и умирая, отец просил Иллариона наставлять его детей на путь истинный.
    Вечером Илларион пришёл, и первый вопрос, который мучил Фёдора, был:
 - Зачем Бог допустил, чтобы люди страдали?
 - Почему ты не задал этот вопрос, когда ты встретил меня за месяц до этого по дороге домой, - спросил гость улыбаясь.
 - Да, не до того было.
 - Хорошо, а что изменилось с тех пор, что ты даже за мной послал, что о Боге вспомнил? ...  Заболел. Вот для таких вопросов и нужны страдания: болезни, потери близких и другие лишения.
 - Ладно, я вспомнил, и что?
 - Если в тебе ничего не изменилось, будешь страдать дальше.
     По любому, ты будешь знать , как тяжело болеть, и когда твой работник заболеет, ты из сочувствия, возможно, отпустишь его домой, а может и выделишь денег на лекарства и хлеб на время болезни, а это значит сделаешь шаг навстречу Богу.
 - А как быть с теми, кто, отчаявшись от страданий, стали злыми и начали роптать на Бога?
- Человек должен пройти и это, чтобы сочувствовать таким же, и нет на свете человека, который представляет собой сплошное зло. Оставь человека наедине с младенцем на руках, и человек этот станет тише воды и ниже травы, если только не сумасшедший.
    Тебе задание. Вспомни всю свою жизнь и положи на одну чашу весов все грехи, на другую - добрые дела. Начинай вспоминать грехи с сегодняшнего дня, запиши на бумагу, потом расположи их на листе, начиная с самых крупных. А что касается добрых дел, то не высасывай их из пальца.
    Доброе дело - это когда ты помог кому-то из сострадания работой или деньгами, которые для тебя не мелочь, а жертва, и ты не знаешь, вернут ли долг тебе, или твоим близким.  Кроме того, не должно быть показухи и разговоров о том, что ты сделал доброе дело.
     Когда всё будет готово, представь, что ты святой Пётр и решаешь, куда твоя душа должна попасть: в рай или ад.
Молитвы и раскаяние в содеянном могут помочь, если это молитвы такой силы, что рассекают небеса, и человек больше до конца жизни не грешит. Встречал за всю свою жизнь только одного такого, в монастыре.
- Скажи мне, родимый, как научиться прощать, как жить и не входить в грех? Батюшка в церкви говорит, что только Бог судья, что только ОН знает, кто виноват.
- Можно ответить просто: соблюдай десять заповедей, то есть никого не унижай и не обвиняй; если тебе нанесут боль, тогда и прощение не нужно. Однако, в жизни всё гораздо сложнее. Бывают случаи, когда страдают невинные, а иногда убивают одного, чтобы спасти несколько, недостойных граждан.

 Послушай, в Швеции не так давно произошло убийство. Судьи подозревали троих, но прямых доказательств не было и они направили дело к королю.Тот дал указание решить дело жеребьёвкой. Трое подозреваемых бросили кость, и случилось чудо: все три кубика показали одну грань на невиновность, и судьи вынуждены были вновь отправить материалы дела королю. Это повторялось трижды. После третьей жеребьевки монарх, не долго думая, приговорил всех троих к смертной казни. Только через год после казни появились неопровержимые доказательства невиновности, и был казнён четвёртый - настоящий убийца.

 - Не далее как вчера мой работник не так раскроил и загубил кожу. Я его  вздрючил, но немного остыв, понял, что виноват сам. Не следовало давать такой сложный раскрой ученику. Я его в сердцах простил, но вида не подал.
   Правильно ли я поступил?
 
 - Ты всегда прощаешь, думая, что человек мог поступить иначе. Но в тех-то условиях, в которых он находился, он не мог поступить другим образом. Он считал, что ты знаешь о его способности  выполнить работу такой сложности.
Теперь ты обвиняешь себя и ищешь причину своего опрометчивого решения, находишь оправдание, что остальные были заняты, а заказ надо выполнять. На самом деле виновата жадность, стремление больше заработать, и ты сам себе говоришь: «Поспешишь -людей насмешишь». А почему ты жадный? Можно искать причины в том, что так воспитывал отец, потому как сам был жадный, и так найти кучу причин, до бесконечности.
     Главное, что надо понять, что всегда в каждом конкретном случае, у тебя не было выбора. B тот момент ты был в таком состоянии, что не мог поступить иначе. Однако, если бы ты был более добрым и сострадательным, то не ругал бы ученика, а показал ему его ошибки.
Все мы под Богом ходим. Будь милосердным, не обвиняй и не осуждай, а в остальном полагайся на Бога.

    Поговорив ещё о жизни, Илларион попрощался, пожелал Фёдору выздоровления и ушёл, а Фёдор остался наедине со своими грехами, один из которых особенно не давал ему покоя. Не то, чтобы Фёдор считал себя законченным грешником, даже, наоборот, в своих глазах он был законопослушным серьёзным хозяином, однако на следующий день он решил, что, всё-таки пойдёт исповедоваться к местному священнику.
    Так и сделал, в церкви было много народа, и батюшка,  выслушав его, сказал, что дело серьёзное, что сейчас времени нет, а в ближайшие дни вечером непременно зайдёт к Фёдору домой.
               
                Часть 2.
 
     Действительно, батюшка тем же вечером пил чай с пышными булочками, начиненными малиновым вареньем и слушал историю отношений Фёдора с бедной вдовой Варварой. Она обычно приходила поздно вечером к Фёдору, оставалась на ночь, а утром делала уборку и готовила еду, пекла хлеб и вкусные булочки.
    Батюшка выслушал откровения Фёдора и  с укоризною произнёс:
 - Буду молиться за тебя, сын мой, однако, или женись на Варваре, или найди старушку, чтобы соблазна не было.
 - Понимаешь, батюшка, нам жизнь такая подходит, у Варвары дети уже большие, старшему шестнадцать, и ему  чужой отец не нужен, и мне её дети только мешать будут. Неужели Богу хочется, чтобы мы мучились?
 - Фёдор, прелюбодеяние -  тяжкий грех. Давай закончим на сегодня, но раз мне пришлось у тебя быть, сними мерку и сшей мне сапоги. За материал я тебе заплачу. Сколько буду сапоги носить, столько буду помнить и, при случае, просить Бога за тебя.   
     Прощаясь, батюшка упомянул, что пирожки Варвара печёт очень вкусные и что в церкви не только по праздникам бывать надобно.
 
      Когда батюшка ушёл, Фёдор глубоко задумался. Вот и решай: или на Варваре женись и сажай себе на шею её детей,  или старуха будет у тебя крутиться под ногами, портить жизнь. Нет, лучше я его «за так» обшивать буду, а он пусть за меня молится. Сколько людей счастливыми будут: я, Варвара, её дети, батюшка и Бог, который за нас порадуется, он как ни как - любовь. Главное, батюшка, натягивая сапоги, не раз обо мне вспомнит и замолвит перед Богом словечко. Фёдор возрадовался найденному решению и засмеялся.

    Прошло три года. Фёдор купил небольшой дом. Дело он расширил и его пять работников шили кроме обуви сумки, ремни и другие изделия из кожи. К лету он решил пригласить брата помочь с ремонтом дома и пристроить комнату для работников, в доме было очень тесно.
 
 Иван вскоре приехал и сразу приступил к работе. Фёдор был доволен, что брат к нему не пристаёт с душеспасительными разговорами, а Иван был рад встречам по вечерам с Илларионом. На вопрос брата, что он  у  него делает, отвечал коротко: «Беседуем о жизни».
 
     В один из дней, в сапожную мастерскую принёс в починку сапоги учитель местной гимназии. Фёдор никогда не упускал случай поговорить с образованным человеком о Боге, но тут неожиданно выяснилось, что тот не верит в Бога. На дополнительные вопросы отвечать не стал, сказал, что у него нет времени на такие разговоры, однако, хитрый сапожник, чтобы как-то заинтересовать учителя, пообещал ему, что не позднее как к вечеру сапоги будут готовы за бесплатно, ежели учитель придёт к нему и ответит на его вопросы. Фёдору было очень любопытно узнать, как может быть, чтобы человек не боялся Бога, и как такое Бог может допустить.
 
