Зависть

Юлия Рыбакова 2
ЗАВИСТЬ!


Даже звучит это слово будто шипение ядовитой змеи, а мысли, воспоминания и ассоциации, связанные с ним и того хуже! Меня зависть преследует всю жизнь. Признаюсь, я тоже завидую. Чувство это свойственно всем, без исключения, даже самым "ангелоподобным". Но мне, почему-то, завидуют особенно сильно, и не стесняются об этом сообщить. Я не обижаюсь, но анализирую и делаю выводы.  Осмелюсь поделиться своими соображениями, опираясь на собственный опыт.
Судьба сложилась так, что в течение жизни мне приходилось жить в разных материальных условиях, начиная с обильного и достатка и благополучия, до полнейшего обнищания, морального и психологического краха. Черные и белые полосы сменяли друг друга многократно. Получалось так, что в течение жизни у меня была возможность и насладиться и пострадать от материального состояния семьи и себя самой. Узнать всеобщее обожание и презрение, вплоть до издевательств со стороны людей.
В начале жизни, благодаря сановному дядюшке, семья попала в заграничный рай, (ГДР) на длительный срок. Детство прошло в большой, полноценной, дружной любящей семье и обильном достатке. По возвращении в СССР, первое время, когда и одеждой, и поведением, и, главное, выражением лица без голодного, завистливого взгляда, я сильно отличалась от остальных детей, всё было хорошо. Я привлекала внимание, со мной все дружили, и в семье не было проблем с "куском хлеба".
Но, наступила черная полоса, тяжело заболела сестра, и всё рухнуло. Помню, как жадно рыскали глазами по нашим комнатам соседки, как за бесценок тащили они немецкий фарфор, мебель, одежду, даже детское шелковое застиранное бельё. Врачи вытряхнули из нас всё, что можно, и так было в течение долгих лет. Родители подрабатывали по ночам, где только могли, чтобы прокормить троих детей, младшая из которых стала тяжелым инвалидом. Когда иссякли финансы, и одежда стала бедной, то резко изменилось и отношение окружающих. Начались издевательства, откровенное презрение. В доме вечный страх из-за нехватки денег. Учась в институте, мы с братом подрабатывали, где могли, чтобы семья выжила, поскольку лечение младшей сестры обходилось очень дорого.
Так продолжалось до моего замужества. Пока муж зарабатывал, я могла вспомнить счастливые "сытые" детские годы. Но вследствие его болезни, и козней бывшей жены, трудности повторились как материального, так и морального плана. И снова работа почти круглосуточно, нужда.
Далее, по принципу домино, ушли папа, брат, муж, мама, сестра, и зачем-то две любимые собаки, попавшие под электричку. За жизнь всех я боролась, как могла, держала оптимистическую улыбку, пыталась не вгонять умирающих в еще большую депрессию своим печальным видом, убеждая, что жить им долго и счастливо, и не обращала внимания на собственные внезапные обмороки, на изнуряющую бессонницу и кошмары во сне, если удавалось заснуть на несколько минут, на снижение работоспособности и беспросветная нужда.
Но странно, что при всём таком житье, я постоянно ловила на себе завистливые взгляды и откровенную злость, слышала едкие комментарии окружающих следующего содержания: "Везёт же некоторым, всё у них есть" - это про мои самодельные наряды, которые я шила из маминых и бабушкиных платьев, и дешевых отрезов. Или такие слова, которые выкрикнула мне молоденькая, нарядная лаборантка: "Ненавижу тебя, ненавижу! Как бы я ни старалась, ты всегда лучше меня!". Или, вот, сравнительно недавно, на тот момент вполне благополучная женщина, которая отлично знала, что я только что похоронила отца, брата и любимого мужа, что сижу без денег, без работы с двумя тяжелыми инвалидами на руках, раздраженно произнесла: "Есть же на свете люди, которых ничто, просто ничто в жизни не беспокоит и во всём везёт". От этих слов со мной случился шок, потому что в то время я даже внешне мало была похожа на "счастливую" - лицо почернело, тело высохло до костей, взгляд почти невменяемый, глаза красные от бессонницы и слёз, тремор, обмороки, сыпь на коже, стремительно седеющие волосы сыпались так, что нельзя было почесать голову - в руке оставался клок волос.
Именно это замечание заставило меня задуматься, над тем, ПОЧЕМУ люди ЗАВИДУЮТ. И, главное, В ЧЁМ ИСТИННА  ПРИЧИНА ЗАВИСТИ.
Я знаю много людей, вполне обеспеченных, "упакованных", способных позволить себе ежедневные немалые траты без ущерба для бюджета, и такое существование для них норма. Тем не менее, эти люди зависти не вызывают а, наоборот, они сами завидуют другим. На первый взгляд это странно, но если разобраться, то не очень.
Я поняла это, когда общалась с людьми, тоже вызывающими зависть окружающих. Сравнила, и, кажется, поняла: люди завидуют не богатству, не счастью, не изобилию, люди завидуют внутренней свободе, независимости от обстоятельств, незлобивости, великодушию, способности любить и уважать ближнего, даже если у него денег больше, или меньше, чем у кого-то. Именно такая внутренняя свобода, независимость, а, следовательно, НЕзависТливость, раздражает тех, кто лишён внутренней свободы от обстоятельств, сколько бы денег у них ни было. Им всегда мало, им всегда кажется, что у других что-то больше, лучше, красивее, богаче, вкуснее, и т.д. Они изнывают от голода и жажды всего, что они видят вокруг. Такое поведение можно было бы объяснить пережитыми невзгодами, борьбой за выживание. Но как быть с теми, кто прошел все невзгоды, нужду, борьбу за выживание и место под солнцем, но не потерял внутреннюю свободу, сохранил уважение к людям, независимо от их материального и физического состояния. Таких людей много, я их знаю и восхищаюсь. Они никогда не выставляют напоказ свои проблемы, умеют одинаково радоваться и большому и малому, в любой ситуации, "сохраняют лицо", манифестируют "довольство жизнью", "оптимизм", и, возможно, даже "пофигизм", "за кулисами" глубоко переживая за судьбы близких, не предавая их, даже в ущерб себе. Этого купить нельзя, с этим надо родиться. Это еще называется позитивное мышление, оно тоже врожденное, либо впитывается с молоком матери.
В основе зависти лежит не материальный аспект, не бедность человека, или несостоятельность в каком-то деле, а психологический аспект, неспособность человека реально оценивать свои возможности и потребности, неспособность противостоять соблазнам, переоценка себя и недооценка окружающих. И чувство зависти вызывают именно те, кто умеет подняться над обстоятельствами, может смириться, или просто не заметить разницы в материальном положении, кто умеет ждать и последовательно идти к выбранной цели, кто способен в собственных невзгодах винить только себя, не перекладывая ответственность на других. На подсознательном уровне именно такие качества вызывают раздражение и злость у завистника, но сам себе он объясняет причину внешними, материальными объектам, принадлежащим тому, кому они завидуют. Именно поэтому зависть иногда кажется необоснованной. Часто бывает, что у того, кому завидуют, нет того, что есть у завистника, или это так ничтожно, что и завидовать-то нечему, но завистник сгорает от злости - завистник чувствует духовную силу и превосходство другого человека, понимая, что это для него недостижимо.