Эрнст Неизвестный предлагает

Эмма Брамник-Вульфсон
 
 
1993 год. Я впервые в Америке. Планирую взять интервью у Эрнста Неизвестного, знаменитого скульптора, чья судьба еще в советское время не однажды была связана с Латвией. У меня есть телефон мастерской Эрнста Неизвестного. Звоню несколько раз, но  его секретарь, американка, не оставляет никаких надежд на встречу с Мастером. Мне это надоело, и я перестала звонить.

И вдруг однажды, случайно, набирая телефонный номер коллеги в записной книжке на букву «Л», ошиблась строчкой. И мне ответил мужской голос, говоривший, как мне показалось, с русским акцентом. Интуитивно поняла ошибку и сообразила спросить, не попала ли я в студию Неизвестного и можно ли с ним поговорить. «Да, это я!».

 Представилась, рассказала, что в Риге его помнят, любят и хотят знать, как ему живется и работается в Америке.
– Нахожусь в Нью-Йорке и надеюсь побеседовать с Вами. За несколько дней до моего отлета сюда латвийская газета «Диена» опубликовала мою корреспонденцию «Известное о Неизвестном».

– А эта статья у Вас с собой? – вопрос после некоторого раздумья.
– Конечно! – Тогда, если можете, приезжайте в следующую среду к 14 часам,– и он подробно продиктовал адрес.

...В нащзначенный час дверь в студию открыл он сам, и предупредил: «У вас 40 минут, потом у меня японская делегация».
– Чай, кофе? – Как принято в Америке. Прием в кофейном уголке.

– Благодарю! Я очень признательна за возможность побывать здесь! – и вручаю газету. Он читает внимательно, не торопясь, а я с его разрешения делаю снимки для печати на тему: «Неизвестный читает «Диену».

Потом светская беседа – как Рига, как друзья, коллеги Виктория Пельше, Джемма Скулме... Мы проговорили более полутора часов. Пора прощаться.

– Хотел бы познакомить Вас с моей мамой. И ей, и Вам будет интересно. В эти дни мы отпраздновали ее 90-летие. Я позвоню, и она вас примет.
– Такое везение! С удовольствием! Это же очень интересно.

 Неожиданно для меня наше общение продолжается.

– Конечно, я приветствую горбачевскую перестройку в России. Но в Москве еще не созрело время для конкретных коммерческих отношений и контактов. Возможно, в Латвии иначе, поэтому у меня к Вам деловое предложение по Вашему профилю, – продолжил хозяин.

И в моем блокноте появилась еще одна тема: «Эрнст Неизвестный предлагает!»:

1. Попробуйте организовать в Риге издание альбомов моих работ с фотографиями и слайдами по темам: скульптура, живопись, графика.

2. Можно издавать модные теперь, так называемые Coffee table books для гостей в богатых домах, размером 28х42см. По примеру альбомов Михаила Шемякина и других известных художников.

3. Просто книжку «Графика Неизвестного», в которой могут быть мои уже известные серии: «Данте», «Достоевский», «Платон», «Экклезиаст»*. Это тематические альбомы эстетического визуального ряда. В США издана подобная серия «Судьба».

4. Из них можно выделить отдельные книжки в сокращенных вариантах, например, \
«Рисунки Неизвестного». Часть можно издавать в твердых обложках, часть – в мягких.В Норвегии, к примеру, издали книжку «Жизнь и творчество Э. Неизвестного» на английском. Гонораром автора, за право использования моего имени и материалов, стала часть тиража издания.

УСЛОВИЯ Э. Неизвестного:

Так как авторам не могу платить много, предлагаю тоже платить частью тиража, как на Западе.
  В США для продажи книг есть фирмы-дистрибьюторы, которые согласны продавать издания за свой процент. Так продавалась книжка Беллы Дижур, моей мамы.

Дистрибьютор продает книги в престижных местах, так обеспечивая намеченный доход и прибыль. С каждым следующим тиражом цены снижаются все ниже и ниже. Так обычно продается здесь одежда, модные товары.

Записано под диктовку Эрнста Иосифовича, Нью-Йорк, октябрь 1993
***

В Риге, окрыленная необыкновенным предложением Мастера , я обратилась к нескольким издателям.Но все отказались. Почему? Почему я не смогла реализовать хотя бы что-то из них?

-Еще не пришло время и многого еще нельзя,-объясняли они.
               
 А если самокритичнее- я и сама тогда еще не была готова к такому сотрудничеству.
Однако очень скоро нужное время наступило и Эрнст Иосифович открыл свое бюро в Москве. То есть деловое предложение великого Мастера осталось лишь страничкой в моем архиве. А ведь, казалось, все было так возможно!

Эх, головушка моя тогда еще зеленая ...
==========================




Сегодня, глядя на те предложения Мастера, трудно понять, почему я не смогла реализовать хотя бы что-то из них. Ведь обращалась к нескольким издателям, местным дистрибьюторам, а они отказывались от таких интересных предложений. Их можно оправдать только тем, что тогда действительно еще не пришло время, многого было нельзя. А если самокритичнее, то тогда и я сама не была готова, не созрела для такого задания. Однако очень скоро это нужное время наступило, Эрнст Иосифович открыл свое бюро в Москве, но деловое предложение великого Мастера осталось лишь страничкой в моем архиве. А ведь казалось, что все было так возможно.
------ сноска
* Экклезиа;ст, также Екклесиа;ст – название одной из канонических книг Ветхого Завета, авторство которой приписывается царю Соломону. Один из наиболее глубоких философских трактатов, наиболее часто цитируемые в риторике, публицистике и повседневной жизни Священные Писания иудеев и христиан.