Четыре правды бабушки Наины

Светлана Словцова -Канакина
Правда первая:
Замужем за "извергом"

Сижу на грязном стуле в маленькой трехкомнатной квартирке возле замызганного стола,  разглядываю мусорную вокруг себя свалку. Я - в гостях у бабушки Наины.  Как здесь  живут люди, как ходят: и сама  хозяйка, и муж ее - дедушка Коля, и   внучка Варя? Летают, что ли?
Вдоль стен, как у  всех, шкафы и полки, а середина комнаты заставлена набитыми мешками. Сверху - тряпье вперемежку с книгами, что  же внутри? Неудобно спросить, пришла-то за сказками.
Сказками, изданными  в позапрошлом веке, заманила меня соседка, да историю своей жизни обещала рассказать. Рассказывать бабушка Наина умела, так что я на наживку поддалась и, скрывая  неловкость от  увиденного, внимала:
 - Я, Светик, в восемнадцать лет замуж вышла. Наперекор судьбе. Сейчас, в шестьдесят,  поняла, какую глупость сделала. А тогда, получив  предложение руки и сердца от парнишки, который нравился, рассудила - уж больно красивый, не нужен он мне. Я маленькая была и  рядом с ним гадким утенком себя чувствовала. И девчонки  козни строили, сейчас понимаю - от зависти. Парнишка девчонок сторонился, да мне это ненадежным показалось. Вот и отказала.
Замуж пошла за самого невзрачного с улицы, думала, королевой буду. А он эту королеву в четырех стенах и запер.  Одежду сам покупал, что похуже, чтобы никто не заглядывался. А гулял как! Немало кровушки попил, немало от него поплакала. Но я за все отомстила: готовила кое-как, в квартире перестала убираться. Хоть и обидно было слышать: «Чего разлеглась, как корова, дома черт ногу сломит, а она на диване валяется!» Сейчас уже привык переступать через разбросанные вещи, а раньше из себя выходил.
Бабушка Наина замолкает. А я не могу поверить, что дедушка Коля, этот милейший человек, испортил ей жизнь. Говорю первое, что приходит в голову:
 - Отомстите еще раз - купите красивое платье!
 - Не сейчас. Куплю, когда помрет этот изверг. Тогда в первый раз  и наряжусь.

Правда вторая: 
Дружочек

Через десять лет бабушка Наина, качая седой головой, говорила:
- Умер Коленька, не стало лучшего дружочка моего. Душа в душу жили. Нет, ругались, конечно, чего греха таить, но и уважали друг друга. Было за что. Восемьдесят исполнилось, а его с работы не отпускают. Кто лучше всех машины чинит? Коля! Кто молодежи опыт передает? Опять Коля! Жить со мной перестал ровно за три месяца до смерти. Ласковый был!

Правда третья:
(от людей)

Дедушки Коли нет, а бабушка Наина так и не купила себе красивого платья. Как ходила в грязно-черной юбке в пол да кофточке непонятного цвета, так и  ходит. Хотя, кто знал ее смолоду, говорили, что  тогда она  нарядная и  веселая была. Ленивая, правда. Муж сам себе рыбу ловил,  уху варил, робу стирал, а жена, как королева, ничего по дому не делала.
Потом сына потеряли, пьяным в шторм на море купаться полез да утонул. С тех пор и ходит в черном.

Правда четвертая:
Калики перехожие

Уже и Наине восемьдесят. Поговорить еще любит. Прошлое не вспоминает, мечтает о будущем, правнуками живет. Изменилась одежда: цветные кофточки, юбка новая. Сказала, что дети черного цвета не любят.
Книжки по-прежнему читает, и  без очков. Жить хочет до 150 лет. Назло внучке, которая «мечтает о ее смерти, чтобы выкинуть все, что она накопила за свою жизнь». Варя при этом качает головой. Она, конечно, мечтает о порядке в доме, но бабушку любит. Кого ж ей любить, если отца нет, а мать еще маленькой бросила.
Бабушку любит, но жить  старается больше у мужа. Потому что дети уже голос против прабабки поднимают. Кто в силах жить в таком бардаке?
Бабушка Наина протеста не замечает, исправно выполняя свой долг: читает детям сказки, когда приезжают, стихи с ними разучивает, водит в разные кружки и секции. Хочет научить их видеть главное, не зацикливаясь на бытовых мелочах. Росла-то в советское время, когда  страна с вещизмом боролась.
Однажды, увидев меня во дворе,  сказала:
-Знаешь, Светик, хочу взять палку  и пойти куда глаза глядят. Как раньше калики перехожие из деревни в деревню ходили. Зачем? Да никому я тут не нужна.

Первая правда заставила меня задуматься, вторая - удивила, третья все расставила по местам, от четвертой правды  защемило сердце…
Когда не стало бабушки Наины, в мешках обнаружилось множество старинных книг. Дай Бог ума правнукам, чтобы по ветру это богатство не пустили.
ISBN 978-5-905557-88-0