Сердечный доктор

Самойлов Александр
     Казалось бы, ничто не может нарушить ночной покой доктора М. Он спокойно спал на своей широкой кровати, едва слышно посапывая. Его сон всегда был очень мирным и тихим. Никто ни разу не слышал, чтобы он храпел или бормотал во сне. Порой, бывало, слегка улыбался, но больше ничем свой сон обычно не выдавал. Если бы доктор М. служил в разведке, то своим мастерством точно бы достиг высот по службе. Но он был доктором, и военное дело интересовало его слабо, хоть он и прослужил какое-то время военным врачом. По натуре он был пацифистом, но если ему или его близким угрожала опасность, то он менялся до неузнаваемости и всегда мог дать отпор. Но такое случилось лишь однажды в молодости, и с тех пор его жизнь протекала равномерно. Ему нравилась эта стабильность и спокойствие. Он был уже немолод, и резкие перемены были совершенно ни к чему.
     На улице было свежо и сыро. На небе не было ни облачка, хотя днем тучи плотно закутали небо и все были уверены, что надвигается жуткая гроза. Но, тем не менее, у природы свои планы, и эта ночь выдалась на удивление мирной. На всякий случай все окна М. закрыл, отчего ему стало очень жарко под одеялом. В комнате стояла непробиваемая духота, и его тело покрылось маленькими капельками пота.
     Вдруг кто-то начал колотить в дверь. Доктор проснулся не сразу, но долго не мог понять, что вообще происходит. В дверь стучали с каким-то остервенением и не останавливаясь. Сначала одной рукой, затем двумя. Но так как никакой реакции не последовало, стали пинать дверь и ногами. М. был в недоумении. Он сел на кровати, протер глаза и посмотрел на часы. Был пятый час. Что происходит? Хулиганы? Может просто какой-нибудь старый алкоголик напился и перепутал дверь? Наверное, он полностью уверен, что это его квартира, и со злости, оттого что не подходит ключ, стал тарабанить. Или какой-нибудь ревнивый муж решил, что его жена ему изменяет именно тут. В любом случае, ситуация была неприятная и доктор был в ярости. «Ну я сейчас ему задам!» - подумал доктор, сжал кулаки и направился к двери. Он был очень зол, что его разбудили и представлял, что сейчас будет. Но в последний момент он вдруг остановился. А вдруг это бандиты? Вдруг это какие-нибудь негодяи, которым негде укрыться от полиции или спрятать тело? Вот они сейчас ворвутся к нему, свяжут, пригрозят оружием, а то и вообще застрелят - кому нужны свидетели? «Не буду я в это ввязываться. Это меня никак не касается» - решил доктор и отступил назад. Он замер и ждал, что будет дальше. Сон сняло как рукой, и М. был готов к любому повороту событий. На всякий случай он взял с кухонного стола нож. В дверь по-прежнему колотили и колотили. «Неужели соседи не слышат? Мне же нужна помощь!» - подумал доктор. И действительно, никто в округе не подавал признаков жизни. Никто не слышит? Или просто делают вид? В любом случае, действительно безопаснее ничего не делать и ждать. Никому не нужны лишние проблемы.
Но со временем стук стал ослабевать, а потом и вовсе стих, и наступила тишина. Доктор прислушался. Никаких шагов, голосов - ничего. Он подошел ближе, прислонился к двери и услышал, какие-то глухие всхлипывания и тяжелые вздохи. «Кто там?» - не выдержал и спросил М. Но никто не ответил. «Кто там?» - снова спросил доктор чуть громче. Но в ответ он слышал только те же всхлипывания и вздохи. Ярость доктора куда-то делась, и ее место заняло любопытство. Ему стало очень интересно, почему в такой поздний час кто-то решил нарушить его покой. «Была не была. У меня есть нож, да и соседи, думаю, наблюдают. Если что, помогут, ну или хотя бы вызовут полицию» - подумал доктор и начал поворачивать замок. Открыв дверь, он сразу отошел назад и вытянул руку с ножом перед собой, ожидая нападения. Но ничего такого не произошло.

