Танкер Житомир, дедвейт 11800 -145м 19м

Владимир Венецкий
     Танкер «Житомир». Курс – Индийский  океан.
    Сегодня,21 июля 1968 года, я вышел от инспектора отдела кадров  Новороссийского  морского  пароходства, с направлением  на  работу в качестве   судового  электрика  на  танкер  «Житомир». Это  моё  первое  направление  на  судно  дальнего плаванья.  Куда  будет  рейс  и  на  сколько  ни кто  пока  не  знал, знали  только  что  в  акваторию  Индийского  океана. В  душе  было  состояние  ликования, но  внешне  был  спокоен. До  этого, я  целый  год  проработал  в каботаже  на  танкере  «Маштаги», ходившего  между  черноморскими  портами  от  Измаила  до  Батуми. Поднявшись  на  борт  «Житомира», стоявшего у  причала  «Шисхарис», зашел  в  каюту  старшего  механика,  подал  направление. Оторвавшись от дел, стармех  (ДЕД) пожал  руку  со  словами – очень  приятно, Владимир  Александрович, идите  знакомтесь  с  электромехаником  и  приступайте  к  работе. Экипаж  был  занят  подготовкой  к  рейсу, шла  погрузка  танкера, приемка  бункера, грузили продукты  в  артелку.  Зашел  в каюту электромеханика,  отрекомендовался,судовой электрик, Кукушкин Владимир Александрович в  ответ,  я  Лисогор, а  это  ваш  коллега  Василий  Пискун, он  тебя  познакомит  с  судовым  хозяйством.  Порядок такой:  один несёт  суточную  вахту,  второй на  подвахте  и выполняет  регламентные  работы  по  графику,  затем  меняетесь. Лисогор  был, что  называется  в  годах, прошел  всю  войну, служил  на  миноносце.  Он  мне  сразу  понравился, от  него  веяло  какой – то  добротой. Василий  показал  мне  мою  каюту  и  я  стал  её  приводить  в  порядок. На  этой  серии  судов,  кровать, рундук, стол, все было  из  металла, а « кондиционер» представлял из  себя – лопоухий вентилятор. Получив , у буфетчицы чистое  постельное  бельё и  наведя  порядок  в  каюте, пошли  с  Василием  знакомиться  с судовым  электрохозяйством, со  швартовным  расписанием и  расписанием  по  тревогам. Василий,  как  и  я  из  Туапсе, бывший  машинист  электровоза. Вот вам  и  вся  электрогруппа  т/х «Житомир».  Как  оказалось  в  дальнейшем ,дружная, грамотная  и без  вредных привычек. 22 июля, с  утра, всё  вошло в  рабочую  колею, танкер  загружен,  всё  в  готовности  к  выходу,  ждем  властей.  К  12 часам  власти  закончили  работу  и  сошли  на  берег. По громкоговорящей  связи  раздалась  команда – команде  занять  места  согласно  швартовному расписанию!  Моё  место  на  баке  у  контроллера  брашпиля, у  Василия  на  корме  у  шпилей. Подошли  буксиры,  выбрали  якорь, швартовые концы,  дали ход машинам, лоцман сошел на свой катер, и  мы в открытом  море. Новороссийск  медленно  удалялся  за  кормой   а  впереди  по  курсу  Босфор.  Моё  желание  сбылось  и  радости  не было  предела. В  моей  жизни  несколько  житейских  аксиом:  человек  живёт  один  среди  людей  - сегодня  ты  идешь  по улицам  Москвы , завтра  в  Гамбурге  и  там  и  там  тебя  ни  кто  не  знает,  все  зависит  только  от  твоих  личных  качеств.  Если  хочешь  быть  счастливым  -- будь  им. И как говорил  В.Высоцкий «шея длинная – приманка  для  петли  а  грудь  для  стрел «. Экипаж мне понравился, но  на  особом  месте  выделялись  капитан  и электромеханик.  Капитан – Рауффергер  Копель  Григорьевич,  но все его  звали  Александр  Григорьевич.  Рауффергер К.Г. ,был старпомом   на танкере  «Туапсе» (до 1932 года т/х «Германик», до 1938 года т/х.»