Танкер «Житомир». Курс – Индийский океан.
Сегодня,21 июля 1968 года, я вышел от инспектора отдела кадров Новороссийского морского пароходства, с направлением на работу в качестве судового электрика на танкер «Житомир». Это моё первое направление на судно дальнего плаванья. Куда будет рейс и на сколько ни кто пока не знал, знали только что в акваторию Индийского океана. В душе было состояние ликования, но внешне был спокоен. До этого, я целый год проработал в каботаже на танкере «Маштаги», ходившего между черноморскими портами от Измаила до Батуми. Поднявшись на борт «Житомира», стоявшего у причала «Шисхарис», зашел в каюту старшего механика, подал направление. Оторвавшись от дел, стармех (ДЕД) пожал руку со словами – очень приятно, Владимир Александрович, идите знакомтесь с электромехаником и приступайте к работе. Экипаж был занят подготовкой к рейсу, шла погрузка танкера, приемка бункера, грузили продукты в артелку. Зашел в каюту электромеханика, отрекомендовался,судовой электрик, Кукушкин Владимир Александрович в ответ, я Лисогор, а это ваш коллега Василий Пискун, он тебя познакомит с судовым хозяйством. Порядок такой: один несёт суточную вахту, второй на подвахте и выполняет регламентные работы по графику, затем меняетесь. Лисогор был, что называется в годах, прошел всю войну, служил на миноносце. Он мне сразу понравился, от него веяло какой – то добротой. Василий показал мне мою каюту и я стал её приводить в порядок. На этой серии судов, кровать, рундук, стол, все было из металла, а « кондиционер» представлял из себя – лопоухий вентилятор. Получив , у буфетчицы чистое постельное бельё и наведя порядок в каюте, пошли с Василием знакомиться с судовым электрохозяйством, со швартовным расписанием и расписанием по тревогам. Василий, как и я из Туапсе, бывший машинист электровоза. Вот вам и вся электрогруппа т/х «Житомир». Как оказалось в дальнейшем ,дружная, грамотная и без вредных привычек. 22 июля, с утра, всё вошло в рабочую колею, танкер загружен, всё в готовности к выходу, ждем властей. К 12 часам власти закончили работу и сошли на берег. По громкоговорящей связи раздалась команда – команде занять места согласно швартовному расписанию! Моё место на баке у контроллера брашпиля, у Василия на корме у шпилей. Подошли буксиры, выбрали якорь, швартовые концы, дали ход машинам, лоцман сошел на свой катер, и мы в открытом море. Новороссийск медленно удалялся за кормой а впереди по курсу Босфор. Моё желание сбылось и радости не было предела. В моей жизни несколько житейских аксиом: человек живёт один среди людей - сегодня ты идешь по улицам Москвы , завтра в Гамбурге и там и там тебя ни кто не знает, все зависит только от твоих личных качеств. Если хочешь быть счастливым -- будь им. И как говорил В.Высоцкий «шея длинная – приманка для петли а грудь для стрел «. Экипаж мне понравился, но на особом месте выделялись капитан и электромеханик. Капитан – Рауффергер Копель Григорьевич, но все его звали Александр Григорьевич. Рауффергер К.Г. ,был старпомом на танкере «Туапсе» (до 1932 года т/х «Германик», до 1938 года т/х.»Косиур») торпедирован 04.07.1942 года, подводной лодкой U-129. На людях прошедших горнило войны – нет налёта спеси, они приземлены и человечны. Мы часто, стоя на рейдах Маврикия и Мадагаскара на корме, под брезентовым тентом от солнца, сидели за столом и стучали в домино. И он мне, как молодому сетовал: вот Владимир, скоро эти береговые крысы спишут меня на пенсию и шо я, на том берегу буду делать? Ви знаете шо я, с четырнадцати лет на этой железе? И если сказать, что я к этому человеку, относился с большим уважением , то это значит, ничего не сказать. Не меньшего уважения заслуживает и мой шеф - электромеханик Лисогор. Он работал в экипажах судов ходивших с грузами на Испанию в 1937 – 1938 годах.