Добродел

Татьяна Виноградова Мединская
  – Ребята, – сказала Тамара Андреевна, – следующая неделя у нас будет посвящена добрым делам. – Вы все должны будете  делать только добрые дела, а потом каждый из вас расскажет, какое доброе дело вы сделали.
– А какие добрые дела можно делать? – спросил Аким.
– Любые, которые вам по силам: помочь донести сумку пожилому человеку или перевести через дорогу, сходить в аптеку за лекарствами, если кто-то болен, – объяснила Тамара Андреевна. – А ещё будет лучше, если добрые дела вы будете делать каждый день, и другим польза будет, и вам приятно.
– Ну, это легко, – сказал Ваня. – Я вот вчера уже сделал  доброе дело. Бабушка одна во дворе со своим внуком гуляла, и всё время его уговаривала: – съешь пряничек, съешь пряничек. А он не ест и всё тут. Ну, я и помог ему, съел пряник, только бабушке это почему-то  не понравилось. Она даже рассердилась на меня, пальцем погрозила. А внучок-то её был рад радёшенек, улыбался во весь рот. Вот и получается, мне приятно, а ребёнку  польза, не надо пряник есть.
– Какая же ему польза от этого? – сказала Лариса, – ты ж его пряник съел.
– Так он же не хотел его есть, а я помог, – настаивал на своём Ваня. – Жалко, что у бабушки был только один пряник, я бы ещё помог.
– Хорошо же ты помог,  мальчишку без пряника  оставил, – подхватила разговор Алина.
   Тамара Андреевна слушала разговор ребят и улыбалась. Дискуссия получилась интересная, бурно обсуждалось, хорошо ли поступил Ваня и можно ли считать его поступок правильным.
– Ну, что ребята, как вы считаете, можно ли считать поступок Вани добрым делом? – задала вопрос ребятам Тамара Андреевна, когда ребята все высказались.
– Нет,  – хором ответили ребята, и Тамара Андреевна с ними согласилась.
   Ваня  обиделся на ребят  и сидел за партой, не поднимая головы.
– Ладно, – думал он, –  вы ещё узнаете обо мне. – Я совершу столько добрых дел, что вы все ещё завидовать мне будете.
   Все оставшиеся  время до конца уроков  Ваня думал о том, какие добрые дела он сделает. Например, спасёт от злой собаки маленькую девочку или  съест её мороженное, чтоб у неё горло не заболело. При мысли об этом лицо Вани расплылось в счастливой улыбке.
     И по дороге домой он тоже думал о добрых делах. Под ноги ему упал мяч, вылетевший за сетку, огораживающую спортивную площадку, и тут же раздался голос:
– Мальчик, брось нам, пожалуйста, обратно мяч.
 – Вот ещё, – сказал Ваня, – некогда мне, – и, ударив ногой по  мячу, пошёл дальше.
– Странные люди, неужели не видно, что человек идёт, думает, решает какие добрые дела совершить, а они ко мне со своим мячом пристают, – вслух возмущался Ваня, продолжая свой путь.
   Подойдя к дому, увидел женщину с коляской, одно колесо отвалилось и укатилось в кусты. Женщина растерянно смотрела то на коляску, то на кусты, откуда виднелось злополучно укатившееся колесо, то по сторонам в ожидании помощи.
– Мальчик, помоги  пожалуйста из кустов колесо достать, а то я коляску не могу отпустить, упадёт ещё, – обратилась женщина к Ване за помощью.
– Некогда мне, – сказал Ваня, – я тороплюсь делать добрые слова, – и пошёл себе дальше.
    Он ушёл, а женщина всё продолжала удивлённо смотреть ему в след, потом вздохнула и покачала головой.
   Весь оставшийся день и вечер Ваня только и делал, что думал.
– Сынок, – спросила его мама, – что-то ты сегодня задумчивый, тихий?  Не заболел ли?
– Ничего я  не заболел, – ответил сердито Ваня.
– Я просто думаю, какое бы доброе дело сделать.
– Так может, ты мусор вынесешь, вот и будет доброе дело, – предложила мама.
– Какое же это доброе дело, если о нём только ты будешь знать, – удивился Ваня. – Надо такое дело сделать, чтобы все о нём узнали.
– А разве добрые дела делают для этого?
 – огорчённо спросила мама. – Их делают, чтобы помочь кому-то в трудную минуту.
– Вот ещё! – надулся Ваня и отвернулся.
    Утром Ваня проснулся с твёрдым намереньем совершать добрые дела. В первую очередь он решил помочь одинокому соседу, дяде Мише. Нажав на дверной звонок,  стал ждать, когда ему откроют. Не прошло и нескольких секунд, как дверь открылась, и на пороге появился дядя Миша, опираясь на палку.
– А, Ванюша, проходи, проходи, – гостеприимно распахнул перед ним двери сосед.
Ваня прошёл в прихожую и слегка замялся, потом осмелел и сказал:
– Я, дядя Миша к вам по делу пришёл.
– По какому же делу, говори, я тебя внимательно слушаю, – сказал дядя Миша и приготовился слушать.
– Я это, вот по какому делу, – сказал Ваня, – хочу сделать для вас доброе дело, то есть помочь. – Ну, там, в аптеку сходить или в магазин, а может ещё чего вам надо.