Косиур») торпедирован 04.07.1942 года, подводной лодкой  U-129. На  людях прошедших  горнило  войны – нет  налёта  спеси,  они  приземлены  и человечны.  Мы  часто,  стоя  на  рейдах  Маврикия  и  Мадагаскара  на корме,  под брезентовым  тентом  от  солнца,  сидели  за  столом  и  стучали  в  домино.  И  он  мне,  как  молодому  сетовал: вот  Владимир,  скоро  эти  береговые  крысы  спишут  меня  на  пенсию  и  шо  я,  на  том  берегу  буду  делать?  Ви  знаете  шо  я, с  четырнадцати  лет на  этой  железе?  И  если  сказать,  что я к  этому  человеку,  относился  с  большим  уважением , то  это  значит,  ничего  не  сказать.  Не  меньшего  уважения  заслуживает  и  мой  шеф  - электромеханик  Лисогор. Он работал в экипажах  судов  ходивших  с  грузами  на  Испанию  в 1937 – 1938 годах.Работал в экипаже,известного танкера "Комсомол" шедшего в Испанию. Когда немцы сняли экипаж судна,танкер был затоплен - торпедирован - в районе Сицилии а члены экипажа, помещены в тюрьму крепости Танжер. В 1939 году возвратились домой в Одессу. Как  он  рассказывал, что  в  1939  году  ,всё  чаще  стали  забирать  моряков,  ходивших  на  Испанию,  обвиняя  их  во  всех  смертных  грехах,-  против  советской  власти.  И  он  считал, что  его  спасло    -  начало  войны.   Его  призвали  на  флот  в  первый  день  войны, и  он  всю  войну  прослужил  на  миноносце  в  акватории  Черного  моря. Стоит  удивляться – человека  спас  случай – начало войны  в  июне  1941  года! А предыстория, была такова:когда члены экипажа танкера "Комсомол" оказались в тюрьме крепости Танжер, питание арестованных ,было скудным --похлёбка из чечевицы.Ощущая постоянный голод,они обратились с жалобой к коменданту крепости. Однако он ответил, что в крепости не предусмотрено ,кроме гарнизона -- питание пленных. И предложил им зарабатывать самим, на своё питание. Рядом у грека, есть судоверфь, занимающаяся ремонтов судов и у него постоянно не хватает специалистов. Моряки согласились и была направлена небольшая бригада на испытание.  Греку русские моряки понравились и на следующий день весь коллектив экипажа, вышел на работу,на судоверфь. И так с этого дня они возвращались в тюрьму , только ночевать. А вот через год , когда советских моряков,забирали на проходящее судно, то по видимому комиссар был в курсе их " курорта" . И он заявил, что кому понравилось в тюрьме, можем исправить и найти местечко на Колыме.Дал понять, чтобы не болтали и это хорошо помнил старина - Лисогор. К  Босфору подошли  ранним  утром, шли  малым  ходом,  вскоре  к  правому  борту, подошел  лоцманский  катер. Лоцман,  в  сопровождении  вахтенного  помощника  поднялся на  ходовой  мостик  и  танкер  резво  пошел  вдоль  берегов  Босфора.  Моряки, свободные  от  вахт,  любовались  красотами  древних  крепостей  и  дворцов  Византии,  Константинополя,  Стамбула,  города  с  тысячелетней  историей.  Вот  уже  прошли « Девичью  башню», по  правую  сторону виднеется  купол  «Святой  Софии»,  дворцы « Царьграда».  Лоцман с  борта  сошел  и  машины  танкера  стали  набирать  обороты. Мы  в  Мраморном  море ,  впереди  пролив  Дарданеллы.  