Работал в экипаже,известного танкера "Комсомол" шедшего в Испанию. Когда немцы сняли экипаж судна,танкер был затоплен - торпедирован - в районе Сицилии а члены экипажа, помещены в тюрьму крепости Танжер. В 1939 году возвратились домой в Одессу. Как он рассказывал, что в 1939 году ,всё чаще стали забирать моряков, ходивших на Испанию, обвиняя их во всех смертных грехах,- против советской власти. И он считал, что его спасло - начало войны. Его призвали на флот в первый день войны, и он всю войну прослужил на миноносце в акватории Черного моря. Стоит удивляться – человека спас случай – начало войны в июне 1941 года! А предыстория, была такова:когда члены экипажа танкера "Комсомол" оказались в тюрьме крепости Танжер, питание арестованных ,было скудным --похлёбка из чечевицы.Ощущая постоянный голод,они обратились с жалобой к коменданту крепости. Однако он ответил, что в крепости не предусмотрено ,кроме гарнизона -- питание пленных. И предложил им зарабатывать самим, на своё питание. Рядом у грека, есть судоверфь, занимающаяся ремонтов судов и у него постоянно не хватает специалистов. Моряки согласились и была направлена небольшая бригада на испытание. Греку русские моряки понравились и на следующий день весь коллектив экипажа, вышел на работу,на судоверфь. И так с этого дня они возвращались в тюрьму , только ночевать. А вот через год , когда советских моряков,забирали на проходящее судно, то по видимому комиссар был в курсе их " курорта" . И он заявил, что кому понравилось в тюрьме, можем исправить и найти местечко на Колыме.Дал понять, чтобы не болтали и это хорошо помнил старина - Лисогор. К Босфору подошли ранним утром, шли малым ходом, вскоре к правому борту, подошел лоцманский катер. Лоцман, в сопровождении вахтенного помощника поднялся на ходовой мостик и танкер резво пошел вдоль берегов Босфора. Моряки, свободные от вахт, любовались красотами древних крепостей и дворцов Византии, Константинополя, Стамбула, города с тысячелетней историей. Вот уже прошли « Девичью башню», по правую сторону виднеется купол «Святой Софии», дворцы « Царьграда». Лоцман с борта сошел и машины танкера стали набирать обороты. Мы в Мраморном море , впереди пролив Дарданеллы. Атмосфера среди экипажа устоялась, приняла равновесие и порядок в несении вахт, все настроились на работу «длинного рейса «. Четкий ритм несения вахтенной службы, как бы смазывает течение суточного времени. У электрогруппы нет четкой вахтенной службы, так как много текущих работ. Пока шли на юг , вдоль побережья Греции, понял почему они вели «спартанскую жизнь»,жарко, сухо, редко были видны купы деревьев, как оазисы в пустыне. Скалы и окрестности имеют суровый вид. Сегодня проходим самую южную точку Греции - мыс Малея и Матопан. Мыс Малея, на берегу несколько маленьких строений, чисто побеленных, обнесённые не высоким забором. Среди них часовенка с башенкой, затем длинное одноэтажное здание и несколько маленьких. Это женский монастырь – жен погибших в море моряков. В этой уединенной обители, жены моряков, нашли своё пристанище и покой в молитвах и труде. Все суда, любой национальности и флага, в любое время дня и ночи, проходя мимо женского монастыря, дают продолжительный гудок, выражая благодарность за женскую верность. В ответ из часовни всегда слышен звонкий бой колокола. Не знаю, сохранилась ли эта традиция в нынешнее время. Прошли мыс Мотопан, курс на Гибралтар. Кто из моряков не знает Гибралтар? А сколько от туда вывезли советские моряки « болоньи, джерси, джинсы , ковры , косынок … одному богу известно . Особенно когда становилась на рейд прославленная китобойная флотилия « Слава». Перед проливом и выходом в океан, ещё раз проверяют весь крепёж и задрайку, на нижней палубе иллюминаторов глухарями. Вышли в Атлантику, курс на юг, груженный, низко сидящий танкер сразу стал зарываться носом в набегающие океанские волны, хотя погода стояла великолепная. Если стоит полнейший штиль, то всё равно океан катит громадные валы волн, - говорят, « океан дышит». Стармех, узнав о моей профессии электросварщика, внёс в мои обязанности корректировку. На ботдеке, в помещении трубы, был организован сварочный пост. В качестве электросварочных генераторов постоянного тока, были использованы электрогенераторы постоянного тока обеспечивающие питанием обмотки размагничивающих противоминных систем – установленных на танкерах серии «Казбек». На палубе ботдека мотористы установили приспособу под джек, позволяющую гнуть трубы до трёх дюймов, что позволяло самостоятельно ремонтировать системы трубопроводов. Курс – строго на юг, однако берегов африканского континента не видно. Танкер идет равномерно переваливаясь с борта на борт. Идём сутки за сутками, неделя за неделей. Для экипажа время, как будь то не имело значения. Ужин в 20 часов, а в 21—00, экипаж собирался в большой столовой команды и смотрели кинофильмы. Рано, по утрам, если погода позволяла, шли по переходному мостику и собирали с грузовой палубы летучих рыбок, залетевших за ночь. Улов складывали в холодильник для будущих рыбалок. Альбатросы спокойно парили над океаном, напоминая, что где то за горизонтом зе6мля. В море уже больше месяца, на карте точка – на траверзе Кейптаун, скоро обогнем Мыс Доброй Надежды, затем Мыс Игольный и в первых числах сентября подойдем на рейд острова Маврикий. Здесь , на сороковых ревущих, для судоводителей место не спокойное. То и дело, то с левого борта, то с правого выскакивает -- то рыбак, то китобоец. Уже несколько раз видели фонтаны китов. И вот второго сентября встали на якорную точку внешнего рейда острова Маврикий. Остров , покрытый тропической зеленью , можно рассмотреть только в бинокль.В кратце об острове: Маврикий,несколько раз ходили на экскурсии== столица, город - порт Луи, основан в 1635 году, назван в честь короля Франции -Людовика 15. Первым губернатором был мореплаватель Бертран Франсуа Маэ Лабурдонне. Население 156720 чкл. - индусы смешанные с другими расами,китайцы,африканцы и европейцы. Промышленность: сахарная, маслобойная и табачная. Достопримечательности - ботанический сад "Памплемус" и великолепные пляжи. Дальше в этом же квадрате, чуть восточнее, стоит на якоре танкер «Ханой». У танкера «Ханой» , главная силовая установка , как и у всех танкеров из серии «Софий» -- турбина. Дальше стоит РКР « Адмирал Фокин «,флагман отдельной индийской эскадры.Командовал эскадрой, если память не изменяет, адмирал Н.Н. Амелько и какое то время,адмирал Кругликов. Как только встали на якорь, приступили к авральным работкам. С обеих бортов установили громадные пневматические кранцы, для швартовки к обеим бортам. С правого борта ошвартован ракетный корабль из эскадры,для приёма бункера, с левого мотобот с т/х. Ханой. Приступили к разгрузке снабжения . С кормы подготовились к приему на бакштов подводной лодки Б 95 СФ. ( 641). Она должна пополнить бункер, (дизтопливо , пресную питьевую воду , продукты.). Как только она встала за кормой , им подали шланги Свободных от вахт и работ подводников , наш капитан, Александр Григорьевич пригласил на борт т/х Житомир. Командир подводной лодки согласился отпустить свободных от вахт, оставшимся объявил готовность "2". Поднявшиеся на борт т/х Житомир, моряки подводники, были