Большой бой в маленькое затишье

Иван Лавриненко
   После завершения Керченско-Эльтигенской десантной операции и эвакуации остатков группы полковника В.Ф. Гладкова с горы Митридат 11 декабря 1943г. в воздухе на несколько дней воцарилось относительное затишье. Причиной также была испортившаяся погода. Лишь  13, 14 и 16 декабря прошло несколько результативных воздушных схваток между истребителями, в которых советские летчики 4-й ВА заявили сбитыми четыре Ме109, из которых немецкие данные признают одну потерю, а еще два «Мессершмитта» группы II./JG52 пропали без вести при перелете. Немецким истребителям также удалось сбить один «Киттихаук» 30-го ОРАП ЧФ. Лишь в отдельные дни второй декады декабря работали понесшие до этого серьезные потери армейские штурмовики 230-й и 214-й ШАД и 11-й ШАД ЧФ. Немецкая авиация также особой активности не проявляла.  Например, в летной книжке ефрейтора Хайнца Эвальда (Gefr. Heinz Ewald) из штаба II./JG52 за период с 12 по 16 декабря отмечено всего два вылета, и только в одном из них, 15 декабря, имел место воздушный бой с Ил-2 и истребителями.

   17 декабря 19143г. в полдень (мск) немцы решили организовать налет крупными силами бомбардировщиков на советский плацдарм северо-восточнее Керчи. С этой целью была привлечена большая часть бомбардировщиков Хе-111 из состава I./KG4, которых сопровождала большая группа «Мессершмиттов» II./JG52 во главе с гауптманном Герхардом Баркхорном (Hpt. Gerhard Barkhorn).

   Первыми встретила соединение противника шестерка Як-1 42-го ГИАП, ведомая гв.капитаном Петром Коноваловым, патрулирующая в районе Керчь – Булганак в период 11:53-12:35. Находясь на высоте 4500 метров в 10-12 километрах западнее Керчи, летчики приняли от радиостанции наведения сигнал приближении вражеских бомбардировщиков. Вскоре гвардейцы заметили до 30 «Хейнкелей», шедших на высоте 4500-5000 метров в колоннах по девять машин в сопровождении до 18 Ме109. Всей шестеркой наши летчики атаковали первые две девятки вражеских бомбардировщиков, нарушив их строй. Половина немецких истребителей связала гвардейцев боем, не позволив им производить дальнейшие атаки «Хейнкелей». Остальные «Мессершмитты» продолжали сопровождать своих подопечных к цели. В районе Булганак (по другим данным, в районе Мама Русская) 18 Хе-111 подверглись атаке поднятой по тревоге шестерки ЛаГГ-3 88-го ИАП, ведомой командиром эскадрильи ст.лейтенантом Афанасием Лукиным. В результате атаки пилоту ведущего «ЛаГГа» удалось сбить один бомбардировщик, еще один был записан уничтоженным всей шестеркой. После удачной атаки Лукин сам был атакован парой «Мессершмиттов», в результате чего его истребитель загорелся, а пилоту пришлось прыгать с парашютом. К счастью, ст.лейтенант Лукин благополучно приземлился в районе Аджим-Ушкай в расположении своих войск и вечером того же дня вернулся в часть. Летчики 42-го ГИАП в это время все еще вели бой с Ме109, отметив при этом, что проводив свои бомбардировщики на немецкую территорию, вторая группа «Мессершмиттов» вернулась для оказания помощи ведущим схватку коллегам. Трудный для гвардейцев бой продолжался 25 минут. В результате этой схватки гв.ст.лейтенант Григорий Павлов сумел сбить один вражеский истребитель, который упал в 10 километрах юго-западнее Керчь. Победу подтвердили гв.лейтенант Василий Исаев и гв.мл.лейтенант Николай Глядяев. Из группы 42-го ГИАП два «Яка» также получили повреждения – истребителю гв.ст.лейтенанта Павлова требовался серьезный ремонт в стационарных мастерских, а Як-1 гв.мл.лейтенанта Глядяева нуждался в небольшом ремонте силами технического состава полка.