    Разговор с учителем состоялся. Фёдор, полагая, что ему будет открыта великая тайна, задал первый вопрос:
 - Если вы, уважаемый Иван Степанович не верите в Бога, то куда попадёт ваша душа после смерти?
 - Ты, Фёдор Иванович, хочешь узнать историю, заглядывая сразу на последнюю страницу.  Давай начнём сначала.

   У неразвитых народов религия возникает непосредственно. Это чувство ничтожества человека перед величием природы. Подобно ребенку, дикий человек не доходит до причины грозных явлений. Покажите ребенку поразивший его предмет, и у него возникнет к нему религиозное чувство, он начнёт вместе любить и бояться его, что и означает поклоняться ему. Так же, подобно ребенку в приведенном примере, дикарь поклоняется природе и ее частным явлениям. Это первая ступень - религия дикарей. Потом человек начинает находить причину своих несчастий в другом явлении и поклоняться ей. Таким образом, постепенно переходя от ближайшей к высшей причине, он на пути своем поклоняется каждой высшей ступени явлений, пока, наконец, находит связь между всеми и предполагает всем им одну.
   У египтян главным богом стало солнце - источник жизни. В иудейской религии Бог -Творец всего мира.
 - Значит, вы не соблюдаете заповедь  «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой»?
- Давай на твоём примере посмотрим, - сказал учитель, - как тебе это удаётся по жизни. Начнём с того, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой?
- Чтобы уважали, - сказал Фёдор, - выполняли просьбы, не обманывали и чтобы не приставали ко мне «помоги Христа ради», или займи денег. Работать не хотят, а копеечка всем нужна.
- Вот видишь, нищих и бедных ты не уважаешь, возможно, презираешь, не хочешь им помочь, и они тебе платят тем же. Уважаешь ты только тех, от кого зависишь и то, только для видимости, на самом деле ты их боишься. Работники твои тоже тебя боятся и делают вид, что уважают. Сам ты вынужден обманывать, чтобы люди не приставали с просьбами.
Найди и приведи ко мне человека, который выполняет эту красивую заповедь, и я сниму перед ним шляпу.
- Вы хотите сказать, что никто не спасётся?
- Почему, дети, не успевшие согрешить, спасутся.
- А мы все куда?
- Это не мой вопрос, спроси в церкви. Я думаю, что батюшка тебе скажет, что главное это молиться, стать прилежным прихожанином, а твои грехи Господь простит.
               
     На следующий день у Фёдора созрел, как он считал, хитроумный план столкнуть научными лбами учителя и Иллариона в присутствии брата. Фёдор очень противился уходу Ивана в монастырь, а тут Иван Степанович поможет, как ему казалось, охладить горячую голову Ивана, к тому же он не хотел стать придворным сапожником у учителя за его лекции.
     После недолгих уговоров ему удалось пригласить домой на чай двух мыслителей. Оба брата предвкушали услышать интересные ответы на волнующие их вопросы.

     Чтобы всё прошло на высоком научном уровне, Варвара испекла пирог и ухаживала за гостями. Начиная разговор, как хозяин встречи, Фёдор постарался ввести его в нужное русло и поставил задачу перед уважаемыми гостями дать прямой ответ на вопрос:
 - Есть ли Бог?
      На этот вопрос Илларион ответил так, что чувство веры в высшую творящую силу у всех разное. Например, Ивана это чувство беспокоит больше, чем Фёдора. В какую форму это чувство выльется, зависит от того, где человек родился. В православной семье, или, например, в католической. Если ребёнка, не дай Бог, украдут дикари, то он будет жить в лесу и молиться колесу.
- Вы, наверное, знаете, - сказал Илларион, обращаясь к учителю, «Пари Паскаля», в котором он предложил следующий аргумент для демонстрации рациональности христианской веры:
Если Бог не существует, то атеист мало что теряет, веруя в него, и, соответственно, немногое приобретает, не веруя в него.
    Если же Бог существует, то атеист приобретает вечную жизнь, уверовав в него и теряет бесконечное благо, не веруя.
- Основная трудность, - вступил в разговор учитель, - это ответить на вопрос:
- Кто создал Бога? Также трудно ответить на вопрос:
 Кто создал Вселенную, если не Бог? Все объяснения построены на причинах и следствиях, которые не пригодны для ответа на этот вопрос. Нет причины для существования Бога, как и нет причины для его отсутствия и появления Вселенной без него.
 - Есть достаточно достоверное знание, - продолжил разговор Илларион, - которое я получил от старца Никодима о том, что человек может пережить состояние единения с Богом. Старец описывал его как бесконечную всепоглощающую любовь к Богу и к его творению. Оно не выливалось в какую-то видимую форму наподобие человека или другого образа, а только ощущалось и переполняло сердце. В истории известно не одно такое описание. Это означает, что спасение именно в этом переживании, оно подтверждает наличие Творца.

- Послушайте более убедительные доказательства, - и Илларион продолжил.
- Одному знаменитому учёному удалось с помощью приборов подслушать разговор двух мальчиков- близнецов в утробе матери незадолго до родов:
 - Веришь ли ты в Бога? - спросил один другого.
 - Нет никакого Бога, всё это выдумки.
 - Тогда кто дал нам жизнь и обеспечил всем необходимым, как не Бог!
 - Когда-то случайно родилась простейшая клетка жизни, потом она усложнялась, размножилась, и мы постепенно превратились в человеков, но жизнь наша короткая, скоро схватки и смерть.
 - А я верю, что есть жизнь после родов и единение с Богом.
 - Как можно верить в эти сказки, когда от туда ещё никто не возвращался!
После этого начались схватки, один из мальчиков, который верил в Бога спокойно, с надеждой пошёл на выход и родился здоровым. Другой, который  боялся смерти, упирался и чуть не задохнулся, а потом так и не поверил в Бога, как Иван Степанович.
     Все засмеялись, и учитель предложил выпить за веру, но в кого или во что не уточнил.
 
     Все эти примеры из жизни святых для меня не очень убедительны, - сказал
Иван Степанович, - таких подвижников в истории известны единицы, и они переживали состояния невыразимого блаженства временно и только после того, как на годы практически полностью уходили от земных радостей. Мы знаем, что любое насильственное ограничение или подавление потребностей ведёт после снятия запрета к неуёмному их удовлетворению . Так, люди, пережившие длительную голодовку, могут даже умереть, если их не удержать от обильного питания сразу после голода. Что касается тех, кто поверил в Бога так, что отказался от всех радостей, то после многих лет жизни отшельником в лесу, после тяжелейших ограничений, происходит однажды прорыв плотины чувств, и святой испытывает невыразимое блаженство, которое объясняет как единение с Богом.
     Все остальные живут утешением, что попадут в рай после смерти, однакo, никто ещё с того Света не вернулся, а верить или не верить в различные писания - это уже дело каждого.

     Ещё долго братья задавали вопросы, но из ответов они уразумели только одно:
один из гостей верит в какой-то сверхразум, который тоже, что и Бог, но не может быть познаваем, а другой в познаваемого Бога, но он бесконечная любовь, и представить умом эту любовь никто не может.

     Илларион и учитель поблагодарили Фёдора за приём и ушли на прогулку, где ещё долго продолжался философский разговор на эту сложную тему.

