Смирение и творчество. Дискуссия с ДП

                Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
                Смиряться под ударами судьбы,
                Иль надо оказать сопротивленье
                И в смертной схватке с целым морем бед
                Покончить с ними?
                Шекспир. Гамлет
               
                Нужно называть вещи своими именами.
                Конфуций   
 


Сначала, видимо, следует привести отрывок, в котором Вы, уважаемый ДП, формулируете Ваше понимание смирения.   
Итак:

     «Для того чтобы победить силу, маг должен прийти к смирению <…>
     Смирение раба божьего - это покорность, готовность стерпеть, принять нечто неприятное, не протестуя,
     не стараясь увильнуть.
     Другое дело, смирение сына божьего. Для сына божьего смирение - это безупречность, не имеющая
     внешнего оправдания <…> Безупречность мага на третьей стадии должна перестать зависеть от
     событий мира, от мнений, оценок и даже от него самого <…> Ты любишь джаз? Настоящий джаз с импровизацией,
     непредсказуемый и живой? <…> Это бывает не часто и не по желанию участников. Если они профессионалы,
     то у них полно всяких накатанных музыкальных всплесков, неожиданных выходов, но это не то. Когда
     наступает момент настоящего джаза - это чувствуют все. Все участники вдруг начинают понимать, что будет делать
     тот партнер и тот, и когда ему самому надо что-то сделать и как. Каждый своей волей вплетается в это кружево,
     которое принадлежит уже им всем и даже не только им. Они не вольны над собой, но они вольны. Они слушают мир,
     чтобы узнать, что делать и делать так, как только они и способны сделать. Они с радостью и счастьем покоряются
     этому потоку, потому что в нём гармония, превышающая гармонию каждого. <…> Они безупречны не перед собой,
     не перед слушателями. Они безупречны перед тем духом, который ведёт их. Они безупречны, потому что из кожи лезут,
     чтобы сделать точно так, как этому духу надо, потому что только так получится, как надо им самим.
     Их намерение отдано намерению силы мира, а сами они превратились в тончайший слух, чтобы, не дай бог,
     не пропустить что-то важное и не сделать. Это и есть истинное смирение, которое не просто не ограничивает,
     а, наоборот, возвышает мага до уровня творца, превращая его в со-творца.Понимаешь теперь, что
     я имею в виду, когда говорю о необходимости смирить свою силу и понять, что она не твоя, она принадлежит
     миру!? Сила мага может быть использована только в соответствии с намерением мира, а никак не своим»


                * * * * * * * * * * * * * * *


Теперь можно высказать и свои, пока что сырые и сумбурные, соображения на этот счет.

Мне кажется, что по    с у т и, по мироощущениям, мы являемся единомышленниками (или единочувствующими?)
Разногласия, если они есть, относятся, скорее, к словоупотреблению. Можно, конечно, называть смирением безупречность, но, на мой взгляд, это некоторое насилие над словом "смирение", которое прежде всего предполагает самоограничение, подчинение, покорность. Не так ли?
Посмотрите, ведь Вы невольно подтверждаете это:
«  п о к о р я ю т с я     этому потоку»,
«  дух, который     в е д ё т     их»,
«  сделать точно так, как этому духу     н а д о  » …

И образ мага положения не спасает. Ведь маг у Вас, насколько я понимаю, - это творческая, созидающая личность, а ей не ограничение требуется, а свобода. Только свобода эта полная – и от внешних уз, и от внутренних.
Поймите меня правильно: я вовсе не отстаиваю асоциальность и аморализм. Просто законопослушность и добродетель должны быть    о р г а н и ч н о    встроены в натуру творца (тогда они и не воспринимаются им как узы). В противном случае никакое смирение не поможет (безупречности, наверное, достигнете, а вот творческого парения – вряд ли). Подавление своих желаний – это ведь не освобождение от них.

Вот Вы очень правильно пишете о джазистах – «Вольны и не вольны одновременно». Вольны, потому что их ничто не сковывает, и не вольны, потому что в момент импровизации чувствуют себя частью целого – группы, композиции, зала. Если эта принадлежность, сопричастность органична, она не воспринимается как бремя. Ведь национальная принадлежность, к примеру, в нормальных условиях не тяготит, а окрыляет.

Я исхожу из того, что творцу, созидателю надо не смиряться, а, напротив, почувствовать себя единосущным миру, слиться с ним и в момент слияния обрести дополнительные силы.

Звучит все это, конечно, очень пафосно, но кое-что можно и обосновать, если вспомнить основы системотехники.

