ч. 220 Дорожная жертва

Сергей Владимирович Жуков
                §220. Дорожная жертва
                «Эх, дороги, пыль да туман,
                Холода, тревоги, да степной бурьян…»
                Лев Ошанин
В древней китайской книге песен Ши Цзин говорится: « Жертву приносит Чжун духам дороги» 
Значит, дорога как пассивное средство передвижения тоже требует немалых жертв и даже целых гекатомб.
Дорога. Стоит изменить ударение и послышится «дорога». Дорога отнимает время, понуждая человека стремиться куда-то, а, тем не менее, согласно утверждению старого китайского учителя Лао-Цзы, Дао /в упрощенном переводе путь - повсюду и всегда предстоит человеку/.
Есть Дао Божественное, небесное и человеческое. Приземленная конкретность, к сожалению, становящаяся обыденностью, - каждый год на земных дорогах погибают тысячи людей. В России их число составляет 34 тысячи.
Даже само строительство дорог и, в-частности, прямой как линейка Николая 1-го, железной дороги «Москва - Санкт – Петербург», пожрало множество жертв.
- А по бокам-то все косточки русские. Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты? - горестно вопрошает герой поэмы Н.А.Некрасова «Железная дорога».
Прошедший сталинские лагеря поэт Валентин Кузнецов высказал пожелание молодому поэту: «А надо б шпалой лечь…»
И ложились. На костях заключенных построены магистрали Котлас - Воркута, Норильск – Дудинка и та легендарная, растворившаяся в мареве тундры линия Салехард - Норильск.
Эти пути сообщения воздвигались в тяжелейших условиях Севера и Сибири, но это было крайне необходимо для обороны страны.
Порою неухоженность дорог выручала Россию в ожесточенной борьбе с агрессором. «Великая армия», озданная Наполеоном Бонапартом, заключавшая в себе агрессивную силу Запада, предстала жертвой старой Смоленской дороги, по которой была вынуждена отступать из Москвы.
Однако спустя несколько десятков лет острая нехватка железных дорог отчасти привела Россию к поражению в Крымской войне. Несмотря на высочайшее мужество Славянских воинов, им все же катастрофически не хватало боеприпасов.
Стоит прислушаться к мнению человека, по-прежнему пользующимся уважением среди людей Востока, к которым нужно относить и Восточных Славян.
Ленин в одном из главных своих трудов говорил: «Постройка железных дорог кажется простым, естественным, демократическим, культурным, цивилизаторским предприятием: такова она в глазах буржуазных профессоров, которым платят за подкрашивание капиталистического рабства, и в глазах мелкобуржуазных филистеров. На деле капиталистические нити, тысячами сетей связывающие эти предприятия с частной собственностью на средства производства вообще, превратили эту постройку в орудие угнетения миллиарда людей /колонии плюс полуколонии/, т.е. больше половины населения земли в зависимых странах и наемных рабов капитала в «цивилизованных странах».
В среде демократов бытует изречение: « В России две беды: дураки и дороги». Да, пути передвижения у нас зачастую уступают по комфортности сабвеям и хайвэям Запада, но вот парадокс - чем хуже по состоянию покрытия наши «автотракты», тем больше бьется на них техники; чем лучше «шляхи», тем скорее разбивается водитель и «давится» пешеход.
Конечно, дороги необходимы, но все же они не должны быть скоростными. Огромные средства тратятся на сооружение железнодорожных ускорителей, пролагаемых среди почти полупустынных в смысле населения пространств Северо-Восточной России, а также ее центра.
И все же надо присоединиться к восхищению поэта Станислава Куняева перед Родиной, выраженном строками: «И столько дорог разметала от Бреста и до Колымы».
Действительно, мало что в мире может сравниться с дорожным строительством россиян по протяженности трасс и сложности рельефа, а также тяжести климатических условий в местах их возведения.
Ведь хваленые дороги Северной Америки в основном возведены в районах, лежащих к югу от 50-й параллели, то есть в местах с устойчивым мягким климатом.
Русские же транспортные артерии проложены на пространстве между 50-й и 79-й широтами, то есть в краях, подверженных резким перепадам температур.
К тому же большая часть Сибири расположена над вечной мерзлотой, строительство на которой сопряжено с неимоверными трудностями, неведомыми американцам.
Поистине величайшим подвигом было сооружение Транссибирской магистрали, начатое в 1883 и законченное в 1916.
Особенно трудным было преодоление вечной мерзлоты в Забайкалье и Амурской области.
Через Иртыш, Обь, Енисей, Амур и другие реки Сибири были переброшены мосты, явившиеся образцами инженерного искусства.
Несмотря на то, что через великий поток Енисея в начале 21-го века был проложен новый путепровод, старый так и не решаются разобрать, ибо он предстаёт памятником.
Около четырёх лет продлилось строительство Кругобайкальской железной дороги, в составе которой 40 тоннелей, десятки мостов, галерей и полок.
При Советской власти были построены магистрали «Абакан-Тайшет», БАМ, Турксиб, Целинная дорога.
В 2010-м году в Германии, а также прочей Европе разразилась настоящая русская зима с морозами и обильными снегами. И что же?
Хвалёные автобаны стали рассыпаться на протяжении тысяч километров. Убытки исчисляются миллиардами «евро». Это доказывает несостоятельность упрёков либералов в отсталости Советской России.
В августе 2010 года состоялось открытие государственной трассы «Амур», проложенной в труднейших условиях от Читы до Хабаровска.
Трассу, построенную во Владивостоке специально к саммиту АТЭС и обошедшуюся налогоплательщикам в 29 млрд. рублей, просто смыло дождем. И нет, это было не цунами, не землетрясение, и даже не гроза с градом, а самый обычный, безобидный дождик, коих в этом регионе с муссонным климатом бывает множество.
То, что дорога была построена под патронажем партии "Единая Россия", многое проясняет в этой таинственной истории. Наверно, чиновники, ответственные за строительство, в лучших традициях вышеупомянутой партии, решили не мелочиться и «увели» все выделенные деньги, ну а дорогу, судя по всему, кое-как слепили, видимо, из коровьего навоза вперемешку с песком. По-другому объяснить фантастическую хрупкость трассы как-то не получается.
На дороги с 2002 по 2010 год было потрачено 3,2 триллиона рублей. Конечно, пути сообщения необходимо строить. Это необходимое условие сущестования государства. До 2020 года обещано проложить 18 тыс.км. транспортных путей.
Дороги, при всей их полезности, наносят немалый ущерб экологии.
Общая длина проезжих дорог в США – 6,2 миллиона километров, они покрывают один процент территории, что соответствует площади штата Южная Каролина/ почти вдвое больше Московской области/. Но отрицательное воздействие дорог на экологическое состояние местности простирается на гораздо большую территорию.
Основываясь на данных исследований, проведенных в Голландии и штате Массучусетс/ США/, Ричард Форман из Гарвардского университета рассчитал, что дорога, по которой через лес в день проезжает 10 тысяч автомобилей, распространяет свое отрицательное воздействие на полосу шириной 305 метров.  Это шум, пыль, загрязненный воздух, иногда – и мусор, и семена растений, чужеродных для данной местности, зимой – стоки соленой воды.
В результате вредное влияние дорог распространяется на одну пятую всей территории США.