                Часть 3
 
 
   Иван приходил к батюшке, когда солнышко ещё скользило по верхушкам деревьев и как бы нехотя опускалось за горизонт, создавая сначала  равновесие между светом и тьмой, а потом медленно уступая темноте и прохладному ветерку свою силу. Они сидели рядом, сначала молча, потом Илларион, как правило, говорил:
- Выкладывай, сын мой, что накипело на твоей душе, что мучает и не даёт жить?
- Как научиться любить Бога и ближних? - спросил Иван.
- Начнем с практической стороны, которая легче для понимания. Известно, что Церковные Таинства не гарантируют  счастливого брака, выздоровления и вечного спасения. Венчанный брак может распасться, а среди крещеных людей бывают злодеи.
    Чтобы обрести  счастье, мы должны научиться любить Бога и ближних. Бог знает, что делать с нами и с этим миром; это не наше дело, а Его. Наше дело — исполнять Его волю в каждый текущий момент нашей жизни.
    Сначала человек начинает верить в священные писания, о которых понятным языком рассказывают близкие и священники. Затем, по мере роста веры, он начинает пытаться жить согласно заповедям. Однако жить по заповедям для  большинства верующих непреодолимая трудность, и они переключатся в основном на регулярное хождение в храм. Часто этого достаточно, чтобы считать себя
примерным прихожанином.   
    Далее, если вера в Бога растёт, человек начинает не просто прославлять Создателя, но и сдаваться ему, что означает принимать судьбу, какой трудной она не была бы.  Это уже не просто вера в Бога, но вера Богу. Она приводит к истинному смирению и уходу от мирских страстей.
     Последняя стадия - это любовь к Богу, познание и единение с НИМ, которая наступает, когда человек соблюдает все десять заповедей.

    Попробуй решить одну из главных задач на пути к Богу, говорить и делать то, что думаешь, а значит быть искренним и честным.  Что случится? От тебя многие отвернутся, мало кто  захочет слышать правду о себе, но без этого, играя роли, ты растрачиваешь огромную энергию на то, чтобы притворяться, льстить и унижаться перед теми, от кого зависишь, обманывать других, чтобы что-то от них получить.
     Конечно, будучи честным перед собой, ты понимаешь, что не станешь богатым и не будешь иметь власть над людьми, но станешь свободным. У тебя будет мало друзей, но те, кто останутся, будут настоящие.
 
    Старец рассказывал, что при рождении каждого ребёнка, Бог даёт ему жизнь, а что такое жизнь, как не чистая ЛЮБОВЬ?  В первые месяцы жизни дитя получает её много и делится с матерью, без этого ни ребёнок, ни мать не выдержали бы тяжесть выживания в первый год жизни. Но потом все, кроме родителей, начинают требовать ОТ ребенка любовь к себе. Сначала это старшие братья и сёстры, которые её уже успели растерять, потом и другие дети, особенно те, у кого матери по разным причинам не могли достаточно о них заботиться. Ребёнок, ещё не испорченный взрослыми, легко делится ЛЮБОВЬЮ с другими, но потом, когда он становится старше, этот поток ослабевает. Но не Бог «виноват» в этом, а сами дети .,. сами люди. Под воздействием воспитания,
получая ЛЮБОВЬ, они перестают ею делиться, они припрятывают ее только для себя, запирают в темницу. А в тюрьме ЛЮБОВЬ жить не может и умирает, именно поэтому редко кому удаётся пронести ЛЮБОВЬ  через всю жизнь. Однако, некоторым счастливцам это по судьбе, и они изливают её на ближних, устанавливая любящие отношения в семье. Есть очень редкие случаи, когда кто-то начинает путь к Богу, возращая свою, ещё не очищенную, любовь Богу и выполняя его заповеди. Такая искренняя любовь, по мере того как становится всё более чистой, приводит к тому, что между праведником и Богом постепенно устанавливается неиссякаемый поток ЛЮБВИ. Сердце праведника переполняется ЛЮБОВЬЮ и он щедро делится ею со всеми.
- Почему связь взрослых с Богом очень слабая?
- Они закрываются, все их помыслы и желания направлены к себе, их одолевает жадность, гордыня, зависть, гнев и похоть. Они могут только брать и не умеют отдавать безвозмездно, от сострадания и любви.
 
- Как мне понять, люблю я Бога, или это просто слова? - спросил Иван.
     Илларион посмотрел ему в глаза, как бы в поиске в них нужных слов и продолжил:
 - Bспоминаю разговор старца с офицерами из Петербурга, приехавшими в монастырь. Они стали его уверять, что очень любят Христа. И старец сказал: «Насколько же вы блаженны. Я оставил мир, удалился сюда и в строжайшем уединении подвизаюсь здесь всю жизнь для того, чтобы хотя бы немного приблизиться к любви к Богу. А вы живете в шуме большого света, среди всех возможных соблазнов, впадаете во все грехи, в которые только можно впасть, и вам удается при этом любить Бога! Какие вы счастливые люди!». И тогда они задумались…

   Каждое животное абсолютно точно знает, что ему делать в каждый момент. Оно никогда не мучается сомнениями, и только человек во всём сомневается. Всегда что-то происходит для него не так, как он хотел, поэтому верующий не может ничем в жизни насытиться и найти успокоения. Чтобы заполнить эту бездонную яму он, разрываемый на части множеством желаний, суетится, пытаясь устроить свою жизнь. Есть только одно святое место. Оно находится там, где человек с Богом, и только тогда  всё остальное в его жизни выстраивается должным образом.
     Вспомни, Иван, пока ты не думал о каких-то вещах, их как бы нет. Вспомнил - и оно для тебя ожило. Взять, к примеру, мысль о смерти:  « А ведь я умру, это неизбежно и совершенно не знаю, что будет потом.» Минуту назад ты об этом не думал, но вот задумался, и всё  изменилось, все земные желания стали казаться мелкими и потеряли свою силу.
Существуют две самые важные мысли - одна о смерти и другая о жизни, которую нам даровал Бог.
Есть время, когда нам о Боге должен рассказать окружающий мир, и есть время, когда даже этот мир нужно забыть. Помнить только о Боге. На первых этапах нашего становления Бог постоянно нас ведет с помощью переживаемых нами событий, или жизнь, неосознанная. Потом человек просто говорит, что Бог есть и никак определен быть не может, что никакие  понятия и образы человеку уже не нужны — он к познанию Бога непосредственно восходит. Но это уже иная мера.

Старец любил повторять: « Чем мягче ты сделаешь свое сердце, тем больше оно сможет принять благодати. Поэтому ожесточение сердца — это именно то, что мешает нам любить и Бога, и ближнего, и просто жить, полной, настоящей жизнью. Об ожесточении сердца говорит не только то, что мы на кого-то злимся, кому-то хотим отомстить, кого-то ненавидим, но и когда мы  своему сердцу позволяем очерстветь, потому что якобы иначе в этой жизни нельзя, не выживешь, тебя будут обманывать, унижать, лишать причитающейся тебе доли. Те, кто ближе к Богу, никогда не ожесточаются от трудностей и никогда не променяют чистое, открытое людям сердце на жизнь, когда во всяком встречном видишь врага и живёшь постоянно в кольчуге и латах.
 
- Вы, батюшка Илларион, пробыли в монастыре шесть лет и покинули обитель, зная, что это плохо. Если можно, расскажите об этом.
- Я имел доверительные отношения со старцем Никодимом, он любил беседовать со мной о философии и истории христианства. Он рассказывал мне, что был больше десяти лет отшельником и знает, что только молитва, созерцание, жестокая борьба за выживание и одиночество не оставляют место для искушений. Моим последним испытанием в монастыре было длительное пребывание в затворе. После старец сказал мне:
-  Монахи слышали, как на  четырнадцатый  день  ты начал громко говорить сам с собой, это означает, что соблазны и искушения ещё не изжиты полностью, нет у тебя тишины ума. Здесь, сын мой, ты не очистишься. Cреди нашей братии можно встретить зависть,
гордыню,  осуждение, и с этой холерой никто  справиться до конца не может. Ты - философ, много знаешь, учился в духовной семинарии, жил в столице с её бесконечной суетой, ум твой силён и быстр, подвергает всё сомнению. У тебя много вопросов, а надо быть как дитя малое,  просто сдаться Богу. Я думаю, что сострадательная и искренняя жизнь в миру  могут больше помочь тебе, если на то будет Божья воля. Такая жизнь, с её разнообразными искушениями и соблазнами, труднее, чем в монастыре.  Если тебе еще удастся опыт пребывания здесь, со всей строгостью внести в мирскую жизнь, несомненно, пользы будет больше.