Она ведь учит, что любая система (и человек в том числе) состоит из элементов и связей. Благодаря ним, связям, система и обретает нечто новое - свойства, которых нет у ее элементов. Температура, прочность, проводимость, - все это новые качества, присущие телу, но не составляющим его частицам. Но верно и обратное: «систематизированная» частица становится участником, ретранслятором, передаточным звеном системных процессов. Отсюда следует, что человек, сознательно или интуитивно настроившийся на нужную волну, становится как бы представителем этой системы (в Вашей терминологии – духа), она говорит через него. И это действительно похоже на добровольное подчинение чужой воле.

Иное дело – человек созидающий.
Тут наши мнения расходятся. Я полагаю, что в процессе творчества он НЕ растворяется в духе, мире, системе без остатка, а, несмотря ни на что, сохраняет свою индивидуальность. То есть меня нет и я есть в одно и то же время. Скажете, фантазия? Нет, реальность, но - диалектическая. Мы все много раз переживали какие-то события на сцене и экране, практически участвовали в них, но при этом отлично понимали, что сидим в удобном кресле.
Ваши джазовые музыканты, с головой погружаясь в импровизацию, все-таки головы не теряют, слышат себя и других.
То есть это – реальное, но более сложное состояние, чем просто полное погружение.

                Технически оно аналогично компьютерным многопоточным вычислениям, при которых происходит быстрое
                переключение с одного потока на другой и обратно так, что кажется, будто оба процесса идут параллельно, не
                прерываясь.
                Голова наша способна работать даже в двухпроцессорном режиме (реальные параллельные процессы),
                поскольку имеет два относительно автономных вычислительных устройства – правое и левое полушарие.
                А еще в нашей психике есть раздвоение на Эго и СуперЭго, которое мы воспринимаем, как внутренний голос (из-
                за него Ницше даже шутил, что никогда не может остаться наедине с самим собой)

Такая способность быть собой и иным одновременно позволяет творцу слышать иное и перерабатывать, интерпретировать это на свой лад, то есть творить новую реальность. Не быть только ретранслятором, но и вносить что-то свое, опираясь на свою единосущность.

Возвращаясь к смирению и свободе, мы опять нащупываем здесь двойственность, диалектику – не «или-или», а «и-и».
Смирение (ограничение) себя в чем-то на данный момент второстепенном позволяет музыкантам стать более свободными в другом отношении, более важном для них сейчас. Как справедливо отмечал Ваш оппонент Шурри-Ду, «ради этого он готов терпеть и жару и жажду, и позывы в туалет, и комара»… Терпеть, добровольно ограничиваться в одном, чтобы раскрепоститься в другом.

Здесь надо отметить и другой, очень важный момент. Добровольное смирение, покорность, подчинение чужой воле часто вызывают в покорившемся чувство удовольствия. Я вспоминаю фильмы соцреализма, пронизанные радостью коллективного труда, освоения целины, возведения новых городов и т.п. Трудящиеся массы в тяжелых условиях, ограничивая себя во всем, сознательно и добровольно исполняют волю партии, руководителей, вождя и испытывают радость от этого подчинения. Так кажется на первый взгляд, но это ошибка.

Они, эти люди, чужой волей включаются в новый проект, новое общее дело, становятся единым организмом, в котором каждый – и это главное – получает возможность одолеть то, что в одиночку ему не по силам (иначе говоря, частица усиливается за счет системы). Теперь индивид может вспахать целину, проложить дорогу, перегородить реку, снять фильм, сыграть квартет – то есть созидать вроде бы непосильное. Это умножение сил, преодоление своей индивидуальной ограниченности за счет объединения, слияния и ощущается как радость, полет и свобода.

Вот вкратце мой ответ на соотношение смирения и свободы в творчестве.


Рецензии
"смирение", которое прежде всего предполагает самоограничение, подчинение, покорность. Не так ли?
-----------------------
Не так. Смирение – исполнение Законов Мироздания вопреки собственной хотелке.
Если Вы хотите внести ясность, используйте понимание "родителей" этого понятия, а не искажения, внесённые лукавыми сознаниями "совримености".
Творчество без смирения - это создание космического корабля из спичек :) Такое же самонадеянное и бесперспективное занятие, что и явила нам вся прошедшая история...
=Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нём духа.= говорит Библия.
Духовность без смирения НЕВОЗМОЖНА. Творчество без Духа - клепание идолов на продажу в утеху инстинктов.
Поскольку Вы не "умеете" переходить по ссылкам, вынужден привести здесь несколько "мнений" о истинном смирении, увеличив размер рецензии.
"137. Те, которые удивляются маловажным вещам, делают это по двум причинам: или по крайнему невежеству, или с мыслию смиренномудрия, возвеличивая и возвышая деяния ближнего." -преподобный Иоанн Лествичник.
"Встретив действительно смиренного человека, вы, скорее всего, подумаете, что он веселый, умный парень, который проявил неподдельный интерес к тому, что вы говорили ему. А если он не понравится вам, то, наверное, потому, что вы ощутите укол зависти к человеку, который способен так легко и радостно воспринимать жизнь. Он не думает о своем смирении; он вообще не думает о себе. Если кто-то желает стать смиренным, я могу подсказать ему первый шаг: осознайте свою гордость. Этот шаг будет и самым значительным. По крайней мере, ничего нельзя предпринять, пока он не сделан. Если вы думаете, что не страдаете гордыней, значит, вы действительно ею страдаете." -К. С. Льюис.

