Про Кубу и Фиделя

Морской Профсоюзный Телеграф
Сегодня 13 августа - день рождения Фиделя Кастро. 90 лет этому незаурядному человеку... Кто знал про КУБУ до 1959 года? У меня свое отношение и к Кубе и к Фиделю...

Я пошел в школу в год победы кубинской революции. В детстве был очень политизирован, видимо, потом это и сказалось на выборе моей работы. Рано начал читать, еще до школы... Поэтому моя мама уже в первом классе выписала мне пионерскую газету. Как ни странно, но на ПИОНЕРСКУЮ ПРАВДУ  был лимит на подписку. Но поскольку наша Куйбышевская область граничила с Казахстаном, мне подписали ихнюю "пионерку" ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА. Конечно, уровень подачи материала был слабоват, но, тем не менее, оттуда я черпал свою политграмоту... С начала 60х годов вся наша пресса писала про кубинскую революцию... "гусанонос" - червяки, контрреволюционеры, Патриа о муэрте, венсеремос... Все это оттуда из советско-кубинской дружбы, в это время я начал носить берет, по-"фиделевски", как на этом значке. По правде говоря, этот значок появился позже, на моем берете был приколот какой то другой советский значок... Но почему-то не октябрятская звездочка... Может потому что их полагалось носить на груди?
    После посещения родины моего отца, села Парышков под Киевом, я привез подарок украинского дедушки, сборник украинских пословиц и красочную книгу - поэму на украинском языке про рейс Фиделя на шхуне "ГРАНМА", хотя я и не знал мову, но стихи и их смысл понимал. К сожалению, уже забыл некоторые строчки   по-украински из этой книги...
   Потом была "мореходка"... К сожалению, на практику я попал на лесовоз, Куба мне не светила... Но тогда из 10 моряков 9 были на Кубе, так что и как там Куба я знал прекрасно и про участие наших моряков в сафре и про "чендж"и про охлаждение после смерти Хрущева... Небольшой период дружбы Фиделя с китайцами советские моряки ощутили на себе (по гнусному поведению кубинской "адуаны" таможни)В 1972 году самым первым рейсом в должности четвертого помощника капитана на балтийском пароходе "Красноуральск" я оказался на моей Кубе... И бац! И мимо... Мы привезли полные трюма картошки, но кубинцы нашли в ней какие-то жучки... Пять балтийских пароходов три месяца простояли на рейдах кубинских портов... Мы были на рейде Гаваны и Карденаса... Так и не ступив на берег, ушли на Балтику, выгрузили картошку в Вентспилсе (где она в прекрасном состоянии) была выгружена представителям водочно-ликерной индустрии... Но уж потом началась Куба, более 7 лет... Где я только ни побывал, по-моему, во всех кубинских портах... И везде ходил по музеям (куда еще ходить советскому моряку, без денег: музей и пляж, да шлюпочные походы за караколами (ракушками), кораллами.. От "любопытства" привез несколько ящиков аккуратно завернутых в газетку зеленых плодов манго, которые мы нашли в лесочке около порта Моа. Напрасно весь экипаж ждал, когда они дозреют, из зеленых они превратились в черные... Не доходя до Питера, с грустью выкинули за борт эти плоды, видимо, не та температура была в каютах! Но десяток кокосов, самолично подобранных около пальм, довез, дома накормил жену и дочку... вкусной белой мякотью. Жена до сих пор не выносит вкуса кокоса!!! Ручки помнят технологию превращения обросших мхом ракушек в "караколы"... Верхом моих кубинских сувениров стал "чендж" с советским матросом срочником, который служил на кубинском гидрографическом судне. Морячок увидел мою гордость - "роттердамовский" пуловер с вышитой на полгруди эмблемой с короной и иностранными буквами... и "запал"... Несколько дней он таскал в мою каюту "посмотреть" дары моря, чучела лангустов, крабов, коралловые кусты и под конец черепаху, которая до сих пор поражает всех ребятишек, которые приходят к нам в гости... После этой черепахи я сдался... Может где-то в Башкирии до сих пор кто-то носит этот пуловер и вспоминают про удачный обмен... Как знать! Все было по-"чесноку".