Атмосфера  среди  экипажа  устоялась,  приняла  равновесие  и  порядок  в  несении  вахт,  все  настроились на  работу  «длинного  рейса «. Четкий  ритм  несения  вахтенной  службы, как  бы  смазывает  течение  суточного  времени. У  электрогруппы  нет  четкой  вахтенной  службы,  так  как  много  текущих  работ. Пока  шли  на  юг , вдоль  побережья  Греции,  понял  почему  они  вели  «спартанскую  жизнь»,жарко,  сухо,  редко  были  видны  купы  деревьев,  как  оазисы  в  пустыне. Скалы  и  окрестности  имеют  суровый  вид.  Сегодня  проходим  самую  южную  точку  Греции  - мыс  Малея  и  Матопан.  Мыс  Малея,  на  берегу  несколько  маленьких  строений, чисто  побеленных,  обнесённые  не  высоким  забором.  Среди  них  часовенка  с  башенкой,  затем  длинное  одноэтажное  здание  и  несколько  маленьких.  Это  женский  монастырь – жен  погибших  в  море  моряков.  В  этой  уединенной  обители,  жены  моряков,  нашли  своё  пристанище  и  покой  в  молитвах  и  труде.  Все  суда,  любой  национальности  и  флага,  в  любое  время  дня  и  ночи,  проходя  мимо  женского  монастыря,  дают  продолжительный  гудок,  выражая   благодарность  за  женскую  верность.  В  ответ  из  часовни  всегда  слышен  звонкий  бой  колокола.  Не  знаю,  сохранилась  ли  эта  традиция  в  нынешнее  время.  Прошли  мыс  Мотопан,  курс  на  Гибралтар. Кто  из  моряков  не  знает  Гибралтар? А  сколько  от  туда  вывезли  советские  моряки  « болоньи,  джерси,  джинсы , ковры , косынок … одному  богу  известно . Особенно  когда  становилась  на  рейд  прославленная  китобойная  флотилия  « Слава».  Перед   проливом  и  выходом  в  океан,  ещё  раз  проверяют  весь  крепёж  и  задрайку,  на  нижней  палубе  иллюминаторов  глухарями.  Вышли  в  Атлантику,  курс  на  юг,  груженный,  низко  сидящий  танкер  сразу  стал  зарываться  носом  в  набегающие  океанские  волны,  хотя  погода  стояла  великолепная.  Если  стоит  полнейший  штиль,  то всё равно  океан  катит  громадные  валы  волн, - говорят,  « океан  дышит». Стармех,  узнав  о  моей профессии   электросварщика,  внёс  в  мои  обязанности  корректировку.  На  ботдеке,  в  помещении  трубы,  был  организован  сварочный  пост. В  качестве  электросварочных  генераторов  постоянного  тока, были  использованы   электрогенераторы  постоянного тока   обеспечивающие  питанием  обмотки  размагничивающих  противоминных  систем – установленных на  танкерах  серии  «Казбек».  На  палубе  ботдека  мотористы  установили  приспособу  под  джек,  позволяющую  гнуть  трубы  до  трёх  дюймов,  что  позволяло  самостоятельно  ремонтировать  системы  трубопроводов.  Курс – строго на юг,  однако  берегов  африканского  континента  не  видно. Танкер  идет  равномерно переваливаясь  с  борта  на  борт.  Идём  сутки  за  сутками,  неделя  за  неделей.   Для  экипажа  время,  как будь  то  не  имело  значения.  Ужин  в  20  часов,  а  в  21—00, экипаж  собирался  в  большой  столовой  команды и  смотрели  кинофильмы.  Рано, по  утрам,  если  погода  позволяла,  шли  по  переходному   мостику  и  собирали  с  грузовой  палубы  летучих  рыбок,  залетевших  за  ночь.  Улов  складывали  в  холодильник  для  будущих  рыбалок.  Альбатросы  спокойно  парили  над  океаном,  напоминая,  что  где  то  за  горизонтом  зе6мля. В  море  уже  больше  месяца, на  карте  точка – на траверзе  Кейптаун,  скоро  обогнем  Мыс  Доброй  Надежды,  затем  Мыс  Игольный  и  в  первых  числах  сентября  подойдем  на  рейд  острова  Маврикий.  Здесь , на  сороковых  ревущих, для  судоводителей  место  не  спокойное.  То и  дело,  то  с  левого  борта,  то  с  правого  выскакивает  -- то  рыбак,  то  китобоец.   