ч. 224 Жертва выражения

Сергей Владимирович Жуков
§224. Жертва выражения

                "Все - только в языке - находит выраженье.
                В нем - жизни торжество, в нем - смерти пораженье!"
                Андреас Грифиус.

   Выражение - понятие, введенное Лейбницем и указывающее на способ и средства, благодаря которым раскрывается то, что происходит в душе.
Выражения, соответственно, могут быть потребными и непотребными, то есть обязательными и нелишними.
Однако если хамскую речь мы примем за «непотребство», то поэтический слог сверхпотребен.

   Меж тем все чаще слышится призыв: «Не выражайтесь!» Неужели это означает, что почти каждое выражение в наши времена «непотребно»?
Действительно, так ли необходимо выражение? Как художественное творчество, так и некоторые виды преступлений служат противоположными видами самовыражения, зависящими от душевной предрасположенности человека либо к возвышенному, либо к низменному.
Самовыражение предполагает выделение, выступление и даже выход. Это всегда заметное действие, а жертва непременно видна, представлена. Даже тайная жертва рано или поздно становится явной.
Истинная жертва всегда видна Всевышнему. Итак, жертва вольно или невольно подчинена выражению. Именно выражение ограничивает ее, ставя в определенную зависимость. Конечно, так или иначе все в этом мире выражено, иначе мы бы не наблюдали ничего.
Воплощение духа есть его выражение. Сама сущность и приложение жертвы зависят от степени выражения - ярко или тускло, плоско или объемно, кратко или полно являет себя она. Выражение бывает и радостным и мучительным одновременно.
Эти же противоречивые чувства чаще всего составляют жертвенный порыв.
Не только сам выдающийся человек страдает от самовыражения, но в присутствии ярко выраженного типа ущербные или стесненные особи испытывают явное неудобство.
Славянам необходимо выражение, производимое посредством речи или языка культуры, основанного на народной основе.

   Великая русская литература 19-го и 20-го веков вызывала восхищение не только у соплеменников и современников, но и у потомков и иноземцев.
Великий германский писатель Томас Манн определил русскую литературу как «святая».
Влияние русской литературы как самой мощной из Славянских словесностей испытали многие писатели Востока, в-частности, такие крупные как японский прозаик Акутагава Рюноскэ и китайский мастер рассказа Лу Синь.
Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев и Н.С.Лесков, И.А.Гончаров, Н.В.Гоголь и многие другие мастера прозы и поэзии едва ли не в самой полной мере выразили жертвенное содержание Славянской души.
Особо следует отметить великого писателя русской земли Николая Семеновича Лескова, который придавал, а вернее выявлял жертвенную сущность русского человека.

   Крупнейший русский писатель 20-го века А.М.Горький так определил творчество даровитого уроженца Орловщины: «Основная черта его героев - самопожертвование, но жертвуют они собой ради какой-либо правды или идеи не из соображений идейных, а бессознательно, потому что их тянет к правде, к жертве».
Жертвенную суть Славянского характера выражали и писатели Советской России.
Например, В.Шишков в своей эпопее «Емельян Пугачев» и С.Н. Сергеев-Ценский в художественной панораме «Севастопольская страда» дали вдохновенные образы подвижников, боровшихся за свободу России.
Вернувшийся в Советскую Россию А.Н.Толстой создал великие романы «Пётр 1» и «Хождение по мукам».
Пусть либералы упрекают писателей середины 20-го века с следовании канонов социалистического реализма, но партийность литературы служила одной партии - партии взращивания нравственности.
В любом случае уважения достойно то, что на страницах художественных произведений никогда не было матерной брани, которая считалась нецензурной.