        Я до сих пор не могу избавиться от чувства, что ФИДЕЛЬ И КУБИНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, это совсем не то, что Фидель и кубинцы, простые кубинцы, от которых я НИКОГДА не слышал худого слова в его сторону... Кубинцы ощущали революционные изменения, всеобщую грамотность, неплохое медобеспечение... Но бедность, вернее, скудность жития ощущалась... Практически все было по карточкам, деньги в те годы ничего не значили... рацион питания тоже был узок... И в то же время нас поражало, как кубинцы разбрасывали по пароходу недоеденные булочки, белые булочки, докерам давали бутерброды - сыр, колбаса... Причем бесплатно... Они начинку съедали, а булку бросали... Вот вам, как в нашей песне "ладушки, ладушки... Куба ест оладушки, а мы черный хлеб едим и поэтому пердим"... Наши идеологи навязывали кубинцам какие-то интернациональные соцсоревнования... На пароход приходили делегации, комсомол, профком во главе с кубинским парткомом, подписывали бумаги на испанском языке... Один из пунктов гласил: "Во время грузовых работ нужно было включать музыку на палубу... Я про это писал на ПРОЗЕ.Ру "В начале 70-х. Наш т/х «Выборг» стоял в Гаване под выгрузкой. Из-за складских помещений выглядывали десятки судовых надстроек с красной полосой на трубе, кое-где виднелись польские и гэдээровские пароходы. Выгрузка, как всегда, затягивалась, кубинцы не спеша освобождали наши трюма. Все, как всегда…
Из судовых динамиков неслась нескончаемая «Пачанга» (так моряки называли однообразную танцевальную музыку, которую, по условиям соцсоревнования, обязаны были транслировать наши радисты для поднятия трудового духа наших кубинских друзей) По палубе бродили утомленные солнцем члены палубной команды, готовили судовой плотик для окраски облезлого борта.
Не сразу и не все заметили, что неподалеку ошвартовался новый пароход нашего БМП из серии «Семья Ульяновых». Еще новенький, с судовыми кранами, весь заставленный автотехникой. Тогда каждый вновь прибывший пароход был интересен тем, что можно было обменяться кинофильмами, и народ обрадовался: «Будем смотреть новые фильмы!»
Ну, все как всегда. И вдруг над Гаванской бухтой из новеньких динамиков представителя «Семьи Ульяновых» грянула совершенно новая музыка. Нет, не «Пачанга», а что-то такое, что хотелось слушать и слушать. Это была «Желтая подводная лодка» - «Yellow submarine». Кубинцы радостно закивали головами, знаками стали показывать одобрение. Наш динамик замолчал, видимо радист оценил музыкальный момент. А потом -  “Come together”, к сожалению, не до конца: чья-то безжалостная рука остановила музыку. «Эх, испортил песню, дурак!» - совсем по-горьковски сказал один из моряков, а более бывалый подчеркнул: «Быть ему «невыполнившим»!» Тут все поняли, что до «Битлов» мы еще не дожили. Поняли это и кубинцы, и снова зазвучала «Пачанга»…"
  Более того существовала суперсекретная справка ЦК КПСС, где прямо говорилось, что Фидель не настоящий коммунист, но хороший человек... А все наши перевозки на Кубу это эксперимент... Вот такой был эксперимент... У меня есть прекрасная книга, написанная по статьям и выступлениям Фиделя и Игнасио Рамоне "Моя жизнь"... В ней он отвечает практически на все вопросы, связанные и с мировой политикой и с кубинской историей... Вот, например, про СССР: "Считаю, что опыт первого социалистического государства, СССР, страны, в которой нужно было навести порядок, но никак ее не разрушать, был очень горьким... невероятным явлением, когда одна из самых мощных держав в мире, которая смогла приравняться по силе к другой сверхдержаве, страна, подавившая фашизм, рухнула так, как это случилось."
  И кто же Фидель? Коммунист? Революционер? Философ? ... Государство, созданное им, стоит, живет... Кто знает, сколько?