рады,, как они сами выразились, походить по земле. Затем их пригласили в столовую команды , где их ждал праздничный обед. Когда передали весь груз на танкер «Ханой», получили приказ, сниматься с якоря, и следовать на остров Мадагаскар в порт Диего—Суарес ( Анцеранана ). Пришвартовавшись к причалу , мы приняли на борт, пресную воду, овощи и фрукты для флотилии . При заходе в порт, были видны следы каких то недавних событий. Посередине лагуны, какой то затопленный пароход, над поверхностью воды, только ходовой мостик а на отмели лежит подводная лодка. Вернувшись на прежнюю точку, дали бункер - ещё одной подводной лодке, за тем по тревоге РКР « Адмиралу Фокину», он уходил на стрельбы. На какое то время наступило затишье и мы занялись рыбалкой. Ребята ловили больших красных окуней, но вот незадача , как только начинаешь подтаскивать к борту, то вытаскиваешь одну голову. Акулы и Барракуды, нагло разбойничали. Старпом решил их наказать . Он взял из артелки мясной крюк ,кусок мяса и через стальной тросик привязал линь и кинул за борт. Как только линь потравили, разбойница тут как тут , -- попалась голубушка! Через грузовую стрелу, мы вытянули её на палубу. Все прибежали посмотреть на двух метровый улов. Но тут появился боцман и потребовал выкинуть акулу за борт, а палубу от гадости скатить. Матросы принесли большей деревянный ящик, один конец , из старой выброски , петлю накинули на хвост акуле, другой привязали к ящику и выкинули за борт. Она сразу пыталась нырнуть но ящик ей мешал. Ещё долго было видно, -- ящик то погружался, то всплывал. Этим даже заинтересовались пилоты американского разведчика « Орион». Они сделали, над местом погружения ящика, несколько кругов. Их видно сильно озадачило, что это придумали русские? Только когда мы приступили к работе по обеспечению эскадры, Узнали истинную причину экспедиции в Индийском океане. По всей 65 южной долготе и до 49 южной широте стояли «лесовозы» , оборудованные радиотехнической аппаратурой поиска космических объектов, средствами подъема и вертолётными площадками для вертолётов Ка 25 пс. Первый раз испытывали приводнение в океане, космического беспилотного корабля. ( Зонда). 22 сентября 1969 года, в 7 часов, 41 минута, зонд приводнился и был поднят на борт. Любопытный американский вояка хотел подойти по ближе, но его оттеснил танкер «Ханой». Выполнив свою миссию, передав груз по назначению, нам поступил приказ –идти в порт Владивосток. Курс норд – ост, полный вперёд. Всё вошло в ритм судовой жизни, даже перевод стрелок часов, через каждые сутки, на час вперёд, воспринималось как должное. На рейд Сингапура мы подошли рано утром. Встали на якорь в указанной нам точке. На рейде Сингапура стояли сотни судов , под флагами всего мира. Как только с трапа т/х.»Житомир», сошли местные представители власти и карантинный врач ,на леера палубы полетели десятки «кошек» с подошедших, с обеих бортов лодок. Люди, с ловкостью обезьян ,забирались по высокому борту, т/х «Житомира», стоящего в балласте. Забравшись на палубу они разбежались по всему периметру судна. При помощи концов, подняли товар из лодок и в одно мгновенье танкер превратился в яркий восточный « малайбазар.» Подобного я не встречал не в одной точке земного шара. От этой картины свободного отношения, встречи разных культур и доброжелательности индусов, китайцев, малазийцев, вызывал в душе какой то восторг. Моряки ходят среди изобилия товаров и выбирают для себя и близких рулоны гипюра, женской и мужской одежды, джинсы, плащи болоньи ,радиоаппаратуры. Для желающих съездить в Сингапур на экскурсию -- спустили свой мотобот. В городе поражает чистота, обилие клумб и цветов. Любой свободный клочёк