Уже  несколько  раз  видели  фонтаны  китов.  И  вот  второго  сентября  встали на  якорную  точку  внешнего  рейда  острова  Маврикий.  Остров , покрытый  тропической  зеленью , можно  рассмотреть  только  в  бинокль.В кратце об острове: Маврикий,несколько раз ходили на экскурсии== столица, город - порт Луи, основан в 1635 году, назван в честь короля Франции -Людовика 15. Первым губернатором был мореплаватель Бертран Франсуа Маэ Лабурдонне. Население 156720 чкл. - индусы смешанные с другими расами,китайцы,африканцы и европейцы. Промышленность: сахарная, маслобойная и табачная. Достопримечательности - ботанический сад "Памплемус" и великолепные пляжи. Дальше  в этом  же  квадрате,  чуть  восточнее,  стоит на якоре  танкер  «Ханой».  У  танкера  «Ханой» ,  главная  силовая  установка  , как  и  у  всех  танкеров  из  серии  «Софий»  -- турбина.  Дальше  стоит   РКР « Адмирал  Фокин «,флагман  отдельной  индийской  эскадры.Командовал эскадрой, если память не изменяет, адмирал Н.Н. Амелько и какое то время,адмирал Кругликов. Как  только  встали  на  якорь,  приступили  к  авральным  работкам.  С  обеих  бортов  установили  громадные  пневматические  кранцы,  для  швартовки  к  обеим  бортам.  С правого  борта  ошвартован   ракетный  корабль из эскадры,для приёма бункера,  с  левого  мотобот  с  т/х. Ханой.  Приступили  к  разгрузке  снабжения .  С  кормы  подготовились  к  приему  на  бакштов  подводной  лодки  Б 95 СФ.  ( 641).  Она  должна  пополнить  бункер,  (дизтопливо , пресную  питьевую  воду , продукты.).  Как  только  она  встала  за  кормой ,  им  подали  шланги  Свободных   от  вахт  и  работ  подводников , наш  капитан,  Александр  Григорьевич  пригласил  на  борт  т/х  Житомир.  Командир  подводной  лодки  согласился  отпустить  свободных  от  вахт, оставшимся  объявил  готовность  "2".  Поднявшиеся  на  борт   т/х  Житомир,  моряки  подводники,   были  рады,,  как они  сами  выразились,  походить  по  земле.  Затем  их  пригласили  в  столовую  команды  ,  где  их  ждал  праздничный  обед.  Когда  передали  весь  груз  на  танкер  «Ханой»,  получили  приказ,  сниматься  с  якоря,  и  следовать  на  остров  Мадагаскар  в  порт  Диего—Суарес  ( Анцеранана ).   Пришвартовавшись к причалу , мы  приняли  на  борт,  пресную  воду,  овощи  и  фрукты  для  флотилии  . При  заходе  в  порт,  были  видны  следы  каких  то  недавних  событий.  Посередине  лагуны,  какой  то  затопленный  пароход,  над  поверхностью  воды,  только  ходовой  мостик   а  на  отмели  лежит  подводная  лодка.  Вернувшись на  прежнюю   точку, дали  бункер - ещё  одной  подводной  лодке,  за  тем  по  тревоге   РКР  « Адмиралу  Фокину»,  он  уходил  на  стрельбы.  На  какое  то  время  наступило  затишье  и  мы  занялись  рыбалкой.  Ребята  ловили  больших  красных  окуней,  но  вот  незадача ,  как  только  начинаешь  подтаскивать  к  борту,  то  вытаскиваешь  одну  голову. Акулы и Барракуды,   нагло  разбойничали.  Старпом  решил  их  наказать .  Он  взял  из  артелки   мясной  крюк ,кусок  мяса  и  через  стальной  тросик  привязал  линь  и  кинул  за  борт. Как  только  линь  потравили,  разбойница  тут  как тут , -- попалась  голубушка!  Через  грузовую  стрелу,  мы  вытянули  её  на  палубу. Все  прибежали  посмотреть  на  двух  метровый  улов.  Но  тут  появился  боцман  и  потребовал  выкинуть  акулу  за  борт,  а палубу  от  гадости  скатить.   