 - Вот ты, Иван, - сказал Илларион после небольшой паузы, - думаешь, что получив ответы на вопросы, читая книги, ты приблизишься к ИСТИНЕ, и она освободит тебя. Не правда ли?
 - А что плохого читать духовные книги?
 - Человек, поглощённый словами, ищет Бога, но никогда не находит того, что ищет, потому что его ум неспокоен. Независимо от того, где этот человек находится. Неважно, куда он идёт или как ищет. Действия всегда основаны на словах, однако человек, который слушает только слова, не улавливает  их истинного смысла. Чтобы понять священные писания, надо опустошить и успокоить ум. Это значит, что человек не будет вкладывать своё отношение в каждую высказанную или изложенную мысль. Все, кто читали Евангелие, понимают его по-разному и часто вкладывают в слова разный смысл, иначе не было бы разногласий между католиками и православными. Опыт показывает, что чем ближе люди к Богу, тем понимания между ними больше.
    Высшее знание бессловесно. Это переживание, которое невозможно описать словами. Даже если бы не было слов, были бы ощущения счастья и печали. Мы всё равно чувствовали бы прохладу воды. Мы всё равно ощущали бы жар солнца и спокойствие луны. Мы чувствовали любовь. Слова  бесполезны без этих переживаний.
  Старец говорил мне, что  Бог хочет поселиться в твоём сердце, а там живут похоть, жадность, гордыня, которые порождают слова осуждения, делают ум неспокойным и не остаётся места для молитвы полной любви к Богу, а без этого она превращается в бессмысленное бормотание.
  Малое дитя, которое понятия не имеет, кто такой вор, при ограблении дома будет только смеяться или не обратит на внимание на воров. В то время как взрослый  знает все тонкости грешных отношений, что делает человека подозрительным, недоверчивым и не искренним.
    Мне приходилось встречать монахов, которые стремились всё понять, даже тонкости психики и мышления. Многие из них были весьма образованы, и когда ответы старца их не удовлетворяли, они спорили между собой, а ведь главное достижение это - молитва, которая звучит самостоятельно весь день без усилий в твоей голове и не даёт ход другим мыслям.

 Так вот, Иван, Бог создал этот жестокий мир насилия для того, чтобы люди стремились к единению, выполняя заповеди, но большинство ищет лёгкой жизни, власти и денег Это и является причиной нескончаемых страданий.
Бог не заботится о бренном теле, и когда говорят «Бог любит тебя», то речь идёт о душе, а большинство людей обеспокоено  телом. Никто не видел Бога, ангелов,  святого духа и душу человеческую, а тело маячит перед взором всегда.


               
                Часть 4.   

     Когда Иван вернулся после беседы домой, то обнаружил у Федора соседей, мамашу с дочерью Ольгой. Иван уже встречал их один раз возле дома, и брат  познакомил тогда его с Ольгой.

   Мамаша сразу взяла руководство на себя.
- Послушай, Ванечка, мне твой брат сказывал, что ты хочешь посвятить себя Богу. Мой дядя, брат отца, провёл всю жизнь в монастыре. Оля много раз разговаривала с ним и может поведать о его жизни.  Оленька,  посидите перед домом за столиком, расскажи всё, что знаешь про деда Порфирия, а я пока поговорю с Фёдором, дело есть.
 Иван и Ольга вышли на крыльцо и некоторое время молчали, изредка поглядывая друг на друга. Начавшийся разговор о погоде несколько оживил их, потом он перешёл плавно на созвездия и легенды древних греков.
- Как интересно вы рассказываете. Я тоже люблю смотреть на ночное небо. Теперь я буду вспоминать эти сказания, и звёзды будут для меня более близкими и живыми.
- Оленька, - услышали они через окно голос мамаши, - через пять минут домой. Оля подала на прощанье руку, которую Иван долго не отпускал. Он чувствовал, как эта маленькая ручка обволакивает его всего и вся власть над ним переходит к этой девушке.

- Оля, ты всё успела рассказать Ванечке про нашего деда?
- Спасибо, - сказал Иван,- я надеюсь в следующий раз узнать ещё много нового о жизни в монастыре. Ольга засмеялась своим звонким, как колокольчик, смехом, и Иван проводил их до калитки. После он долго не мог уснуть и, вспоминая этот вечер, не мог узнать себя, такого волевого по отношению к женщинам.
 
    На следующую беседу к батюшке Иван шёл уже не с такой решимостью как раньше, и Илларион, прочитав некоторое смущение в его глазах, сказал:
- На всё воля Божья! Жизнь такова, какова есть, исключительно КАКОВА! - и засмеялся.
   Самое сложное, - продолжал батюшка,- это говорить правду, быть искренним. Нельзя лгать тому, кого любишь, но приходится блюсти милосердие тоже, оно всегда с теми, кто любит ближнего. Приходится, иногда, и промолчать, чтобы не ранить человека. Но главное правило состоит в том, что говорить горькую правду другому ты можешь только в меру любви к нему.
- Батюшка, расскажи почему в мире так много страданий?
- Трава  никак не могла понять, почему бычок не даёт ей вырасти, чуть только немножко подрастёт, сразу бычок ощипывает молодые побеги, а тот никак не мог понять, зачем человек его кормит и заботится о нём, чтобы не дать дожить до зрелости и отвозит на бойню, когда кругом так много травы, фруктов и овощей.
   Человек не может понять, зачем в мире люди стареют, болеют, одним словом, страдают и умирают.
   Известно из священных писаний, и это тысячелетний опыт человечества, что счастливым можно стать только выполняя заповеди, что означает, что ты любишь Бога, но это очень трудно. Поэтому надо сначала стремиться, как минимум, выполнять основную из них: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой».
 
 Однако жажда наживы всея и всего не дают возможности  выполнять это правило. Мудрецы веками говорили, что за деньги можно купить женщину, но не любовь; лекарство вместе с врачом, но не здоровье; слугу, но не друга; власть и славу, но не уважение; учителя, но не ум, но люди по-прежнему помешаны на богатстве.
 
 Бог придумал физическую боль, которая предупреждает об опасности, с целью выживания тела, а психологические страдания придуманы, чтобы люди понимали, что нельзя  унижать, обманывать, ненавидеть и лишать свободы друг друга ради своей выгоды, или просто для забавы.У Бога нет возможности вести нас за ручку, поэтому мы заходим во все тупики жизни по очереди, где страдания нас останавливают, и, стукнувшись лбом о стену, мы меняем путь, пока не попадаем на праведный, который делает нас добрее и движет к Богу.
 
     Конечно, при этом мы испытываем боль и физическую и психологическую.

    Соединиться с божественной душой, по замыслу Бога, могут только чистые люди, которые испытав удовольствия внешнего мира, потеряли напрочь к ним интерес, и вся их энергия уже не разрывается желаниями, направлена не на то, чтобы бежать от  трудностей и страданий, а чтобы стать свободными от всех привязок к этому миру, а стало быть и от желаний.

   После беседы с Илларионом Иван был приглашён к Ольге, которая тоже интересовалась их разговорами о Боге, однако эта тема при встречах была не главной. Ольга читала стихи, в основном романтичные и лиричные и окончательно вскружила голову Ивану.
  Скоро надо было уезжать, а он не мог определиться в какую сторону. Или продавать дом и в монастырь, или в Архангельск на заработки, или оставаться и просить руки Ольги.
  В присутствии Ольги монах в его души исчезал, убежать от Ольги и забыть её Иван тоже не мог.
 
  Следующая беседа началась с вопроса Ивана, на который все ранее отвечали
по-разному и он решил выяснить это у Иллариона:
- Я не понимаю, что такое душа.
- Понять это не просто. Слушай внимательно. Что такое душа есть только один способ понять, объясняя то, чем она не является. Она не состояние и не эмоции. Выражения «на душе стало легче», «душа разрывается на части», «душевные песни и душевные муки» к душе не имеют отношения.  Душа - это частица Бога, искра Божья. Она не подвержена человеческим страстям. Именно с момента, когда человек  постигает Бога и уподобляется ему, он пробудится и поймёт, что он - душа, поэтому только святые чувствуют и переживают на опыте, что такое душа.

