Зачем тебе жена-повар?

Петр Панасейко
             Василий Василюк вернулся в родное село после двухгодичной службы в армии. До призыва  успел поработать учеником в  кузнице. Собирался сразу же устроиться туда вновь, немного отдохнув. Однако планы были нарушены.

              В селе, на центральной его улице, начиналось строительство столовой, набирали рабочих. Узнав, что в армии бывший солдат служил каменщиком в «стройбате», пригласили и Василия. Его невеста Галя возражала, но помешать решению жениха не могла. Там обещали «большие деньги» по сравнению с колхозными «копейками». Построить и сдать столовую должны были к 50-летнему юбилею Великого Октября. Сроки получались  сжатыми.

            Бывший солдат стал «пропадать» днями на стройке, забывая встречаться с невестой. Та не выдержала, нашла себе нового жениха, из семьи переселенцев.Вышла за него замуж.

            Столовую к указанному сроку построили. Открыли как раз седьмому ноября в праздничный день. На открытие объекта пригласили кроме сельского и колхозного начальства, и строителей. Попал туда и Василий. Был устроен по такому случаю бесплатный обед. Коньяк на столах тоже оказался «на халяву». Многие этим обстоятельством воспользовались, как говорится, по полной программе. Не удержался и  Василюк. Когда подошло время идти с банкета домой, подняться самостоятельно  не смог. Начальство давно уже заведение покинуло. Оставались только строители, которых ещё не успели забрать домой их жёны или невесты.

          Оставшись за столом один, он наклонил голову и уснул. Повара стали собирать со столов посуду. Одна из них пыталась разбудить строителя, но не смогла.
          - Не трогай его, Вероника, пусть поспит пока, - пожалела спящего  Лидия, старший повар, - помоем посуду, разбудим.
          -  А кто домой его поведёт, ты?- улыбаясь, спросила Вероника.- Мне нельзя, меня муж дома ждёт.
          - Надо будет – поведу.
          - То-то я смотрю, ты, Лида, с него глаз не сводила во время торжества. Что же ты с ним танцевать не пошла?
          - Потому что не пригласил.
          - Ну теперь он, конечно, тебя пригласит и спать рядом положит, если дотащишь его до дома. Знаешь, где он живёт?
          - На окраине села.

           Столы  убрали, рабочий день у поваров закончился и они стали расходится по домам.
          - Помоги мне, Вероника, вывести его на улицу, - попросила Лида, - пусть проветрится.
         
           Подруги вывели Василия из столовой и посадили на скамейку.
          - Ну всё, больше я тебя помочь не могу, - сказала подруга, - я побежала к мужу. Тебе могу дать совет: оставь его на скамейке,  сходи  в тот дом и попроси хозяина отвезти этого алкоголика домой, а сама иди тоже. Зачем тебе муж-алкоголик?
          
          Хозяин указанного дома в просьбе отказал. За это время строитель начал приходить немного в себя. Сказался свежий прохладный воздух и «колючий» ветерок.
           - Проснулся, алкоголик? - похлопала дружески по плечу повар.- Сам не дойдёшь, пойдём отведу тебя домой к маме.
           - Не хочу к маме, она меня в угол поставит как в детстве.
           - Тогда пойдём ко мне, мой дом рядом.
           - Согласен.
          
          Домой Василий вернулся на следующий день под вечер. В те времена, как известно, День Октябрьской революции праздновали два дня. Село отдыхало, правда, не в полном составе: коровам трудно объяснять, что  Зимний дворец за несколько часов взяли, а празднуют это событие нынче целых два дня. Их надо доить вовремя.
         
          - Вася, ты где пропадал ночью и сегодня весь день?- спросила мама, едва сын переступил порог отчего дома.
          - У невесты. Женюсь, мама.
          - Какой ещё невесты. Насколько я знаю, Галя пока разводится с мужем не собирается. Эх, и дурачок ты, сынок, такую девушку упустил.
          - Ничего, мама, не переживай, Лида – не хуже.
          - Какая ещё Лида? Не дочка ли Ивана Орлова, окончившая недавно кулинарное училище?
          - Она самая?
          - Зачем тебе, Вася, жена-повар? В семье-то это прекрасно, но для работы - плохо.
            Ей же едва исполнилось 18 лет, во-вторых, все повара со временем становятся пьяницами. И тебя  втянет в пьянку. Опомнись, сынок, и дай ей хорошего «пинка».
           - Не получится, мама, я с ней «переспал».
           - Это ничего ещё не значит, может обойдётся.
            На том диалог между мамой и сыном закончился.
          
            Слова мамы не сбылись: не «обошлось». Пришлось играть свадьбу как и положено по сельским обычаям. В установленное время в семье Василюк родился ребёнок. По началу всё было прекрасно. Родители в Коле «души не чаяли». Но шло время, сын рос. Мама вернулась поваром в столовою, папа - к своей  профессии кузнеца.

           Когда Коле исполнилось семь лет, его всем двором проводили первый раз в первый класс. Бабушка к тому времени стала пенсионеркой, воспитывала внука, поскольку его папа пропадал днями в своей кузнице, приходил домой уставший, чумазый и до воспитания сына руки не доходили. Мама также стала «задерживаться» часто на работе, приходила домой в отличие от папы «навеселе». На вопросы отвечала: « А что я могу сделать, если нас «угощают» посетители, устраивающие свадьбы, дни рождения, поминки?». Опасения мамы Василия стали сбываться: жена-повар  становилась постепенно алкоголичкой. У мамы не выдержало сердце. Через полгода похоронили и её мужа.

         Ещё через год Лидию  лишили родительских прав. Не сбылось предсказание мамы только в отношении сына Василия: пить он совсем перестал. Тот случай в столовой являлся единственным непростительным. Вскоре его жена совсем ушла из дома к соседу-алкоголику. Пришлось подать на развод. Суд иск удовлетворил, поскольку сын Коля уже находился на воспитании отца. Отныне папа работал в кузнице только в рабочее время: никаких сверхурочных и работ по выходным дням не стало. В свободное для них  с Колей время гуляли по селу, присматриваясь к возможным кандидаткам на место мамы для сына. Прогулки увенчались успехом.

        Василий повторно женился на своей ровеснице с ребёнком на руках. Та была вдовой. Её муж по пьянке утонул в озере. Его родители в этом обвинили сноху, которой ничего не оставалась делать, как переехать в соседнее село, в котором она нашла своё счастье:  Василий даже пива никогда в рот не брал. Ради сына.

13.08.2016 г.

Фото из Интернета