Матросы  принесли  большей  деревянный  ящик,  один  конец , из  старой  выброски , петлю  накинули  на  хвост  акуле,  другой привязали  к  ящику  и  выкинули  за  борт.  Она  сразу  пыталась  нырнуть  но  ящик  ей  мешал.  Ещё  долго  было  видно, -- ящик  то  погружался,  то  всплывал.  Этим  даже  заинтересовались  пилоты  американского  разведчика  « Орион».  Они  сделали, над  местом  погружения  ящика,  несколько  кругов.  Их  видно  сильно  озадачило,  что  это  придумали  русские?       Только  когда  мы  приступили  к  работе  по  обеспечению  эскадры, Узнали  истинную  причину  экспедиции  в  Индийском  океане. По  всей  65  южной  долготе  и до 49  южной  широте  стояли  «лесовозы» ,  оборудованные  радиотехнической   аппаратурой  поиска   космических  объектов,  средствами  подъема  и  вертолётными  площадками  для  вертолётов  Ка  25 пс.  Первый  раз  испытывали   приводнение  в  океане,  космического  беспилотного  корабля.  ( Зонда).   22  сентября  1969  года,  в 7 часов,  41 минута,  зонд  приводнился  и  был  поднят  на  борт.  Любопытный  американский  вояка  хотел  подойти  по  ближе, но  его  оттеснил  танкер  «Ханой».       Выполнив  свою   миссию,  передав  груз  по  назначению,  нам  поступил  приказ –идти  в  порт  Владивосток. Курс  норд – ост, полный  вперёд.  Всё  вошло  в  ритм  судовой  жизни,  даже  перевод  стрелок  часов,  через  каждые  сутки,  на  час  вперёд,   воспринималось  как должное.  На  рейд  Сингапура  мы  подошли  рано  утром.  Встали  на  якорь   в  указанной  нам  точке.  На  рейде  Сингапура  стояли  сотни  судов ,  под    флагами   всего   мира.  Как  только  с  трапа   т/х.»Житомир»,  сошли  местные  представители  власти  и  карантинный  врач ,на  леера  палубы  полетели  десятки  «кошек»  с  подошедших,  с  обеих  бортов  лодок.  Люди,  с  ловкостью  обезьян ,забирались  по  высокому  борту, т/х «Житомира», стоящего  в  балласте.  Забравшись  на  палубу  они  разбежались  по  всему  периметру  судна.  При  помощи  концов, подняли  товар  из  лодок  и  в  одно  мгновенье  танкер  превратился  в  яркий  восточный  « малайбазар.»  Подобного  я  не  встречал  не  в  одной  точке  земного  шара.  От  этой  картины   свободного  отношения,  встречи  разных  культур  и  доброжелательности  индусов,  китайцев,  малазийцев,  вызывал  в  душе  какой  то  восторг.  Моряки  ходят  среди  изобилия  товаров и  выбирают  для  себя  и  близких  рулоны  гипюра,  женской  и  мужской  одежды,  джинсы, плащи  болоньи  ,радиоаппаратуры.  Для  желающих  съездить  в  Сингапур  на  экскурсию  -- спустили  свой  мотобот. В  городе  поражает  чистота,  обилие  клумб  и  цветов.  Любой  свободный  клочёк  земли   ,даже  посреди  дороги,  превращен  в  ярко  цветущую  клумбу.   Хозяева  магазинов  увидев   моряков  ,  приглашают  зайти  на  чашечку  кофе  ,  а  предлагают  товар  потом,  как  бы  между  делом.  На  многих  магазинах  рекламные  баннеры  -  «Магазин  индусский  --  говорим  по   русски.»  В  будущем,  я  много  раз  посещал  этот  порт  и  всегда  с  удовольствием.  Сохранилось  много  фотографий.  Как то  , в  1977  году  я  приобрёл  в  Сингапуре,  небольшой  музыкальный  центр.  С  ним  росли  и  развлекались  мои  дети  и  внуки  и  надо  сказать,  относились  к  нему  небрежно.  А  когда  все  потеряли  к  нему  интерес.  я  поставил  его  к  себе  на  стол  и  он  до  сих  пор  радует  меня  чистотой  своего  звучания.  