Бининские женщины 7

Галина Слёзкина
чего  только  не  проделывали  с  нашей  литературой  за  последние  годы,  чему  только  не  подражали  мы,  чего  только  не  имитировали,  каких  стилей  и  эпох  не  брали,  каким  богам  не  поклонялись!  Буквально  каждая   зима   приносила   нового  кумира.  Мы  пережили  и  декаданс,  и  символизм,  и  неонатурализм,  и  порнографию  -  называющуюся   разрешением  «проблем  пола»,  и  богоборчество,  и  мифологию,  и  какой-то  мифический  анархизм,  и  Диониса,  и  Аполлона,  и  «пролёты  в  вечность»,  садизм,  и  снобизм,  и  «приятие  мира»,  и  «неприятие  мира»,  лубочные  подделки  под  русский  стиль,  и  адамизм,  и  акмеизм  -  дошли  до  самого  плоского  хулиганства,  называемого  нелепым  словом   «футуризм».  Это  ли  не  Вальпургиева  ночь!»
(И.А.Бунин.  Избранные  произведения.  Государственное  издание  художественной  литературы. Москва  1956.  Вступительная  статья  А.К. Тарасенков,  с.16).               
         Разнося  в  пух  и  прах,  так  называемый, литературный  процесс,  Бунин,  как  писатель ,естественно,  не  имел  с  ним   никаких  точек  соприкосновения.
У  него  свой,  наиболее  верный  творческий  путь, на  котором  он,  увы,  был  совершенно  не  одинок. В  этом  плане  интересно  следующее  обстоятельство:
стремление  создать    типичный  образ  женщины  из  народа, запечатлев  его  в  тот  решающий  момент, когда  в  душе  бесправной  рабыни  просыпается  личность ,просыпается  ж е н щ и н а,  чьё  истинное  назначение-  любить  и  быть  любимой  -  попирается  жестокими условностями  среды,  в  которой  она  живёт;
стремление  это   издавна  стало  одной  из  главных тенденций  русской  литературы  Х1Х  века. И  подтверждением  этого  может  стать  выявление
определённых   ассоциаций  и  параллелей, возникающих  при  сравнении  повестей  и  рассказов  Бунина с  некоторыми  произведениями  его  современников. Среди  них  повесть   Александра  Куприна-  «Олеся».  И  уже  своей  красотой,  независимым  характером, природным  умом  и  способностью  стихийно познавать  законы  бытия,  Олеся   напоминает  Молодую. А  роковое  народное  суеверие  роднит  её
с  другими  бунинскими  крестьянками  -  Натальей, Катериной  и,  отчасти,  с  Аглаей.  Предельно  выражена в  образе  Олеси,  та  же  способность  глубоко
и  бескорыстно  любить.  А  в  судьбе  её  та  же трагедия  загубленной,  хоть  и  разделённой  любви. Вместе  с  тем,  это  вполне  самостоятельный  оригинальный
художественный  образ.  «Колдунья»  Олеся, более  поэтична,  отчасти,  даже  сказочна, в  отличии  от  намертво  привязанных к  неумолимой   реальности   героинь  И.А.Бунина.         Как  и  Молодая,  Олеся   становится 
жертвой  грязного  и  жестокого  надругательства, уличившей  её  в  колдовстве,  разнузданной  толпы... Как  и  у  Бунина,  у  Куприна  показан  тот  же,
тёмный  звериный  разгул  «деревни», которая  не  упускает  даже  самый  неблагодарный, лишённый  здравого  смысла  повод,  излить
накопившийся   гнев  против  тех  самых житейских   условий,  в  которых  не  остаётся  места для  доброты,  света,  обыкновенного  человеческого  сострадания.