земли ,даже посреди дороги, превращен в ярко цветущую клумбу. Хозяева магазинов увидев моряков , приглашают зайти на чашечку кофе , а предлагают товар потом, как бы между делом. На многих магазинах рекламные баннеры - «Магазин индусский -- говорим по русски.» В будущем, я много раз посещал этот порт и всегда с удовольствием. Сохранилось много фотографий. Как то , в 1977 году я приобрёл в Сингапуре, небольшой музыкальный центр. С ним росли и развлекались мои дети и внуки и надо сказать, относились к нему небрежно. А когда все потеряли к нему интерес. я поставил его к себе на стол и он до сих пор радует меня чистотой своего звучания. И так, мы пополнили запасы бункера и воды, выбрали якорь и полный вперед , благо погода нас баловала. Во Владивостоке нас поставили с ходу к причалу « Угольный» и приступили к погрузке. Многие члены экипажа встретили своих прилетевших жен из Новороссийска, Одессы и Туапсе. Груз, бункер и провизия на борту.Однако в планы внесли коррективы, получили приказ,срочно идти в пот Петропавловск Камчатский.В порту Петропавловска,нас поставили на внутреннем рейде в бухте "Сероглазка", там же стояли корабли "Космонавты", наших космических сил.Приняв на борт срочный груз для эскадры, вернулись в порт Владивосток. Моряки проводили жен, выход в море на 24 октября 1968 года. Вместе с нами на Маврикий пойдет, с грузом продовольствия, небольшой рефрижератор под флагом ВМФ. Судно новое и экипаж никогда не ходил в такое дальнее плаванье. По этому нам поручено его сопровождать. Весь наш экипаж переживал за них. Не хотел бы я, оказаться на их месте. Хотя они говорили , что судно в море ведет себя нормально, на волне как поплавок, палубу не заливает. Но попробуй поработай на этом поплавке. К тому же октябрь месяц - это не лето . да и прогноз был тревожный. И всё же рейс продолжался спокойно , пока мы не прошли Тайвань. Как только вышли в Южно – Китайское море. Погода прямо взбесилась. Мощный тайфун. Встречный ветер и волна настолько сильны, что штурман отмечал – танкер оставался, почти в той же точке , что и в начале вахты. Рефрижератор то и дело скрывался между валами, даже мачт не было видно. А потом, как чёрт из табакерки, оказывался на гребне волны. Наш капитан был постоянно на связи, офицеры говорили, что стоять вахту некому. Экипаж не разу не выходивший в море дальше рейда , лежит зелёный от морской болезни. Но как бы тяжело не было на «на носу» заход на рейд Сингапура. Рефрижератор под флагом ВМС, ему заход не « светит». Он будет продолжать рейс и будет нас дожидаться в заранее оговоренной точке возле Цейлона. Вскоре мы их догнали и покатили в низ до рейда эскадры на Маврикии. В середине ноября мы пришли в точку. Груз передали на борт т/х «Ханой». Рефрижератор благополучно добрался и остался в составе обеспечения эскадры. Наши функции, в составе эскадры закончились, дали взаимно прощальные гудки и взяли курс на Персидский залив. Груз дизтоплива взяли в Кувейте, на порт Венецию. Дальше ни каких происшествий, разве что закупить продукты для экипажа в Кувейте не удалось, оказалось не по карману ,а в запасе оказался только горох. В Венецию мы пришли в январе 1969 года. Выгружались на территории нефтеперерабатывающего завода. Съездили на экскурсию в город, фото на память. В двадцатых числах января 1969 года пришли на рейд порта Новороссийск. Экипаж т/х» Житомир» сошел в отпуск. В последующие годы , я редко кого встречал из экипажа. Чаще всего, своего коллегу Василия Пискуна. А « серийники» все чаще отправляли на металлолом. Пароходство активно пополнялось новым танкерным флотом. отечественной постройки , а так же Югославской, Японской, Итальянской и Английской постройки.