                Часть 5
 

    Следующая встреча была в воскресение, Иван пришёл пораньше, рассчитывая более чётко уяснить для себя, как поступить на развилке дорог жизни.
- После ваших ответов, - начал  Иван, - моя мечта о монастыре заколебалась. Мне интересно было бы знать, как вы  выносили все тяготы жизни в монастыре и что было самым трудным?
 - Самым трудным было сомнение в выбранном пути, который как день и ночь отличается от мирского. Мне не так плохо в миру, а здесь я шёл навстречу мечте, но будущее было туманно и неопределённо. И только смерть, которая постоянно напоминала о себе расставанием с близкими, была той силой, что поддерживала меня в трудную минуту. Так что начал я свой путь не столько к Богу, а как бегство от смерти, которая отняла у меня брата и любимую женщину. Это усложняло моё пребывание в монастыре, но мне очень повезло с настоятелем.
  В твоём случае, следуя просьбе твоего отца, я советую тебе: лучше женись, но удачно, чем идти в монастырь, и вот почему.
   Настоящего святого в качестве настоятеля монастыря найти значительно труднее, чем любящую, преданную и умелую жену. Кроме того, рождение здорового ребёночка Бог даёт в миллион раз чаще, чем рождение святого. На карту ставится вся оставшаяся жизнь, и скажу тебе по большому секрету, есть только один способ спастись - открыть в себе Бога, всё остальное - утешение.
  Человек так устроен, что чем труднее достичь желаемого, тем это больше его притягивает. Для гордыни не интересно, что делает каждый. Из-за этого религии превращают путь к Богу во что-то трудное. Так должно быть. Тысячи книг и ритуалов создают непроходимые джунгли, однако путь к Богу прост и лежит через сердце в далёкое, ещё не испорченное взрослыми детство, где искренность, непосредственность и безграничная вера Существованию.
 
  Послушай притчу:
   «Шел рыцарь по пустыне. Долгим был его путь. По пути он потерял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собрал он все оставшиеся силы и пошел к воде.
    Но у самого озера сидел трехглавый дракон. Рыцарь выхватил меч и из последних сил начал сражаться с чудовищем. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона отрубил. На третьи сутки дракон упал без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь, не в силах уже более стоять на ногах и держать меч.
И тогда из последних сил дракон спросил:
– Рыцарь, а ты чего хотел-то?
– Воды попить.
– Ну так и пил бы …
 
Самое удивительное, что человек разрываемый  желаниями, видит  мир враждебным и опасным и кидается в борьбу за призрачным счастьем: владеть водой, подчинить других, захватить лучшие куски земли возле озера, и так до самой смерти борьба внутри и снаружи продолжается.
 
    Прощаясь, Иван рассказал о встрече с Ольгой и попросил разрешения посетить батюшку Иллариона вместе с ней. На что тот согласился.
 
- Иван, в качестве итогов наших бесед и для того, чтобы ты не думал, что  поймал жар-птицу за хвост и тебе теперь всё ясно, послушай притчу, в которой старец дал мне понять, что только жизнь и страдания дают ответы на вопросы.

Однажды к мудрецу пришёл учёный философ и начал задавать вопросы из древнего священного текста, но мудрец неожиданно прервал его:
 - Кто ты? - спросил он.
Философ стал перечислять:
 - Человек, мужчина, учёный, глава семейства ...
 - Это твои отличительные признаки от других живых существ и людей, а я спрашиваю о центре, кто это тот, кто накопил знания и представления о мире. Задай себе постоянно вопрос «кто я?». Без ответа на этот вопрос ты  отличаешься от попугая только внешним видом, объёмом слов и составленных из них предложений.
 - Я читал, что ответа на этот вопрос нет, - сказал учёный, - любое определение - это будет ещё одно качество, чем моё «я» отличается от «я» другого.
 - Да, это так, но после того, как вопрос «кто я?» станет единственно важным для тебя, и все твои знания потеряют всякую ценность, ты вернёшься в детство, когда «я» рождалось и тебе снова будет чуть более двух лет, у тебя не будет слов, чтобы описать свои чувства при виде этой картины, но ответ ты получишь! Для меня все твои знания и знания других не имеют смысла, потому что они ложны и временны.
     Другие люди. Все, живут, как и ты, в иллюзии и могут твои знания оценить, но перед смертью человек часто ощущает всю ничтожность сделанного и знаемого.
 - Что значит почувствовать напрямую ответ на вопрос «кто я?» - спросил философ.
 - Это значит слиться с душой, с искрой Божьей, познать Бога, но опять это только слова, их нельзя пережить через слова другого, о чём веками говорили святые - «мудрость невозможно передать, ею можно только жить от момента к моменту».
 - Тогда чему ты здесь учишь?
 - Когда малый ребёнок берёт в руки нож, которым может нанести себе рану, то ты отвлекаешь его внимание разговорами и даёшь ему другую игрушку. Я своим ученикам отвечаю на вопросы и даю практики, чтобы отвлечь от внешнего мира с его страстями, (ножами), и они становятся проще и идут в детство, где они были искренними и наивными. Мой учитель говорил, что другого пути нет.
 - Как это не просто, - сказал Иван и глубоко задумался.
 
    Когда Иван с Ольгой направились к Иллариону, шёл мелкий тёплый дождик и батюшка пригласил их в дом.  Беседа началась за чаем в домашней обстановке.
    Ольга рассказала, что в её семье были монахи и с дедом Порфирием ей приходилось довольно много рассуждать о монастырской жизни, но она не почувствовала, что такая жизнь для неё.
 - Я не совсем ясно понимаю,  вот это высказывание:
«В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: - «Кто больше в Царстве Небесном?».
Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: - Истинно говорю, вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Что значит стать таким как ребёнок?

- Старец объяснял так: - Вы все видели глаза у котят, в них нет страха, они наивные и вызывают нежные чувства, даже если они не приручены и убегают от человека.  Сравните их со взрослыми животными, с их беспокойными и полными страха или злости глазами.
Точно также глаза монахов: пока не станут чистыми и кроткими как у детей, не знавших греха, не войдут они в Царство Небесное.
 
Послушайте притчу.
  Два монаха находились в пути. Небольшая река преградила им дорогу. На берегу они увидели молодую женщину, которая  пыталась пересечь речку, но течение ее было настолько сильным, что у неё никак не получалось сделать это самостоятельно.
Тогда, один из монахов, без промедления и каких-либо вопросов, быстро подошёл к женщине, взял её на руки и перенёс на другой берег реки. Затем он вернулся к своему спутнику, и они в молчании продолжили свой путь.
Так они шли какое-то время. Вдруг молодой монах не выдержал и спросил:
- Мы же принесли обет не касаться женщины. Как ты мог его нарушить?
   Старший серьёзно посмотрел на своего спутника и ответил:
- Я поставил женщину на берег час назад, а ты, судя по всему, всё ещё несешь её с собой!