Кстати,  сильно  озадачивает  тот  факт,  что  мало у  кого  из  русских  писателей,  изображаемое  крестьянство, в  массе  своей  лишено  такой,  казалось  бы,  национальной  черты, как   религиозность,  православные  традиции. И  на  фоне
всей  русской  литературы  второй  половины   Х1Х  века, своеобразным  феноменом  смотрится  творчество современника  Бунина  Ивана  Шмелёва,  в  частности, его,  широко известный,  теперь,  роман  -  «Лето  Господне»...     А  если  продолжать  разговор  о  творчестве  Куприна, то  есть  смыл  проанализировать  ещё  один  его
женский  образ  -  не  только  лишённый какой  бы  то  ни  было  поэтичности,  но  даже  несколько   жутковатый  в   своей  зловещей  ожесточённости. Ведь  если
Молодая,  у  Бунина,  всего  лишь,  полна  решимости отомстить  своим  обидчикам,  понимая,  что  это  невозможно,  то  у  Куприна,  в  повести  «Яма»,  героиня  -  обитательница   публичного  дома  -  заразившись   «позорной»  болезнью,  становится   просто  одержима  слепой  жаждой  отомстить,  поквитаться  за  свою  постыдную  жизнь,
ведущую  к  страшному  концу...
        Помня   о   том,  что  различные  обстоятельства  -  а  чаще  всего,  несчастная  любовь  -  приводили  молодых   девушек  к  падению,  к  проституции,   а   так  же  о  том,  что  этот   фактор   становился   темой   художественных   произведений,  вспомним,  например,  тот   же  роман  Л.Н.Толстого  -  «Воскресение»,  хочется  сказать  несколько  слов  о  повести  Леонида  Андреева  -  «Тьма».  Его  героиню  Любу,  судьба  тоже  привела  в  публичный  дом.  Своей  судьбой  и  характером,  она,  определённо  близка,  и  героине  Куприна,  и  бунинской  Молодой.  Продолжая  эти  аналогии,  очень  важно  упомянуть  один  из  ключевых  образов   в  романе  Максима   Горького  «Мать».   Ниловна...  годами  терпевшая   пьянство  и  побои  мужа,  беспросветно  тяжёлый   труд  и  нищету...  Какое  поразительное  сходство  со   всем  тем,  что  пишет  Бунин  об  Анисье,  в  рассказе  -  «Весёлый  двор»!  Вот  только  сын  у  неё  совсем  другой.  Становясь  членом   подпольной   революционной  группы,  он  преображается.  Бросив  пьянство,  он  с  любовью  и  уважением  относится  к  своей  забитой  и  несчастной  матери.  Именно  в  этом  и  состоит  её  нежданное  и  великое  счастье,  за  которое,  в  ослеплении,  она  готова  заплатить  любую  цену...
         Итак,  в  своём  дореволюционном  творчестве,  Бунин,  довольно  не лицеприятно   отобразил  современную  ему,  русскую  «кулацкую»  деревню.  И,  вероятно,  по  этим  произведениям,  уже  гораздо  позже,  советские  писатели  заговорили  о  том  огромном  влиянии,  какое,  по  их  мнению,  оказал   И.А.Бунин  на  творческое  становление  русской  литературы   ХХ  века.  Об  этом,  в  частности,  писал   А.Т.Твардовский  в  своей  статье  «О  Бунине».  Появившаяся   в  1965  году,  статья  эта  способствовала   кардинальной  перемене  отношения  советской  общественности  к  литературному   наследию,  умершего  заграницей  великого  русского  писателя.  Однако,  ещё  раньше,  в  1941-м  году,  т.е.  при   жизни  Бунина,  Алексей  Николаевич   Толстой,  в  официальном   обращении  к  И.В.Сталину,  писал  о  величии  Бунина,  о  том,  что  представители  советской   литературы,  в  частности,  он  и  М.А.Шолохов  учатся  у  Бунина  «мастерству  слова»,  «образности  и  «реализму».  (Литературное  наследство.  М. 1973.
Т.84.  Кн. 2. С. 396.). 
Не  меньший  интерес  представляет  так  же,  выступление  Константина  Федина,  сделанное  им  в  1954  году,  на  втором  съезде  советских  писателей.  Говоря  о  Бунине,  как  о  классике  рубежа  двух   столетий,  он   по  достоинству  оценил  его  стоическое  сопротивление  экспансии  декаданса  в  художественной  жизни.    (Цит. по  Е.  Афанасьеву  «Бунин».  М., 1966. С. 376).