- Доктор? - спросил кто-то из темноты.
- Доктор. Кто спрашивает?
- Доктор, это точно вы?
Голос был мужской, но высокий и очень расстроенный, как будто этот человек очень изнурен и измучен. Также доктору показалось, что обладатель этого голоса изрядно пьян.
- Да говорите вы уже! Кто вы и зачем устроили тут этот балаган! Отвечайте немедленно!
- Эх, доктор... - на тяжелом выдохе кто-то проговорил и замолчал.
Наступила тишина. «Если бы он был ранен, то вряд ли бы он смог так долго и сильно колотить в мою дверь. Да и на двери остались бы следы крови, хотя бы. А может, рядом с ним лежит раненый человек? И ему нужна помощь? Я уверен, он бы сказал об этом. Так что же ему нужно?» - думал доктор. Он по-прежнему стоял возле двери с ножом в руках и никуда не двигался.
- Вы еще здесь? - не выдержал М. и спросил.
- Ну а куда мне еще. Здесь я, здесь.
- Так отвечайте! Как вас зовут?
- Какое вам дело до моего имени. Будто вам интересно... Да и вообще до меня. Кому есть дело до чужих проблем?
- Что за глупости вы несете. Если вы ранены и вам нужна помощь, говорите сразу и перестаньте так разговаривать. Отвечайте на мои вопросы прямо или я закрою дверь.
- Закрывайте, если вам так угодно.
Но доктор не закрывал. Он не мог просто взять и закрыть дверь. Он был воспитан иначе. Если этот человек пришел, значит ему что-то нужно. Но почему он так себя ведет?
- Вы один?
- Теперь да.
- Вооружены?
- Нет, не вооружен.
- Вот сразу бы так. Покажите ваши руки и медленно покажите себя, если у вас есть ко мне какое-то дело. Если нет - немедленно уходите.
Но ничего не произошло. В голосе мужчины слышалось какое-то безразличие к происходящему. Как будто это не он пришел к доктору, а наоборот. «Вот так задача...» - подумал доктор. Но интерес все же взял вверх и М. решился выйти посмотреть, что происходит. Он медленно, крадясь полубоком так, чтобы в случае чего быстро отступить, продвигался к двери маленькими шажками. Это чем-то напоминало боевую стойке - правая нога была впереди а левая чуть сзади. Там, в коридоре, снова послышались всхлипывания, но человек молчал. И вот, доктор решился. Он медленно, одним глазом выглянул в коридор. Рядом с дверью на полу сидел мужчина. На вид М. дал ему около тридцати. Он был одет вполне обычно, ничего особенного. На доктора он не обратил никакого внимания, а только, уставившись на какую-то бумажку в руках, всхлипывал. Доктор убедился, что он не вооружен и вроде не представляет особой опасности, и предложил:
- Может, зайдете ко мне и расскажете, что привело вас в такой поздний час ко мне?
- И вы меня выслушаете?
- Да, обещаю.

     Человек поднял голову на доктора и М. увидел его лицо. Оно было все влажное то ли от пота, то ли от слез. Глаза были какие-то странные, на него так еще никто никогда не смотрел. Они были полны безразличия и боли, но доктор не спешил с выводами. Человек попытался встать, но рука, на которую он опирался, не выдержала, и он грохнулся на пол. Доктор помог человеку подняться и оказался в непосредственной близости. М. почувствовал запах пота, алкоголя и сигарет. У виска была небольшая ссадина, а на шее шрам. «На бродягу или наркомана не похож. Обычный человек» - подумал доктор, помогая гостю заходить в квартиру.
Когда они оба зашли и доктор закрыл дверь, сразу ощутилась эта убийственная духота. Дышать было совершено нечем, и М. поспешил открыть скорее окно. Ночная свежесть сразу обдула его лицо. Он сделал глубокий вздох. На улице пахло сыростью. Похоже все-таки был дождь, хоть и небольшой. Отойдя от окна, доктор заметил, что до сих пор в руках держит нож и положил рядом на стол, на всякий случай. Мужчина сидел на кресле и молчал. Наверное он был где-то глубоко в своих мыслях, а может просто ждал, когда доктор сам начнет беседу. М. включил свет, сел напротив незнакомца и еще раз осмотрел его. Ран вроде было. И оружия тоже. Доктор вздохнул с облегчением и спросил:

- Вы голодны?
- Нет, доктор. - его голос изменился. Мужчина немного успокоился и больше не всхлипывал.
- Так вы расскажете, что случилось?
- Почему вы спрашиваете?
Доктор начал отвечать, но незнакомец его перебил:
- Не отвечайте, вы все равно не скажете мне правду. А я скажу. Вы интересуетесь мною только потому, что я сам пришел и сам настоял на этом. Сколько мне пришлось колотить в дверь, прежде чем вы вышли? Пять? Десять минут? Не утруждайтесь смотреть на часы. Прошел час. И только через час вы соизволили выйти, да и то с ножом. - незнакомец ухмыльнулся.
- Вы должны менять понять, я испугался! Не часто ко мне приходят гости в столь поздний час.
- Да вы только послушайте себя! Я должен ВАС понять! Вот в этом весь наш мир! Все думают только о себе, как бы их поняли, как они испугались, как им плохо. А другие? Да кому есть дело до них? Кому есть дело до чужих проблем? Никому это не нужно!  вы, доктор, вовсе не исключение. Вы думаете, что раз вы доктор, вы хороший? Вы помогаете людям? Вы спасаете их? Чепуха! Это ваша работа, не более.
М. внимательно слушал незнакомца и не перебивал его. Он видел, что человек сильно чем-то расстроен, а таких людей лучше не взвинчивать зазря. Он терпеливо подождал, пока человек закончит свою речь и ответил:
- Ну а вы что? Вы считаете себя лучше всех людей, раз взялись рассуждать об этом? Вы решили, что можете решать, кто хороший, а кто злой? Кто честный, а кто лживый?
- Вы действительно считаете, что существует добро и зло?
- А что по вашему доброта? И надеюсь вы не собираетесь спорить о том, что добро существует. Ведь люди совершают хорошие поступки, не так ли?
- Совершают. Только не ради других, а ради себя. Ради собственного удовлетворения. Не более. Люди помогают другим людям, чтобы потешить свой эгоизм, чтобы почувствовать себя нужными кому-то. Добро хорошее, потому что совершая какие-то поступки, человек помогает другому человеку, либо достичь какой-то цели либо просто выжить, если речь идет о спасении жизни. Да, доктор? А что со злом? Злые поступки просто удовлетворяют потребности одного человека, собственного того, кто эти злые поступки и совершает. Поэтому зло признали плохим. Но все что мы делаем, делаем для себя.
 
Доктора начал раздражать этот пустой разговор. Он не был готов философствовать посреди ночи:
- Давайте ближе к делу. Что вам нужно?
Незнакомец пристально посмотрел доктору в глаза:
- Таким как я очень тяжело жить. Я жил в иллюзиях, что все делается не просто так, что добро всегда побеждает, а справедливость торжествует. Я всегда помогал людям. Мне это нравилось. Нравилось видеть, как людям становится лучше, как они становятся счастливее. Мне всегда казалось, что в любом, даже совсем в ужасном человеке, живет что-то хорошее. Но я ошибаюсь.
Он показал клочок бумаги, который он так внимательно разглядывал в коридоре. Но это оказалась вовсе не бумага. Это была фотография девушки. Незнакомец продолжил:
- Это моя жена. Бывшая жена. Думаете мы развелись? Я бы хотел, невероятно сильно хотел бы ответить да, но нет. Сейчас объясню почему. Она была удивительной девушкой. Красивой, доброй, умной. Когда мы познакомились, я сразу понял, что это мой человек. Мы поженились, планировали нескольких детей. Вчера она вечером возвращалась с работы. Работала она в нашем местном университете, преподавала историю. Она очень любила свое занятие, и мы часто обсуждали интересные вопросы, разговаривали...

Незнакомец прервался и задумался. Доктор переживал, что этот разговор никогда не закончится:
- Много разговаривали и что? Продолжайте же.
- Сейчас я должен был лежать с ней в постели, гладить ее мягкие волосы и наслаждаться ее безмятежным сном. Она должна была вернуться с симпозиума. Она к нему готовилась несколько месяцев. Приезжали какие-то очень знаменитые ученые. Словом, для нее это событие было важным и серьезным. Мы договорились устроить праздничный ужин после.
Незнакомец снова посмотрел в окно и задумался. В этот раз доктор не стал его перебивать. Он начал понимать, что происходит и к чему все идет. Похоже, придется сегодня открывать бутылку виски, которую он припрятал на кухне. Незнакомец смотрел в окно и продолжал свой рассказ:
- Все было готово, осталось только ее дождаться. Ужин, вино, свечи. Но она задерживалась. Я подумал, что она решила прогуляться после симпозиума. Она любила гулять, любила природу...
Он резко повернулся и посмотрел в глаза доктору:
- Ее убили. Ее зарезали. Как собаку, как свинью...
Он не выдержал и разрыдался, закрыв лицо руками, но продолжал сквозь слезы:
- Она была ангелом, она не заслужила такой смерти.