И  так,  мы  пополнили   запасы  бункера  и  воды,  выбрали  якорь  и  полный  вперед ,  благо  погода  нас  баловала.   Во  Владивостоке нас  поставили  с  ходу  к  причалу  « Угольный»  и  приступили  к  погрузке. Многие  члены  экипажа  встретили  своих  прилетевших  жен  из   Новороссийска, Одессы и  Туапсе.  Груз,  бункер  и  провизия  на  борту.Однако в планы внесли коррективы, получили приказ,срочно идти в пот Петропавловск Камчатский.В порту Петропавловска,нас поставили на внутреннем рейде в бухте "Сероглазка", там же стояли корабли "Космонавты", наших космических сил.Приняв на борт срочный груз для эскадры, вернулись в порт Владивосток. Моряки  проводили  жен,  выход  в  море   на   24  октября  1968 года.  Вместе  с  нами  на  Маврикий  пойдет, с  грузом  продовольствия,  небольшой  рефрижератор  под  флагом   ВМФ.  Судно  новое  и  экипаж  никогда   не  ходил  в  такое  дальнее  плаванье.  По  этому  нам  поручено  его  сопровождать.   Весь  наш  экипаж  переживал  за  них.  Не  хотел  бы  я, оказаться  на  их  месте.  Хотя  они  говорили ,  что  судно  в  море  ведет  себя  нормально, на  волне  как поплавок,  палубу  не  заливает.  Но  попробуй  поработай  на  этом  поплавке.  К  тому  же  октябрь  месяц   - это  не  лето .  да  и  прогноз  был  тревожный.  И  всё  же  рейс  продолжался  спокойно , пока  мы  не  прошли  Тайвань.  Как  только  вышли  в  Южно – Китайское  море.  Погода  прямо  взбесилась.  Мощный  тайфун.  Встречный  ветер  и  волна  настолько  сильны,  что  штурман  отмечал – танкер  оставался,  почти  в  той  же  точке ,  что  и  в  начале  вахты.  Рефрижератор  то  и  дело  скрывался  между  валами,  даже  мачт  не было  видно. А потом,  как  чёрт  из  табакерки,  оказывался  на  гребне  волны.  Наш  капитан  был  постоянно  на  связи,  офицеры  говорили,  что  стоять  вахту   некому. Экипаж  не  разу  не  выходивший  в  море  дальше  рейда  ,  лежит  зелёный  от  морской  болезни.  Но  как  бы  тяжело  не было  на  «на  носу»  заход  на  рейд  Сингапура. Рефрижератор  под  флагом  ВМС, ему  заход  не  « светит». Он  будет  продолжать  рейс  и  будет  нас  дожидаться  в  заранее  оговоренной  точке  возле  Цейлона.  Вскоре  мы  их  догнали  и  покатили  в  низ  до  рейда  эскадры  на  Маврикии.  В  середине  ноября  мы  пришли  в  точку.  Груз  передали  на  борт  т/х «Ханой».  Рефрижератор  благополучно  добрался  и  остался  в  составе  обеспечения  эскадры.  Наши  функции,  в  составе  эскадры  закончились,  дали  взаимно  прощальные  гудки  и  взяли  курс  на  Персидский  залив.  Груз  дизтоплива  взяли  в  Кувейте,  на  порт  Венецию. Дальше  ни  каких  происшествий, разве    что  закупить  продукты  для  экипажа  в Кувейте  не  удалось,  оказалось  не  по  карману ,а  в  запасе  оказался  только  горох. В  Венецию  мы  пришли  в  январе  1969 года.  Выгружались  на  территории  нефтеперерабатывающего  завода.  Съездили  на  экскурсию  в  город,  фото  на  память. В  двадцатых  числах  января  1969  года  пришли  на  рейд  порта  Новороссийск.  Экипаж    т/х» Житомир»  сошел  в  отпуск.  В последующие  годы  , я  редко  кого  встречал  из  экипажа.  Чаще  всего,  своего  коллегу  Василия  Пискуна.  А  « серийники»  все  чаще отправляли  на  металлолом. Пароходство  активно  пополнялось  новым  танкерным  флотом. отечественной  постройки , а так  же  Югославской, Японской, Итальянской  и  Английской  постройки.