"Слепые судьи часто признают смиренным лицемера и низкого человекоугодника: он – бездна тщеславия.
Напротив того, для этих невежественных судей представляется гордым не ищущий похвал и наград от человеков, и потому не пресмыкающийся пред человеками, а он – истинный слуга Божий; он ощутил славу Божию, открывающуюся одним смиренным, ощутил смрад славы человеческой, и отвратил от нея и очи, и обоняние души своей.
Смирение надеется на Бога – не на себя и не на человеков, и потому оно в поведении своем просто, прямо, твердо, величественно. Слепотствующие сыны мира называют это гордостью.
Смирение не дает никакой цены земным благам, в очах его – велик Бог, велико – Евангелие. Оно стремится к ним, не удостоивая тление и суету ни внимания, ни взора.
Святую хладность к тлению и суетности сыны тления, служители суетности, называют гордостью.
Есть святой поклон от смирения, от уважения к ближнему, от уважения к образу Божию, от уважения к Христу в ближнем.
И есть поклон порочный, поклон корыстный, поклон человекоугодливый и вместе человеконенавистный, поклон богопротивный и богомерзкий: его просил сатана у Богочеловека, предлагая за него все царствия мира и славу их (Лук.4:7).
=и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.=
Сколько и ныне поклоняющихся для получения земных преимуществ! Те, которым они поклоняются, похваляют их смирение.
Будь внимателен, наблюдай: покланяющийся тебе, покланяется ли из уважения к человеку, из чувства любви и смирения?
Или же его поклон только потешает твою гордость, выманивает у тебя какую-нибудь выгоду временную.
Великие земли! Вглядись: пред тобою пресмыкается тщеславие, лесть, подлость!
Они, когда достигнут своей цели, над тобой же будут насмехаться, предадут тебя при первом случае.
Пилат обиделся Христовым молчанием, которое ему показалось гордым. «Мне ли, – сказал он, – не отвечаешь, или не знаешь, что имею власть отпустить Тебя и власть распять Тебя» (Ин. 19:10). Господь объяснил свое молчание явлением воли Божией, которой Пилат, думавший действовать самостоятельно, был только слепым орудием. Пилат от собственной гордости был неспособен понять, что ему предстояло всесовершенное смирение: вочеловечившийся Бог.
Высокая душа, душа с надеждою небесною, с презрением к тленным благам мира, неспособна к мелкой человекоугодливости и низкопоклонности. Ошибочно называешь ты эту душу гордой, потому что она не удовлетворяет требованию страстей твоих."
-Из труда святителя Игнатия (Брянчанинова) "О прелести"

«Помимо ложного смирения: «Это не для меня»; помимо неоправданного отчаяния, порождаемого ленью и сластолюбием, преградой к созерцанию Несозданного Света является еще и дерзкое устремление нашего ума – видеть Бога, обнять Его своею мыслию; как бы силою проникнуть в тайны и недра Его Бытия и овладеть Им, как предметом своего познания. Трудно найти слова для показания духовной сущности этого гордого притязания нашего ума, но важно для нас, что в таких случаях уже не «облак светел», но мрак и тьма, скрывающие Бога, встречают нас.
------------------------------------
Есть два рода смирения: человеческое и Божественное.
Таков рай Господень. Все будут в любви, и от смирения Христова все будут рады видеть других выше себя. Смирение Христово в меньших обитает; они рады, что они меньше. Так мне дал разуметь Господь».
Господь заповедал нам: «Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23,12).
В христоподобной любви нет ложного смирения, «комплекса» униженности. Это чистая любовь, святая, совершенная. Ей принадлежит Царство вечное во Свете Божества. Она сама есть Чистый Свет, в котором нет ни единой тьмы. Она объемлет всю тварь в радости о ее спасении, в печали о ее гибели. Когда смирение Христово обитает в сердце, дух человека восходит в сферы Нетварного Света, где нет смерти. Мы ощущаем Бога живущим в нас. Писание говорит: «Бог есть любовь». Мы дерзаем добавить, что Бог есть смирение.»
-Из труда архимандрита Софрония (Сахарова) «Аз есмь».
Здоровья нам.

Ваня Сталкер   04.05.2019 10:30     Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.