Праведный Авраам

Юрий Козиоров
               Заставь глупого Богу молиться, он себе и лоб расшибет.
                Пословица.
               Приготовление к преступлению и покушение на преступление относятся к таким видам неоконченного преступления, когда преступный умысел не был доведен до конца по обстоятельствам, не зависящим от воли субъекта.
                Комментарий 1 к статье 30 УК РФ

     – Ну, как тебе мой новый патриарх, – спрашивал Бог серафима, своего секретаря.
     – Авраам весьма праведен и благочестив, – отвечал секретарь. – Только, Господи, по-моему, глуповат и трусоват немного.
     – Как же глуповат, если он своим умом познал истинного Бога, т. е. Меня. Ведь он родился и вырос в Уре, городе язычников. Они там главным богом считают луну, которую я сотворил для ночного освещения. Построили для этого бога громадный зиккурат в три яруса*. Фарра-то, отец Авраама, идолов изготовлял и ими на рынке торговал. Неплохо зарабатывал, между прочим. Пришлось вот старику бежать из Ура вместе с сыном. Их там чуть не убили, когда Авраам вздумал рассказывать всем про истинного Бога. И Лота, сына покойного брата, Авраам воспитал в истинной вере. А почему, однако, ты решил, что Авраам глуповат?
     – Так ты, Господи, слышал, наверное, о новой проделке Мефистофеля. Этот дьявол наклеил себе бороду из ваты, вырезал нимб из картона, да и явился Аврааму во сне под видом Бога, т. е. тебя, Господи, и потребовал, чтобы Авраам отправился на землю Мориа и там на горе принес своего любимого сына Исаака в жертву Богу.
     – Слышать-то слышал, да ведь Авраам прекрасно знает, что я против человеческих жертвоприношений. Это только язычники могут считать, что их ложные боги требуют принесения людей им в жертву**.
     – Может быть и знает, но факт такой, что он прямо сейчас идет к этой земле Мориа. И сына с собой прихватил. Я думаю, что он тебя, Господи, больше боится, чем любит. Боится, что если не исполнит твоего повеления, то ты его прямехонько отправишь к Сатанаилу в Геенну огненную***. От страха готов и любимого сына не пожалеть.
     – Если зарежет сына, то точно отправлю. А ты принял какие-нибудь меры?
     – Собираюсь послать ангела, чтобы разъяснил ему ситуацию.
     – Пошли. Только пусть вмешается в самый последний момент, когда точно убедится, что Авраам желает принести сына в жертву. Мне самому в это еще не очень верится.
     – Мальца жалко. Ведь если увидит, что отец хочет его зарезать, может от страха заикой стать, а то и умом тронуться.
     – Ну, уж этого-то я постараюсь не допустить.

     В то время, когда происходил этот разговор, Авраам уже второй день был в пути. Накануне он встал рано утром, наколол дров для всесожжения, оседлал осла своего, нагрузил на него дрова и, взяв с собою двоих слуг и Исаака, сына своего, пошел к месту, ему указанному, как он полагал, Богом.
     «На третий день Авраам возвёл очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдём туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе»****. А когда поднялись на гору, Авраам устроил жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И взял нож, чтобы заколоть Исаака. Тот побелел было от ужаса, но вдруг увидел слетевшего с неба ангела, который крепко ухватил патриарха за локоть. И сказал ангел Аврааму:
     – Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего единственного для него*****.
     – По правде говоря, сын-то у меня не единственный, – ответил опешивший Авраам, – есть еще один от служанки, но пришлось прогнать его вместе с матерью. Сарра, жена моя, сильно скандалила, а я женского крика не переношу.
     – Ладно, не болтай, а занимайся делом.
     И ангел указал Аврааму на овна, запутавшегося в чаще рогами своими. Авраам пошёл, взял овна и принёс его во всесожжение вместо сына своего. А после этого Авраам отправился домой, до которого было три дня пути и, остановившись на ночлег, имел беседу с Богом.
     – Тебе было послано искушение, – сказал Бог, – но ты его не выдержал. Как ты мог подумать, что я подвигну тебя на такое не христианское дело – убийство собственного сына!
     – Так ведь я не христианин, Боже, по вере я всего лишь иудей. Думал, что ты наказываешь меня за то, что я выгнал из дома Измаила, старшего сына моего.
     – Плохо ты думал. Благочестия в тебе много, а вот ума маловато, правильно мой секретарь сказал. Но что ж поделаешь. Если ума мало, то говорят, Бог не дал, так что я же и виноват получаюсь. А за благочестие произведу от тебя три народа: евреев, арабов и арамеев.
     На другой день Господь диктовал своему секретарю повеление:
     1. Ангелу такому-то объявить благодарность за добросовестное и профессиональное выполнение ответственного поручения. Назначить его ангелом-хранителем Исаака до совершеннолетия последнего.
     2. Установить должности ангелов-хранителей детей верующих в Меня, истинного Бога, родителей, начиная с самого рождения младенцев и до их совершеннолетия.
     Вот так благополучно закончилась эта история.

_______________
*Зиккурат в Уре раскопан в начале 20-х годах прошлого века. Раскопки обнаружили также кирпичные дома, иногда в несколько этажей, весьма приличную для древнего мира систему водоснабжения и канализации, памятники письменности и искусства.
**«...Все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей, и дочерей своих сжигают в огне богам своим» (Второзаконие, 12:31).
***Геенна огненная – первоначально название долины недалеко от Иерусалима, где древние евреи приносили в жертву языческим богам Ваалу и Астарте детей, предавая их сожжению (Ветхий Завет, 4-я книга Царств, 23:10). Впоследствии синоним ада (в иудаизме, христианстве и исламе).
****Книга Бытия, 22: 4–8.
*****Книга Бытия, 22: 12.
=========================
Иллюстрация: Рембрант Харменс ван Рейн. Жертвоприношение Авраама. 1635 г.