   Не успев атаковать находившиеся уже в районе Багерово «Хейнкели», поднятые также по тревоге «Аэрокобры» 329-й ИАД сумели принять участие в схватке с истребителями противника. Вылетевшая на перехват бомбардировщиков противника четверка истребителей 66-го ИАП, ведомая ст.лейтенантом Александром Добрыниным, в 12:15 на высоте 3000 (по другим данным, 800м) метров севернее Керчи заметила, как четверка Ме109 атакует группу ЛаГГ-3. Ст.лейтенант Добрынин атаковали одну из немецких пар с дистанции 100 метров. Вражеские летчики заметили атаку и ушли переворотом вниз. Другие два Ме109, бросив «ЛаГГи», пытались зайти в хвост второй паре «кобр», ведомой мл.лейтенантом Николаем Афанасьевым. Пойдя на выручку, ст.лейтенант Добрынин зашел в хвост одному из «Мессершмиттов» и с дистанции 50 метров открыл огонь. После атаки немецкий истребитель упал на северо-восточной окраине Керчи. Чуть позже с парой Ме109 пришлось провести короткий бой гвардейцам 57-го ГИАП той же дивизии. В 12:30 на высоте 4500-5000 метров в 5-6 километрах южнее Колонка пара Ме109 пыталась атаковать вылетевшую на перехват четверку «Аэрокобр», ведомую гв.ст.лейтенантом Александром Серебряковым. Ведущий советской группы атаковал ведомого «Мессершмитта» сверху сзади с дистанции 50 метров. В результате после выпущенной очереди вражеский истребитель с белым паром пошел к земле, что видели гв.мл.лейтенант Иван Саянный и гв.ст.техник-лейтенант Энрике Флорес. Но место падения Ме109 наши летчики не видели. Гв. мл.лейтенант Иван Дербышев отстал от группы по причине того, что у него при взлете не запускался мотор. Догоняя тройку «кобр», в 12:15 в районе Керчи подвергся атаке тройки Ме109. Советский летчик ушел от противника спиралью и пикированием, в результате которого у его «Аэрокобры» сорвало обшивку левой половины руля глубины.

   С немецкой стороны в этом бою отличилась пара гауптманн Герхард Баркхорн – ефрейтор Хайнц Эвальд из штабного звена II./JG52. Сбитый ЛаГГ-3 Лукина можно было бы смело записать на счет последнего – именно он в 10:11 по б.в. заявил сбитым севернее Горкома один Як-1 (немцы часто путали «Яки» с «ЛаГГами») – если бы через две минуты после него еще один истребитель, идентифицированный как «Аэрокобра», не отправил на землю  в районе северо-восточнее Баксы его ведущий Герхард Баркхорн. Кому из этих летчиков принадлежит победа над будущим Героем Советского Союза Афанасием Лукиным, а кто лишь повредил один из «Яков» 42-го ГИАП, сказать сейчас сложно. Также возможно, что Баркхорн атаковал истребитель гв.мл.лейтенанта Дербышева и, приняв пикирование «Аэрокобры» со срыванием обшивки за падение сбитого самолета, записал на свой счет 215-ю воздушную победу. Добившемуся своего 4-го успеха в воздушных боях Хайнцу Эвальду в этом бою также досталось, и он был вынужден сесть вынужденно на фюзеляж на своей территории. Хотя его летной книжке в качестве причины посадки стоит запись «неполадки с мотором», все же можно предположить, что он стал жертвой одного из советских летчиков, поскольку очень сомнительной выглядит версия о том, что в воздушном бою, в ходе которого летчик добился победы, у него резко отказал мотор. (Например, другой ас Петер Дюттманн по такому поводу писал, штабист в одном из случаев вместо боевых повреждений записал в его летной книжке «неполадки с мотором»). Предпочтительней других выглядит заявка гв.ст.лейтенанта Павлова.  Помимо того, что на его победу было два свидетеля из числа однополчан, так и еще и район падения Ме109 вполне может соответствовать случаю с Эвальдом – вражеский истребитель падал юго-западнее Керчь, на территорию, занятую противником. Также «Мессершмитт» мог стать жертвой гв.ст.лейтенанта Серебрякова.

   К сожалению, потери I./KG4 в том бою неизвестны, но, например, за 19 декабря в группе числился погибшим один авиатор, а еще четверо было ранено, при этом советские летчики побед над двухмоторными бомбардировщиками в период с 18 по 27 декабря 1943г. в Крыму и на Украине, где действовала группа I./KG4, не заявляли. Указанные летчики могли стать жертвой советских зенитчиков. Однако если учесть тот факт, что немцы иногда свои потери записывали постфактум, то эти потери вполне могли прийтись и на 17 декабря.

   В итоге по результатам боя советские летчики записали на свой счет сбитыми два Хе-111 и три Ме109, а пилоты II./JG52 заявили две победы – по одному Як-1 и «Аэрокобре». Если брать только свои документы сторон и бои между истребителями, то схватка завершилась со счетом 1:1, при этом степень повреждения Bf109 G-6 Хайнца Эвальда, к сожалению, неизвестна. Кроме того, два советских истребителя были подбиты.

    В последующие девять дней из-за испортившейся погоды авиация сторон практически бездействовала, а ожесточенные бои в зимнем керченском небе возобновились под самый Новый год, 27-28 декабря 1943г. Но об этом речь пойдет уже в другой заметке.