Все они солдаты... Киноповесть. Гл. 83

Надежда Андреевна Жукова
      КИНОПОВЕСТЬ  "ВСЕ  ОНИ  СОЛДАТЫ..."

      83.
      В  ТО  ЖЕ  САМОЕ  ВРЕМЯ.   КАБИНЕТ  ВЕЛИКОГО  КНЯЗЯ  КОНСТАНТИНА
      НИКОЛАЕВИЧА    РОМАНОВА     В     ПЕТЕРБУРГЕ    В    АДМИРАЛТЕЙСТВЕ.



      
      Уже  хорошо  знакомый  нам  кабинет  Великого  Князя  Константина  Николаевича  в   Адмиралтействе  этим  поздним  вечером  хорошо  освещён.  Шторы  на  окнах  плотно  задёрнуты,  и  это  создает  правдивое  ощущение  очень  позднего  часа.
      Как  всегда,  хозяин  кабинета  на  своём  рабочем  месте,  а  в  кресле  через  стол  от  него  --  посетитель.  Сегодняшним  вечером  это  Василий  Андреевич  Долгоруков,  начальник  третьего  отделения  собственной  Его  Императорского  Величества  канцелярии.
      У  Великого  Князя  усталый  вид.
      Откинувшись  на  спинку  кресла,  он,  не  торопясь,  рассказывает  Долгорукову:
      --… Как  ты,  Василий  Андреевич,  понял  из  моих  слов,  известные  тебе  деятели,  с  удовольствием  вмешивающиеся  во  внутренние  дела  многих  стан  Европы  и  мира, вновь  объявились  у  нас  в  России. На  сей  раз  их  эмиссар  --  граф  Юмитов. Действует  он,  разумеется,  не  в  гордом  одиночестве,  а  под  руководством  одного  из  наших  лютых  ненавистников.  Тот  тоже  проживает  ныне  в  Петербурге. Юмитов  ещё  и  сплотил  вокруг  себя  некоторых  очень  влиятельных  людей,  став  таким  образом  главой  кружка  оппозиции,  деятельностью  которого  и  руководит  упомянутый  мною  иностранец…
      --  Самого  Юмитова,  членов  этого   кружка  и  заморского  гостя  следует  немедленно  арестовать  и  обезвредить.
      Константин  Николаевич  кивает:
      --  Согласен.  И  могу  в  этом  тебе  помочь.  У  меня  есть  документы,  свидетельствующие  о  связи  наших  российских  революционеров  и  с  Юмитовым,  и  с  этим  заморским  гостем,  назовём  его  господином  Икс. Более  того,  Икс  передавал  большие  денежные  суммы  революционному  кружку  для  поддержки  его  деятельности  по  разжиганию  народной  смуты.  Это  он  делал  через  Юмитова  посредством  одного  из  профессоров  Петербургского  университета. И  доказывающие  сии  деяния  бумаги  у  меня  имеются.
      --  В  таком  случае  нам  ничего  не  мешает  задержать  всех  тех,  о  ком  Вы,  Ваше  Императорское  Высочество,  говорили.  Я  готов отдать  распоряжение  о  подготовке  документов  на  их задержание  сразу,  как  только бумаги,  о  коих  Вы  упомянули,  будут  мне  переданы. Аресты  можно  будет  провести  уже  завтра  в  первой  половине  дня.
      --  Всё  не  так  просто,  Василий  Андреевич.  Икс  нам  пока  неизвестен.  На  него  может  указать  только  Юмитов,  если  захочет.  Надеюсь,  что  внезапный  арест,  произведённый  здесь,  в  моём  кабинете,  сломит  графа. Более  того,  только  после  допроса   арестованного  тут  у  меня,  все  бумаги  вместе  с  ним  самим  будут  переданы  мною  тебе,  Василий  Андреевич. Я  вызову  тебя  только  после  ареста.
      --  Grand-prince!  Это  же  нарушение  законности  и  порядка,  что  совершенно  недопустимо!  Как  можно  сначала  арестовать  человека,  а  потом  разбираться,  почему  он  арестован! И  арестовать  не  каких-то  там  мальчишек-студентов  из  никому  не  известных  семейств,  как  Вы  того  потребовали  от  меня  в  прошлый  раз,  а  человека  влиятельного  и  родовитого!  Известного  в  свете  и  всеми  уважаемого!   