«Да он никогда отсюда не уйдет. Похоже, действительно придется открывать виски. Его нужно как-то успокоить, пока он не обвинил себя или меня во всех грехах. Да и вообще лучше вызвать полицию на всякий случай». Доктор поднялся с места и пошел в сторону кухни, но незнакомец схватил его за руку:
- За что, доктор? За что? Почему? Почему в нашем мире столько зла, насилия и жестокости? Почему, доктор? Неужели те, кто это сделал, заслуживают жить больше, чем она? Объясните мне, почему!
Незнакомец вскочил и встал вплотную к доктору. Они были примерно одного роста и их глаза находили примерно на одном уровне. Незнакомец прошипел:
- Ненавижу этот мир. Ненавижу, доктор. Я не могу жить вместе с этим злом, что творится рядом. И я пришел не просто так. Я пришел именно к вам, потому что вы хороший доктор. Выполните мою просьбу, прошу. Только вы можете сделать это, доктор. Вы добрый, я вижу это по вашим глазам. И вы открыли мне дверь.
- Но что я могу сделать? Я не смогу вернуть ее вам.
- Вырежьте мне сердце.
Доктор опешил, и его глаза невольно открылись еще шире. Ему казалось, что они сейчас выскочат из орбит.
- Что за вздор! Это не вернет вашу возлюбленную! Ради чего жертвовать своей жизнью?
- Да разве это жизнь, доктор? Разве это жизнь!
Незнакомец перешел на крик. Он говорит так громко, что казалось, будто весь дом его слышит. "Сумасшедший какой-то. Самое время для виски и полиции" - подумал доктор, но мужчина не отпускал его рукав и продолжал:
- Разве это жизнь, доктор? Разве можно жить, когда столько зла окружает нас? Люди постоянно делают зло, они будто созданы специально, чтобы вершить зло. Убивать, жечь, грабить, насиловать. Неужели такова наша природа, доктор? Неужели мы не можем измениться, стать другими? Почему люди гибнут за религию, за тиранов? Ничего с этим не поделаешь, доктор, ничего!
М. пытался незаметно вытащить свой рукав, но все без толку. Незнакомец крепко сжал его. Он снова перешел на хриплый шепот и продолжил:
- Но раз мы не можем измениться, раз мы не можем изменить нашу природу, раз мы созданы для того, чтобы делать зло, то нужно это принять. А я не могу это принять, пока у меня есть сердце. Оно против такого мира, и я его понимаю. И я не могу его мучить. Я хочу его отпустить. Помогите мне, доктор. Вырежьте его, спасите его. Прошу вас, доктор.
- Да перестаньте же вы пороть чепуху, уважаемый! И отпустите же уже, наконец, мой рукав, будь он неладен! Сядьте. Сядьте и успокойтесь, сейчас же. Немедленно сядьте!
Но незнакомец стоял как вкопанный, и тогда доктор несильно оттолкнул его назад в кресло и тот сел и замолчал:
- Все, сидите, бога ради, сидите. Я сейчас принесу вам немного успокоительного. Никуда не уходите, я скоро. Все будет хорошо.

     «Вот же ненормальный. Сейчас я дам ему немного выпить, он успокоится, расслабится. Оставлю его здесь ночевать на диване в кабинете. Конечно тяжело терять близких людей, но все же жизнь продолжается и нужно стараться как-то бороться с такими трудностями» - думал доктор, наливая в бокалы виски. Заходя обратно в комнату, где сидел незнакомец, доктор постарался изобразить более-менее позитивный голос:
- А вот и успокоительное! Все будет хорошо, вы главное, пожалуйста, держите себя в руках.

     Но зайдя в комнату, мужчины в кресле не было. Доктор выронил бокалы на пол и у него перехватило дыхание. Незнакомец лежал возле окна, а из груди у него нож. Тот самый, с которым его встретил М.