  Дети быстро переключаются от смеха к плачу и не носят, как взрослые, груз обид, ошибок и неудач, которые отравляют жизнь.
 - Этот ребёнок, - продолжил Илларион, - это вы до шести лет, ребенок, который умел искренне радоваться птичке на дереве, дождику, бегать по лужам и удивляться красоте каждой росинки на траве.  Потом все эти чувства заменят слова о птицах и росе, и уже не надо смотреть на звёзды, можно поговорить о них за ужином и о том, что Бог есть любовь. Но, тут же унизить служанку, которая суетится рядом, подавая на стол еду. Так черствеет человек и уходит как-бы в сон, поэтому воспоминания прошлого очень напоминают сны, не то это было, не то нет …  и только события, которые мы прочувствовали, дают яркие впечатления.
 - Для меня, продолжал он, главная заповедь «поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».  Однако, все заповеди - это благие пожелания, и истина только одна: «на всё Воля Божья», а потому сдайся ему, Творцу, он лучше знает, что должна испытать душа через тело, и телу будет больно, иногда очень больно. Даже Иисус на кресте потерял самообладание в такой момент и единственно, что у тебя остаётся - только вера в Бога и, на основании веры, упование на него, полная сдача ему, которая опять же даётся Богом, и круг на этом замыкается.
     Ольга и Иван стали частыми гостями в домике Иллариона. В ее присутствии он заметно оживлялся и чаще рассказывал свои притчи, кои знал в большом количестве.
     Особенно полюбилась Ольге вот эта:
 - Слышал я буддийскую притчу, которая показывает, как можно полностью доверять жизни, или богу, это, одно и то же.
   Недалеко от села обитал в лесу молодой монах, живущий беспорочной жизнью. Среди людей появлялся редко, приходил за подаянием, и его уважали. В этом селе жила красивая девушка, родители которой держали мясную лавку.
В один прекрасный день родители обнаружили, что их дочь беременна.
Девушка отказывалась назвать отца ребёнка, но после долгих настояний указала на монаха. В большом гневе родители пришли к нему и обрушили на него лавину упрёков и оскорблений.
— Неужели? — единственное, что произнёс он в ответ.
    Когда ребёнок родился, его принесли к нему со словами:
— Это твой ребёнок, так что забирай его!
Монах только произнёс:
— Неужели?
    К тому времени из-за этой истории он потерял всякое уважение окружающих, но это совсем не волновало его. Он старательно ухаживал за младенцем, ходил и выпрашивал молоко и всё необходимое малышу. Через месяц юная мать всё же не выдержала и сказала родителям правду. Настоящим отцом ребёнка оказался молодой человек, работающий на рыбном рынке. Отец и мать девушки сразу же побежали к монаху, стали просить у него прощения, долго извинялись перед ним и попросили вернуть им ребёнка. Монах охотно простил их и, возвращая ребёнка, сказал лишь:
— Неужели?
 
    Иван, прощаясь с батюшкой Илларионом,  сказал, что через неделю  уезжает, и Фёдор хочет узнать, чем кончились наши беседы. Он попросил, чтобы мы встретились вечером за чаем у него дома.
 
                Часть 6


  Иван часто бывал у Ольги, они гуляли по саду, и Иван по просьбе Ольги рассказывал ей притчи и легенды, которые слышал от своего учителя.   Надо сказать, что Иван гимназию так и не закончил, но любовь к знаниям и чтению художественной литературы делали его интересным собеседником. Времени до отъезда оставалось мало, и Иван решил серьёзно поговорить с Ольгой о своих чувствах. В этот вечер он рассказал Ольге красивую восточную легенду:
               
   
 - Когда всесильный Бог создал прекрасную Землю, он ею долго любовался. От его полета пронесся теплый, благоухающий ветер. Гордые пальмы преклонили пред ним  вершины, и расцвели под его взглядом чистые, белые, нежные, ароматные лилии. Бог сорвал одну из лилий и кинул ее в лазурное море. Ветер заколебал кристальную воду и закутал прекрасную лилию белою пеной. Минута, - и, в пене расцвела женщина - нежная, благоухающая, как лилия. Легкая, как ветер, изменчивая, как море, с красотой, блистающей, как пена морская.
  Женщина прежде всего взглянула в кристальные воды и воскликнула:
- Как я прекрасна!
 Затем она посмотрела кругом и сказала:
- Как мир хорош!
     Женщина вышла на берег сухой из воды (с тех пор женщины всегда выходят сухими из воды).

    При виде женщины расцвели цветы на земле, а с неба на нее устремились миллиарды любопытных глаз. Эти глаза загорелись восторгом. С тех пор и светят звезды. Звезда Венера загорелась завистью, - оттого она и светит сильнее других.
     Женщина гуляла по прекрасным лесам и лугам, и все безмолвно восторгалось ею. Это наскучило женщине. Она воскликнула:
- О, всесильный Бог! Ты создал меня такой прекрасной! Все восторгаются мною, но я не слышу, не знаю об этих восторгах, все восторгаются мною молча!
    Услышав эту жалобу, ОН создал бесчисленных птиц. Бесчисленные птицы пели восторженные песни красоте прекрасной женщины. Но вскоре это ей надоело. Женщина заскучала.
- Ах, если б я точно была красива, другие б старались мне подражать! Соловей поет прекрасно, и щегленок ему подражает. Должно быть, я не так уж хороша!
    Всесильный, в угоду женщине, создал обезьяну. Обезьяна подражала каждому движению женщины, и женщина была довольна, но потом со слезами воскликнула:
- Я прекрасна! Меня ласкают, я - никого! Меня любят, я - никого!
    И в эту же минуту перед женщиной появилась маленькая, хорошенькая собачка.
 - Что за милое животное! - воскликнула женщина и начала ласкать собачку. - Как я ее люблю!

Теперь у женщины было все, ей нечего было просить. Это ее рассердило. Чтоб сорвать злобу, она ударила собачку, - собачка залаяла и убежала. Обезьяна скрылась в лесу и птицы улетели, когда женщина на них закричала...

- О, я несчастная! - воскликнула женщина, ломая руки. - Меня ласкают, хвалят, когда я бываю в хорошем настроении духа, и все бегут, когда я делаюсь зла. Я одинока! О, всесильный! В последний раз тебя прошу,
- создай мне такое существо, на котором я могла бы срывать злобу, которое не смело бы убегать от меня, когда я зла, которое обязано было бы терпеливо сносить все побои ... Бог задумался и создал для неё мужчину.

      Ольга засмеялась и посмотрела на Ивана такими восторженными глазами, что тот, неожиданно для себя стал целовать ей руки, Ольга вырвалась и убежала домой. Иван остался в саду, сел на скамейку и потерял счёт времени. Стало темно.
  Неожиданно он услышал мягкий голос Фёдора:
- Ваня, пойдём домой.
Уже дома Фёдор за ужином сказал:
- Вижу, брат, другой монастырь ты себе готовишь. Мамаша, Прасковья Григорьевна, была только что у меня, говорили о тебе. Конечно, ей мечталось, что будущий зять будет при деньгах, муж её пять лет как умер, и дела её идут не блестяще. Пол-дома она сдаёт, шьёт платья и это всё.
- Да, Федя, запутался я, надо видимо обручиться с Ольгой, если мамаша не будет противиться и уехать на два, три месяца на заработки.
- Ты можешь рассчитывать и на мою помощь, - сказал Федор и добавил, - как жизнь тебя крутит! Пути Господни неисповедимы!

  Батюшка пришёл к Фёдору как всегда в точно назначенное время, разговор начал Фёдор:
- Я знаю, батюшка Илларион, что ваше слово для Ивана большую силу имеет, и вы лучше меня знаете как ему решать - уходить в монастырь или нет. Я конечно против, не хочу терять брата.

 - Послушайте меня мои дорогие. Я не Бог распоряжаться вашими судьбами, - сказал Илларион, - и, кроме опыта своей жизни, ничего не предлагаю. Я просто делюсь им искренне и готов открыть вам все грешные события моей жизни, чтобы вы поняли: я такой же человек, как и вы! Смесь добра и зла, только зло по большей части я уже прошёл, убедился по жизни, что оно не приносит свободу и спокойствие.
     Я сегодня буду исповедоваться перед вами, ибо я тоже грешен, и вы меня поймёте. Мы свободные люди и не связаны ничем кроме уважения друг к другу.

     Я всегда был нетерпим к насилию и несправедливости и бредил идеей, что правда всегда победит.  Столкнувшись первый раз с несправедливостью в духовной семинарии, где, как я думал, должны царствовать любовь и смирение, был отчислен через два года за нарушение распорядка и неуважение к руководству. Потом был монастырь, где я встретился с монахами, которые, как и я, искали место, соответствующее их идеям о том, какой должен быть мир. Никто не способен менять себя под жизнь. Как дрессированные животные люди, под действием кнута и пряника теряют внутреннюю свободу, вгоняют себя в рамки законов и условий. Не встретил я тех, кроме старца, кто принимает жизнь такой, как есть, всем сердцем своим, зная, что на всё воля Божья.

  Добрые дела, сделанные потому как «так надо» и должные привести к спасению, не являются таковыми. Это сделка или между людьми, или человеком и Богом.
     Мать не спит ночами, терпит лишения, выхаживая ребёночка из-за любви к нему, и не думает о том делает добро она, или нет.
 В этом большая сложность для монахов, которые думают, что молитвой можно спасти мир. Как они могут спасти мир, если себя изменить не могут!