      Великой  Князь  зло  посмотрел  на  Долгорукова,  прихлопнул  ладонью  какие-то
 лежащие  на  столе  бумаги  и  произнёс  властно:
      --  И  тем  не  менее,  мы  с  тобой  поступим  именно  так,  Василий  Андреевич.  Незаконно. Будь  к  этому  готов. Я  бы  хотел,  чтобы  в  ближайшие  пару  дней  твои  люди  всегда  знали,  где  тебя  можно  найти  в  случае  острой  необходимости.  В  любое  время  дня  и  ночи,  потому  что  даже  не  предполагаю,  как  долго  придётся  допрашивать  Юмитова,  прежде  чем  будут  получены  ответы  на  все  интересующие  меня  вопросы.
      --  Конечно,  Grand-prince,  я  подчинюсь  всем  Вашим  требованиям,  но  и  не  устану  повторять,  что  это -- незаконные  действия! И  почему,  в  конце  концов,  я  сам  не  могу  арестовать  Юмитова  и  потребовать  у  него  ответа  на  вопросы,  и  в  том  числе  и  о  местонахождении  Икса, и  списка  их  общих  … «друзей» … среди  влиятельных  лиц  Петербурга?  Арест  Икса,  после  того,  как  граф  назовёт  его,  сложности  уже  не  представит…
      Великий  Князь  засмеялся  зло  и  коротко:
      --  Ты  не  представляешь,  с  кем   будешь  иметь  дело.  Чтобы  арестовать  этого  господина,  нужна  особая  подготовка.  Мои  люди  это  осуществят.  Твои  --  вряд  ли.  Ещё  с  их  стороны  и  жертвы  будут.
      Долгоруков  обиделся:
      --  Ну,…  Отказать  моим  служащим  в  должной  подготовке…
      Великий  Князь  сердито  перебил  Долгорукова:
      --  Я  и  не  отказываю,  а  только  веду  речь о  специальной  подготовке.  Мне  хорошо  известно,  как  часто  соратникам  этого … Икса  удавалось  уходить  от  специальных  агентов  моего  незабвенного  Родителя.  И  сколько  их  погибло  в  борьбе  с  этими  нашими  врагами.  Поэтому  не  станем  спорить. Тайная  разведка  по  распоряжению  моего  Венценосного  Брата  сегодня  в  моих  руках,  поэтому  кое-что  приходится  решать  мне  самому.  На  свой  страх  и  риск. Вот  и  будет  так,  как  я  сказал.
      --  Слушаюсь,  Ваше  Императорское  Высочество! Исполню  все  Ваши  распоряжения!
      --  А  распоряжений  никаких  пока  нету.  Кроме  одного : находиться  поблизости  и  быть  готовым  явиться  ко  мне  в  любую  минуту  по  первому  требованию.
      Константин  замолчал,  подумал,  вглядываясь  в  своего  визави,  а  потом  добавил:
       --  И  ещё.  Никто  не  должен  узнать  о  нашем  сегодняшнем  с  тобой  разговоре,  Василий Андреевич.  В  противном  случае  жизнь  графа  Юмитова  в  большой  опасности.  Именно  поэтому  и  не  хочу,  чтобы  документы  прежде  времени  попали  на  глаза  твоих  людей.
      --  Разумеется,  Ваше Императорское  Высочество,  до  того  момента,  как  Вы  передадите  мне  на  руки  графа  Юмитова,  я  никому  не  скажу  ни  слова.  Хотя  зря  Вы  так  скептически  относитесь  к  моим  подчинённым.  Они  все  абсолютно  надёжны  и  проверены.
      --  Хорошо,  коли  так. Можешь  идти.
     Долгоруков:
      --  Честь  имею  откланяться!
      Константин  Николаевич,  молча,  кивает  ему  в  ответ,  и  начальник  третьего  отделения  покидает  кабинет,  а  его  усталый  хозяин  погружается  в  невесёлую  задумчивость.