– Да нет, спасибо, – сказал дядя Миша, – мне ничего не надо. – Давай лучше чай пить, проходи на кухню.
Ваня прошёл на кухню и по-хозяйски оглядел её.
– А что это у вас вода с крана капает, нехорошо, соседей затопите, – сказал Ваня. – Надо бы подкрутить.
– Да я уже и инструмент подготовил, хотел подкрутить, да ты пришёл, – сказал дядя Миша.
– Ты пока посиди, а я в кладовую схожу, там у меня варенье малиновое есть, сейчас принесу.
     Дядя Миша пошёл в кладовую за вареньем, прихрамывая и тяжело опираясь на палку. Хромал он уже давно, попал в автокатастрофу и чуть совсем не потерял ногу.
     Ваня смотрел на кран, наблюдая, как капает вода, потом хлопнул себя по лбу ладонью. Оглянувшись, не смотрит ли дядя Миша, схватил разводной ключ и стал закручивать затяжной болт на кране. Болт никак не поддавался, и  не хотел закручиваться.
      Тогда Ваня пододвинул стул и, встав на него, со всей силы надавил на ключ ногой. Болт немного сдвинулся с места, потом что-то хрустнуло, и из крана во все стороны полилась  вода. Ваня испугался и выскочил в прихожую, потом за дверь и был таков. Захлопнув за собой дверь в  квартиру, стал наблюдать в глазок, как выскочил из дверей дядя Миша и грозил палкой,  и что-то возмущённо говорил, от страха он не понял что, видимо ругался.       Потом приехала аварийная служба, потом дядя Миша долго звонил и стучал к ним в дверь.
   Ваня стоял за дверями, делая вид, что дома никого нет,  и боялся пошевелиться. Дядя Миша уже ушёл, а Ваня всё стоял и стоял. – Что теперь будет? – думал он. – А если родители обо всём узнают?
   Немного подождав и успокоившись, Ваня решил пойти на улицу, чтоб совершать добрые дела.     Первым делом он направился к дороге, решил перевести кого-нибудь через пешеходную дорожку. У дороги стояла старушка с сумкой и тяжело дышала.
– Наверно волнуется, переживает, боится через дорогу переходить, – подумал Ваня. – Надо старушке обязательно помочь, сделать доброе дело.
  Ваня оглянулся по сторонам, ему хотелось, чтоб как можно больше людей увидели его поступок. Народу на улице было много и Ваню это порадовало.
   На светофоре загорелся  зелёный свет, Ваня подскочил к старушке, схватил под локоток и потащил на другую сторону дороги.
– Миленький, что же  ты делаешь? – стала сопротивляться старушка, пытаясь вырвать свою руку, от крепко державшего её Вани.  – Отпусти меня сейчас же!
– Тише, тише, не бойтесь, сейчас я вас через дорогу переведу, и всё будет хорошо, – успокаивал             старушку Ваня, таща её через дорогу.
    Старушка упиралась, возмущалась, но Ваня её уже не слушал, он оглядывался по сторонам и смотрел, все ли видят, как он совершает доброе дело.
 Наконец-то они перешли дорогу, и Ваня отпустил руку старушки.
– Ну, вот и всё, а вы боялись, – довольно сказал Ваня и выпятил грудь. – Я сегодня делаю добрые дела!
– Эх, ты, добродел! – сказала ему старушка. – Я ведь только что дорогу перешла, хотела немного постоять, отдышаться, вон сумка у меня какая тяжёлая. – А ты ухватил меня и поволок не знамо зачем обратно, помощничек!
  Ваня растеряно посмотрел на старушку, потом сказал:
– Так я ведь не знал, сказать надо было, а то зря время на вас потратил.
– Да говорила я тебе, говорила, да только ты меня слушать даже не стал, волочёшь через дорогу и всё тут, – обиженно сказала старушка и, вынув из кармана платок, стала вытирать со лба пот.
   Ваня взглянул на светофор, увидел, что снова горит  зелёный свет, подхватил старушку под руку и снова повёл через дорогу. Старушка,  вздыхая покорно пошла с ним. Она уже не сопротивлялась и Ваню это порадовало. Он снова посмотрел по сторонам, на него глядели прохожие, и Ваня счастливо заулыбался.
– Пусть все видят, какой я добрый! – думал Ваня.
  Перешли дорогу, остановились, и тут старушка сказала:
– А сумка, сумка-то моя осталась на другой стороне дороги.
  Ваня оглянулся, и правда, про сумку то он совсем забыл. Возвращаться за ней Ване не хотелось, и так уже два раза пришлось старушку через дорогу переводить. Да ещё и оправдываться перед ней пришлось.
– Внучок, сходи за сумкой, а то мочи моей уже нет ходить  туда-сюда, – попросила Ваню старушка.
– Ну, уж нет, – стал отказываться Ваня, сколько уже можно ходить. – Я уже сделал доброе дело, теперь сами за сумкой идите. – Да и не внучок я вам никакой вовсе, пусть вам теперь другие помогают, и показал рукой на проходящих мимо людей.
    Старушка  растерянно оглянулась туда, куда показывал Ваня, а он, повернувшись, пошёл прочь, что-то  напевая себе под нос и размышляя, кому бы ещё помочь.
 А вы ребята, тоже так делаете добрые дела???