  Я встречался с теми, которых я раньше знал, и видел их глаза полные печали. В них не было даже частички того света, что я видел в глазах старца. Как признался мне один из них, все радости и утехи мирской жизни не выходят у него из головы даже после 15 лет пребывания в монастыре.

    Потом я уехал домой на похороны матери, не вернулся в монастырь. Далее отъезд в столицу, женитьба по любви на дочери чиновника. Он помог мне устроиться на работу, на которой я долго не удержался, так как стал бороться со взяточниками. К тому времени у меня родился сын, и я был счастлив, однако идеи о справедливости не давали мне покоя. И на следующей работе, на фабрике, где я занимался начислением зарплаты и знал всё об обмане рабочих. Принял участие в организации смуты и был осуждён на два года, загремел в Сибирь. Там, в Сибири, мне стали известны многие судьбы, и я смог увидеть и познать людей в тяжёлых условиях выживания.

     Жена меня бросила, рухнула моя очередная иллюзия. После я вернулся сюда, домой, и находился ещё два года под негласным надзором полиции.
     Наконец пришло время, и я побывал в монастыре, хотел навестить моего старца. Мне передали записку, которую старец оставил мне перед уходом в лучший мир. Она всегда при мне, и я её вам зачитаю.

  "Сын мой, Илларион, я знал, что отправляя тебя в мир, я обрекаю неокрепшую душу твою на бесчисленные страдания. Прости меня, сын мой. Также я знал, что ты принадлежишь к тем, кого неудачи и душевные муки делают зрелыми.

    Спаси и сохрани тебя, Господи!"               

           Никодим,  27.04.1887 г.

  На глазах батюшки появились слёзы и он продолжил:
- Пришло время, когда я стал вспоминать слова старца.  Теперь они приобрели для меня реальный смысл, и в своих воспоминаниях я пересмотрел отношения с людьми, которые влияли на меня, ограничивая мою свободу.

    Только те, кто любили меня: родители и старец Никодим, делали мне добро от сердца, все другие, даже, если они делали добро, то этим принуждали меня либо
что-то сделать для них,  либо жить в состоянии постоянного долгового обязательства.
 
     К сожалению, основа всех отношений между людьми - это сделка. Это легко установить даже между братьями. К примеру, Фёдор, готов ли ты продать дом и все деньги заплатить, чтобы выручить брата, попавшего в плен к бандитам, когда знаешь что, в противном случае, он будет убит?
Илларион внимательно посмотрел в глаза Фёдору. Тот глубоко задумался.
- Если хочешь определить, - продолжил он, - своё истинное отношение к брату, то определи размер суммы, которую готов пожертвовать во его спасение. Это одна из причин, когда богатство иногда причиняет душевную боль. Про братьев есть такая притча

Два брата в пустыне умирали от жажды. Из последних сил поддерживая друг друга, падая и поднимаясь, oни продвигались вперёд, теряя остатки надежды.
      Неожиданно братья увидели кувшин. На нём была надпись: "Кто откроет кувшин, тот сможет выпить глоток волшебной воды и добраться до селения. Делить нельзя, иначе вода теряет волшебную силу".
 - Что делать? - спросил младший, - если один из нас вернётся домой, что он скажет родителям?
 - Всю ночь они не могли найти решения, а утром, когда неумолимое солнце стало испепелять их своими лучами, старший брат сказал младшему:
 - Открой кувшин. Двоим гибнуть нет смысла.
      Младший выпил воду, почувствовал силу, но отказался идти один, и они продолжили путь вместе. Ему было нелегко. Старший только передвигал ноги, обняв брата и повиснув на нём.  Когда младший брат больше не мог идти  из-за смертельной усталости, наступила ночь. Утром он увидел впереди селение. Так братья остались живы.
    Никакое решение без любви не может быть хорошим.
 
 - Объясни мне, батюшка, неужели нет другого пути к Богу в мирской жизни, как только испытывать страдания от своей честности, искренности, доброты и уважения к бедным и униженным?
 - Здесь главным является способность чувствовать и сопереживать боли другого. Если этого нет, то серьёзный путь к Богу невозможен. Печально, но человек в противном случае запихивает плотно обиды в мешок, накапливает их и носит этот тяжёлый груз на себе, вместо того, чтобы попытаться честно выяснить отношения. Такие люди, обычно, успешны в делах, закрыты, не входят с другими в искренние доверительные отношения. У них может быть много слуг, но нет друзей и преданных близких.
    С другой стороны, помогать людям это радость, если она не от жалости и превосходства, а от единства, уважения и сопереживания.

Один из грехов, убивающих радость немедленно, — гневные претензии к Богу и к людям.  Никакие перемены не могут  помочь, просто человек, который раньше ворчал на одолевшую его бедность, будет в богатстве также ворчать на своё обжорство и огромное брюхо. Радость невозможна без смиренного и благодарного сердца, без следования заповедям.
     Богатство и, связанное с ним отсутствие сострадания, ведёт к соблазнам получать удовольствия от изысканной еды, вина, блудливой жизни, что приводит к потере здоровья и к ранней ворчливой старости.
 
  Илларион задумался, отпил чаю и сказал:
- Запомните эти мои слова,  когда-нибудь, в нужный момент они всплывут в вашей памяти и помогут.
     Наступила тишина, и некоторое время все сидели молча.

- Я решил,- сказал Иван, первым нарушая паузу - что поеду с бригадой строить дома в Архангельск, а там видно будет. У меня мало опыта жизни, и все мысли о женщинах и других радостях жизни не дадут мне покоя в монастыре. А если я буду счастлив в семье, то, тем более, меня в монастырь не потянет. Получается, только несчастья в жизни гонят людей в монастыри?
- В большинстве случаев это так, - сказал Илларион, - и ещё людей гонит страх смерти, желание спастись. Бог даёт людям надежду через святых, которых ничтожно мало. Святые дают нам пример  того, что уподобиться Богу и пережить единение с Ним возможно. Правда, старец сказал, что тем, кому суждено стать святыми, слышат зов Бога с малолетства, и их тянет в церковь, в намоленные места.
     Понимаешь, Иван, люди привыкли всё то, что необходимо, находить в миру, снаружи, и Бога ищут там же, в церкви, или на небе. А на самом деле Бог бесконечен, и он везде. Старец говорил, что Бог находится, перед дверью в сердце, и как только оно очистится от гордыни, жадности, гнева, похоти, зависти, то Бог тут же займёт их место в сердце. И будет помогать в любой ситуации.
     Этот визит оказался не последним, отъезд Ивана отложился на несколько дней, и в присутствии Ольги Илларион, как бы продолжая предыдущую беседу о Божественной помощи рассказал следующую притчу.
- Послушайте поучительную историю, сказал он, с любовью глядя на Ивана. -Одного монаха послали в Иерусалим с важным письмом в Русское подворье к патриарху Кириллу. На корабле монах заметил, что за ним следит один старичок, а на постоялом дворе, где он должен был переночевать, монаху выделили комнату на двоих с этим человеком. Жара стояла невыносимая, надо было купаться, и возникла проблема: куда спрятать пакет. Утром прибыл посланный патриархом человек, чтобы отвезти монаха в Иерусалим. Прощаясь с соседом и отвечая на его вопрос:
- Как найти Бога? - монах заметил:
- Нет ничего ближе в мире, чем Бог, - подошёл к сумке соседа и вытащил на глазах у изумлённого шпиона из его сумки пакет. Пожелав соседу стать на путь истинный, откланялся.

- Батюшка Илларион, что тебе поведал старец о том, как он встретил Бога?
- Никодим очень рано стал монахом и страстно хотел познать Бога, молился день и ночь, постился, но время шло, а Бог, как бы, не слышал его молитвы. Тогда он обратился к своему наставнику, который провёл семь лет в лесу в землянке, в беспрерывной молитве, с просьбой благословить его на такое же подвижничество.  Получив благословение и указание, как найти это, намоленное не одним монахом место, тронулся в путь.
      После трёх дней пути Никодим нашёл эту землянку и начал в ней свою новую жизнь.  Всё время уходило у него на трудности выживания в полном одиночестве в лесу, но монах не прекращал читать молитву «Господи, прости мя грешного», не останавливаясь, чтобы ни делал. Постепенно молитва стала произноситься непрерывно, без всяких усилий. Так прошло пять лет его затворничества. Со временем стали исчезать мысли о прошлом и будущем, о том, как сделать что-то лучше, он как бы слился с окружающей природой и стал её частью. Общался со всеми живыми существами без слов, и они понимали его. Никодим ощущал полное доверие и любовь к Богу. Тепло стало на душе, Бог не забыл его. А однажды вышел он летом к реке посмотреть на закат, душу порадовать, смотрит: нет ни реки, ни солнца, ни деревьев, ни облаков, и сам он уже не отделён от этой божественной картины. Тогда и понял, что всё это - Бог, как и говорил наставник, когда напутствовал его:
- Сын мой, придёт время, и ты не будешь искать Бога снаружи, ибо ты ни чем не отделён от него, всё его творение и есть Бог, и нет места, где бы его не было.

  Старец Никоим говорил мне, что никогда ранее не испытывал такого блаженства, переполняющего сердце любовью и долго тогда до слёз благодарил Бога. Некоторое время спустя было видение, почувствовал он, что зовёт его наставник, хочет проститься.
    Когда Никодим вернулся в монастырь, то застал его живым, а что было дальше, я расскажу в следующий раз.

- Батюшка Илларион, скажите мне, как вы видите жизнь обычного человека на примере  таких, как я.
 - Хорошо, я попытаюсь, но учти, что это будет очень общая картина, а не руководство.
  Образно говоря, каждый человек следует по своей единственной и неповторимой тропинке жизни. Сначала это протоптанная тропинка родителей, потом, по мере взросления, он всё чаще удаляется от родителей, набирая свой опыт и получая первые болезненные удары судьбы. Желание уйти от ограничений, навязываемых родителями, бросает его в свободное плавание, где часто ветер не попутный, штормы
и бури. С этого момента он начинает обращаться к Богу, в котором видит отца и надеется, что Бог его выручит, в трудную минуту избавит от страданий. Но есть существенное отличие между Богом и отцом. Бог сам даёт испытания и его любовь направлена не к телу, а к душе, которой человек по сути и является, в то время как родительская забота направлена на тело. Поэтому просьбы и молитвы к Богу избавить от бедности, болезней и облегчить немощную старость, остаются без ответа.
Как правило, большинство верующих это не понимает и ищет спасения в миру, где главным способом обрести блага можно только обманывая и присваивая труд других, всегда нарушая заповеди. Так устроено общество. Те, кто способен чувствовать боль человеческую, занимаются благотворительностью, ходят в церковь, получают отпущение грехов, однако, это только снижает чувство вины перед людьми, но так или иначе, закрывает путь к Богу. Торговля с Богом ни к чему не приводит. Люди наделяют Бога человеческими свойствами и начинают с  ним вступать в разговор, не понимая, что Бог бесконечен, вездесущ и не может быть представлен ни словами, ни образом и, самое главное, что ОН воспринимает только язык чувств. На сильную Любовь ОН отвечает Любовью, а бездушные молитвы без веры остаются без ответа.
Каков твой путь никто не знает, даже ты сам. Ставки высоки, но и велики жертвы во имя спасения. Обмануть можно только самого себя, ибо обман другого происходит при главном свидетеле - душе человека, которая ИСКРА БОЖЬЯ.

- Почему люди воруют, обманывают, вынуждают давать взятки, и это невозможно изжить?
- Понимаешь, Иван, мы отличаемся от животных, которые хотят иметь много пищи, размножиться, захватить возможно большую часть пространства, только лицемерием и самообманом. Люди хотят иметь максимально жирную и безопасную жизнь в условиях, когда существуют законы, ограничивающие их неуёмные аппетиты. Поскольку каждый, в том числе и те, кто должны следить за их выполнением тоже обладают животными инстинктами, то мы имеем такую картину, какая существует.
Кроме того, за каждым полицейского не поставишь. Если мы образно представим
себе пирамиду, на вершине которой  находятся несколько святых, то, спускаясь всё ниже, людей становится всё больше, и уровень влияния животных инстинктов на них возрастает. Низ пирамиды - это люди страсти, грешные мысли которых не дают им покоя. Если такого человека оставить наедине с жертвой, и он в этой ситуации вдруг понимает, что не будет пойман, то этот грешник не может избежать соблазна применить любую форму насилия. Такие люди, если обладают большими деньгами и властью, становятся не подвластными закону.
   Церковь пытается воздействовать на грешников тем же методом, пугая грешников неотвратимостью Страшного Суда, но тут же давая лазейку, что можно всегда покаяться, что Бог его любит  и ждёт возвращения. Что касается богатых, то давая деньги на нужды церкви, они постоянно  находятся в состоянии отпущения грехов.
- Тогда откуда берутся святые и добрые люди? - спросил Иван.
- Старец говорил, что мир полон бесконечного разнообразия и в этом его красота.  Стремление выжить, присущее каждому существу, от букашки до человека, создает движение, борьбу, и это и есть основа жизни. Без этого здесь на земле было бы сонное царство - родился, поел, поспал, поел, поспал и тебя съели, или, как часто бывает у
человека, либо убили, или заболел и умер.
Основная часть населения, образно говоря, хочет одновременно сидеть на коленях Бога и Сатаны. Сатана, как известно, всегда прикидывается ангелом, что очень всё упрощает. К Богу люди начинают путь завтра, которое, как правило, наступает только при страшных страданиях, причём  временно, а также за два часа до смерти окончательно.
 
- Как мне узнать, батюшка, хватит ли мне жизни, чтобы обрести спасение, познать Бога?
 - На этот вопрос тебе придётся ответить самому, и для этого необходимы воля, желание,  мужество, но заложены ли они в тебе Богом в достаточной мере, или нет, я не знаю. Ты, как это странно не звучит, должен сначала в полной тишине встретиться  с самим  собой и узнать, какие заповеди ты нарушал по жизни. Потом, когда ты сможешь ответить себе честно на все вопросы, тебе предстоит долгая жизнь, когда ты будешь пытаться становиться всё более честным и открытым. Выполняя заповеди,
познавая много боли, ты научишься принимать жизнь такой, какая она есть. Если тебе удастся измениться до этого состояния, то ты сможешь встретиться с другими полностью открытыми и впервые познаешь другого как самого себя.  После этого перед тобой откроется прямая дорога к Богу. Однако ты не думай, что жизнь в миру для тебя, при стремлении к богатству и власти будет легче. Разница особо заметна в конце жизни, когда при приближении смерти богатый живёт в страхе за свои грехи, и богатство, которое приобрёл на рабском труде и обмане. Знает о том, что близкие желают эти деньги поделить как можно быстрее и молятся, чтобы Бог его прибрал. Последние годы такой человек живёт никому не нужный среди улыбающихся и ненавидящих его слуг, и ему постоянно кажется, что его хотят убить.
 
  Значит, я должен полностью отречься от мира? - спросил Иван. На что батюшка улыбнулся и ответил:
- Не беспокойся, - если твоя жизнь действительно будет посвящена Богу, мир сам отречется от тебя.

- Батюшка Илларион, после каждой встречи с вами я записываю всё, что услышал от вас и хотел бы, чтобы вы проверили мои записи, и если есть то, что я не готов сейчас понять или в это поверить, дописали бы мне, насколько можно, подробно. Конечно, мне придётся ещё во многом разобраться в том, что я услышал от вас, но моя тетрадь будет всегда со мной, а пути Господни неисповедимы.
     Вы не представляете как я вам благодарен!
  Иван отдал батюшке тетрадь и тот обнял Ивана и сказал: - Чувствую в тебе силу духа и благословляю  тебя на духовный подвиг.

Братья проводили Иллариона до его дома и тепло с ним попрощались.

В рассказе использованы притчи и мудрость Востока, часть их сокращена или использовалась только общая идея.